Меню Рубрики

Упражнения для шеи в ванной для грудничков

Хотите увидеть своего малыша счастливого, чтобы процесс купания не был для вас пыткой и испытанием, а для младенца мучением? Узнайте о чудесном аксессуаре для плавания, который укрепит нервную систему малыша и облегчит процесс купания для родителей.

Многие родители будут в недоумении, кого-то это заинтересует и он задастся вопросами: как же пользоваться подобным приспособлением, неопасно ли это для малыша и с какого месяца жизни приступать к использованию круга на шею для купания?

Сначала ознакомимся с внешним представлением данной примочки. Круг на шею похож на обычный плавательный круг для купания на море или в бассейне, только, естественно, меньше по размерам. Состоит из двух камер, поочерёдно надувающихся и соединяющихся с помощью липучки в форму, напоминающую подкову.

А если они в процессе купания расстегнутся? Успокойтесь и не переживайте, при покупке у хорошего и достоверного продавца такой мысли вовсе и не будет возникать, так что главное правило при приобретении – не экономьте на здоровье собственного же ребенка!

Круг фиксируется вокруг шеи, присутствует специальная выемка для подбородка, для более комфортного и удобного нахождения в нем. Внешне он, очень красив, яркий и привлекательный дизайн не оставит никого равнодушным, к тому же внутри зачастую располагаются различные погремушки и бубенчики. Он существенно облегчает купание для родителей, так как не нужно постоянно держать голову младенца. Можно использовать даже для тех, кто еще не умеет самостоятельно ее удерживать.

Такое приспособление поможет существенно сэкономить на покупке специальной ванночки для купания, ведь благодаря кругу можно спокойно позволить передвигаться малышу прямо в ванне.

Не надо сейчас стремя голову мчаться в магазин и приобретать первый попавшийся круг. Он не является таким уж безопасным для каждого малыша планеты, имеются и надлежащие противопоказания. Это точно так же, как таблетки для взрослых, без консультации со специалистом не стоит даже покупать. В первую очередь, необходимо посетить соответствующих врачей: педиатра, невропатолога и ортопеда. Лишь после приема возможна покупка, и то, с очень внимательным осмотром всех деталей товара.

Должным образом необходимо ознакомиться с материалом, из которого изготовлен круг. Проверить наличие клапанов для закачки воздуха, их исправность, а также не имеется ли каких-нибудь повреждений, проколов и сильного химического запаха! Если что-то одно из этого списка уже вас смущает и вводит в заблуждения, стоит отказаться от подобной покупки и выбрать более качественный товар.

В этом вопросе никаких исключений нет, можно купать хоть с самого рождения. Но, следует придерживаться совета педиатра о не рекомендации купания малыша с кругом, у которого еще не зажила пупочная рана.

Средним возрастом для таких начальных купаний считается 1-1,5 месяца от рождения. Завершением станет период наступления двухлетнего возраста малыша.

Обращаясь к противопоказаниям, следует принять во внимание наличие следующих факторов:

  • вирусные и простудные заболевания;
  • раздражения в области шеи и прочие кожные заболевания;
  • мышечный тонус в повышенном или пониженном состоянии;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата (переломы, вывихи);
  • период восстановления после родовых травм;
  • реабилитация после травм шейного отдела и ключиц.

Опять-таки, если у вашего ребенка не имеются противопоказания из этого списка, следует все равно пройти консультацию у педиатра. Лишь только он даст вам полное право на проведение купания с кругом на шее.

Приобретя товар, с тщательной проверкой его в магазине, необходимо достать и аккуратно расправить изделие, открыв все клапаны. Далее все просто, как и при обычном надувании кругов для плавания, первым делом заполняется воздухом малая камера, затем – большая.

Следует вдувать воздух размеренными малыми порциями, дабы полностью расправить круг от изломов и трещин, при этом не перекачать его до чрезмерно твердого состояния. После окончания процесса нужно закрыть клапаны и вогнуть их внутрь круга. В результате, если просматриваются отдельно границы верхнего и нижнего оснований круга и контур внутри его для закрепления подбородка и шеи малыша, значит, что вы справились с работой и можете спокойно надевать его на ребенка.

Главное и основное правило — надевать круг только в помещении и никак не на воде!

  1. чтобы предотвратить наличие пыли и прочих микробов на поверхности круга, необходимо промыть его с мылом теплой водой;
  2. расположите ребенка к себе лицом, это позволит правильно надеть круг на шею и в то же время позволит вам видеть и контролировать его эмоциональное состояние;
  3. если малыш еще не умеет самостоятельно держать головку, то потребуется помощь второго родителя, который поддержит и исключит трудности при надевании;
  4. расстегните липучки и отведите обе части круга в разные стороны;
  5. в получившееся расширенное отверстие просуньте шею ребенка, так, чтобы подбородок попал в свою предназначенную выемку, оденьте круг и тщательно закрепите липучки;
  6. по окончании убедитесь, что круг не сдавливает дыхательные пути! Оптимальное расстояние между кругом и шеей должно составлять 3 мм;
  7. теперь, когда круг надет, можно приступить к началу процесса купания, постепенно погружайте в воду, чтобы не испугать и так переполненного эмоциями малыша.

Для большего ознакомления младенца с кругом, покупайте его в ванне вместе с ним, после, пусть поиграет уже в комнате, а далее смело проводите купание вместе.

Семь раз отмерь, один отрежь – также должно быть и с малышом в круге. Перед купанием вновь убедитесь, что липучки исправно и крепко застегнуты.

Перед тем как купать ребенка практически каждая мама читает много информации, придумывает что-то новое, чтобы ее малыш остался доволен, чтобы превратить купание в нечто сказочное, незабываемое, и это не удивительно. Именно поэтому придумали специальные круги для купания, благодаря которым можно купать ребенка не беспокоясь ни о чем, однако, не стоит слишком долго позволять ребенку купаться, так как он в круге, то усилий прилагается для передвижений больше, вследствие этого проведите первое плавание на протяжении не больше 10 минут.

Меры безопасности на воде должны быть и у такого маленького человека, поэтому не используйте плавательное средство на глубину более одного метра, не перекачивайте и не наваливайтесь сильно на круг при купании малыша.

Данный круг не является спасательным средством! Будьте бдительны и не оставляется вашего ребенка без своего внимания! Любая погрешность и отвлечение даже на полминуты будет стоить вашему ребенку жизни. Наблюдайте и при необходимости поддерживайте малыша рукой под животом или спиной.

Подавляющее большинство педиатров ратуют за использование данного приспособления. Оно поддерживает в тонусе мышцы спины, укрепляет иммунитет и нервную систему, приводит в норму пищеварительный процесс и обмен веществ. Помимо полезных качеств, влияющих на организм, благодаря такому плаванию, малыш приучается держаться на воде почти самостоятельно, и после, с уверенностью сам сможет научиться плавать без каких-либо усердий и круга, в том числе.

Большая часть родителей рады подобному приобретению и лишь малая доля тех, кто разочарован или получил отрицательные воздействия, и то, по причине несоблюдения простых правил безопасности и не ознакомлением с факторами противопоказания.

Существенных минусов, влияющих на здоровье и целостное состояние малыша – нет. Но опять же, несоблюдение простейших норм и правил может привести к непоправимым последствиям.

  • Слишком долгое купание с кругом значительно увеличивает нагрузку на позвоночник, именно поэтому должным образом надо подходить к продолжительности проведения плавания.
  • При наличии одного из противопоказаний уже нельзя использовать круг.
  • Не рекомендуется к применению, если у ребенка отмечен слабый мышечный тонус.
  • Не годится пухлым и толстым детям.

Известный и именитый педиатр поддерживает мнения большинства, которые голосуют положительно о плавательном круге на шею. Ведь родителям без него не обойтись, процесс купания занимает долгие и изнурительные двадцать, а то и тридцать минут, стоя в согнутом положении, страдает поясница бедных мам или пап.

Поэтому, взгляду Евгения Олеговича можно довериться и с уверенностью приобретать плавательный круг для купаний в ванне, тем самым не принося вред своему здоровью.

Чтобы купание прошло незабываемым и впечатлительным, стоит набрать воды такое количество, при котором малыш не сможет касаться ногами дна, а также развеселить с помощью игрушек или развести пену для ванн. Первым делом, пока малыш маленький, можно держа игрушку в руках привлекать его тем самым за собой, таким образом, он научится разворачиваться в воде и работать одновременно как руками, так и ногами. С течением времени усложнять задачу.

Самый популярный вид игры — взять специальные игрушки для ванны, идеально подойдут уточки или рыбки, разложить их на поверхности воды и дать ребенку задание собрать их.

Еще вариантом игры станет некий «заплыв». Подведя ребенка к бортику ванны, расположить его параллельно поверхности воды, вытянуть ножки и попросить оттолкнуться от поверхности с силой. Упражнение совершить на всю протяженность ванны.

Как уже говорилось, для многих родителей это облегчение при процедуре купания малыша. Плюсов намного больше, чем отрицательных пунктов, поэтому можно не сомневаться покупать или нет. Главное знать, что это не только удобство, но и возможность самостоятельного передвижения на воде малыша.

В следующем видео узнаете о травмах от использования круга на шею при плавании ребенка:

Физическому развитию ребенка, родителям следует уделять внимание практически с самого рождения. Для этого проводят различные занятия.

Существуют специальные комплексы упражнений для ванной для грудничков. Важно знать, как правильно заниматься с крохой, чтобы не навредить ему.

Многие родители думают, что укреплять ребенка физически можно только при помощи различных упражнений, выполняемых на столе, фитболе. Но существует также водная гимнастика, которая является не менее полезной. Подобные занятия благотворно влияют практически на все органы и системы грудничка.

Выполнение определенного комплекса в воде с ребенком, дает такие положительные результаты:

  • укрепление иммунитета. Дети, которые регулярно занимаются аквааэробикой, меньше болеют;
  • повышение выносливости. Малыши легче переносят различные нагрузки;
  • снижение психоэмоционального напряжения. Ребенок вырастает психически более уравновешенным;
  • улучшение кровообращения. Давление воды воздействует на кровеносные сосуды эпидермальных покровов, нормализуя ток крови;
  • ускорение протекания обменных процессов. Это благотворно влияет на состояние всего организма, усиливает аппетит;
  • укрепление мускулатуры тела. Это способствует более скорому наступлению того момента, когда ребенок начнет уверенно держать головку, сидеть с прямой спиной, ходить. Преимуществом занятий в воде является то, что снижается нагрузка на позвоночник. Во время пребывания в воде не ограничиваются движения крохи. Это способствует развитию всех мышц тела;
  • улучшение настроения;
  • правильное развитие сердечной мышцы;
  • развитие личностных качеств. Ребенок вырастает самостоятельным, дисциплинированным, решительным, смелым.

Чтобы малышу было интересно, можно взять игрушки. Также требуется подготовить полотенце, памперсы для плавания. Емкость, в которой будет проходить аквааэробика, стоит тщательно очистить с использованием соды и воды.

Важно организовать оптимальный микроклимат в помещении. Температура должна варьироваться в пределах 20-22 градусов, а влажность быть на уровне 50-60%. Рекомендуется закрыть окна, чтобы не допустить появления сквозняков.

Существует множество упражнений, которые можно выполнять с ребенком в воде. Можно найти такие занятия в интернете либо вызвать инструктора и узнать у него особенности проведения гимнастики для младенца.

Эффективные упражнения для ванной для грудничков:

  • погружение. Кроху возрастом до трех месяцев следует взять за низ спины таким образом, чтобы голова и позвоночник лежали на руке, от запястья до локтя. Если малышу уже больше трех месяцев, тогда его нужно взять за подмышки и грудь. Выполнить вертикальное погружение в воду;
  • покачивания. Двигать ребенка в воде вперед-назад, вправо-влево;
  • горизонтальное погружение. Выполняется после того, как малыш привыкнет к вертикальному погружению;
  • положение на спине. Одной рукой придерживать кроху под попу, а второй – шею и затылок;
  • позиция на животе. Правой рукой придерживать малыша под живот, а левой – фиксировать подбородок;
  • раскачивание в разные стороны с изменением темпа;
  • восьмерка. Необходимо перемещать грудничка в воде, изображая знак бесконечности;
  • отталкивания ногами. Ступни ребенка следует подвести к стенке ванной. Ноги должны быть слегка согнуты в коленях. Младенец рефлекторно начнет отталкиваться от края емкости. Это хорошо тренирует мышцы нижних конечностей;
  • ходьба. Особенно показано такое упражнение грудным детям от трех месяцев до года. Оно способствует развитию навыка ходьбы. Следует постелить на дно ванной нескользящий коврик и тяжелую игрушку. Количество воды должно доходить до уровня грудной клетки младенца. Поставить малыша на коврик. Помочь крохе пройти в направлении к игрушке;
  • ныряние. Такое упражнение проводится в несколько этапов. Сначала нужно брызгать водой на грудничка, чтобы он научился задерживать дыхание. Важно, чтобы жидкость не попадала в уши и нос. Далее следует уложить кроху на спину и оставить на поверхности воды только рот и нос. Когда младенец привыкнет к такой позиции, надо перевернуть его на живот и на секунду погрузить в воду. Уши при этом должны остаться на поверхности.

Чтобы укрепить здоровье крохи при помощи водной гимнастики и не нанести ему вред, следует придерживаться мер предосторожности. Обращаться с грудничком надо очень аккуратно. Занятия не должны ему причинять боль и дискомфорт. Важно, чтобы после водных процедур у малыша улучшилось настроение и самочувствие.

Специалисты дают родителям такие советы:

  • общая длительность занятия в воде с малышом до трех месяцев не должна превышать 15 минут. Далее время пребывания в ванне можно увеличить;
  • заниматься с ребенком только, если у него хорошее настроение. Если кроха капризничает, плачет, то аквааэробику стоит перенести;
  • нельзя заставлять кроху выполнять упражнения. В противном случае у него сформируется негативное отношение к гимнастике;
  • не проводить занятия во время общего недомогания, болезненного состояния ребенка;
  • начинать выполнять гимнастику только после заживления пупочной ранки: примерно с месячного возраста;
  • отказаться от аквааэробики, если у ребенка есть кожные, инфекционно-вирусные заболевания, почечно-печеночная недостаточность, сердечно-сосудистые нарушения;
  • начинать занятия не раньше, чем спустя 40 минут после кормления.

О грудничковом плавании в ванной в видеоролике:

Таким образом, существуют разные упражнения для проведения водной гимнастики с грудным ребенком. Важно выполнять их правильно, придерживаться рекомендаций специалистов. Начинать занятия разрешается с месячного возраста.

источник

Гимнастика для грудничков – отличный способ укрепить иммунитет, развить мышечный и костный аппарат ребенка, избавить его от гипертонуса. Помимо очевидной медицинской пользы, домашняя зарядка для крохи буквально с первых дней становится важным связующим звеном с мамой – во время выполнения упражнений происходит общение, тактильный контакт. Это помогает развивать эмоциональную сферу малютки, центры распознавания речи, предпосылки к будущему говорению.

Если родители смогут сделать ежедневную гимнастику для грудного ребенка интересной и познавательной, заниматься он будет с большим удовольствием. В этой статье мы расскажем, как провести гимнастику не только полезную для здоровья, но и веселую, которая обязательно понравится вашему крохе.

Читайте также:  Делают ли пластические операции на шее

О пользе гимнастики для человека много сказано и много написано. Но далеко не все знают, что для грудничка комплекс физических упражнений – это нечто большее, чем просто нагрузка на мышцы и суставы. Поскольку малыши грудного возраста еще не могут выполнять упражнения самостоятельно, зарядка всегда проходит совместно с мамой или папой. Крохе важно чувствовать близость матери, через нее он познавал мир в течение девяти месяцев беременности, и она же в первые месяцы его самостоятельной жизни является его главным проводником в этом мире. Таким образом, зарядка обогащает внутренний мир малыша, дает ему столь необходимое общение с мамой.

Гимнастика является отличным дополнением к массажу. В комплексе оба вида воздействия помогают в коррекции гипертонуса мышц, свойственного всем новорожденным и грудничкам как минимум до полугода. Гимнастику рекомендуют для правильного развития тазобедренного сустава при дисплазии. Также благодаря гимнастике удается исправить кривошею.

Лечебная гимнастика в комплексе с массажем назначается ребенку при наличии впалой и воронкообразной грудной клетки, при гипотонусе, при вальгусных и варусных деформациях ног.

Гиперактивным и легковозбудимым детям для укрепления нервной системы рекомендуется расслабляющая гимнастика и релаксационный массаж. Вялым и апатичным малышам, наоборот, рекомендуется тонизирующая, общеукрепляющая гимнастика.

При выявленных патологиях массаж назначается лечебный, и гимнастика соответствующая – из комплекса ЛФК. Деткам здоровым гимнастика и общий массаж рекомендуются для профилактики патологий, для лучшего физического и психического развития.

В интернете интересующиеся родители могут найти большое количество различных упражнений для детей до одного года, но вот по-настоящему увлекательных среди них не так много, а ведь именно игровая составляющая является самой главной. Если малыша изо дня в день заставлять делать что-то, что ему давно наскучило, пользы от такой гимнастики будет немного. Поэтому мы решили собрать только самые лучшие упражнения, которые не дадут малышу заскучать и принесут немало пользы для его здоровья.

Веселая гимнастика для грудничков может проводиться с первых дней жизни. Возрастных ограничений нет. Но родители должны хорошо понимать, что физическая нагрузка должна быть соразмерной возрасту, перегружать малютку нельзя. Проводите занятия ежедневно, можно делать гимнастику 2 или 3 раза в сутки, но продолжительность каждого занятия не должна превышать 5-10 минут. Постепенно мама может увеличивать время занятий и к 8-9 месяцам продолжительность гимнастического занятия может составлять уже 20 минут, а ближе к году -уже полчаса.

Несколько простых правил помогут вам организовать занятия с грудничком правильно.

  • Старайтесь проводить занятия в одно и то же время. Оптимально делать это утром и после полуденного сна, но вот вечером, когда вы делаете легкий и расслабляющий массаж малютке перед купанием и отходом ко сну, от гимнастических упражнений лучше отказаться, чтобы не стимулировать нервную систему. Перевозбуждение помешает ребенку быстро и крепко заснуть.
  • Перед гимнастикой всегда делайте легкий общий или лечебный массаж, назначенный врачом по случаю определенного заболевания.

К началу упражнений мышцы малыша должны быть «разогретыми» и подготовленными. Это поможет избежать болевых ощущений, растяжений.

  • Помещение, в котором проводится занятие, должно быть проветренным, в нем не должно быть слишком холодно или слишком жарко. Лучше всего поддерживать температуру на уровне 21 градуса тепла. Если на улице лето и имеется соответствующая возможность, сделайте гимнастику на улице.
  • Не нагружайте малыша сразу после еды, также нежелательно начинать заниматься натощак. Лучшее время для зарядки – интервал между кормлениями (через полтора часа после приема пищи).
  • Не делайте зарядку на мягкой постели. Позвоночник малыша не будет на ней находиться в правильном положении. Для новорожденных и грудничков до полугода используйте пеленальный столик, проводите упражнения на обычном столе.

Для более подвижных и активных деток после полугода больше подойдет поверхность пола, на котором вы постелите коврик из пенополиуретана, не пропускающего холод.

  • Всегда приступайте к зарядке в хорошем настроении. Дети тонко чувствуют состояние мамы, и если настроение у нее плохое, они тоже будут капризничать.
  • Вносите разнообразие в комплекс упражнений, который вы выбрали в качестве основного. Постепенно начинайте проводить отдельные упражнения в ванной, практикуйте плавание, добавьте к привычным упражнениям занятия на гимнастическом шаре – фитболе.
  • Лучшее гимнастическое занятие – это совместное занятие мамы и малыша. Особенно это актуально тогда, когда дети начинают подражать взрослым, то есть после 9-10 месяцев.

Никогда не заставляйте ребенка заниматься против его воли. Если он не выспался по каким-то причинам, у него плохое настроение (да, у грудничков тоже бывает плохое настроение! ), его что-то беспокоит, зарядку лучше отложить до того момента, когда ребенок будет совершенно здоров, весел, бодр и настроен на общение.

Сама по себе гимнастика для грудничков имеет не так много противопоказаний, но перед тем, как начать заниматься, маме следует посоветоваться с педиатром. Обычно разрешение детские врачи дают охотно. А если у ребенка есть особенности развития, то именно врач подскажет, как правильно делать гимнастику именно в вашем случае. Например, при ДТС (дисплазии тазобедренного сустава) гимнастика может проводиться прямо с ортопедическими «распорками» между ножек, но тут нужно обязательно посмотреть, как это делает специалист.

При деформации грудной клетки увеличивают количество упражнений, направленных на растяжение грудных мышц, а потому будут полезны упражнения на фитболе.

При деформации ног основой гимнастики являются упражнения для стоп, коленей и бедра, а при кривошее существуют совершенно конкретные лечебные упражнения для укрепления мышц шеи.

К противопоказаниям можно отнести состояние лихорадки – с повышенной температурой занятия могут навредить. Не стоит делать гимнастику и тогда, когда малыш страдает по поводу колик, режущихся зубов и других недомоганий.

С большой осторожностью и только с разрешения врача проводят гимнастику детям с врожденными пороками сердца, заболеваниями сосудов, гидроцефалией, большими грыжами, а также параличами и парезами разного происхождения.

Для здорового ребенка разрешены и допустимы упражнения как статические, пассивные, которые мама проводит крохе, который лежит, так и активные, в которых ребенок принимает непосредственное и волевое участие в силу своих возрастных умений и навыков.

Из всего многообразия упражнений для грудничков мы отобрали только те, которые по праву могут считаться веселыми и эффективными. Все они «испытаны» не одним поколением карапузов и обычно очень нравятся малышам и их родителям. Из этого перечня каждая мама сможет составить программу занятий для своего малыша согласно его возрасту. Постепенно программу можно усложнять, повторяя пройденное ранее и добавляя новые упражнения.

Отличительная особенность гимнастики для самых маленьких – нежные и щадящие прикосновения, отсутствие давления на мышцы при массаже и зарядке. Детки много спят, мало бодрствуют, а потому будет вполне достаточно одного короткого занятия после утренних гигиенических процедур.

«Лягушка». Положите младенца на спинку. Возьмите его за ножки в области голени, ладони мамы закрывают колени ребенку. Затем поделайте несколько сгибательных движений, как будто кроха приседает, а потом разведите ножки в стороны коленками наружу – таким образом кроха примет позу «лягушки». Переверните кроху на животик. Возьмитесь за его стопы и слегка надавите, ножки следует развести также до позы «лягушки».

  • «Постовой». Положите кроху на живот. Встаньте сзади и слегка возьмите кроху за плечики. Нужно совсем немного поддержать малыша за плечи, чтобы он несколько секунд удерживался на собственных локтях. Затем слегка разведите плечи в стороны – малыш рефлекторно будет пытаться поднять вверх головку. Это упражнение поможет подготовить мышцы шеи к самостоятельному удерживанию головы.

  • «Велосипед». Это упражнение особенно нравится грудничкам. В положении лежа на спинке возьмите ножки и попеременно подводите их к животику. Такое воздействие укрепляет мышцы живота, уменьшает частоту возникновения колик. Если мама будет сопровождать движения смешными потешками, малыш получит больше удовольствия и пользы. Пример потешки для этого упражнения: «Едем, едем, крутим, крутим, а устанем – отдохнем, все узнаем, все увидим, мир по кругу обойдем! ».

Для детей в возрасте 2-4 месяцев обязательно добавляют упражнения, способствующие ползанию. Для этого можно усложнить уже знакомую нам «Лягушку», надавливая на стопы поступательно, чтобы малыш совершал рефлекторное движение вперед на животе. Дети становятся более эмоциональными, а потому не скупитесь на стишки и потешки, пойте песенки во время занятий.

«Зонтики». Положите ребенка на спинку, пальцами захватите кисти его рук, вытяните ручки вперед и вращайте кисти по кругу, потряхивайте их и начинайте вращение в другую сторону. Можно почитать малышу потешку: «Зонтик крутится в руках, дождик дремлет в облаках, вправо-влево покручу, в гости к дождику лечу!».

  • «Пляска». Это упражнение помогает укреплять мышцы ног и обычно очень нравится малышам. Положите младенца на спину, возьмите рукой его правую ножку и коснитесь ее пяточкой левой коленки, потом повторите упражнение с противоположной ногой.

  • «Лягушонок в плавании». Это упражнение проводится в воде – большой ванне или бассейне. Для него вам понадобится ортопедический круг на шею для купания грудничков. Отпустите ребенка с кругом в воду. Руками возьмитесь за ножки малыша и подводите их как в «сухопутном» варианте – сначала к животу, потом с разведением в стороны. Добавьте серию поворотов с кругом в воде – со спины на живот и обратно.

В этом возрасте малыши многое умеют, обязательно пользуйтесь этим для усложнения гимнастики. Задания становятся сложнее, но интереснее, и малыши более эмоционально начинают реагировать на них.

«Самолетик». Излюбленное упражнение многих поколений. Выполнять его можно на маминых или папиных руках. Ребенка обхватывают одной рукой за животик, другой поддерживают грудь и поднимают в воздух. Рефлекторно в положении на животе ребенок раскидывает руки, как крылья самолета, напрягает мышцы живота и спины, тренируется его вестибулярный аппарат. Дальше – дело фантазии родителей. Можно изображать звуки самолета, можно почитать про «самолет, забери меня в полет», можно просто совместно посмеяться, поскольку дети обычно очень весело воспринимают такое упражнение.

«Смелый летчик». Это совместное упражнение. Мама должна лечь на спину, поднять ноги и согнуть в коленях под прямым углом. Малыша она размещает животом на сгибе ног между коленями и стопами, держит за раскинутые руки. Далее мама может покачать ноги и пресс, что полезно после родов, а малыш просто покатается вверх и вниз, что очень полезно для его вестибулярного аппарата и развития рук, живота и спины.

В этом возрасте приветствуется любой полет фантазии родителей. Полезны вертикальные «шаги» с опорой стоп малыша на ноги взрослого (при поддержке в подмышках), полезны переводы ребенка из положения сидя в положение лежа и наоборот, перевороты на бока, спину, живот, активное ползание.

«Тачка». От этого упражнения дети без ума – оно смешное и очень полезное. Мама поднимает ребенка за ножки из положения лежа на животе так, чтобы на пол ребенок опирался руками. Так, на руках, занимающиеся продвигаются вперед. Можно добавить смешные стишки, и веселье всей семье будет обеспечено: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, тачку в огород качу – лук, капусту и морковку я с собою прихвачу! ».

  • «Паровозик». Положите ленту на пол и расскажите, что двигаться будете вдоль нее, как поезд по рельсам. Ребенка расположите на животе, сами примите ту же позу по другую сторону ленты параллельно. Со звуками «Чух-чух» и «Ту-ту» начинаете ползти от исходной точки до конца ленты, где стоит игрушка (финишный стимул для малыша). По мере роста можно усложнять упражнение, заставляя ваш «паровоз» ползти задом наперед.

​​​​​​О динамической гимнастике многие слышали, многие видели, как задорно и весело ее делают другие. Зарядка, в которой ребенка подбрасывают, раскачивают за одну или две конечности, может быть очень опасной для неподготовленных мамы и малыша, а потому самостоятельно осваивать приемы и упражнения лучше всего со специалистом после предварительной консультации с педиатром.

Считается, что приучать малыша к зарядке в воздухе нужно с самого раннего возраста, ведь чем старше становится ребенок, тем более противопоказано ему такое воздействие. По отзывам родителей, освоить все приемы такой гимнастики довольно сложно и страшно. Но вот комплекс на фитболе очень нравится малышам. Речь идет о раскачивании на животе на мяче и на спине, а также о покачивании на мяче на руках у мамы – она при этом подкачивает бедра и ягодицы (полезно для всех участников занятия! ).

О том, как сделать гимнастику для новорожденных, смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану «плавать — раньше, чем ходить!» Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото — фотобанк Лори

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Читайте также:  Лимфоузел на шее около ключицы

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления «гусиной кожи» или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

В основе плавания младенцев лежит:

  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.

Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Возраст ребенка Примерный объем плавания температура воды
5 дней — 2 недели 10-15 мин. 36,5°С
1 месяц 14-17 мин. 36,0°С
2 месяца 19-22 мин. 35,5°С
3 месяца 24-27 мин. 35,0°С
4 месяца 29-32 мин. 34,5°С
5 месяцев 34-37 мин. 34,0°С
6 месяцев 39-42 мин. 33,5°С
7 месяцев 44-47 мин. 33,0°С
8 месяцев 49-52 мин, 32,5°С
9 месяцев 54-57 мин. 32,0°С
10 месяцев 59-62 мин. 31,5°С
11 месяцев 64-67 мин. 31,0°С
12 месяцев 69-72 мин. 30,5°С

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней — 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца — самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка — голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка «ковшиком»,

* одноручная поддержка «полукольцом» — большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка «полукольцом» и «ковшиком» позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком» и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь — вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» — указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая — это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением — поддерживающей под грудь руки — ребенок останавливает дыхание — на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: это может привести к сильному испугу и захлебыванию.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.

Другое дело — плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих — дельфинов, китов, — передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно «показывают» такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн «Малютка» для систематических занятий плавание на «большой воде».

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн «Малютка» с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го — начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы — средствами слова. Употребление слов «греби», «толкайся», «ныряем» так же важно и нужно, как, например, слов «мама», папа», «бабушка». Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Читайте также:  Болит шея с правой стороны спереди больно глотать

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Возраст: 5-15 дней — 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) — Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы:

Рефлекс Моро — симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона — тонический — прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант — дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра — феномен ползания, или брасс ногами. На груди — отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). «Двойная» ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка «челнок»). Одноручная поддержка на спине «полукольцом». Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди «ковшиком» под подбородок и проводка, одноручная поддержка «ковшиком», а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) — Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант — выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона — подтягивание на «весу» (3-5 раз),

Моро — охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: «толкайся», «греби», «держи», «тянись».

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) — Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

«Соскальзывание» (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: «плыви», «греби», «толкайся». Много игр в воде типа «буря на море», «торпеда» и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность — до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) — Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) — Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна «Малютка», посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) — Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) — Начало занятия — игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна «Малютка», плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Возраст детей — 5 дней — 2-3 недели; продолжительность занятий — 10-15 минут; температура ванны — 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка «челнок»), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая «ковшиком» за подбородок и правую щеку — поворот на «ковшик» (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой «ковшиком» под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине «полукольцом», повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на «ковшике» под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) — большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней — 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) — погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) — показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) — техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) — апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) — уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн «Малютка» при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза — дома.

7 этап (6-й месяц) — минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) — минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) — совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа «торпеда», ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 — 12 месяцы) — продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами «греби», «плыви», «ныряем», «толкайся».

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества — смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания — занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка — 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго — третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе — предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода — это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован.

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

«Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

источник