Меню Рубрики

Что у вожатого на шее

Этика — Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п [БАС]. Это закон, правило. Но как, и любое правило, его можно аргументировать, чем и займемся.

Встречают по одежке, провожают по уму. Важно: первое впечатление, произведенное вами на детей и их родителей. Не менее важно – то, как вы будете выглядеть в течение всего сезона.

• Нейтральный стиль в одежде.
• Чистота
• Опрятность
• Цвет
• Запах

• Юбка (10 см от колена), некороткие шорты
• Нет линии живота
• Майки и топы. Дети не должны видеть вашего белья.
• Декольте как можно меньше.
• Мужчины – никакого голого тороса.
• Купальник – только в бассейн или на речку – стоит подобрать заранее.

Причина: излишнее внимание со стороны старших отрядов (мальчики интересуются, девочки ревнуют. Буйство детских гормонов вам ни к чему, тем более, это наказуемо по закону).

У каждого бойца ИО СПО есть бойцовка или какая-нибудь другая форма. И недаром. Бойцовка, во-первых, — способ занять детей на полчаса чем-нибудь, во-вторых – как отличить вожатого от пионеров?=) Но! Жарко летом => необходимо искать альтернативную форму одежды. Может быть хотя бы галстук (но при этом чистый и выглаженный!). Или другой отличительный знак (Фениксъ — футболка). Бейджики!! Так или иначе, первый и последний день при любой погоде – полное обмундирование. Причем бойцовка с шортами не смотрится.

Не забывайте следить за собой – не забивайте на себя!
Зубы чистим! Лицо умываем! Голову моем! Не теряем расчески! Душ принимаем! Молодые люди бреемся! Носки стираем и т.д. и т.п.

Косметика: во-первых, времени как правило нет. Если время у вас есть – не перебарщивайте. Некрасиво, вызывающе – потечет=)))))

Не появляйтесь перед детьми в неопрятном виде.
Даже если вы устали и очень хотите спать, всё равно надо следить за своим внешним видом. Не стоит появляться перед детьми неумытым, растрёпанным, в натянутой задом наперёд футболке с огромным жирным пятном и т.д. Не думаю, что стоит объяснять, почему это не хорошо, ведь на такое «чудо природы» смотреть не особо приятно, а вряд ли вам понравится, если ваши дети будут обходить вас стороной, причём посмеиваясь.

Существует несколько правил в общении с детьми. Во-первых, никогда не забывайте, о том, что каждый ребенок – личность. И относится к нему нужно именно как к личности, с небольшой поправкой на то, что он еще не до конца сформировавшаяся личность, и от вас зависит, в какую сторону будет двигаться ее формирование. Неправда, когда говорят, что за 18 – 21 день вы никак не сможете повлиять на ребенка. Нет! Очень даже можете. Как в плохую, так и в хорошую сторону. Итак,

Повышая голос, понижаешь интеллект

Раздраженный тон собеседника вообще, а особенно вожатого, воспринимается на бессознательном уровне как оскорбление, и в ответ провоцирует стенку, невосприимчивость к словам вожатого. Кроме того, у маленьких детей возникает чувство страха. Вы ничего не добьетесь от детей, если они будут вас бояться! Они должны вас уважать. А сложно уважать человека, который постоянно кричит. + привыкание, + потеряете голос – что будете делать?!

Какова интонация просьбы, такова интонация ответа

Если не хотите нарваться на грубость, сами не будьте грубыми.
Проследите за своей речью, исключите такие выражения (выражения «училок») как:
Кому неинтересно — может выйти (а если встанут и реально выйдут?).
Откроешь рот — пойдешь прямо к начальнику лагеря. (если вы будете по каждому левому поводу водить провинившихся к начальнику лагеря?)
Ну что же вы не понимаете таких простых вещей! (Ну что ж ты не можешь объяснить таких простых вещей!)
Немедленно замолчите! (непедагогично любить тишину. Есть другие способы привлечь к себе внимание)
Смотрите, как бы вам не стало хуже! (Угроза. Показатель вашей беспомощности)

Если вы хотите чтобы фраза возымела какое-то действие на ребенка – она должна быть со смыслом. Не просто риторическое восклицание, которое они слышат от посторонних тетенек и дяденек на улице и в автобусе. Это не должны быть угрозы и претензии. Во-первых, эти дети приехали сюда отдыхать и лично вам они ничего не должны. Во-вторых, затертые, штампованные фразы, типа «Ведите себя как подобает, на вас смотрят окружающие!» всегда пропускаются мимо ушей. Не только детьми, но и взрослыми.

Не сердись долго на ребенка – это непрофессионально!

Ситуации с обидами лагере. Один раз за сезон как воспитательная мера – хорошо. Но когда это входит в привычку – гнать такого вожатого в три шеи! Во-первых, дети остаются без присмотра, во-вторых, слова от педагога типа: Ох какие дурные дети, ох какие неуправляемые, никаких нервов не хватает – все это показатель непрофессионализма, неоптыности, негибкости вожатого. Ваша задача в лагере – именно это исправить! Вы не господь бог, все люди разные, нельзя всех подгонять под одну гребенку.

Научись все видеть, но кое-что не замечать. Научись все слушать, но кое-чего не слышать

Вы как вожатый должны знать о своих детях абсолютно все! Кто с кем дружит, кто кого недолюбливает, кто в кого влюблен. Вы должны всегда знать, где и чем заняты ваши дети. Но, и это в большей степени касается старших ребят, у них должно быть свободное время! Для личного общения, о котором вы будете знать, но вмешиваться в него без приглашения не имеете права. Исключение – оргпериод и последние дни сезона. Если дети готовят вам сюрприз, а вы об этом узнали, не лишайте их сказки, не показывайте свою осведомленность. Если дети хотят наказать хулигана из своего отряда, который рушит дисциплину, не мешайте им в этом – может быть, это будет даже действенней, чем все воспитательные беседы со взрослыми. Но знайте где и как это будет происходить, чтобы дети не перегнули палку. И главный принцип: С ребятами рядом, на шаг впереди!

Хороший вожатый – добрый вожатый.

Дети никогда не полюбят недоброго вожатого. Любой ваш разговор, любая ваша просьба должны быть с добротой. Но при этом справедливость! Если ребенок провинился, никогда не наказывайте его публично – это оскорбление личности. Только в личном порядке через разговор. При многократном хулиганстве – тактично вывести на товарищеский суд. Но не унижая ребенка. То же самое со стеснительными и замкнутыми детьми. Вообще ваша задача – раскрыть каждого! Ребенок, приезжая в лагерь, попадает в новый коллектив, где его никто не знает, где будучи забитым и слабым в школе, он сможет стать звездой в отряде. И надеется на это! Помогите ему. Как раз возможность за 18 дней изменить жизнь.

«Ляпай, но ляпай уверенно». Никогда не противоречьте себе. Если вы одним детям сказали одно, другим говорите то же самое. Если вы сегодня то-то обещали, завтра это исполните обязательно, или не обещайте вообще. Дети верят вам. Не теряйте их доверия. Так же чтобы избежать проблем в дальнейшем, пропишите заренее в городе и предъявите детям на первой линейке единые педагогические требования. Далее в оргпериод может понадобиться что-то повторить.

Если сомневаешься, хвалить или нет – хвали. Если сомневаешься, наказывать или нет, не наказывай.

Так называемый принцип педагогического оптимизма. Не увлекайтесь наказаниями, иначе они перестанут быть действенными. Наказывайте за проступок, за дело, а не за личностные качества. Избегайте появления любимчиков и нелюбимчиков. Ко всем одинаково! Найдите в каждом ребенке что-то хорошее!
Хвалить нужно за достижения. Причем определяя степень этого достижения, нужно сравнивать ребенка с самим собой до, а не с другими детьми.

Не провоцируйте «Синдром пионерки».

Синдромом «пионерки» мы называем, по одноимённой песне, девочек (чаще это старший возраст), влюблённых в своего вожатого. Ну и, соответственно, мальчиков, влюбленных в вожатую. Скорее всего, вы от этого никуда не денетесь, и они будут. Ваша задача – не провоцировать их, не подавать им надежду. Они должны сразу понять, что им ничего не светит (а им ничего не светит, ибо упаси вас бог завести в лагере роман с ребёнком). Соответственно не стоит танцевать на дискотеках с потенциальными пионерками, уделять им особое внимание. Я не встречала ещё ни одной пионерки, решившейся на прямое объяснение с любимым вожатым, если же вам такая попадётся, то попытайтесь ей мягко, но чётко объяснить, что она для вас ребёнок из отряда, никак иначе вы её не воспринимаете и воспринимать никогда не будете. Главное, сделать это так, чтобы она не решила, что жизнь кончена. И не стала бы вам это доказывать.

Вы можете не скрывать от детей тот факт, что вы курите. В конце концов все мы люди, и все не лишены недостатков, к тому же вы на порядок старше их. Однако правила едины для всех: если вы будете курить на скамеечке перед корпусом, то вы не сможете вразумительно объяснить детям, почему они не могут поступать также. Курить вместе с курящими детьми тоже не стоит. Закрывая глаза на их курение на некоторых условиях, вы идёте им на встречу, покрываете их перед начальством. Куря с ними, вы ставите себя в один ряд, теперь вы тоже делаете что-то тайком, пока никто не видит. А это, согласитесь, не лучший пример. Если вам невтерпёж покурить, вы всегда можете, договорившись с напарником, выйти за территорию лагеря, ведь на вас в отличие от детей, закон территории не распространяется.

Не употребляйте в лагере спиртные напитки.

Сухой закон един для всех. Для чего человек едет в лагерь вожатым? Работать с детьми, а значит надо быть в состоянии работать. Напившись, вы вряд ли будете в состоянии плодотворно работать. Даже на трезвую голову вставать по утрам в лагере, мягко говоря, не хочется. Я уж не говорю о подаваемом примере, если вас в таком состоянии увидят дети.

Отношения: вожатый-вожатый. Вожатый-педагог.

Любые замечания и претензии к напарнику высказывайте только если вы наедине

Что ни говори, а это подрывает его авторитет перед детьми. Если вы будете часто делать замечания при детях, то дети вскоре решат, что вы главный, а он так, и его слушаться необязательно, если же вы будете взаимно постоянно делать друг другу замечания, то это будет ещё хуже. Дети решат (и надо сказать будут недалеки от истины), что вы и между собой-то договориться не можете, постоянно ругаетесь, зачем уж им вас слушаться. Если даже ваш напарник в корне не прав, отведите его в сторону, например, в вожатскую, и спокойно, без детей, объясните ему где и в чём он не прав. Если он делает что-то, что нужно срочно исправить (например, распускает детей, с которыми вы только собрались куда-то идти), сделайте это мягко, так, чтобы у детей сложилось впечатление, что они просто до этого его не правильно поняли.

Выработайте с напарником систему единых педагогических требований и соблюдайте их.

Никогда не запрещайте то, что уже разрешил ваш напарник, и наоборот. Чтобы такие ситуации не возникали лучше всего, конечно, заранее выработать общие требования к детям. А иначе вы их провоцируете. Получив отказ у одного вожатого, пойти и поклянчить у другого. Если вы не уверены, можно ли разрешить ребёнку то, что он просит, ответьте что-нибудь уклончивое, типа «я подумаю и скажу тебе» и посоветуйтесь с напарником. Посылать всё время ребёнка к напарнику тоже не хорошо, снова у детей возникает уверенность, что он главный.

Общайтесь в лагере только с помощью литературного русского языка.

(Соблюдайте правила великому и могучему русскому языку=)))
Речь идёт как о ненормативной лексике, так и, по возможности, о всяком «мусоре» (словах – паразитах и т.д.). Не пройдёт и нескольких дней, как они от вас этот «мусор» переймут. Употребление мата при детях вообще, на мой взгляд, недопустимо. За все это следует такое же наказание, как и детям за аналогичный проступок.

Ваш напарник – это вы сами (не пугайте напарником)

Не хорошо быть добреньким за чужой счёт. Если у вас отношения с детьми сложились лучше, чем у напарника, то ваша задача – помочь ему, а не усугублять его отношения с детьми, угрожая им. Наверняка есть что-то, что ваш напарник хорошо делает и что может быть интересно детям, обратите на это внимание детей.

Работа с напарником – сотрудничество, а не соревнование.

Имеются в виду соревнования за детскую любовь, за то, кто лучше. Самых хороших результатов вы добьетесь, работая вместе, в спайке. Вдвоём вы сила гораздо большая, чем каждый поодиночке. Так что не стоит трепать нервы себе и напарнику, лучше работать сообща.

Уважайте сами и добивайтесь уважения со стороны ваших детей к другим вожатым.

То, что вы для ваших детей самые замечательные вожатые не только в этом лагере, но и на всём белом свете – нормально и естественно. Однако не стоит это усугублять. Свое недовольство и критические замечания по поводу работы, поведения, внешнего вида и т.д. вожатого другого отряда при детях лучше не высказывать. Если дети к вам придут и расскажут про что-нибудь ненормальное (по крайней мере на их взгляд), происходящее в соседнем отряде, попытайтесь это объяснить, ни в коем случае не говорите что-то типа «а, да у них такие вожатые. «. Если, допустим, под вами или рядом на этаже располагается отряд младше, вы, в принципе, можете в отбой попугать детей тем, что если они будут громко себя вести, то придёт злой Иван Иванович и будет ругаться. Но стоит объяснить, что он будет ругаться потому, что его детям мешают спать, а не потому что он такой злой и вредный от природы.

Всегда передавайте напарнику информацию.

Как начальство, так и дети, естественно будут сообщать всю информацию кому-то одному из вас, обычно тому, кто первым встретился. Это не значит, что напарник должен оставаться в неведении и седьмым чувством догадываться, что допустим обед задерживается, а Васю положили в изолятор. Старайтесь как можно быстрее доносить до напарника информацию с планёрок, а также текущие новости. Если вы видите, что ваш напарник бегает по лагерю и считает детей, не поленитесь рассказать ему, куда и кто отпрашивался именно у вас. Если вы не в состоянии это запомнить – записывайте. Также нелишне сообщить напарнику, если вы решили куда-то отлучиться, вдруг именно в этот момент вы резко понадобитесь ему или кому-нибудь ещё.

В общении с родителями или другими посетителями необходимо проявлять максимум такта, вежливости. Терпеливо отвечать на все вопросы. Поставьте себя на место родителей – конечно, они волнуются за свое чадо, конечно, им хочется знать о лагере и о вас как можно больше. Если родители переходят на крик, ни в коме случае не отвечайте им тем же, ни в коем случае не иронизируйте и не пытайтесь указать на их невоспитанность.

Если не получается вести беседу должным образом, к тому же родитель проявляет в ваш адрес откровенную грубость, проводите его к старшему вожатому или начальнику лагеря (в зависимости от того, как у вас в лагере принято и какая проблема послужила причиной такого поведения).

Никогда не позволяйте себе при детях отмечать некультурность или еще какие-либо отрицательные качества их или чужих родителей (очень часто ребенку может и так быть стыдно за своих родителей). Если посетитель (например, на день открытых дверей) кричит или проявляет другие негативные настроения в адрес кого-либо из вашего отряда, уведите либо ребенка, либо этого родителя под предлогом поговорить наедине. Бывают родители идиоты.

Если вам необходимо сделать замечание родителям об их ребенке – используйте метод сандвича: сперва вы отмечаете хорошие качества ребенка, потом указываете на проблему, вас волнующую, и заканчиваете снова на позитиве. Например: ваш Вася интересный, активный ребенок, но порой его активность переходит границы: балуется в столовой, пристает к девочкам и т.д. и т.п., но он участвует в отрядных мероприятиях, в общелагерных концертах, старается… Плохой пример. Почему. (Потому что это ваша проблема как вожатого и вы ее должны решать)

Администрация, старшие по званию в лагере – те же люди, и вы точно так же должны относиться к ним с уважением и пониманием. Грубость – непростительна, она в принципе никогда не решит проблему.
Каждый вожатый имеет четкий календарный план смены, как общий, так и свой собственный, отрядный, которого необходимо придерживаться. Кроме того, как правило, за каждым вожатым закреплено проведение дружинного мероприятия, которое должно пройти на высшем уровне. Вожатый обязан соблюдать и поддерживать традиции лагеря, выполнять общие правила. Подчиняться старшему вожатому.

Помните о том, что в лагерь вы приехали работать – и если старший вожатый указывает на ваши недостатки, принимайте критику к сведению, а не воспринимайте в штыки. Если критика чрезмерна, не пытайтесь нагрубить и ответить ударом на удар. В русском менталитете начальство всегда ошибается, задумайтесь, может вас заслуженно наказывают?

Очень важно: если вашим начальником работает ваш друг, помните, что в рабочей обстановке, он в первую очередь – ваш начальник. Не переносите проблемы работы в личные отношения!
Не роняйте перед детьми авторитет начальства.

Какое бы оно ни было, а оно всё-таки начальство. Не стоит его обсуждать при детях. Даже если вы пришли с планёрки очень злой и доведённый, не стоит выговариваться при детях, закройтесь в вожатской и выговоритесь напарнику, как достал вас этот директор (завхоз, старший воспитатель, старший вожатый и т.д.). Тем более, если когда-нибудь вам придётся устроить какому-нибудь ребёнку разговор с начальством, авторитет последнего будет в ваших же интересах. Так что о ваших дрязгах с начальством детям лучше не знать. Однако, если вы получили от начальства по шее, например, за то, что у детей грязно в комнатах, то это им вполне можно передать, подчеркнув при этом справедливость претензий и то, что вам пришлось за них краснеть.

Читайте также:  Воспалились лимфоузлы на шее и голове что делать

Итак, в целом правила простые, если вы будете их соблюдать – у вас не только успешнее пойдет работа в лагере, но и жизнь в целом. Тренируйтесь, начиная с сегодняшнего дня!=)))))))))))))

#2 написал: LovePushkin (13 октября 2010 17:50)

Группа: Флибы
Регистрация: 10.06.2010

ICQ: 397443996
#1 написал: N-ka (12 октября 2010 22:20)

Группа: Флибы
Регистрация: 1.05.2010

Взаимоотношения с воспитателями извне.
Иногда случается, что вожатому или напарникам вожатым приходится работать с воспитателями, которые не имеют к нашему отряду никакого отношения. То есть, либо это педагоги, которые постоянно работают в лагере на каждом отряде, либо это что-то вроде нянечек, задачей которых является помощь во всяких хозяйственных мероприятиях (в столовой накрыть, полдник или паужин принести и т.д.), либо это воспитатели, которые приезжают вместе с детскими домами и приютами. Начнем с последнего случая.
Воспитатели дет.домов и приютов люди специфические, с ними надо найти общий язык. Эти воспитатели, скорее всего, с радостью займутся хозяйственными делами: накрывание, дежурство, смена постелей, возня с дет.домовской малышней и т.д. Заниматься непосредственно воспитанием им неохота. Распределите обязанности с ними, и все у Вас будет хорошо. Не вмешивайтесь в процедуры поощрения и наказания дет.домовцев воспитателями, это отдельная сфера. Воспитатели детских домов и приютов окажут Вам большую помощь силой своего авторитета при воздействии на детей. Хотя бывали случаи, когда гадкие «сопиты» ничего не хотели делать. Но, как гласит давняя лагерная мудрость, – появились проблемы, дуй к старшему вожатому. Не обостряйте отношения сами. Работа с дет.домовцами – очень специфична, о ней стоит говорить отдельно.
Воспитатели-няньки – очень и очень полезны. С ними Вам будет проще работать на отряде. Поддерживайте с ними хорошие и, если это возможно, дружеские отношения.
Воспитатели-педагоги, как правило, — учителя в отпуске. Разумеется, с ними необходимо также найти общий язык и распределить обязанности. Помните, что учитель ребенку внушает большее чувство нормально «страха», то есть учитель в вопросах наказаний – гораздо более воспринимаем детьми, нежели молодой студент. Но важно помнить, что необходимо поддерживать свой авторитет. Решайте свои проблемы с детьми сами, стараясь не обращаться за прямой помощью к воспитателю. Вы должны быть «любимым и мудрым вожатым», а воспитатель должен остаться воспитателем. Дети должны любить и уважать и Вас и воспитателя. В случае возникновения противоречий с воспитателями – обращайтесь все к тому же старшему вожатому.

источник

Вожатый, кто он?

Кем вожатый должен быть для детей? На младшем возрасте это мама, это забота взрослого, которая так нужна особенно младшим детям, оторванным от дома. На старшем возрасте вожатый – скорее товарищ, друг (тут тоже всё непросто…). На среднем возрасте вожатый, скорее, как старший брат, на которого хочется быть похожим.

Разница в возрасте между вожатым и ребенком очевидна, и дистанцию эту необходимо сохранять. Но иногда нужно поговорить и по-дружески, на равных.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношения к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.

Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

1. Доброжелательный.Каждый ребенку в отряде очень желательно быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Открытый.Как только Вы увидите детей не хмурьтесь и не стройте взрослого дядю или тетю, а то дети Вам поверят. Покадите детям, что с каждым из них Вы готовы познакомиться и найти общий язык. Пусть Ваш голос звучит спокойно и четко, не заигрывайте с ними, чтобы не скатится к «добряку». Покажите детям, что Вы готовы к нормальному человеческому конструктивному диалогу. Именно к диалогу, а не к отношениям, где Вы говорите, а они делают. Главное здесь, проявить уважение к ребенку.

3. Внимательный и тактичный.Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. Здесь главное быть внимательным к каждому проявлению ребенка. Они могут не сказать, что им не нравится в лагере. Но вожатый должен это почувствовать и, по-возможности, решить проблему ребенка.

4. Требовательный.Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею, но формируйте свои требования ясно, четко и лаконично, чтобы ребенок не потерялся в ваших правилах. Будьте гибкими, если ребенок предлагает достойную альтернативу Вашему требованию и объясняет ее, то будьте готовы принять ее.

5. Справедливый.Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить

6. Искренний и честный.Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознания разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Если дети почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

7. Бодрый и жизнерадостный.Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда. Будьте позитивно настроены и не ходите к детям в плохом настроение.

8. Терпеливый и сдержанный.Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз – все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

9. Заботливый.(особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за многими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей ( почистить зубы, сменить белье, помыть руки, заправить наволочку, поменять одежду и т.д.).

10. Гибкий.Помните, что у каждого ребенка есть свое мнение, которое мы должны уважать. Не следуйте только четко прописанным правилам, будьте готовы менять свое поведение, для того чтобы найти с ребенком общий контакт.

11. Креативный.Если ты выбрал работу вожатого, ты должен быть готов удивлять детей нестандартным мышлением. Креативным подходом в решение проблем и в простых взаимоотношениях. Перестаньте думать только логично и больше доверяйте интуиции и голосу сердца.

12. Уверенный и решительный.Вожатый является гарантом защиты детей. Вы как щит для всего отряда. Если дети видят в Вас опору и внутреннюю силу, то они будут доверять вам больше. И будут гордится Вами, как своим вожатым и защитником.

Несколько типичных ошибок-крайностей начинающих вожатых:

-Вожатый-добряк.Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины:

-Можно мы сегодня на зарядку не пойдем?

-Да, пожалуйста! Она и самому мне надоела

Такие вожатые зачастую вначале становятся самыми популярными вожатыми в лагере. Но такой вожатый теряет возможность отвечать за жизнь и здоровье детей, он становится с ними на одну ступень. Если такой вожатый захочет застроить разбушевавшийся отряд, то у него это не получится. Дети лишь разочаруются в нем и выкинуть из своего круга. Поэтому в скором времени такой вожатый окажется в плену своей же доброты. И, как правило, к середине смены ребята найдут себе нового авторитета.

Вожатый-злодей. Многие начинающие вожатые так теряются, что начинают строить немыслимые барьеры между собой и детьми. В конце концов, все превращается лишь в дрессировку, где вожатый дрессировщик, который постоянно в плохом настроении и кричит, а дети из страха ему подчиняются. Рычаг воздействия один – угроза, и он работает. До поры. Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтобы отомстить. Есть еще один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жестко, то у вас нет «зазора» для применения жесткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе», всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.

ВАЖНО! Не быть «ребёнком».Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый – мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок – капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умение понять детей. Вожатый – это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

• Никогда не кричите на детей. Понимаем, что это очень сложно сделать. Даже когда Вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы спокойным голосом. Самое главное — не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит Ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это Ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отряде, придется ГАРКНУТЬ ЕЩЕ ГРОМЧЕ. Есть еще момент. Крики на детей, равно как и рукоприкладство говорят только об одном — о Вашей неуверенности.

• Не играйте ни в «доброго«, ни в «злого» вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! Дети Вас полюбят и пойдут за Вами лишь в одном ЕДИНСТВЕННОМ случае: если Вы для них будете интересны. Если Вы сможете им открыть что-то новое, научить чему-то жутко необычному. Вот тогда когда Вы завоюете АВТОРИТЕТ, они будут управляемы, и на руках Вас носить будут до конца смены.

• Никогда не обманывайте детей. Особенно старших. Они вас видят насквозь. И Ваши отношения с напарником тоже видят насквозь. Обманув однажды, Вы рискуете растерять все их доверие. А когда нет искренности в отношениях между Вожатым и отрядом. хуже не бывает.

• В общении с детьми в большинстве случаев желательно вместо жесткого отказа использовать мягкий. Например. Вместо фразы «нет, потому что. » вожатым желательно говорить: «да, но при условии. » (Мы пойдём купаться на речку? Да, но при условии, что вода нагреется! и пр.) Вроде бы избитая истина, но насколько легче становится договориться с окружающим миром «при условии»:) И волки сыты, и овцы целы.

источник

· Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.

· Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.

· Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.

· Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить. а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.

· А ещё хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак, понравиться детям (или сверстникам) — это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего «расшифруйте» для себя это словосочетание — «понравиться детям». Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по-другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «произвести первое впечатление». Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: «понравился и всё». И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех «положительного впечатления» вам обеспечен.

Произвести первое впечатление — это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: «произвести второе впечатление».

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, — пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: «вам надо полюбить детей».

· Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты — это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.

· Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.

· Сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд — люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд — дружная работоспособная команда.

· Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Установи традиции в общении.

· Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».

· Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.

· Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.

· Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу!

· При дискуссии или даже монологе нужен eye-contact, ни один ребенок не должен быть без внимания. То есть — смотреть всем в глаза по очереди.

· Разговорные слова паразиты «типа», «блин» — забудь.

· Умей разогреть группу веселой игрой (игра зависит от количества времени проведенного детей в группе, на первый день нужна игра на знакомство).

· Следи за Body-language. Никаких «перекрещенных» поз.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9990 — | 7783 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Моё долгожданное лето. Думаете, началось? А вот и нет. К большому сожалению, я отдохнула за все лето только около недельки в самом начале июня. Спросите, почему? Отвечу, только не сейчас.

Что же, завтра мне нужно будет отправиться в самое длинное путешествие в моей жизни — поездка в лагерь ждёт меня. Думаете, еду отдыхать? Ага, конечно, работать вожатой!

Вечером, собрав огромный чемодан и положив всё нужно-ненужное и, конечно, любимый плед, я улеглась спать. Ночь выдалась нелегкая: столько мыслей приходило, как же всё-таки откосить от поездки. Да, честно признаюсь, я очень не хотела никуда ехать. Нет, детей я люблю, но я дико боялась, что во время отдыха они попадут в какую-нибудь неприятную историю с очень плохим завершением. Днём я пересмотрела все ужасные ролики, как дети развлекаются в лагере, поэтому ночью не сомкнула глаз.

Утро. Час сборов прошел незаметно, и вот уже стою на остановке, выпив дома от нервов валосердина и закусив валидолом. Стояла я не одна — в качестве поддержки (или что б не сбежала) стояла моя мама. Она успокаивала меня, говорила, что всё нормально будет, но я задала ей один вопрос: «Мам, валерьянку положила?». Она вздохнула и кивнула головой.

Автобуса долго не было, и я опять обратилась к маме: «Мамусь, автобуса что-то уже долго нет, может, это судьба? Сам Боженька, наверное, не хочет, что б я поехала в лагерь. Пошли домой? Давай еще 10 минут — и домой пойдём, и преподавателям так и скажем, что транспорта не было, и возможности тоже, ну ведь пару раз прокатывало, когда пары прогуливала, и сейчас, может, сгодится».

Мама была в негодовании, но понимала моё волнение, поэтому на все эти глупости отвечала с юмором и с шутками. В итоге автобус, к моему огромному сожалению, приехал.

40 минут тряски в автобусе, и я в городе, в колледже. Увидев родные лица однокурсниц и поняв, что я не одна такая с недовольным фейсом, выдохнула с облегчением. Вначале нам сказали, что мы поедем в комфортабельном автобусе, так как нас 20 человек, но вместо этого за нами приехала маршрутка. Мы, бедные 19-летние детки, кое-как залезли в эту маршрутку на 17 или 18 мест, поверх нас оказались наши чувалы, в общем, было тяжело и дышать, и двигаться, а говорить даже не хотелось. Дверь закрыта, а нас ждали чудесные 200 км, или же 4 часа поездки в лагерь.

Как ехали, рассказывать не буду, скажу одно: было всего одно окно, дальше понимаете, думаю, каково нам было.

Добравшись кое-как, с опозданием на час, мы наконец-то вышли из парилки, и не важно было, куда мы приехали. Увидев вывеску «Добро пожаловать в летний оздоровительный лагерь!» мы перекрестили и боялись сделать шаг в эти чудные ворота, но нужно было идти. С ужасным настроением, с уставшим видом, измученные мы дождались администрацию.

Первое вожатское собрание, после которого мы еще больше хотели вернуться домой, было совсем не весёлым. Нас загружали всякой информацией и штрафами — да, про штрафы мы запоминали лучше, ведь это наши денежки. В общем, идя расселяться по корпусам, мы рыдали.

Разложив свои вещи, поделив кровати и полки, чуть не подравшись, где кто будет спать, девочки 19 лет пошли осматривать комнаты своих подопечных. Ничего особого там не было: 4 кровати, душ, туалет и розетки.

Поняв, что завтра тут будут дети, и их будет много, очень много, мы решили чем-нибудь их порадовать. Думаете: «Какие хорошие вожатые, готовятся самостоятельно к приезду деток». Ага, нас заставили это делать в час ночи! Т.е. мы уставшие после дороги должны были вырезать что-нибудь оригинальное, положить деткам на кровати, и чтобы там были надписи типа: «Мы вас ждали», «Вы лучшие», «Мы рады вашему приезду». В общем, нам пришлось выжать из себя все эти милости и создать праздник. Создавали мы его недолго, нам хватило часа, и в два ночи, дорыдав последние слёзки, уснули.

В 7:00 мы с опухшими лицами после ручьёв слёз начали собираться к трудовому дню. Мы думали, что нам привезут деток, выдадут — и все, мы их только расселим. Ага, не тут-то было!

В лагере было такое место — КПП, это мини-дворик внутри лагеря, там находились столики и лавочки, и только там дети встречались со своими родителями, мы сразу назвали его мини-тюрьмой. Так вот, нас вызвали на это КПП, возглавляла всю процессию директриса. Когда приехал первый автобус было легко: директрисе дали список детей, и она быстро расписала кого куда.

Мы отвели первых двоих к себе в отряд, и очень хотели, чтобы больше в нашей «семье» никого не было, но потом автобусы приезжали один за другим, и все ничего не успевали. Мы были как заведенные спортсменки по бегу — туда-сюда-обратно, и так раз 200. В общем, набежало к нам 30 человек детей в отряд, и мы не знали, радоваться или нет.

Было видно сразу, что дети очень шустрые. Собрав всех на первый «отрядный совет», я и моя напарница стали детям доносить информацию о том, что можно делать, а что нет. Но у детей было иное представление о жизни в детском лагере. Началось все с того, что один мальчик ушел, как оказалось, проведать своего друга в другой корпус, а мы не знали, что делать, и куда он мог ускользнуть. Потом он зашел как ни в чем не бывало и спросил: «Я ничего не упустил?». Все начали шуметь, нас уже не слушали, и мы их распустили по комнатам распаковывать чемоданы. В общем, мы осознали, что отдыхать тут точно не будем.

Так и оказалось. Первые три дня я была вся в детях, в документах и в звонках их родителей. Напарница в то время была в депрессии, но и в детях тоже. Я думала, что умру, и мысли о переводе в другое училище казались очень реальны.

Наши первые дни казались адом, а дети — дьяволятами, которые так и норовят что-нибудь сломать, кого-нибудь ударить, ну, или же в крайнем случае послать вожатых. Мы в свою очередь были готовы ко всему: с утра 2 пачки кофе, 7-8 таблеток валерьянки, в обед доза лекарств чуть меньше — вот и день прошел. Вечерами мы плакали, хотели домой, но детей встречали с улыбкой каждое утро. Дети же ни при чем.

На вторую неделю мы свыклись со всем, что происходило, и старались держаться, так как валерьянка закончилась, а кофе закончилось еще раньше. Мы работали, играли, угождали, учили, журили, участвовали, лечились, пели, танцевали, учились чему-то новому, открывали в себе разные таланты, в общем, круто проводили время.

Последняя неделя тянулась, дети почувствовав, что скоро домой, начали сносить крышу всему лагерю. Были попытки бежать в «Страну чудес», как рассказал один мальчик, которого я поймала возле выхода из лагеря. Произошел такой диалог:

— Так, расскажи, пожалуйста, что у тебя случилось, может, я тебе смогу помочь?

— Нет, я иду искать «Страну чудес».

Озадачившись ответом, отвела его в корпус, спросила у напарницы, что будем делать, а она расхохоталась и сказала, что «Страна чудес» — это какая-то игра, которую придумали дети, правда, правил никто не знает.

Неделя тянулась, а дети съезжали с планки «пиратов, крушащих всё подряд» до «мамонтёнка, который хочет к маме». Стараясь подарить любовь детям, на протяжении всей смены мы незаметно к ним очень привязались. Да, пускай мы не спали из-за них, крышевали их, ручались головой за них перед их родителями, нас ругало начальство из-за их поведения, но мы их сильно полюбили. Это были наши дети, и за них мы готовы были порвать всех и вся. Мы с детьми стали бандой, положительной.

В последние дни, хоть и распорядок был четкий, мы большую часть времени проводили за беседами. Разговаривали о лагере, смеялись, придумывали шутки, да и просто развлекались все вместе.

В предпоследний день, стоя в орлятском кругу, мы с напарницей разрыдались, хоть и дали друг другу обещание, что плакать не будем. Нам было сложно представить, что завтра в корпусе будет тихо, никого не будет в комнатах. Дети плакали вместе с нами. Они подходили после этого круга, обнимали и говорили, как они нас любят и, главное, за что.

Ко мне подошел обниматься не только мой отряд, но и ребята из других отрядов. Во время смены мне удалось пообщаться чуть ли не с каждым ребёнком, и это происходило невзначай. Кто-то сидел горевал на лавочке о расставании с любимым, кто-то не хотел переводится в другой отряд, кто-то убегал от вожатой, кто-то грустил о несчастной любви и многое другое. И в эти моменты я не могла пройти мимо. С теплыми объятиями, с улыбкой, с облегчением на душе, с новыми позитивными мыслями ребята уходили по корпусам.

Я ничего особого не делала и не говорила, просто выслушивала и как-то быстро подбирала хорошую цитату из книг либо совет. Они уж сами решали, то ли слушать, то ли развернуться и уйти снова в себя. Все выбрали первый вариант. Они доверяли мне и слушали очень внимательно, а после ни одного из них я не видела с поникшими лицами.

От слов, которые говорили мне ребята, я таяла и плакала. Настолько не хотела уезжать и оставлять рябят.

Лагерь закончился, как и моя педагогическая летняя практика, и сказав в самом начале самой себе: «Я сюда больше ни ногой», собираюсь на последнюю смену в этот прекрасный лагерь. И думаю, что валерьянку брать не придётся.

источник

«Идеальный вожатый это — вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме.» (с)

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить. а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак. Понравиться детям (или сверстникам) — это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего «расшифруйте» для себя это словосочетание -«понравиться детям». Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «произвести первое впечатление». Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: «понравился и всё». И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех «положительного впечатления» вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление — это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: «произвести второе впечатление».

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. «Да ну его, только и умеет командовать», «С ней с тоски можно помереть», «Она даже шуток не понимает». Чтобы выдержать проверку на «интересность», нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао — это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку «Смок Белью», коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного — умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки «Формула 1» или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про «Черный плащ» и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги .
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда — то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому — помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, — пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: «вам надо полюбить детей».

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: «организационный период». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием — понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное «дети» произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе «ребятушки» проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще — «лучший отдых — это смена деятельности».

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, — не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в «мирное» русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию «без разрушительных последствий».

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый — тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.
  • Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение, терпение, и снова терпение — главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый — мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок — капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый — это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.
  • Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты — это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд — люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд — дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого — сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый — лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж — это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний — это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь — петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота — надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения — создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант «я тут самый сильный и умный» проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути — создание «дешевого авторитета». То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет «лопнет» за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более — в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности — в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля «хиппи». Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия «загадочного» единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно — отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу!
  • При дискуссии или даже монологе нужен eye-contact, ни один ребенок не должен быть без внимания. То есть — смотреть всем в глаза по очереди.
  • Разговорные слова паразиты «типа», «блин» — забудь.
  • Умей разогреть группу веселой игрой (игра зависит от количества времени проведенного детей в группе, на первый день нужна игра на знакомство).
  • Следи за Body-language. Никаких «перекрещенных» поз.
  • Будь уверен в себе.

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям «Давайте покричим. насчет 1,2,3» хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

источник