Меню Рубрики

Что носят моряки на шее

С созданием в России Петром Великим регулярного флота для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета. Матросам вменялось беречь свою форму — в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: «…если кто свой мундир проиграет,… оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий — расстрелян или на галеру сослан…». Впоследствии форма моряков — цвет, покрой, сроки ношения — постоянно менялись. Это было обусловлено пристрастиями и пожеланиями и российских царей, и изменениями, произошедшими в нашей стране в XX веке — революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, последующими политическими и гражданскими реформами. Флотский костюм рядового состава впервые появился в середине-конце XIX века в парусном флоте. На протяжении столетий изменения в его пошиве, материалах были минимальными. Современная морская форма окончательно утвердилась в 1951 году.

Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года. Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рагожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застежкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана.

Форменная рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.

Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлей на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристегивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые.

Погончики нашивные соответственно воинскому званию.

В начале 80-х годов изменяется цвет костюма — синий. Материал — хлопчатобумажная ткань.

Во все времена на верхний накладной карман рубахи нашивалась матерчатая бирка белого цвета с нанесённым несмываемой краской чёрного цвета боевым номером.

Вид форменной одежды военных моряков (для осени и весны) — двубортная суконная черная куртка на теплой подкладке с отложным воротником. В русском флоте бушлат введен в 1848 году как повседневная форма одежды матросов так называемых рабочих экипажей и называлась она «брушлат». Позднее вошло в употребление «буршлат» и, наконец, «бушлат».

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м. Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда. На самом деле история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближенной Петру — по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья — красного. В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчато-бумажные форменки — белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета). Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Брюки флотского костюма имеют нестандартный пошив. Состоят из передних и задних половинок и пояса. Передние половинки с боковыми карманами и лацбантом, пристегивающимся к поясу задних половинок брюк двумя пуговицами, или с застежкой на металлические крючок и петлю и пуговицы, расположенные на гульфике. Пояс со шлевками для ремня.

Первоначально изготавливались из серой парусины или отбеленной рогожки. В настоящее время пошиваются из хлопчатобумажной ткани синего цвета.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года — как «…повседневный, будничный головной убор». А вот ленточки на них появились позже — в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты. Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы — в ленточки. В 1872 году был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина — 140 миллиметров. Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот». Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте.

Фуражка-бескозырка шерстяная черного цвета состоит из донышка, тульи (стенок), околыша и флотской ленты.

По краю донышка и верхнему краю околыша проложены канты белого цвета. По нижнему краю околыша — вытачной кант для поддерживания флотской ленты, надеваемой на околыш. Донышко, тулья (стенки) и околыш из шерстяной ткани.

Внутри фуражки — подкладка черного (серого) цвета, налобник и накладка из кожи.

Спереди, на тулье фуражки, размещается кокарда с якорем золотистого цвета.

На околыше лента черного цвета с концами длинной 35 см. На ленте — название корабля, вид сил или флота, на концах ленты — якоря золотистого цвета. Летом на бескозырку надевается белый чехол.

Для повседневного ношения на корабле в 60-е годы был введён берет.

Пилотка хлопчатобумажная синего цвета состоит из донышка, стенок и бортиков.

Донышко, стенки и бортики из хлопчатобумажной ткани. По боковым сторонам пилотки, в верхней части стенок, по три вентиляционных отверстия (блочка).

Внутри пилотки — подкладка серого цвета и налобник из кожи.

Спереди, посредине соединительного шва бортиков, размещается кокарда золотистого цвета с якорем.

В «советском» флоте являлась головным убором личного состава экипажей подводных лодок, имела черную окраску, различия для рядового и офицерского состава. С недавнего времени используется на всем флоте.

В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в Табель нумерации личного состава. Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра — порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене — 1, 5, 7;

Второй боевой смене — 2, 4, 8;

Третьей боевой смене — 3, 6, 9.

При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек — 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек — 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.

Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета пришитой к нагрудному карману рабочего платья).

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой) боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На идентификационной карте всех офицеров и мичманов обозначается наименование должности.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Военная форма — Эту статью предлагается разделить на Военная форма и ряд других. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/14 декабря 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается… … Википедия

Военное обмундирование — Одна из древнейших форм в мире Военная форма одежда военнослужащих, установленная правилами или специальными нормативными актами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. В конце XIX века в России… … Википедия

Обмундирование — Одна из древнейших форм в мире Военная форма одежда военнослужащих, установленная правилами или специальными нормативными актами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. В конце XIX века в России… … Википедия

Форма обмундирования — Одна из древнейших форм в мире Военная форма одежда военнослужащих, установленная правилами или специальными нормативными актами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. В конце XIX века в России… … Википедия

Рабочее платье — Современное рабочее платье (роба) с пилоткой нового образца Рабочее платье (в документах на поставки костюм флотский, разговорное … Википедия

Морейнис-Муратова, Фанни Абрамовна — Морейнис Муратова Ф. А. [(1859 1937). Автобиография написана в марте 1926 г. в Москве.] Родилась я в 1859 г. в Николаеве Херсонской губ., в ортодоксальной, патриархальной еврейской семье. И отец, и мать происходили из семейств богатых,… … Большая биографическая энциклопедия

источник

З десь я снят на четвёртом месяце своего лейтенантства, мы с матросами разглядываем Дерибасовскую. Уличный фотограф скрытно нас щёлкнул, а потом подошёл и предложил купить снимки.
Одеты мы по форме №4, давайте поговорим о предметах, из которых она состоит.
Ну, хотя бы с меня начнём. Фуражка на мне форменная, лишь слегка ослаблена пружина, придающая тулье круглую форму и обеспечивающая натяжение ткани. Это натяжение на новой фуражке может быть таковым, что она начинает напоминать седло, а это есть позор и отстой для моряка.

Подбородочный ремешок, уложенный над козырьком, правильное название которого — «рант», тогда у младших офицеров был чёрный, лакированный и им, раздвинув две его половинки и пропустив его под подбородком, действительно можно было сохранить фуражку на голове при сильном ветре. Козырёк был небольшой, с более закруглёнными боковинами, а по краю его шла выштамповка в виде двойной волны, через некоторое время заменённая на одну, да и форма козырька слегка изменилась.

На шее у меня чёрный шерстяной форменный опять же шарфик. Позже появились белые шёлковые и более редкие белые шерстяные. Однако чёрные продолжали надевать на дежурство, например.
На шинели надо остановиться поподробнее.

Офицерам через определённый срок выдавалась ткань — прекрасное чёрное сукно и что там идёт на подкладку, не знаю названия, саржа, что ли. Шинель шилась индивидуально, в военных ателье по специальной накладной.
Была шинель обычная, а была зимняя, утеплённая в верхней части слоем ваты. Пуговицы уже были штампованные из алюминия, анодированного жёлтым металлом. Посмотрим на шинель сзади:

На левой части коллажа видно, что от хлястика вверх вдоль спины идёт складка, она может раздвигаться, если вы, к примеру, вытянете руки вперёд и шинель при этом не будет стеснять ваше движение. Справа же на картинке эта складка зашита. Такою шинель выходит из швейной мастерской, возможно, это связано с технологией пошива. Так-то оно может и красивей, но считается нарушением правил ношения формы одежды. Распарывание этого шва называлось, специально для нежных натур поставлю: [ спойлер ] порвать целку , впрочем, ещё поручик Ржевский доказал, что военные иногда бывают такие хамы-с!
Причём лишение шинели девственности могло иногда произойти прямо на глазах окружающих, скажем, на строевом смотре или в комендатуре.

Что ж, перейдём к матросам.
Нынче бушлаты заменены какими-то лапсердаками с капюшонами, не знаю, как их правильно называть. На снимке пуговицы уже вроде сходятся к низу под углом, а вроде бы у некоторых еще вертикальные ряды параллельны, как при более раннем покрое, где-то в то время вводилось это новшество. Если вы посмотрите на шеи моряков, то увидите нечто вроде воротничков протестанских пасторов с белой каёмочкой. Это так называемый суконный галстук, правильное же его название было «сопливчик».
Вот он, только без подшитого белого подворотничка:

Почему сопливчик — не знаю, для детей такой предмет вообще-то слюнявчик называется. Сопливчик защищал горло от холодного ветра, ведь грудь нараспашку в морской одежде — это романтично, но приводит к простудам.
Для опытного человека одного взгляда на бескозырки, они же «бески» достаточно, чтобы понять, кто из них старослужащий, а кто молод ещё шитую беску носить. Если «молодой» попробует пошить себе в фуражечной мастерской, коих в Севастополе была уйма, головной убор на заказ, его не поймут ни командиры, ни годки.
Шитая беска отличается более плоским верхом и острыми краями полей, белые канты на ней толще, чем на форменной и околыш спереди сходится таким утюжком, особенно удобным, если сдвинуть беску на переносицу. Ну, теперь вы и сами можете различить на фото, кто уже старослужащий, а кто пока «карась». Кстати, это слово в нашей части применялось чаще, чем «салага», более грубым вариантом было «салабон», а презрительно-уничижительным — «шнурок».

Ну, и чтобы с формой №4 закончить, посмотрим ещё на матросскую шинель.

Это два мои однокурсника по училищу. Шинель отличалась от офицерской одним рядом пуговиц и носить её можно было только полностью застегнутой до крючка на воротнике включительно. Видны сопливчики. Пуговицы чисто для красоты, шинель застёгивалась на скрытые под запа́хом крючки. У курсанта справа она укорочена, конечно, но в меру. Слева же так обкоцать её мог позволить себе только пятикурсник, с более младших шкуру бы сняли за порчу обмундирования.
Кстати, лично мне такой обдергайчик не по нраву. Пряжки на ремнях, рекомые «бляха» выпрямлены согласно правилам хорошего тона, так-то они более выпуклы, а у солдат я видел наоборот, согнутые ещё больше. Пуговицы, как я говорил, анодированные. Нижняя, та, что под бляхой постепенно теряла от постоянного царапания жёлтый цвет и проступал алюминий.

О ткани. Сукно было гораздо более грубое, часто сильно волосатое, да ещё торчащие волоски бывали светлее. чем сама шинель, прямо щетина на кабане. Были случаи, что её и палили огнём, как кабана, но тут была нужна твёрдая рука и ровный источник пламени.
Мне на первом курсе досталась вообще необыкновенная «шинелка», как правильно называть шинель. Во-первых у неё были ещё настоящие латунные пуговицы, которые надо было начищать Асидолом с помощью специальной планки, в прорезь которой пуговицы пропускались, но она препятствовала попаданию пасты на сукно. Зато сверкали как золото.
Во-вторых, под солнечными лучами она становилась тёмно-синей, больше таких я не видел, и была она такая ладненькая, три года с удовольствием относил.
С ней был такой случай — ехал я зимой на поезде в свой Владикавказ, а железнодорожники тогда носили тоже чёрные шинели. И привязалась какая-то бабка, принявшая меня за проводника. Я ей уж и объяснял, и якорьки на погонах показывал, еле отбился, когда настоящий проводник нарисовался.

И последнее. Вообще-то, шинель для срочной службы это уже форма №5, а при ней на голове должна быть шапка.
В училище же допускалось ношение фуражек или бескозырок. Утром дневальный так и орал:»Построиться для перехода на камбуз!»; «Форма одежды — шинель, шапка!» или «Форма одежды — шинель, бескозырка!»

Что ж, о другой форменной одежде в следующий раз.

источник

Появление форменной одежды на флоте изначально было обусловлено её военным назначением — в абордажных схватках очень важно было отличить своих моряков и солдат от солдат противника. По мере технического развития кораблей и оружия, абордажные схватки ушли в прошлое. Национальные различия в форме моряков потеряли свое былое значение, на первое место вышли гигиеничность одежды и удобство её ношения и обращения с ней на корабле. Это главная причина сходства матросской одежды в разных странах, поэтому за последние сто лет матросская форма практически оставалась неизменной.

Преобладающие цвета морской формы — чёрный, синий и белый — появились из следующих соображений. Примерно сто лет на флоте преобладающим типом корабля был пароход с сопутствующей ему угольной пылью. Чёрный суконный мундир малого количества угольной пыли не боялся, в то же время в дальних плаваниях под жарким солнцем удобно было находиться в лёгкой белой одежде. И, наконец, синий воротник — под цвет моря — оставался изюминкой матросской одежды, её визитной карточкой, уместной для любого случая от парада до похорон. Так же как флаг украшает мачту невыразительного по цвету серого корабля, гюйс украшает матросскую форму, оживляет ее и делает самого моряка смелым, находчивым, честным.

Читайте также:  Можно ли колоть гиалуроновую кислоту в шею

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году. Она состоит из рубахи, брюк и головного убора.

Рубаха и брюки современного российского моряка — из синей хлопчатобумажной ткани. Украшением матросской рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю (гюйс). История его возникновения весьма занимательна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали. Вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как синяя волна с белой пеной — без него и форма не форма.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года. А вот ленточки на них появились позже — в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Смотрел моряк на подарок и думал: » Я верен тебе, моя любимая, как верен якорь кораблю». Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы — в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина — 140 миллиметров.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот». Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: » Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж». Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.

Тельняшка — трикотажнаz нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы «для нижних чинов». Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды «остался на плаву». Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно — «морская душа»!

Полосатые тельняшки и синие куртки появились в XIX веке на флоте США. Затем синим стал цвет матросской формы и на большинстве других флотов. Отсюда возникло и одно из нарицательных имен моряка — «синяя куртка». Синий — классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира — он символизирует цвет просторов моря.

источник

По-голландски “гюйс” обозначает флаг, применяемый на кораблях 1-2 рангов военно-морского флота. Его поднимают на якорной стоянке судна в 8 утра и опускают с закатом. А еще гюйс – это широкий воротник, который фигурирует в форме моряков. В российском флоте утвердился гюйс синего цвета с тремя белыми полосками.

Российские моряки с гюйсом легендарного крейсера.

Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики. В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь. Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.

Русская морская форма 18 века. Боцман

Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени. И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно. Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.

«Герои Трафальгара» Уильям Хейшем Оверенд

И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани. Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена. И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.

Моряки с крейсера КАГУЛЪ. 1916 год

Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со временем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг. В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным. Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде. Воротник такого типа ввели во флоте России в 1843 году.

Существует несколько версий, объясняющих наличие на гюйсе именно трех белых полосок. В большинстве своем моряки указывают на то, что полосы символизируют три самые большие победы российского флота – при Синопской бухте, у Чесмы, и у Гангута. Немного остановимся на описании этих побед, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?

Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа, 1724—1727 © Public domain

Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраскин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. Подробно об этой битве можно прочитать в статье: День воинской славы России. Сражение у мыса Гангут

Hackert Чесменская битва 1771

Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала. Подробнее о Чесменской битве читайте в статье Андрея Подколзина: Чесма: крупнейшая морская победа России

Синопский бой. Художник И.К.Айвазовский

Еще одно великое столкновение русского и османского флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед. Подробнее читать в статье Сергея Балакина: Синопское сражение: победа или ловушка?

Точно так же объясняют собственные полосы на гюйсах матросы множества других стран, только победы при этом указывают, разумеется, собственного государства. Это позволяет прийти к мысли, что легенда о победах и полосах – это иностранное заимствование, тем более, что во флотской среде оно наблюдается весьма часто. И сам гюйс тоже вполне может оказаться заимствованием.

Юные краснофлотцы 1946 год. Фотоархив семьи Подколзиных

Но есть и другая легенда, согласно которой гюйсы ввел не кто иной, как Петр Первый. Считается, что изначально у императора было три эскадры, каждая из которых имела собственные особенности формы. Третья эскадра считалась наиболее приближенной к правителю, она имела по три полосы вдоль края гюйса и красные фланелевые рубахи. Вторая носила две полосы и синие рубахи, первая же одевалась в рубахи белого цвета и носила только одну полосу. Считается, что с тех пор укрепилось понимание “элитности” трех полос, и они стали приживаться в форме, подчеркивая приближенность к командованию. Таковой была ситуация на 1881 год, а уже в 1882 трехполосый воротник стал распространяться по флоту повсеместно, пока не стал официальным и общепризнанным.

Есть и еще одна версия появления трех полос – считается, что на три дивизии был поделен Балтийский флот, моряки носили на вороте то число полос, которое соответствовало номеру их дивизии. Но подробностей касаемо того, почему прижились именно три, здесь нет.

Таким образом, сегодня трудно сказать, почему моряки носят именно три полосы на гюйсах, однако эта традиция берет свои корни давно, и остается неизменной. Этот элемент формы рассматривается как очень важный, не менее символический, чем бескозырка с лентами или тельняшка. Несмотря на то, что назвать его функциональным в наши дни уже нельзя, он остается важным элементом, позволяющим отдать дань могучим флотским традициям. И представить себе сегодня моряка без традиционного воротника просто невозможно.

источник

Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины. преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег. и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми. ». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви­жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

у Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (с)

источник

В основном все важные и привычные детали формы моряков пришли из древних времён, когда это были не аксессуары, а необходимость.

Появление формы на флоте было обусловлено необходимостью отличать в бою своих солдат от солдат противника. В процессе развития техники абордажные схватки канули в лету, а вместе с тем пропала и необходимость разных флотов в различиях. На первое место вышли гигиеничность, удобство ношения и обращение с формой в условиях моря. Именно эти критерии стали самыми важными при разработке и введении морской формы. Немного больше века матросская форма оставалась практически не изменой, менялись лишь детали.

На данный момент морская форма большинства стран практически не измена и преобладают в ней черные, синие и белые цвета, но и это не случайность. Около ста лет назад во флотах всех стран преобладали пароходы вместе с присущей им угольной пылью. Чёрный суконный мундир, который служил в качестве верхней одежды, не боялся угольной пыли, в тоже время в знойную погоду было удобно носить одежду белого цвета. Синий ворот по прежнему оставался неизменным атрибутом и отличием морской формы, который был уместен к любому поводу, будь то парад или похороны. Считается, что именно гюйс делает моряка честным, отважным, гордым и находчивым.

Окончательный вариант формы для рядового и офицерского состава утвердился в 1951 году, практически в таком же неизменном виде форма дошла и до наших дней. На данный момент форма моряка состоит из брюк, рубашки и головного убора.

Рубаха и брюки моряка темно-синего цвета, в некоторых странах встречаются брюки чёрного цвета. Форма сшита из хлопчатобумажной ткани. Украшение рубашки моряка – большой тёмно-синий ворот с тремя белыми полосами по его краю (гюйс). Кстати, это сейчас воротник всего лишь традиция и особенность морской формы, а изначально этот атрибут имел практическое значение. В старину матросы должны были носить пудреные парики и намасленные косички из конских волос. Косички пачкали форму, за что матросов ругало начальство. Во избежание наказаний со стороны командования моряки начали подвязывать под волосы кожаные лоскуты. Косичек на флоте уже давно не существует, ну а кожаный кусок превратился в синий воротник, в качестве напоминания о былых временах. Теперь гюйс развивается за плечами моряка пестря тремя белыми полосками, как бушующие волны с пеной , теперь без него и форма не форма.

Читайте также:  Ломит шею и плечи что делать

Бескозырки б ыли утверждены ещё в 1811 году. А вот две ленты сзади появились аж в 1857. Ленты, как и гюйс своеобразная упрощённая традиция и напоминание о былом. До появления бескозырок моряки носили шляпы с широкими полями. Когда на море был шторм, они привязывали шляпы к голове с помощью шарфов, которые им дарили жёны, возлюбленные или матери. Близкие женщины моряков, вышивали на шарфах слова молитв, якоря и свои имена. Так подарки женщин помогали морякам и удерживать головные уборы во время сильного ветра, и заодно напоминали им о женщинах, которые ждут суженых и супругов на берегу. Шляпы превратились в бескозырки, а шарфы видоизменились в ленточки. В ноябре 1872 года генерал-адмирал (начальника всего флота и Морского ведомства) приказом чётко определил размер лент, надписей, цвет шрифта и содержание надписи на летах. Кстати с того времени длинна лент осталась неизменной – 140 миллиметров.

Ветераны флота помнят, что раньше на лентах указывалось направление флота, т.е. «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот». Сейчас на лентах носят название кораблей. Сходя на берег, моряк горд, что служит на своём судне и как бы доказывает верность своему судну и его экипажу. Принято считать, что морякам нравится как ленточки развиваются и обвивают шею, якобы это выделяет их среди остальных военных и гражданских и этим моряки гордятся.

Тельняшка – это трикотажная нательная рубаха с белыми и синими поперечными полосками одного размера. Тельняшка появилась ещё во времена парусного флота и изначально они были изготовлены из сурового полотна. Ближе к концу XIX века на такой нательной одежде появились полосы. И также как и остальные видоизменения формы, это было обусловлено практической необходимостью. Матросы, работающие на палубе в такой одежде, выделялись на фон е моря и неба, к тому же, если матрос падал за борт, его было легче увидеть, поскольку белые полосы были заметны среди волн. Тельняшка очень удобная часть одежды, поскольку сшита таким образом и из такой ткани, которая хорошо удерживает тепло, плотно облегает, но не сковывает движений, также она легко стирается, долго не теряет своей формы и практически не мнётся. В августе 1874 года тельняшка была объявлена официальным атрибутом формы для «нижних чинов». Такой тельник полюбился морякам и имеет место быть до сих пор. Сейчас моряки считают, что это главный символ экипировки и в простонародье называют этот элемент одежды «морская душа».

Полосатые тельняшки и синие куртки появились в XIX веке на флоте США, после чего синие формы появились в подавляющем большинстве флотов. Тёмно-синий цвет формы моряков символизирует море и является общепринятым во всех странах мира.

источник

С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму — в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: «…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий — расстрелян или на галеру сослан…». Впоследствие форма моряков — цвет, покрой, сроки ношения — постоянно менялись. Это было обусловлено пристрастиями и пожеланиями и российских царей, и изменениями, произошедшими в нашей стране в 20 веке — революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, последующими политическими и гражданскими реформами. Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году.

Украшением матросской фланелевой рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной — без него и форма не форма. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года — как «…повседневный, будничный головной убор». А вот ленточки на них появились позже — в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Смотрел моряк на подарок и думал: » Я верен тебе, моя любимая, как верен якорь кораблю». Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы — в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал — адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина — 140 сантиметров.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот». Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: » Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж». Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.

У нарукавных шевронов и нашивок не менее славное прошлое, овеянное горячим пороховым дымом. Это сейчас корабли сражаются на больших дистанциях, а то и вовсе вне поля зрения, а в прошлом корабельная артиллерия была слабой. Ядра и бомбы летели недалеко — корабли сходились борт о борт, на абордаж шли их команды решая в рукопашном бою, чья возьмет, кто овладеет кораблем противника, сорвет флаг с мачты. Пороховой дым и дым пожара стояли столбом. Копоть оседала на лицах — поди, разберись в свалке, кто свой, кто чужой, где капитан, где рядовой. Вот командиры и стали привязывать на рукав у локтя шарф или яркую тесьму, чтобы матросы знали, возле кого держаться, чьи приказы исполнять. Почему именно на рукав, а не на шляпу? Украшать шляпу было опасно — лучшие стрелки вражеского корабля забирались на мачты и старались вывести из строя чужих командиров. Поэтому знак различия и стали повязывать на руку — издали это было не так заметно. Прошли годы, артиллерия стала дальнобойной, абордажный бой вывелся, а тесьма не оставила командирский рукав, она превратилась в золотой галун и приросла к рукаву навсегда.

Тельняшка — («Советский энциклопедический словарь» стр.1390) — «…бытовое название тельника — трикотажной фуфайки (рубашки) с белыми и синими поперечными полосами, предмет одежды моряков (в том числе, военнослужащих ВМФ) и воздушно-десантных войск …». Всего четыре строчки в словаре — а за ними — целая жизнь. Жизнь и история всем известной и любимой тельняшки. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально этот вид нательного белья матросов изготавливался из сурового полотна. Во второй половине 19 века на этой рубахе появились бело-голубые полосы, что было практически оправдано: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична — хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы «для нижних чинов». Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды «остался на плаву». Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Ее цвета, повторяя цвета Андреевского флага, напоминают каждому о море и кораблях. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно — «морская душа»!

Мы живем в морском городе, городе с интересной военной историей, городе со славным боевым прошлым. И подчас те, кто не связан с флотом, не всегда понимают значения слов, которые прочно вошли в лексикон тех, кто посвятил морю свою жизнь: «трап», «переборка», «драить» и пр. Без сомнения, перевода всех морских терминов здесь не разместить, но вот наиболее известные и употребляемые.

источник

Несмотря на различные задачи, каждое из этих подразделений при ношении формы руководствуются положениями приказа МО России № 300 «Об утверждении правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в вооруженных силах российской федерации и порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в вооруженных силах российской федерации (с изменениями на 7 февраля 2017 года)».

Условно военную форму ВМФ можно поделить на группы:

  • костюм матроса;
  • повседневная форма;
  • парадная форма;
  • военная форма для военнослужащих-женщин;
  • дембельская форма.

Матрос — это начальное воинское звание на флоте и соответствует званию «рядовой» на суше. Повседневная форма моряка, именуемая также матросской робой или платьем, это рабочая одежда для всех от матроса до главного корабельного старшины. В ее комплект входит рубаха (китель) брюки, воротник, безкозырная фуражка и туфли.

Рубаха за сто лет своего существования в своем обличии особых изменений не приобрела. Спина и перед без швов, с широким воротником.

Спереди есть накладной карман, на которую водостойкой черной краской наносится боевой номер, а самом кармане должна находиться «Боевая книжка» (памятка со всеми обязанностями, корабельным расписание, тактико-техническими характеристика закрепленного вооружения и его номер).

Поверх рубахи разрешается надевать бушлат, пальто или шинель.В синей рубахе появляться на палубе запрещено, так как она одевается только при работе в машинном отделении и трюме.

Брюки матроса темно-синего цвета свой внешний вид не меняли с петровский времен. Модель поясного ремня незначительно поменялась со времен СССР и теперь на его бляхе находится эмблема ВМФ России, но без якоря со звездой.

Матросский воротник одевается сверху рубахи, а три полосы на нем нанесены в честь великих побед русского флота при мысе Гангут, в Чесменском и Синопском сражениях.

Головные уборы на флоте представлены в таблице.

Внешний вид Название Описание
Бескозырка Бескозырная фуражка, на которой прикреплена лента с надписью ВМФ и название корабля, а на тулье расположена кокарда в виде якоря золотистого цвета.
Берет Берет черного цвета из шерсти и с золотистой кокардой с изображением якоря.
Пилотка Пилотка черного цвета с двумя вставками белого цвета и золотистой кокардой.

Кроме этих элементов одежды у каждого моряка есть тельняшка, перчатки и шапка-ушанка.

Наиболее известная морская обувь — это корабельные ботинки (на фото) и юфтевые туфли (на флоте их зовут «прогары» с кожаной или «гады» с резиновой подошвами), которые пришли на смену сапогам еще в послереволюционный период. По имеющимся сведениям, они изготовлены из кожи кенгуру и ввиду наличия резинки со временем становятся очень неудобными.

В связи с проводимой реформой в армии России и сменой облика на смену этим ботинкам пришли современные на вид кожаные лакированные ботинки на шнурках от БТК-групп.

Ботинки матроса (производства БТК)

Разумеется, в зависимости от погодных условий моряки на корабле могут носить и кирзовые сапоги и сандали.

Для мичманов и офицеров к ежедневному ношению предназначены следующие элементы одежды:

  1. Фуражка шерстяная (черного и белого цвета);
  2. Шерстяная тужурка;
  3. Пальто чёрное;
  4. Рубашка бежевого цвета;
  5. Галстук черного цвета с золотистым зажимом;
  6. Брюки шерстяные черные;
  7. Кашне;
  8. Кожаные перчатки;
  9. Демисезонная куртка;
  10. Пилотка;
  11. Свитер;
  12. Ботинки;
  13. Туфли;
  14. Демисезонная куртка;
  15. Плащ и китель из шерсти синего цвета.

Далее представлены образцы ношения военной формы моряков, независимо от того, подводники они или солдаты морской пехоты (начиная от капитана первого ранга).

Форма одежды офицеров ВМФ России

При участии военнослужащих в торжественных мероприятиях, парадах и других воинских ритуалах необходимо одевать парадную форму одежды, образцы ношения которой представлены ниже.

При пошиве парадной формы главными требованиями является следование традициям русской армии, качество ткани и возможность частого использования.

Военная реформа не обошла стороной и форму морячек, которым теперь, кроме пилотки и шапки-ушанки можно носить берет из каракуля.

По старым негласным правилам солдат, прослуживший до 6 месяцев, считался духом и не имел никаких прав и обязан был выполнять приказы старшего призыва.

Прослужив 6 месяцев, солдат становится слоном, и объем прав увеличивался за счет поступления молодого пополнения. Далее шел «слон» (от года до полутора лет) и тот, кому осталось служить сто дней считался «дембелем».

В связи с этим подготовка дембельской формы начиналась именно в этот срок силами самых грамотных и работящих солдат младшего призыва.

Форма ушивалась по фигуре, на рукава пришивались новые шевроны и нашивки, желательно, с солидными надписями (Спецназ,Special Forceи т.п.).

Обязательно пришивали аксельбант, а погоны должны были быть белые и золотые и, конечно же, с якорем.

Воротник кителя обшивался на манер адмиральского белыми нитками, в нагрудные карманы устанавливались пластмассовые вставки. Не забывали и про нагрудные знаки, полученные или купленные в ходе прохождения службы. Обычно это были знаки за отличие, памятные медали, значок «Воин-спортсмен» и т.д.

В нынешнее время солдат не успевает забыть гражданскую жизнь. Научиться у офицеров военному делу и уже заказывает себе форму на дембель. Иногда случаются встречаются и такие карнавальные костюмы.

Каждая структура в Российской Федерации имеет свою форму.

Спецодежда военно-морского флота (ВМФ) – флотский костюм. В этой публикации мы рассмотрим все виды и образцы одежды для военнослужащих ВМФ России.

Существует парадная и повседневная форма, разная униформа для каждого звания.

Положением по ее ношению установлено, что специальную отличительную одежду обязаны носить:

  • военнослужащие, которые в данный момент проходят службу,
  • все служащие, отправленные в запас, во времена сборов,
  • все генералы, адмиралы и офицеры, уволенные в запас или ушедшие в отставку, когда право ношения формы остается за человеком.

Новая форма военнослужащих ВМФ России выглядит, как на фото:

Спецодежда призвана защитить человека при попадании в холодную воду. Брюки и юбка у женщин позволяют создать воздушную прослойку и избежать быстрого переохлаждения. Также их своеобразный крой помогает быстрым движением высвободиться от одежды, избавиться от лишнего балласта в воде или при пожаре.

Рубаха позволяет не замерзать от ветра и не потеть при жаре. Верхняя одежда защищает от сильных порывистых ветров, не сковывая движения. Головные уборы не дают получить солнечный удар, закрывая голову от палящего солнца. Толстая подошва на обуви не дает ногам скользить по мокрой поверхности, а цельные ботинки без шнуровки не пропускают влагу и ветер внутрь.

  • Ткань – старшинка. Представляет собой темный плотный материал. Ее преимущество – не подвержена линьке, сминанию, устойчива к загрязнениям.
  • Спереди на рубахе присутствует два кармана – один на лицевой стороне, другой на изнаночной. Оба кармана располагаются слева. Лицевая сторона имеет разрез, застегивающийся пуговицей при помощи петельки. Также две пуговицы располагаются на изнаночной стороне в конце разреза.Сзади на горловине расположена пуговица для пристегивания воротника. Погончики состоят из той же ткани, что и рубаха, нашиваются сверху. К лицевому карману рубахи пришивается небольшая белая бирка, на которую наносится специальный боевой номер.
  • Передняя половина брюк имеет два кармана. Передняя часть имеет лацбант с застежками или пуговицами.
  • Ремень изготавливается из кожи, имеет блестящую пряжку с официальной эмблемой ВМФ.
  • Воротник синего цвета, шьется из хлопчатобумажной ткани. Имеет три белоснежных линии по краю лицевой стороны. У воротника длинные концы с обеих сторон, которые имеют по отверстию для пристегивания к рубахе (две пуговицы в конце разреза изнаночной стороны).
  • Сзади к фуражке пришиты две ленты по 35 сантиметров каждая. Несколько вариантов надписи: название корабля, вид флота, вид сил, «ВМФ РФ». Концы этих лент украшены золотистым якорем. Спереди имеется кокарда с таким же якорем, как и концы лент.
  • Пилотка также с кокардой (якорь золотистого цвета).
  • Лицевая сторона костюма радиационной безопасности имеет карман (слева) с серийным боевым номером. Под этим специальным номером делается отличительный знак «РБ».
  • К галстуку старшим по званию прикрепляется золотистая заколка.
Читайте также:  Гимнастика для шеи при вегето сосудистой дистонии

Основное разделение униформ: повседневная и парадная. Для каждого звания имеется своя специально разработанная одежда, которая разделяется на летний и зимний вариант. Зимние варианты меняют в повседневной униформе легкие предметы одежды на утепленные, добавляется верхняя одежда и теплые свитера.

Повседневная (для матросов, курсантов, солдат):

  • Рубаха. Белая, свободная. Спинка и лицевая часть едины. Рукава прямые.
  • Воротник. Светло-синий со светлыми линиями. Пристегивается к рубахе.
  • Брюки. Темные, имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
  • Головной убор. Чаще всего – прямоугольная пилотка с кокардой, реже – бескозырка (светлая или темная). Шьется из шерсти.
  • Обувь. Толстая подошва. Вместо шнурков специальные вставки — резинки. Ботинки, полуботинки, полусапоги.
  • Бушлат, пальто или шинель.
  • Тельняшка.
  • Теплая шапка-ушанка.
  • Перчатки.

Парадная форма (для матросов, курсантов, солдат) ВМФ России:

  • Тельняшка. Солдаты, служащие по контракту надевают рубашку кремового оттенка.
  • Брюки насыщенно угольные. Имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
  • Бескозырка, шапка – ушанка. Головной убор подобран по погоде.
  • Форменка (обычное флотское платье, рубаха матроса), тужурка, фланелевка.
  • Полуботинки, ботинки, полусапоги.
  • Пальто темное шерстяное.
  • Кашне (шарф).
  • Перчатки.

Парадная форма меняется в зависимости от погоды и времени года, имеет множество вариаций. Офисная спецодежда менее строгая, но требует соблюдение ношения определенного сочетания оттенков и определенных вещей.

Повседневная форма (офицеров, мичманов) ВМФ России:

  • Рубашка кремовая.
  • Брюки темные с ремнем.
  • Тонкий галстук черный.
  • Кашне.
  • Перчатки.
  • Фуражка из шерсти, пилотка (только черные).
  • Тужурка. Теплая темная куртка с двумя бортами, шерстяной свитер.
  • Пальто, куртка, китель, плащ темных оттенков.
  • Полусапоги, полуботинки, ботинки.

Парадная (офицеров, мичманов):

  • Рубашка белоснежная.
  • Брюки с ремнем.
  • Тонкий галстук черного цвета с золотистой заколкой.
  • Золотистый пояс поверх всей одежды.
  • Фуражка из шерсти.
  • Тужурка из шерсти черного цвета. Летом используется светлая.
  • Пальто, на которое нашиваются погоны, плащ, куртка.
  • Кашне (шарф).
  • Перчатки (могут быть белыми).
  • Полусапоги, полуботинки, ботинки (оттенок подбирается к перчаткам).

Повседневная униформа ВМФ для женщин:

  • Кремовая блузка.
  • Черный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Кашне.
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Свитер.
  • Черные ботинки, сапоги, туфли.
  • Черная пилотка, берет, шапка — ушанка.

Парадная спецодежда ВМФ для женщин:

  • Парадный жакет.
  • Темный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Золотистый пояс.
  • Кашне (теплое белоснежное).
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Темные угольные ботинки, сапоги, туфли.
  • Темные берет, шапка – ушанка

Офисная военная форма ВМФ
Комплект офисной униформы немного отличается от повседневной формы одежды ВМФ и включает в себя:

  • Куртка.
  • Брюки.
  • Фуражка (синяя или черная). Редко, возможно использование белой фуражки.
  • Тельняшка. ЕЕ можно заменить футболкой (белая или синяя).

Правила ношения формы служащих ВМФ, установленные в 1959 году, строго определяют, что униформа должна быть в безупречном состоянии. Это значит, что костюмы вовремя стираются, подшиваются. Если какая-то часть износилась – ее меняют на новую деталь.

Форма должна быть чисто выстирана и хорошо отглажена. Это касается любого вида одежды и любого звания ВМФ. Старшие по званию должны следить за коллегами, указывая на недостатки стирки или подшивания.

В заключение предлагаем вам посмотреть очень интересное и познавательное видео, как менялась военная форма ВМФ:

Артикул: 4001/8.

Размеры 54 – 62. Размеры 50 – 53 и свыше 62: наличие уточните по телефону.

Белая морская бескозырка, укомплектованная лентой с надписью “Балтийский флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Бескозырка с белой тульей и черным околышем, украшенным…

Белая морская бескозырка с лентой “Варяг”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Бескозырка с белой тульей и черным околышем, украшенным надписью золотыми буквами: «Варягъ»….

Белая морская бескозырка, укомплектованная лентой с надписью “Военно-морской флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Головной убор с белой тульей и черным околышем,…

Белая морская бескозырка, укомплектованная лентой с надписью “Каспийская флотилия”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Бескозырка с белой тульей и черным околышем,…

Белая морская бескозырка с лентой “Каспийский флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Головной убор с белой тульей и черным околышем, украшенным надписью золотыми буквами:…

Белая морская бескозырка с лентой “Морчасти погранвойск”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Бескозырка с белой тульей и черным околышем, украшенным надписью золотыми…

Белая морская бескозырка с лентой “Северный флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Головной убор с белой тульей и черным околышем, украшенным надписью золотыми буквами:…

Белая морская бескозырка с лентой “Тихоокеанский флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Головной убор с белой тульей и черным околышем, украшенным надписью золотыми…

Бескозырка уставная белого цвета. Головной убор, предназначенный для матросов, может стать отличным оригинальным подарком на особом мероприятии.

Белая морская бескозырка с лентой “Черноморский флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Головной убор с белой тульей и черным околышем, украшенным надписью золотыми…

Черная бескозырка обвязана дембельской ленточкой с надписью Балтийский флот. Головной убор с кокардой имеет мягкую бархатистую подкладку. Это шикарный подарок не только военным, но и самым близким…

Бескозырка черного цвета с дембельской ленточкой и надписью Варяг. Внутри имеется бархатная подкладка. Бескозырка изготовлена по современным технологиям, поэтому она отличается надежностью и…

Бескозырка черного цвета посвящена деятельности Военно-морского флота. На черном изделии имеется ленточка того же цвета. Внутри головного убора сшита подкладка из темно-красного бархата.

Артикул: 4042 / Петр Великий

Черная бескозырка обвязана ленточкой того же цвета. На ленте имеется надпись золотистого цвета – Петр Великий, а в конце изображены рисунки способом аппликации. Внутри бескозырка обтянута мягким…

Бескозырка – это уникальный головной убор, предназначенный для матросов. Изготовленное из черного цвета изделие обвязано ленточкой с надписью Северный флот, с обратной стороны нанесены на ленточку…

Черная бескозырка посвящена деятельности Тихоокеанского флота. В связи с этим на дембельской ленточке представлена надпись флота. С внутренней стороны бескозырка обтянута бархатной тканью.

Головной убор, сделанный в черном цвете, посвящен деятельности Черноморского флота. Бескозырка может стать уникальным подарком, как для матросов, так и для людей, увлекающихся путешествием по морю.

Головной убор черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш бескозырки украшает надпись золотыми буквами: «Балтийский флот», снабжена лентой с якорями на концах. Бескозырка изготовлена по…

Черная бескозырка обыкновенной формы. Головной убор лишен надписей. Подобные бескозырки предпочитают люди скромные. Головной убор также можно приобрести, чтобы представить на нем свою надпись.

Головной убор иссиня-черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш бескозырки украшает надпись золотыми буквами: «Варягъ», снабжена лентой с якорями на концах. Бескозырка изготовлена из…

Головной убор насыщенного черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш бескозырки украшает надпись золотыми буквами: «Военно-морской флот», снабжена лентой с якорями на концах. Бескозырка…

Черная морская бескозырка с лентой “Каспийская флотилия”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Бескозырка иссиня-черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш бескозырки…

Головной убор черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш бескозырки украшает надпись золотыми буквами: «Каспийский флот», снабжена лентой с якорями на концах. Бескозырка подойдёт как…

Черная морская бескозырка с лентой “Морчасти погранвойск”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Бескозырка насыщенного черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш…

Черная морская бескозырка с лентой “Северный флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Головной убор черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш бескозырки украшает…

Черная морская бескозырка с лентой “Тихоокеанский флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Околыш бескозырки украшает надпись золотыми буквами: «Тихоокеанский флот»,…

Черная морская бескозырка с лентой “Черноморский флот”. По Вашему запросу может комплектоваться кокардой. Головной убор насыщенного черного цвета с контрастным белым кантом. Околыш…

Артикул: 7048 14024 / вмф орел с якорями

На изделии размещен двуглавый орел с якорями и короной. Может стать прекрасным тематическим подарком.

На изделии размещена пятиконечная звезда с серпом и молотом, помещенная в центр якоря. Это прекрасный подарок мужественным и отважным личностям.

Прямого кроя со стрелочками классические брюки. Идеально смотрятся с любым цветом обуви, верха и галстука.

Артикул: брюки женские черные ВМФ (Поставка под заказ)

Изделие черного цвета. Брюки можно носить как в повседневности, так и на особых мероприятиях.

Артикул: Бушлат ВМФ СССР суконный

Двубортный бушлат со смещенной застежкой – пуговицы и отложным воротником. Изделие станет прекрасным подарком для туристов или иных драгоценных гостей города.

Двубортный бушлат со смещенной застежкой-пуговицы и отложным воротником. Изделие может стать оригинальным подарком для патриотов страны.

Артикул: 1059/1 низ овальный

Воротник – стойка с закругленным краем. Пристегивается с помощью крючка. Материал – черное сукно. Отлично защитит от холода и ветра.

Материал – хлопчатобумажная ткань синего цвета. Аксессуар отделан тремя белыми лентами по краям. Пристегивается с помощью петель к вырезу горловины на рубахе. Аксессуар сделан из качественной…

  • Военторг Барракуда имеет собственное ателье широкого профиля по пошиву формы и самых разнообразных костюмов.
  • Прежде всего, конечно, мы делаем пошив военной формы на заказ: офисной, парадной и зимней формы одежды.
  • Шьем также головные уборы, военную обувь, а также гражданскую одежду.
  • Сделаем искусную ручную или машинную вышивку золотой канителью на погонах и обшлагах рукавов для высокопоставленных военных командиров: маршалов, адмиралов, генералов.

    Российский Военно-морской флот возрождает свои многовековые традиции. В 2018 году старшины, мичманы, офицеры и адмиралы начнут получать новую парадную форму. Офицерский китель во многом копирует форму времен Великой Отечественной войны, а некоторые ее элементы напоминают форму офицеров царского флота.

    По мнению экспертов, обмундирование должно меняться, сохраняя при этом вековые традиции русских военных моряков. Военнослужащие ВМФ РФ начнут получать черную парадную форму одежды.

    Уже осенью новые комплекты обмундирования начнут поступать на корабли и в воинские части флотов, рассказали «Известиям» в Минобороны.

    Традиционно у моряков есть несколько вариантов парадной формы — черная, белая и смешанная. Белоснежная форма была продемонстрирована на морском параде в День ВМФ в Санкт-Петербурге.

    Но разработан и другой комплект, в который входят черные шерстяные брюки и однобортный китель с воротником-стойкой. Цвет парадной формы для конкретных мероприятий определяется приказом командования.

    Облик военнослужащих ВМФ меняется реже, чем военнослужащих сухопутных войск и ВВС. Одно из главных изменений за последнее столетие произошло вскоре после Великой Отечественной войны.
    Если Герой Советского Союза адмирал флота Николай Кузнецов на парадных портретах изображен в кителе с воротником-стойкой, то уже в 1960-е годы военнослужащие были переодеты в кители с отложным воротником. Парадная форма отличалась от повседневной только золотыми погонами. Такое же положение сохранилось и в постсоветское время.
    Военно-морской флот — одна из самых консервативных структур в вопросах униформы, отмечают эксперты. Если в армии давно стали историей такие предметы, как гимнастерки, сапоги и портянки, галифе, то матросы до сих пор с гордостью носят бескозырки, тельняшки и синие воротники с тремя белыми полосами — точно так же, как моряки более 100 лет назад.
    Офицерская форма тоже сохранила в своем облике то, что напоминает о давних традициях. Нынешние парадные кители хоть и короче сюртуков, которые носили офицеры Русского императорского флота, но благодаря жесткому воротнику-стойке отсылают к образу тех, кто ходил на кораблях под российским флагом более столетия назад. А главное, сохранилась цветовая гамма — белое и черное с золотым шитьем.

    Во всех морских державах, в том числе и в России, веками складывались собственные традиции военной формы моряков, отметил бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Валентин Селиванов.

    — Форма, которая сейчас вводится, похожа на ту, которая была в конце XIX века, — отметил адмирал.— В советское время форма совершенствовалась, но общий подход оставался таким же. Когда я выпускался в 1958 году, был китель с отлогим воротником, потом ввели куртку.

    Сейчас мы видели на параде белую форму одежды. А будет еще и черная. Изменения закономерны. Я бы не сказал, что какая-то мода возвращается. Если и появляются элементы, характерные для формы прежних времен, то они перерабатываются и переосмысляются.

    Поскольку у военных моряков больше комплектов формы, чем у других военнослужащих, в условиях недофинансирования вооруженных сил в 1990-е годы они подолгу не получали новые комплекты. Тогда в качестве парадной использовалась повседневная форма с пришитыми к ней золотыми погонами.

    Первые попытки вернуться к многовековым традициям делались в бытность Анатолия Сердюкова министром обороны. Тогда разработали синий приталенный китель с воротником-стойкой.

    Он копировал военно-морскую форму образца 1960-х годов. Новинка полюбилась флотским офицерам. Однако в итоге от этого проекта решили отказаться. Получил новые кители только Тихоокеанский флот, а также некоторые экипажи кораблей на Балтике и Черном море.

    Ранее «Известия» сообщали, что в 2018 году Минобороны оденет в новую парадную форму военнослужащих сухопутных войск. Она представляет собой однобортный китель цвета морской волны с воротником-стойкой.

    В военном ведомстве отмечали, что новая форма является репликой обмундирования, в котором парадные расчеты маршировали на Параде Победы 1945 года.

    Парадная одежда военнослужащих 2016 во многом копирует ту, что была ещё в далёких годах. Такая одежда используется при проведении парадов и праздников, касающихся военных тематик. Вручение орденов, введение военного объекта в строй, зачисление в состав почётного караула и другие подобные мероприятия является поводом для ношения особой парадной форменной одежды.

    Парадная форма военнослужащих разрабатывалась ещё в далёкие довоенные годы. И из опыта пройденных лет можно выделять несколько тенденций в её отношении, а именно особенности в одежде:

    1. Традиционная. В парадной военной одежде присутствуют элементы образцов, которые были приняты ещё в 19 веке. Она немного видоизменилась, но по-прежнему остаётся как раньше. Например, парадная и выходная форма для Президентского полка РФ практически ничем не отличается от той, что носила пехота Императорской гвардии, созданной в 1907 году.
    2. Современная. В одежде военнослужащих для парадов применяются образцы обмундирования, покрой которых соответствует форме для каждодневной носки. Может использоваться такой же цвет сукна для мундира. Примером является парадная форменная одежда Вооружённых сил РФ, в ней китель такого же цвета, как повседневный. Но в парадной форме к нему надеваются дополнительные знаки отличия и другие элементы одежды. В данном случае такими атрибутами являются: погоны, пояс и аксельбант золотистого цвета, белая нарядная рубашка.
    3. Универсальная. Подход к форме одежды такой же, как в современной тенденции – для составления парадного комплекта одежды разрешается применение обмундирования для повседневной носки. Различием являются дополнительные элементы (погоны, пояс, аксельбант другого цвета).

    Современная техника и ткани расширили ассортимент военной одежды (также как и камуфляжа). При пошиве форменной одежды применяются исключительно качественные прочные ткани: шерсть, хлопок (для нательного нижнего белья: кальсоны, рубаха).

    Шерсть используется практически для пошива любой одежды военной, так как этот материал обладает рядом преимущественных достоинств: отлично сохраняют тепло; не требуют постоянной глажки (почти не мнутся); устойчивы к загрязнениям.

    В обмундировании используются следующие составы тканей:

    • для зимнего пальто – 90% шерсти и 10% капрона;
    • зимнее пальто для курсантов – 78% шерсти и 22% вискозы;
    • брюки из шерсти;
    • куртки – 50/50 (шерсть и лавсан);
    • мундирное сукно (62% шерсти и 38% хлорина).

    Исходя из анализа деятельности военнослужащих оптимальным явилось решение разделить форму по некоторым критериям.

    1. Для рот почётного караула парадная форма идентична той, которая была создана для пехоты Императорских гвардейцев.
    2. Для воинских формирований, офицеров Вооружённых сил и органов РФ (за исключением военных ВМФ) принято взять за основу единую современную парадную форменную одежду с использованием определённых элементов в зависимости от сезона.
    • фуражка из шерсти с околышем образца 2010, для высших офицеров должно присутствовать шитьё;
    • парадный мундир (образец 1997), погоны и петлицы, высшим офицерам – с шитьём;
    • парадные брюки (образец 1968) либо парадно-выходные (2010) из шерсти, для высших званий – с лампасами;
    • вицмундир из специального мундирного сукна;
    • белая рубашка (образец 1997);
    • парадный пояс (2010);
    • чёрный галстук на закрепке из латуни;
    • хромовые чёрные сапоги либо полуботинки (образец 1968);
    • перчатки лайковые белые.
    • ушанка из меха серого цвета (для высших званий каракулевая папаха);
    • парадно-выходное пальто (1968 образец) и мундир (1997) с погонами и петлицами;
    • вицмундир образца 2010 года (для высших званий – с шитьём);
    • парадные брюки (1968) либо парадно-выходные (2010), для высших офицеров – с лампасами;
    • рубашка, галстук, пояс и перчатки такие же, как в летнем обмундировании;
    • сапоги чёрные хромовые зимние либо демисезонные.
    1. Форма должна соответствовать традициям одежды Русской Армии.
    2. Одежда должна быть элегантной, сидеть таким образом, чтобы подчёркивать выправку и физическое развитие военного.
    3. Парадная форма должна соответствовать всем требованиям.
    4. Все материалы должны быть отличного качества.

    Одежда для парадов, вручения орденов и прочих торжественных мероприятий у военных в текущем году не особо отличается от вариантов предыдущих лет. Улучшилось качество ткани, её характеристики прочности и эксплуатационные возможности (стирка, сушка хранение…). Ниже представлены фото парадной формы одежды военнослужащих 2016

    источник