Меню Рубрики

Заполните таблицу кости скелета человека

Скелет человека состоит из двух частей:

  • остевого скелета – череп, позвоночник, грудная клетка;
  • добавочного скелета – конечностей.

Рис. 1. Общее строение скелета.

Каждая часть включает несколько функциональных отделов. Подробное описание отделов представлено в таблице “Строение скелета человека”.

Отдел скелета

Неподвижные кости, образующие сводчатую черепную коробку, в которой помещается мозг. Состоит из парных (теменных и височных) и непарных (лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная) костей

Включает непарные (подвижную нижнюю челюсть, сошник, подъязычную кость) и парные (скуловые, носовые, нёбные) кости

Включает шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (3-5) отделы. Позвонки полуподвижные, кроме крестца (сращён). Дуги позвонков образуют трубку, в которой находится спинной мозг

Образована грудными позвонками и рёбрами, соединёнными спереди с грудиной. Всего 12 пар рёбер по числу позвонков. Передняя часть рёбер переходит в хрящевую ткань, чтобы обеспечивать подвижность при дыхании

Состоит из лопаток, находящихся на стороне спины, и ключиц, выступающих спереди. Лопатка соединяет плечевую кость с ключицей

Состоят из плеча, предплечья и кисти. Плечо образовано плечевой костью, предплечье – локтевой и лучевой, кисть – запястьем, пястью, фалангами пальцев. Подвижны соединения в плече, локте, запястье и пальцах

Состоит из тазовых костей, крестца и копчика. Тазовая кость образована парными подвздошными, седалищными, лобковыми костями, которые соединены неподвижно в костное кольцо и вместе с крестцом образуют тазовую полость. Таз женщин шире, а тазовая полость больше, чем у мужчин

Состоят из бедра, голени и стопы. Бедро образовано бедренной костью, голень – большеберцовой и малоберцовой костями, стопа – предплюсной, плюсной и флангами. Спереди коленный сустав прикрывает наколенник или коленная чашечка

В связи с прямохождением скелет человека отличается от скелета других млекопитающих. Изгибы позвоночника снижают нагрузку при ходьбе, грудная клетка расширена книзу, широкий таз выполняет функцию опоры. Ноги более массивные и длинные, чем руки, что способствует лучшему перемещению в вертикальном положении.

Рис. 2. Сравнение скелетов человека и других приматов.

В состав скелета человека входят различные кости, которые подразделяются на четыре вида:

  • трубчатые– длинные кости с жёстким костным мозгом внутри, выполняют функцию рычагов (бедренная, плечевая);
  • губчатые – преимущественно короткие кости, содержащие губчатое вещество и красный костный мозг (запястье, предплюсны);
  • плоские– сплюснутые кости, которые защищают внутренние органы или являются опорой для крепления мышц (лопатки, таз, рёбра), содержат губчатое вещество;
  • воздухоносные– кости черепа, содержат пазухи и ячейки.

Позвонки сложно классифицировать в отдельную группу, т.к. тело позвонка является губчатой костью, а его отростки – плоскими.

В организме человека насчитывается 208-210 костей. Такая неопределённость связана с возможностью срастания костей у некоторых людей.

Скелет выполняет несколько важных функций:

  • опорную– определяет пропорции тела, объединяет мышцы, органы, ткани;
  • защитную– предохраняет внутренние органы от повреждений;
  • кроветворную– красный костный мозг вырабатывает клетки крови – эритроциты;
  • двигательную– осуществляет перемещение, активную физическую работу.

Из урока 8 класса биологии узнали об особенностях строения и функциях скелета человека, а также видах костей в теле человека. В отличие от других млекопитающих скелет человека приспособлен к прямохождению.

источник

  • Положение человека в системе органического мира.
  • Отличительные признаки животных.
  • Какая система органов обеспечивает движение?
  • Какие вы знаете скелеты, приведите примеры.
  • Исходя из сказанного, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель биологии ГУ лицей Токсанова Асемгуль Сериковна

Открытый урок: тема: Основные отделы скелета человека

Изучить отделы скелета человека, сравнить со скелетом млекопитающих, сделать выводы .

Типы соединительных тканей

в) Пояс нижних конечностей.

а) Пояс верхних конечностей.

г) Скелет нижних конечностей.

позвоночник, грудная клетка.

б) Скелет верхних конечностей.

Изучить строение скелета головы (лицевой и мозговой части) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

Изучить строение скелета туловища (позвоночника и грудной клетки) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

Изучить скелет конечностей (пояса конечностей, свободную верхнюю и нижнюю конечность) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

Сводная таблица: «Строение скелета человека»

1. Пояс верхних конечностей

2. Скелет верхней конечностей

3. Пояс нижних конечностей

4. Скелет нижних конечностей

Сравнение скелета человека и животного:

1. На основе изученного, перечислите сходства в скелетах и сделайте вывод !

2. Подумайте и назовите отличия в отделах скелета человека, с чем они связаны?

Отличительные признаки в скелете человека (Антропоморфозы) связаны

Преобладает мозговой отдел

Позвоночник имеет четыре изгиба.

Подвижное соединение костей

Широкий, в форме чаши тазовый

Массивные нижние конечности.

Выполните задание « Четвертый лишний», зачеркнув в каждом ряду лишнее понятие.

1. Скуловая кость, височная, верхнечелюстная, нижнечелюстная.

2. Лопатка, плечевая кость, локтевая, лучевая.

3. Грудина, ребра. Грудной отдел позвоночника, ключица.

4. Поясничный отдел, крестцовый, копчиковый, тазовые кости.

1. Из каких отделов состоит скелет человека:

2. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:

3. Крестцовый отдел позвоночника состоит из:

4. Какие кости черепа подвижны:

5. Пояс нижних конечностей образуют:

Б) бедренная и берцовые кости;

6. Скелет свободной верхней конечности образуют:

А) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

1. Череп, грудная клетка и позвоночник относятся к осевому скелету. Пояса конечностей и конечности составляют дополнительный скелет. Раскрасьте осевой скелет в желтый цвет, а дополнительный — в светло-зеленый (см. параграф 7).

2. Рассмотрите рисунки. Напишите названия костей, образующих грудную клетку.

Грудина, 12 пар ребер, грудной отдел позвоночника.

Сколько пар ребер соединяются грудиной с помощью хряща, а сколько пар заканчиваются свободно?

10 пар с помощью хряща, а 2 пары свободно.

3. Выполните задание и ответьте на вопрос.

Найдите седьмой шейный позвонок. нагните голову вниз. В месте, где шея переходит в туловище, нащупайте бугорок. Его образует тело позвонка или его отросток?

Работа 30. Рассмотрите рисунки к работе 29.

1. Пользуясь учебником, найдите на рисунках кости плечевого и тазового поясов. Напишите номера и названия соотевтствующих костей.

Плечевой: 3 — ключица, 4 — лопатка, 7 — плечевая кость.

Тазовый: 10 — тазовая кость, 11 — крестец.

2. Какие кости обозначены на рисунках А и Б?

Заполните таблицу. Подчеркните кости поясов конечностей.

3. Как узнать ключицу? На рисунке изобржена грудина, с которой сочленяются две ключицы. По соседству с ними (в глубине) находятся верхние ребра. Чтобы не спутать ключицу с ребрами, проделайте небольшой опыт. Положите пальцы противоположной руки на исследуемую кость и поднимите вверх руку, с которой ключица связана. Если при подъеме руки вертикально вверх кость придет в движение, вы не ошиблись: это действительно ключица.

  1. Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях.
  2. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
  3. Раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных.
  4. Научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Оборудование: модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, “Скелет черепа”, “Строение костей и типы их соединений”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, видеомагнитофон, телевизор, указка.

На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.

Каковы особенности строения скелета человека?

Беседа по вопросам. Ответы учащихся у доски с использованием таблиц и модели скелета человека.

  1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?
  2. Каков химический состав костей?
  3. Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?
  4. Расскажите о строении кости.
  5. Как кости растут в длину и в толщину?
  6. Какие бывают соединения костей?
  7. Работа по дидактическим карточкам (2 человека).

(Рассказ с элементами беседы. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.)

1. Общий обзор скелета человека.

Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!
В.В. Розенблат.

“Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” — буквально “высохший”). Мышцы и соединительнотканные образования — хрящи, фасции, связки, сухожилия — мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики.

Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень – почти целиком).

(Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека. 4 мин 30 сек.)

В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.

Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

Читайте также:  Интрамедуллярный блокируемый стержень для остеосинтеза плечевой кости

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

Мозговой отдел образован рядом костей — плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых — ни длинных, ни коротких. Они просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова. ” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная косточка — подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.

На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1 .)

Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

У человека функции конечностей — рук и ног — четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение позволяющее совершать различные движения рукой.

Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.

Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Пояс нижних конечностей составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость — самая крупная кость скелета человека.

К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.

Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры-рисунка, моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2 .)

6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

1 группа – скелет головы (череп),
2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
3 группа – скелет конечностей.

  • Заполнение таблицы “Скелет человека”.
  • Выполнение теста.

    Стр. 98 – 103, вопросы и задания на стр. 104. Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.

    источник

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Особенности скелета человека

    развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

    мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

    увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

    у млекопитающих 2 изгиба ( шейный и крестцовый )

    грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

    обеспечивает большую подвижность руки

    запястье , пястье, фаланги пальцев

    длинная трубчатая длинная трубчатая

    облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе; большая подвижность большого пальца

    широко расставленные мощные тазобедренные суставы

    бедренная кость больше- малоберцовая

    длинная трубчатая длинная трубчатая короткие трубчатые

    мощное развитие костей и связок, выпрямление ног в коленном суставе,

    продольный пружинящий свод стопы, развита пяточная кость

    развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

    мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

    увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

    у млекопитающих 2 изгиба ( шейный и крестцовый )

    грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

    обеспечивает большую подвижность руки

    запястье , пястье, фаланги пальцев

    облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе; большая подвижность большого пальца

    широко расставленные мощные тазобедренные суставы

    бедренная кость больше- малоберцовая

    длинная трубчатая короткие трубчатые

    мощное развитие костей и связок, выпрямление ног в коленном суставе

    продольный пружинящий свод стопы, развита пяточная кость

    Особенности скелета человека

    развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

    мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

    увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

    у млекопитающих 2 изгиба ( шейный и крестцовый )

    грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

    обеспечивает большую подвижность руки

    запястье , пястье, фаланги пальцев

    длинная трубчатая длинная трубчатая

    облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе; большая подвижность большого пальца

    широко расставленные мощные тазобедренные суставы

    бедренная кость больше- малоберцовая

    длинная трубчатая длинная трубчатая короткие трубчатые

    мощное развитие костей и связок, выпрямление ног в коленном суставе,

    продольный пружинящий свод стопы, развита пяточная кость

    развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

    мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

    увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

    у млекопитающих 2 изгиба ( шейный и крестцовый )

    грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

    обеспечивает большую подвижность руки

    запястье , пястье, фаланги пальцев

    облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе; большая подвижность большого пальца

    широко расставленные мощные тазобедренные суставы

    бедренная кость больше- малоберцовая

    длинная трубчатая короткие трубчатые

    мощное развитие костей и связок, выпрямление ног в коленном суставе

    продольный пружинящий свод стопы, развита пяточная кость

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    источник

    • Трубчатые (имеют трубку) – плечевая, берцовые;
    • Губчатые (нет трубки) – предплюсна, позвонки;
    • Плоские (не имеют трубки, уплощенные) – лобная, лопатка.
    • Неподвижные: швы черепа, окостеневшие хрящи между костями таза
    • Полуподвижные (прослойки хряща, «полусуставы»): между позвонками, между ребрами и грудиной
    • Подвижные (суставы): между бедренной костью и тазом, между нижней челюстью и черепом и т.п.
    Читайте также:  Воронины у кости был дневник

    Череп состоит из двух отделов: мозгового (лобная, затылочная, две теменные, две височные кости) и лицевого (две верхнечелюстных, одна нижнечелюстная, две скуловые, две носовые и др.) Затылочная кость соединяется с первым позвонком. Функции черепа: опора и защита для мозга и органов чувств, жевание.

    Позвоночник состоит из позвонков, между которыми расположены хрящевые диски (полуподвижное соединение). Каждый позвонок состоит из тела (опора), дуги (защита спинного мозга) и отростков (соединение позвонков друг с другом, связками и мышцами). Отделы позвоночника: шейный (7 позвонков), грудной (12, сочленяются с ребрами), поясничный (5, самые массивные), крестцовый (5, сросшихся в крестец), копчиковый (3-5, рудиментарны, срастаются в единую кость копчик). Позвоночник имеет 4 изгиба, которые пружинят при ходьбе. Функции: опора для органов, защита спинного мозга.

    Грудная клетка состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар ребер и грудины. 1-7 ребра своими хрящевыми концами достигают грудины, 8-10 прикрепляются к хрящу 7-го, 11-12 свободно заканчиваются в мышцах. Функции: защита внутренних органов (сердца, легких), участвует в дыхании.

    Скелет конечностей состоит из пояса (опора для конечности) и свободной конечности (движение).

    • Пояс верхней конечности (плечевой пояс): лопатки и ключицы.
    • Свободная верхняя конечность – 3 отдела: плечо (плечевая кость), предплечье (локтевая и лучевая), кисть (3 отдела: запястье, пясть, фаланги пальцев).
    • Пояс нижней конечности – тазовые кости. До 12-14 лет каждая состоит из 3 костей – подвздошной, лобковой и седалищной.
    • Свободная нижняя конечность – 3 отдела: бедро (бедренная кость), голень (большая и малая берцовая кость), стопа (3 отдела – предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

    1. Установите соответствие между примером соединения костей скелета взрослого человека и типом соединения этих костей: 1) неподвижное, 2) подвижное, 3) полуподвижное. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
    А) позвонки поясничного отдела
    Б) нижнечелюстная кость и кости черепа
    В) лобная и теменные кости
    Г) позвонки крестцового отдела
    Д) затылочная и теменные кости
    Е) кости тазобедренного сустава

    2. Установите соответствие между типом соединения костей (1-неподвижное, 2-полуподвижное, 3-подвижное) и местом в скелете человека, где такое соединение существует. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
    А) крестцовые позвонки
    Б) плечо и предплечье
    В) грудные позвонки
    Г) кости мозговой части черепа
    Д) голень и стопа
    Е) копчик

    3. Установите соответствие между типами соединения костей и примерами: 1) неподвижное, 2) подвижное, 3) полуподвижное. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) позвонки копчика
    Б) тазобедренный сустав
    В) коленный сустав
    Г) кости черепа
    Д) позвонки позвоночника
    Е) локтевой сустав

    4. Установите соответствие между примерами и типами соединения костей: 1) подвижное, 2) полуподвижное, 3) неподвижное. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) кости черепа
    Б) нижняя челюсть с другими костями черепа
    В) кости фаланг пальцев
    Г) позвонки грудного отдела позвоночника
    Д) кости, образующие тазовую кость
    Е) кости верхней свободной конечности с плечевым поясом

    5. Установите соответствие между костями и типами их соединения: 1) неподвижное, 2) подвижное, 3) полуподвижное. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) затылочная и теменная
    Б) 5-й и 6-й шейные позвонки
    В) бедренная и берцовая
    Г) ребро и грудина
    Д) лобковая и седалищная
    Е) плечевая и лопатка

    Установите соответствие между костями и типами их соединения у взрослого человека: 1) полуподвижное, 2) неподвижное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) затылочная и теменная
    Б) височная и скуловая
    В) теменная и лобная
    Г) поясничные позвонки
    Д) грудные позвонки

    Выберите три варианта. Какие кости в скелете человека соединяются подвижно?
    1) височная и теменная
    2) позвонки грудного отдела
    3) нижняя челюсть с черепом
    4) бедренная и тазовая
    5) лобная и теменная
    6) бедра и голени

    Установите соответствие между примером соединения костей и типом, к которому оно относится: 1) неподвижное, 2) подвижное
    А) бедренная и большая берцовая кости
    Б) лобная и теменная кости
    В) затылочная и височная кости
    Г) нижняя челюсть и височная кость
    Д) позвонки крестцового отдела

    Установите соответствие между костью скелета верхней конечности человека и отделом, к которому ее относят: 1) пояс конечности, 2) свободная конечность. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) ключица
    Б) плечевая кость
    В) кость запястья
    Г) лучевая кость
    Д) лопатка

    Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) плюсна
    2) бедренная кость
    3) предплюсна
    4) малоберцовая кость
    5) фаланги пальцев

    Установите соответствие между костью черепа человека и отделом, в состав которого она входит: 1) лицевой, 2) мозговой
    А) носовая
    Б) затылочная
    В) верхнечелюстная
    Г) височная
    Д) скуловая
    Е) теменная


    Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение верхних конечностей». Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) ключица
    2) лопатка
    3) локтевая кость
    4) лучевая кость
    5) плечевая кость
    6) кости кисти

    Определите правильную последовательность расположения костей верхней конечности, начиная от плечевого пояса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) Кости пясти
    2) Плечевая кость
    3) Фаланги пальцев
    4) Лучевая кость
    5) Кости запястья


    Проанализируйте таблицу «Соединения костей». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Запишите выбранные цифры в порядке, соответствующем буквам.
    1) блоковое
    2) полуподвижное
    3) череп
    4) грудная клетка
    5) таз
    6) запястье
    7) верхняя конечность
    8) пояс верхних конечностей


    Проанализируйте таблицу «Классификация костей». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
    1) смешанные
    2) грудная клетка
    3) свободная конечность
    4) плоские
    5) позвонок
    6) плечевая и лучевая кости
    7) рёбро
    8) затылочная кость и грудина


    1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, подкоторыми они указаны.
    1) лобная кость
    2) затылочная кость
    3) височная кость
    4) теменная кость
    5) нижнечелюстная кость
    6) скуловая кость


    2. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение черепа человека». Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) лонная
    2) затылочная
    3) слезная
    4) затылочная
    5) височная
    6) скуловая


    3. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение черепа. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) теменная
    2) лобная
    3) решетчатая
    4) слуховая
    5) затылочная
    6) слезная

    Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике человека и млекопитающего, начиная с шейного. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) поясничный
    2) грудной
    3) хвостовой
    4) крестцовый
    5) шейный


    Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Скелет нижней конечности человека» и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) седалищная
    2) бедренная
    3) лучевая
    4) малая берцовая
    5) кости плюсны
    6) таранная


    Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение нижней конечности человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) подвздошная кость
    2) бедро
    3) надколенник
    4) большая берцовая кость
    5) лучевая кость
    6) фаланги пальцев


    Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Скелет человека». Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) локтевая кость
    2) лучевая кость
    3) плечевая кость
    4) крестец
    5) бедренная кость
    6) стопа

    Установите соответствие между костями и типами их соединения: 1) сустав, 2) полусустав. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) кости запястья и предплечья
    Б) позвонки грудного отдела позвоночника
    В) кости, образующие фаланги пальцев
    Г) кости голени и предплюсны
    Д) лонные кости
    Е) кости бедра и голени

    Установите соответствие между примерами и типами костей человека: 1) трубчатые, 2) губчатые, 3) плоские. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) плечевая кость
    Б) височная кость
    В) кости запястья
    Г) тело позвонков
    Д) лобная кость
    Е) кости голени

    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К скелету свободной нижней конечности относят кости
    1) бедренную
    2) подвздошную
    3) лучевую
    4) тазовую
    5) пяточную
    6) малую берцовую

    Установите соответствие между костями скелета человека и их типами: 1) трубчатые, 2) плоские. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) лучевая
    Б) лобная
    В) бедренная
    Г) большая берцовая
    Д) грудина
    Е) затылочная

    Установите соответствие между характеристиками и отделами скелета человека: 1) мозговой отдел черепа, 2) грудная клетка, 3) верхняя конечность. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) в состав входят трубчатые длинные кости
    Б) неподвижный характер соединения
    В) сжата в переднезаднем направлении
    Г) подвижный характер соединения
    Д) в состав входит затылочная кость
    Е) полуподвижный характер соединения

    источник

    Скелет — это надежная основа для всего опорно-двигательного аппарата человека.

    Он представляет собой совокупность костей твердого типа.

    Именно они выполняют опорную и защитную функцию человеческого организма.

    Их нарушение сопровождается развитием серьезных заболеваний, которые могут полностью или частично обездвижить пациента.

    Скелет — важная и неотъемлемая часть человеческого организма на которой держиться вся опорно-двигательная система. Благодаря его полноценному функционированию каждый из нас может совершать двигательные движения. В его состав входят кости, суставы и связки. Они тесно связано между собой, выполняют различные функции.

    Скелет представляет собой огромную совокупность костей, каждая из которых отличается по форме, размеру и прочности.

    Выделяют два вида компонентов: органический и неорганический. К первым относится коллаген, который обеспечивает подвижность, сжатие и другие функции скелета. К неорганическим составляющим относится кальция фосфат, он обеспечивает прочность, при нехватке кости становятся хрупкими и ломкими.

    Кости скелета пронизаны кровеносными сосудами, нервными окончаниями и специальной жидкостью. Ещё одним компонентом является костный мозг, в котором сосредоточены красные и белые кровяные тельца.

    Как описывалось выше, скелет человека делится на две части: осевую и периферическую. К первой относятся те, которые размещаются в центральной части и формируют основу тела (голова, шея, позвоночник, грудной отдел, ребра).

    К периферической части относят два пояса: верхних и нижних конечностей (ключицы, лопатки, таз, нижние и верхние конечности).

    Череп — это основная часть головы, в нем размещаются мозг, органы зрения и обоняния. В свою очередь он разделяется на два отдела: мозговой и лицевой.

    Грудная клетка являет собой основание груди, в ней размещаются все внутренние органы, она состоит из 12 пар ребер, 12 позвонков и непосредственно грудины.

    Позвоночник — это основной каркас, который формируется из костей и хрящей. Он отличается более сложной структурой, в состав входит такие отделы: грудной, шейный, поясничный, крестцовый и копчиковый.

    Нижние и верхние конечности входят в одноименные отделы. К ним относятся руки, лопатки, ключицы, плечи и т.д. Пояс нижних конечностей обеспечивается размещение органов пищеварительной и мочеполовой систем.

    Верхние предназначены для выполнения трудовой деятельности, а нижние — создают опору и обеспечивают возможность передвижения человека.

    Всего в организме человека насчитывается около 270 костей. С возрастом многие из них поддаются изменениям (сращиванию), в результате у взрослого скелет состоит из 200 видов.

    Некоторые из них являются парными, некоторые — непарными (позвонки, крестец, грудина и т.д.). В состав черепа входит 23 вида костей, в позвоночник -26, в верхние и нижние конечности по 64. Основными частями считаются череп, плечо, предплечье, кисти, бедренные, голени, стопа, тазовые и позвоночник.

    Их масса у каждого человека индивидуальный. Она зависит от возраста, пола, роста, массы тела и т.д. У новорожденных детей они составляют 14% от всей массы тела, у мужчин и женщин по 18% и 16% соответственно. Средний вес у мужчин составляет 14 кг, у женщин -10.

    Читайте также:  Сколько заживает кость после операции

    Прочность обеспечивается благодаря минеральным веществам, которые сходят в их состав (кальций). Помимо этого, они имеют полую структуру, поэтому очень легкие и твердые.

    Как описывалось выше, человек появляется на свет с 270 видами костей, по мере роста организма их количество уменьшается на 70. Окончательное формирование происходит в 24-25 лет. Оценить это можно при помощи рентгеновского снимка.

    Именно с этим связано назначение медикаментов пациентам, которые страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Доказано, что если он не полностью сформирован, можно укрепить его с помощью медикаментозной терапии. Для людей после 25 лет такие методы не применяют и считают их неэффективными.

    Он выполняет, прежде всего, защитную функцию для человека, формирует своеобразный каркас, который защищает наши внутренние органы, головной мозг от внешних повреждений. Помимо этого, он играет большую роль в процессе обмена минеральных веществ в крови.

    Благодаря нему человек может совершать движения, выполнять трудовую деятельность. За счет множества суставов и хрящей обеспечивается рессорная функция (смягчение толчков и сотрясений).

    Каждый из отделов имеет свои особенности строения, размеры и может отличаться в зависимости от гендерной принадлежности.

    Эти две части являются взаимодополняемыми и не могут функционировать отдельно друг от друга. В состав черепа входят следующие части лобная, теменная, затылочная, височная, скуловая, слезная, носовая, решеточная и клиновидная. Кроме этого к черепу относится верхняя и нижняя челюсть.

    • грудина;
    • парные ключицы;
    • щитовидный хрящ;
    • подъязычная кость.

    Все они соединяются с разными частями позвоночника.

    Плечи и предплечья являются очень важным участком, они формируют его пропорциональность. В это же время они самые уязвимые, которые при малейшей травме ломаются. В их состав входят:

    • ключица, которая соединяет между собой лопатку и плечо;
    • лопатка, соединяет мышечную мускулатуру спины и руки человека;
    • клювовидный отросток помогает удержать все связки и сухожилья;
    • плечевой отросток выполняет защитную функцию и препятствует повреждению плеча;
    • суставная впадина лопатки обеспечивает соединительную функцию;
    • головка плеча (является соединением между плечом и предплечьем);
    • шейка кости плеча;
    • плечевая кость, благодаря которой человек может двигать рукой.

    Все отделы тесно связаны между собой и при повреждении одного из них нарушается работа главного сустава.

    Она выполняет самую главную роль — защищает внутренние органы и позвоночник от повреждений. Состоит из 4 основных частей: двух боковых, передней и задней. Ее каркас формируют парные реберные кости (их всего 12), в качестве задней опоры выступает позвоночник.

    Передняя часть грудной клетки полностью состоит из хрящей. Форма для каждого человека индивидуальна, зависит от генетики, состояния здоровья и т.д. Важно отметить, что у женщин эта часть намного развитее, чем у мужчин.

    Руки обеспечивают полноценную жизнь для любого. С их помощью он может выполнять работу, кушать и т.д. При этом они имеют очень сложную структуру. В их состав входят:

    • ключица;
    • суставы плеча и лопатки;
    • лопатка;
    • плечо;
    • локоть;
    • лучевая кость;
    • запястная и пястная кости;
    • фаланги пальцев.

    Основные соединяются между собой с помощью суставов, которые и обеспечивают подвижность. При травме ключицы, плеча или локтя вся рука человека обездвиживается.

    Таз выполняет опорную функцию, поддерживает весь скелет. Он сильно отличается зависимо от пола человека. У женщин таз шире и короче, имеет цилиндрическую форму, вход в него — круглый, крестец имеет короткую и широковатую структуру, угол лобковой кости составляет 90-100 0 .

    Для мужчин характерны следующие особенности строения: он более узкий и высокий (то же самое касается и крестца), вход напоминает форму сердца, сам по себе таз конусоподобный, угол лобковой кости не более 75 0 .

    Таз состоит из пограничной линии (включает в себя копчик и крестец), малой и большой области. В первую входят лобковая кость, и передняя часть подвязочной кости, к большому относятся пятый позвонок поясничного отдела, подвздошное сочленение крестца и задняя часть верхней оси подвязочной кости.

    Данные кости относятся к нижнему отделу. Прикрепляются непосредственно к тазу, характеризуются неравномерным размещением (некоторые находятся только в задней части). В их состав входят такие виды: бедренная, надколенная, большеберцовая и малоберцовая, плюсна и предплюсна, фаланги пальцев. Ногу и стопу соединяет между собой пятка.

    В состав стопы входят такие кости: пяточная, таранная, кубовидная, ладьевидная, 1-3 клиновидные, 1-5 плюсневые, основные и концевые виды фаланг. Все части тесно связаны между собой и обеспечивают нормальное функционирование конечности.

    Большинство костей соединяется между собой с помощью суставов. Именно они обеспечивают нормальную подвижность разных частей скелета человека. Крепление обеспечивается благодаря головке и выемке на костях. Прочность обеспечивается с помощью суставной капсулы, которая состоит из волокнистой ткани.

    Существует несколько видов костей, которые имеют тесную связь. Например, к ним относятся все кости черепа, копчик. Для такого процесса характерно врастание одного вида кости в другой. Исключение считается нижняя челюсть и таз.

    По мере развития эволюции скелет подвергся многим изменениям:

    1. Специфические S-подобные изгибы, которые обеспечивают равновесие.
    2. Увеличение подвижности верхних конечностей.
    3. Уменьшение размеров грудной клетки.
    4. Преимущество мозгового отдела черепа на лицевым. Это связано с развитием интеллектуальных способностей человека.
    5. Расширение тазовой кости.
    6. Преимущество нижних конечностей на верхними (это связано с повышением необходимости в передвижении).

    В целом можно сказать, что под влиянием эволюции скелет человека поддался многим видоизменениям, многие из них улучшились. Благодаря такому процесс сегодня каждый из нас может выполнять даже самые сложные задачи.

    Все кости человека отличаются размерами, формой, диаметром и т.д. Самой длинной и массивной считается бедренная. Она может достигать в длину более 45 см, самая прочная и выносливая (может выдержать массу до 200 кг).

    Самая маленькая кость человеческого скелета — стремечко. Оно находится в среднем ухе, вес не более 2 гр. Благодаря нему человек может улавливать вибрации звука. Самой большой крепостью отличается большая берцовая кость. Она может выдержать нагрузку до 4000 кг.

    В его состав входит большое количество трубчатых костей, они очень длинные и узкие. К ним относятся кости бедра, малая и большеберцовая, плеча, локтя и лучевая. К коротким трубчатым костям относятся фаланги пальцев, пястная кость и плюсна. Важно отметить, что такой тип кости почти наполовину составляет скелете человека.

    Кости бывают самой разнообразной формы: круглые, плоские, короткие, содержание кислород. Некоторые из них находятся в сухожильях. Но их формирование влияет наследственность, образ жизни и питания, уровень гормонов и т.д.

    Скелет человека является его основной частью. Благодаря нему каждый из нас может полноценно жить и выполнять многие задачи. Некоторые кости являются хрупкими и при малейшей травме ломаются. Это влечет за собой частичное обездвиживание.

    Поэтому очень важно следить за своим здоровьем, правильно питаться, заниматься спортом. При первых признаках травмы кости сразу обращаться к врачу.

    источник

    Изучить отделы скелета человека, сравнить со скелетом млекопитающих, сделать выводы.

    Изучить строение скелета головы ( лицевой и мозговой части) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    Изучить строение скелета туловища (позвоночника и грудной клетки) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    Изучить скелет конечностей (пояса конечностей, свободную верхнюю и нижнюю конечность) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    Сравнение скелета человека и животного:

    1. На основе изученного, перечислите сходства в скелетах и сделайте вывод!

    2. Подумайте и назовите отличия в отделах скелета человека, с чем они связаны?

    • Положение человека в системе органического мира.
    • Отличительные признаки животных.
    • Какая система органов обеспечивает движение?
    • Какие вы знаете скелеты, приведите примеры.

    • Исходя из сказанного, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.

    Учитель биологии ГУ лицей Токсанова Асемгуль Сериковна

    Изучить отделы скелета человека, сравнить со скелетом млекопитающих, сделать выводы .

    Вспомним строение скелета у млекопитающих

    Типы соединительных тканей

    в) Пояс нижних конечностей.

    а) Пояс верхних конечностей.

    г) Скелет нижних конечностей.

    позвоночник, грудная клетка.

    б) Скелет верхних конечностей.

    Изучить строение скелета головы ( лицевой и мозговой части) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    Изучить строение скелета туловища (позвоночника и грудной клетки) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    Изучить скелет конечностей (пояса конечностей, свободную верхнюю и нижнюю конечность) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

    Сводная таблица: «Строение скелета человека»

    1. Пояс верхних конечностей

    2. Скелет верхней конечностей

    3. Пояс нижних конечностей

    4. Скелет нижних конечностей

    Сравнение скелета человека и животного:

    1. На основе изученного, перечислите сходства в скелетах и сделайте вывод !

    2. Подумайте и назовите отличия в отделах скелета человека, с чем они связаны?

    Отличительные признаки в скелете человека (Антропоморфозы) связаны

    Преобладает мозговой отдел

    Позвоночник имеет четыре изгиба.

    Подвижное соединение костей

    Широкий, в форме чаши тазовый

    Массивные нижние конечности.

    Выполните задание « Четвертый лишний», зачеркнув в каждом ряду лишнее понятие.

    1. Скуловая кость, височная, верхнечелюстная, нижнечелюстная.

    2. Лопатка, плечевая кость, локтевая, лучевая.

    3. Грудина, ребра. Грудной отдел позвоночника, ключица.

    4. Поясничный отдел, крестцовый, копчиковый, тазовые кости.

    1. Из каких отделов состоит скелет человека:

    2. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:

    3. Крестцовый отдел позвоночника состоит из:

    4. Какие кости черепа подвижны:

    5. Пояс нижних конечностей образуют:

    Б) бедренная и берцовые кости;

    6. Скелет свободной верхней конечности образуют:

    А) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

    источник

    1. Рассмотрите скелет человека.
    2. Определите отделы скелета. Какие типы костей образуют скелет? Чем определяется подвижность костей скелета?
    3. Подпишите кости скелетов нижней и верхней конечностей, обозначенные на рисунках.
    1. таз
    2. крестец
    3. таз
    4. бедро
    5. чашечка
    6. большая берцовая
    7. малая берцовая
    8. предплюсна
    9. плюсна
    10. фаланги пальцев
    1. ключица
    2. лопатка
    3. плечо
    4. локтевая
    5. лучевая
    6. запястье
    7. пясть
    8. фаланги пальцев
    1. Сделайте заключение о связи строения костей и выполняе­мых ими функций.

    Строение костей непосредственно связано с выполняемой функцией: бедро, голень, плечо — трубчатые кости (опорная функция), фаланги пальцев — губчатые кости (подвижность), лопасти, тазовые кости — плоские (находятся в полостях организма).

    Ответьте на дополнительные вопросы

    1. Какие виды соединения костей преобладают в скелете чело­века?

    Подвижное соединение, полуподвижное.

    1. В каких отделах скелета наибольшее число костей? Почему?

    Скелет конечностей: разнообразие и сложность выполняемых функций.

    Большой палец. Он противопоставлен всем остальным, что даёт возможность захватывать предметы.

    1. Если бы стопа состояла только из одной кости, как это отра­зилось бы на походке, беге, прыжках, способности сохранять равно­весие?

    Это значительно бы усложнило движения, сделало бы их неуклюжими, было бы сложность сохранять равновесие.

    Изучите раздел § 20 учебного пособия «первая помощь при вы­вихах и переломах». Заполните таблицу.

    Диагностика и первая помощь при повреждениях скелета

    Виды нарушения Характерные признаки Первая помощь
    Растяжение связок боль, отёк, опухоль приподнятое положение тела, холод, покой
    Вывих неправильное положение в области суставов наложение фиксирующей повязки, обезболивающее
    Закрытый перелом костей ильная боль, отёк, нарушение функций фиксирование конечности шиной, обезболивание
    Открытый перелом костей нарушение целостности костей и мягких тканей остановка кровотечения, наложение повязки

    По вертикали: 2. Основа скелета человека ( позвоночник ).

    По горизонтали: 1. Вид соединения костей черепа ( неподвижное ). 3. Оболоч­ка костей, обеспечивающая их питание и рост в толщину ( надкостница ). 4. Прочные тяжи из соединительной ткани ( связки ). 5. Смещение концов костей, обра­зующих сустав ( вывих ). 6. Нарушение целостности кости ( перелом ). 7. Плоская грудная кость ( грудина ). 8. Основной элемент скелета ( кость ). 9. Слегка изогнутая кость пле­чевого пояса ( ключица ). 10. Смешанная кость ( позвонок ). 11. Кость мозгового отдела че­репа ( височная ). 12. Дефект в развитии стопы ( плоскостопие ).

    источник