Меню Рубрики

Вид художественной обработки дерева кости камня алебастра терракоты

Одним из наиболее «благородных» видов искусства является художественная обработка камня. В истории материальной культуры этот материал занима­ет особое место, так как отличается большой прочностью, что позволяет использовать его в строи­тельстве и для создания предметов бытового и декора­тивного назначения. Придание куску правиль­ной формы, шлифовка и полировка его поверхности, выявляющие цвет и природный рисунок, всегда требовали значительных усилий мастера. Поэтому ре­месленная сторона дела в обработке была и ос­тается важной основой этого вида декоративно-при­кладного творчества.

От времени изготовления камен­ных орудий труда и охоты до более поздних перио­дов, когда строились уникальные дворцы и храмы из камня, мастер, владеющий техникой художественной обработки камня, оставался важной фигурой сложного твор­ческого процесса. Высокий уровень владения этим искусством подтверждают многие древние памятники архи­тектуры. Сооружения Древней и Средневе­ковой Руси, Армении, Грузии демонстрируют самобыт­ные архитектурные решения и своеобразное украше­ние резьбой. Уникальное мастерство резчиков можно видеть в Дмитровском соборе г. Владимира, стены ко­торого покрыты рельефными изображениями цветов, птиц, львов, грифонов. Традиции, заложенные влади­мирскими мастерами XII в., получили продолжение в белокаменных строениях Москвы, в период ее ста­новления как центра русского государства.

XVIII в. становится периодом особого расцвета рус­ского камнерезного дела. Для новой столицы России строящегося Петербурга — были организованы поис­ки залежей строительного, поделочного и декоратив­ного материала. В Алтайском крае и на Урале нашли обширные месторождения, разработка которых опре­делила создание здесь государственных фабрик по до­быче и обработке различных пород. Однако первое такое производство по художественной обработки камня было организо­вано вблизи Петербурга, куда привозили добываемый в разных местах страны материал.

На Петергофской гра­нильной фабрике, созданной в 1725 г., сложилось но­вое направление в данном деле. Здесь осуществляли художественную обработку камня твердых пород, который шел на отделку архитектурных комплексов, убранство внутренних помещений, изготовление декоративных ваз, столешниц, а также на приготовление материала, предназначенного для ювелирных украшений. Но одного производства оказалось мало. К середи­не XVIII в. открывается шлифовальная фабрика в г. Екатеринбурге, а затем в 1780-е годы — Колыванская гранильная фабрика на Алтае. На каждой из них велась обработка местного материала твердых пород.

Все три предприятия стали серьезной школой для работавших там мастеров. По мере развития произ­водства число их увеличивалось, а их умение по­стоянно совершенствовалось, так как наряду со шли­фовкой и полировкой камня им все чаще приходилось осваивать технику мозаичного набора, рельефной резь­бы и других сложных приемов художественного и тех­нического исполнения уникальных произведений деко­ративно-прикладного искусства по проектам архитек­торов и художников. Деятельность фабрик пережила свои взлеты и па­дения. В первой половине XIX в. продолжалось увле­чение художественной обработки камня. Он широко использовался в творениях знаменитых русских архитекторов.

Богатство само­цветов России раскрывалось в новых работах камне­резов и ювелиров. Интерес к цветному камню (драго­ценному, полудрагоценному, поделочному) перерос в коллекционирование образцов материала разных пород и собирание оригинальных изделий, выполненных из этого сырья. С середины XIX века наблюдается определенный спад в художественной обработки камня. Не получая крупных заказов, свертывают масштабы своего производства фабрики. Тем не менее, традиция мастерства обеспечивает продол­жение работ и способствует сохранению старых фаб­рик до настоящего времени.

Опыт работы на фабриках по художественной обработки камня позволил мастерам самостоятельно за­ниматься, поисками камнесамоцветного сырья и изго­товлением художественных изделий по своему вкусу. В моменты спада производства мастера организовывали на дому свои ма­ленькие мастерские. Так, во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы. Сфера ее развития была довольно широка, особенно на Урале.

Тысячи куста­рей занимались художественной обработкой камня и гранением прозрачных самоцветов, на примитивных станочках вытачивали бусы или полу­сферической формы камни (кабошоны) для брошей, перстней, сережек. Делали мастера не только полу­фабрикаты-заготовки, но и законченные вещи, представлявшие самостоятельные художественные реше­ния: шкатулки, подсвечники, прессы для бумаг, лоточ­ки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и рисунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев, помещенные на крыше шкатулки или на плитке пресса для бумаг. Высокое техническое мастерство исполнения в изобра­жении натюрморта часто приводило к натурализму, снижавшему художественные достоинства вещей.

Несмотря на высокие ремесленные навыки, масте­ра постоянно испытывали трудности в работе с твер­дым материалом. Поэтому переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовления очень широкого ас­сортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработки камня мягкого типа. В данную группу входят разновидности гип­сового камня, селенит, кальцит, серпентин, талько-хлорит и некоторые другие.

Техника их обработки чре­звычайно проста. Блоки такого камня легко распи­лить ножовкой или циркулярной пилой. Резьба его производится стамесками разного по сечению профиля, ножами, обрабатывается рашпилями. Мягкий камень из-за недостаточной твердости и хрупкости не всегда прорабатывается детально. Чаще и утилитарные пред­меты, и скульптурная пластика имеют компактные формы и незначительные членения. Традиционными способами отделки являются шлифование стеблями хвоща и полировка гашеной известью и мыльной пе­ной. Для окончательной отделки применяют парафин или лаки, с помощью которых лучше выявляется при­родный рисунок художественно обработанного камня.

Изделия из кости и рога.
Издавна славились прекрасные предметы, выполненные народными мастерами из кости и рога: ажурные гребни, резные рукоятки ножей и вилок, украшения для национальных костюмов. Материалы обладают прекрасными декоративными свойствами и сравнительно легко обрабатываются. Подлинные шедевры искусства изготовляют народные мастера-косторезы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Особенно славятся косторезы из поселка Уэлен, которые делают изделия из моржовых бивней. Это в первую очередь так называемая скульптура малых форм. В ней преобладают изображения охоты на диких животных и бытовые сцены жителей севера. Кость легко пилится ножовкой по металлу. Грубую обработку поверхности можно выполнить драчевым напильником, более тонкую — надфилями. Кость сверлят перовыми сверлами, ажурную резьбу выполняют втиральниками. Полируется кость на хлопчатобумажном круге с помощью мастики, приготовленной из зубного порошка, свиного жира и скипидара. На поверхность кости рисунок наносят коготком, изготовленным из металла. Можно выполнить ажурную резьбу по кости и борами, вставленными в одно из граверных приспособлений. Из кости несложно изготовить оригинальный перстень.

Из трубчатой кости вырезают кусочек шириной 10 . . . 15 мм. Круглым напильником расширяют внутреннее отверстие, чтобы в него можно было просунуть палец. Теперь обработайте напильником поверхность, чтобы в сечении придать ей форму, показанную на рис.

После этого округлите выступающие наружные детали, кроме верхней площадки — она остается плоской. На ней можно выгравировать монограмму или какой-либо рисунок, можно сделать треугольным надфилем пропилы по окружности и вырезать ромашку.

Из рога крупных животных можно изготовить оригинальные кубки, шкатулки, пеналы для письменных принадлежностей, украшения. Обрабатывать рог можно тем же инструментом, что и кость. Несколько сложнее обрабатывается сырой рог. Прежде чем с ним работать, его надо выварить.

Для этого сырые рога помещают в какую-либо посуду, заливают водой и ставят на огонь. Вываривать рога надо на открытом воздухе или под вытяжной вентиляцией. В процессе варки у рога появляется неприятный запах. Весь процесс длится несколько часов. При этом надо периодически менять воду. Процесс вываривания можно считать законченным тогда, когда на поверхности воды перестанут появляться блестки жира.

После остывания рог очищают кусочком стекла и шлифуют шлифовальной шкуркой. После этого можно приступить к изготовлению различных изделий. Теперь все зависит от вашей фантазии.

Некоторые изделия из кости и рога (письменные принадлежности, ручки ножей, вилок или гребни) будут выглядеть наряднее, если их украсить инкрустацией из речного перламутра. Самая простая техника заключается в том, что в изделие по задуманному орнаменту вставляют кружки из перламутра.

С этой целью возьмите одну створку речной раковины и напилите из нее квадратики (5X5 мм). Сделать это можно ножовкой по металлу. Если возникает необходимость пилить много раковин, тогда труд можно механизировать. Для этого используйте описанный ранее электропривод «Умелые руки». На ось электромотора установите циркулярную пилу, которая продается в комплекте с электроприводом.

Напомним, что с электроприводом надо обращаться очень осторожно. На пилу надо одеть кожух, а к пиле подавать через гибкий шланг воду для уменьшения пыли. Раковину крепко держать двумя руками и, двигая по поверхности столика, постепенно подводить к режущим зубьям.

После того как вы нарезали квадратные кусочки перламутра, округлите острые углы и опилите их так, чтобы получились правильные кружки. Сделать это можно с помощью наждачного бруска, а также ручного или механического точила. Теперь на изделии из рога, которое вы собираетесь украсить инкрустацией, надо высверлить круглые отверстия по ранее намеченному орнаменту.

Диаметр отверстий должен как можно точнее соответствовать диаметру перламутровых кружков, а глубина каждого отверстия должна быть меньше толщины перламутрового кружочка, вставляемого в данное отверстие приблизительно на 0,1 мм. Отверстие смажьте клеем БФ-2, вставьте в него перламутровый кружочек и деревянной палочкой запрессуйте его так, чтобы он как можно меньше выступал над поверхностью изделия.

Теперь напильником, а затем наждачной шкуркой спилите выступающую часть перламутровых кружочков, чтобы они были заподлицо с изделием. Затем отшлифуйте всю поверхность изделия с перламутровыми вставками мелкой шкуркой и отполируйте. Для инкрустации старайтесь выбирать перламутр с радужным блеском.

Когда вы освоите эту простую технологию, можно перейти к инкрустации изделий перламутровыми вставками более сложной конфигурации.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1457 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и определяют форму предмета. Из соображений прочности будущего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности.

Распиловка заключается в раскрое сырья на крупные составные части с исключением трещин и прочего брака. Распиловка кости может производиться вручную и механическим способом.

Шлифование заключается в выравнивании поверхности изделия и снятия царапин. Производится оно шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически.

Отбеливание — операция заключительной отделки изделий перед полированием. Назначение отбеливания состоит в устранении различны дефектов естественной окраски материала: желтизны, пятен и т.д.

Склеивание — способ получения неразъемных соединений с помощью клея. В последнее время склеивание стало широко применяться в художественной обработки кости. Наиболее традиционно использование клея при креплении фурнитуры, оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия.

Полирование — операция окончательной отделки изделия применяется для придания поверхности изделия блеска. Полирование изделий производится вручную и на полировальных станках.

Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку по форме и размерам подходящую для будущего изделия.

Обработка костяной поверхности проводилась различными лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами. Прежде чем приступить к резьбе художник делал на кости или костяной пластине эскизный рисунок будущего изделия или узора. Рисунок наносился карандашом или же процарапывался.

Наиболее простой для исполнения была гладкая резьба. По предварительно нанесенному рисунку мастер постепенно углублял фон; рельеф мог быть различной высоты — от почти плоского до выпуклого с дополнительными накладными деталями, которые крепились на костяных шипах..

Более трудной по технике исполнения была объемная резьба — работа над трехмерными

фигурами прикладного и декоративного (костяная скульптура) назначения.

Самая сложная по технике — сквозная резьба, называемая также «резьба на проем». Такая резьба требует большой аккуратности и опыта: малейшее неосторожное движение — и весь сложный тонкий по рисунку узор может быть испорчен. Резьба на проем прорабатывалась дополнительной моделировкой поверхности. Красота узора подчеркивалась использованием дополнительны цветных фонов.

Кроме резьбы для создания изделий из кости использовалась гравировка, нередко — с подцветкой (краска плотно входила в углубленный штрих, создавая контрастный по отношению к цвету кости рисунок). Для большей декоративности изделий в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивались природными красителями — шафраном (желтый цвет), листьями щавеля (от красно-коричневого до черного цвета), корой ольхи, ягодами черники (коричневый и серый цвета), мареной или спелой бузиной (красный цвет) и др.

Особенно любили расписывать яркими красками пластины костяных вееров. Для протравы кости краской создавали кислую среду, для чего использовали ягодный морс, уксус, водку или квасцы В XIX веке для окраски кости стали использовать анилиновые

краски. В особы случаях кость золотили, а также декорировали драгоценными камнями. Конструктивные детали, такие как металлические скрепы, гвозди, накладки, крепившие костяные пластинки на деревянную основу, также превращались мастерами в дополнительные декоративные элементы.

Художественная резьба по кости — это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба — это искусство: костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, где общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого. Резьба по кости — это искусство художника, хорошо понимающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы предопределяется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Гравировка, подцветка, сквозная или рельефная резьба являются неотторжимым дополнением целостного художественного образа вещи.

Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное, художественное достояние, явилось результатом многовекового процесса развития. От простейших утилитарных предметов до гармоничньгх по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства — таков путь развития художественной резьбы по кости. Сила эмоционального воздействия лучших произведений этого искусства в том, что в ник вложены не только труд и талант одного человека — исполнителя данной вещи, но навыки и таланты многих поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения подучили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени.

Рекомендуемая литература:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

7. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.

Дополнительная:

1.1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2.Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

3.Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Кто из русских царей увлекался косторезным искусством?
  2. Что такое – цевка?
  3. Известные материалы для косторезного искусства.
  4. С каким привозным материалом работают русские косторезы?
  5. Технологические приемы первоначальной обработки кости.
  6. Технологические приемы окончательная обработка кости.
  7. Виды художественной обработки кости.
  8. Прославленные центры косторезного искусства.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить реферат на тему художественная обработка кости:

  1. Древнейшее искусство обработки кости.
  2. Холмогорский промысел.
  3. Тобольский промысел.
  4. Художественные изделия Чукотки.
  5. Художественные изделия Якутии.
  6. Художественная обработка рога.
  7. Художественная обработка слоновой кости.
  8. Трон Ивана III, выполненный греческими мастерами в XV веке.

Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 12 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.

Альтернативный вариант лекции №3.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10615 — | 7340 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Входная административная контрольная работа

по изобразительному искусству

1 .Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.

2 . Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.

3. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности:

А) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;

Б) красный, оранжевый, желтый. Зеленый, голубой, синий. фиолетовый;

В) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой. Синий, фиолетовый;

Г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.

4. Водяная, непрозрачная, плотная краска с примесью белил, которая при высыхании светлеет.

5. Красный, желтый, оранжевый – это:

6.Синий, голубой, зеленый – это:

7. Красный, синий, желтый – это:

8. Найдите лишнее слово. Скульптурными материалами являются:

А) дерево; Б) металл; В) гуашь; Г) камень.

9. Рисунок, сделанный очень быстро:

А) творческий; Б) набросок; В) зарисовка; Г) технический.

Административная контрольная работа

по изобразительному искусству

1. Художник, изображающий преимущественно предметы:.

2.Найди лишнее слово. Перспектива может быть:

А) линейная; Б) угловая; В) круглая.

3.Самое светлое место на предмете, куда падает наиболее короткий и прямой луч света:

А) рефлекс; Б) блик; В) полутень; Г) тень.

4. Оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок.

5. Как называется гравюра на дереве?

6. Рисунок на куске линолеума.

7. Гравюра, название которой произошло от греческого «lithos», что значит «камень». Гравирование делается на особом известковом камне.

Рубежная контрольная работа

по изобразительному искусству

1 . Художник, изображающий преимущественно людей:

2.Парадный портрет писали с целью показать:

Б) индивидуальные особенности героя;

В) общественное положение героя.

3.Камерный портрет писали с целью показать:

Б) индивидуальные особенности героя;

В) общественное положение героя.

4. Вид художественной обработки дерева, кости, камня, алебастра, терракоты.

5. Погрудное скульптурное изображение человека носит название:

6. Изображать определенные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей в смешном и непривлекательном виде – это дело:

7.Назовите известного русского художника, автора картины «Девочка с персиками».

8.Назовите известного русского художника, автора картины «Неизвестная».

9.Шуточное или сатирическое изображение отдельного человека или какой-нибудь группы людей:

Итоговая административная контрольная работа

по изобразительному искусству

1. Жан изобразительного искусства, посвященный военной тематике.

А) исторический; Б) анималистический;

В) батальный; Г) мифологический.

2. Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека.

А) исторический; Б) батальный;

В) бытовой ; Г) мифологический.

3. Жанр, в котором главный герой – природа.

4. Художник, изображающий море.

5. Художественное произведение, повторяющее другое:

6. Художник, изображающий животных.

7. Художник, изображающий преимущественно лица людей.

8 .В каком жанре работали художники: И Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, И.Айвазовский?

9. Назовите известного русского художника-мариниста.

10. Кто из русских живописцев написал знаменитую картину «Девятый вал»?

Данный материал даёт возможность обучающимся проверить свои знания по предмету изобразительное искусство. Вопросы с вариантами ответов подобраны по всему программному материалу, пройденному за период обучения с 1 по 6 класс включительно. Вопросы по новым изученным темам перекликаются с вопросами по ранее изученным темам.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

проверочные и контрольные тесты по ИЗО для 5-7 классов
тест по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Опыт отечественных средних учебных заведений по совершенствованию преподавания дисциплин художественно-эстетической направленности убеждает в необходимости поиска путей активизации учебной деятельности школьников. Наиболее распространенным из них является тестирование. Предлагая данные тесты, можно вовлечь учащихся в активное обсуждение любой предлагаемой учебным предметом темы, на уроке контроля и обобщения знаний развить творческую дискуссию. Кроме того, они могут быть использованы для повторения ужепройденного материала, а также в качестве домашнего задания.

проверочные и контрольные тесты

А) Стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов;

Б) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе, социальных группах длительное время;

В) особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией;

Г) действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человеческого коллектива.

2.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.

3. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.

4. Художественный стиль XVII – XVIII вв., в буквальном переводе означают «причудливый», для которого характерно богатство и пышность форм, обилие декора.

5. Какое из приведенных суждений адекватно отражает понятие «романтизм»?

А) Литературное направление, культивировавшее повышенный интерес к жизни «простого и естественного человека», противопоставленного аристократам;

Б) направление в литературе, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности;

В) направление в литературе и искусстве, которое обращалось к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому образу;

Г) направление в литературе и искусстве, которому свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний.

6. Жан изобразительного искусства, посвященный военной тематике.

7. Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека.

8. Жанр, в котором главный герой – природа.

9. Художник, изображающий море.

10. У кого из художников XVII в. Тема блудного сына приобрела необыкновенную емкость и философскую глубину?

Б) у Х.Ван Рейна Рембрандта;

11. Какой из мировых художественных музеев имеет наиболее полную коллекцию произведений испанского искусства, а также картины итальянских, нидерландских,

фламандских мастеров XV – XVII вв.?

12. Как называется художественный стиль и эстетическое направление, сложившееся в 1920-х гг. и выражавшее пафос роста индустриальной культуры.

13. Пейзаж, документально и точно изображающий вид определенной местности или города, который выполняется с натуры.

14. Художественное произведение, повторяющее другое.

15. Художник, изображающий животных.

16. Как называется стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX в.?

17. Назовите условный термин, применяемый для обозначения течений в искусстве XX в., которые, порывая с реализмом, отказывались от существующих норм и традиций, превращали новизну в самоцель.

18. Какое из перечисленных направлений в искусстве стремилось создать искусство будущего?

19. Как называется в современном искусстве безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект?

20. Как называются направление в живописи, архитектуре и прикладном искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставившее себя искусству прошлого?

21. К какому виду искусства относится экслибрис?

22. К какому виду искусства относятся понятия: горельеф, барельеф, контррельеф?

23. В какой стране впервые возник сентиментализм?

24.Как называется течение в живописи, родившееся и первоначально развивавшееся во Франции ) с 1867 по 1880 гг.) и получившее широкое признание?

25. Художник, изображающий преимущественно лица людей.

1. Как называют науку. Изучающую быт, культуру древних народов по сохранившимся памятникам?

  1. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.

3. Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле как колдовское средство, якобы предохраняющее от всяких бед?

  1. Предмет или изобразительный знак, имеющее охранительное значение.
  1. Какой материал в эпоху первобытного общества стал основным при изготовлении посуды?

6. В конце неолита (6 – 4-е тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального и культового значения. Выберите правильный ответ:

А) изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне;

Б) мегалитическое сооружение из огромных камней;

В) пещера, где были найдены рисунки первобытного человека;

Г) укрепленное поселение бронзового века.

8. Краска, которую использовал первобытный художник.

9. Что чаще всего изображали художники каменного века?

10. Менгир, дольмен, кромлех – это:

А) холмы, где хоронили богатых умерших;

Б) пещеры, где были найдены рисунки первобытного человека;

В) мегалитические сооружения каменного века;

Г) первые жилища людей каменного века.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

1.В древнем Египте канонические требования, предъявляемые к рельефным изображениям, четко определяли сочетание профиля и фаса различных частей фигуры человека. Обозначьте, каким образом (в фас (1) или в профиль (2)) изображались:

2.Кому из богов построены в Египте знаменитые фиванские храмы в Кириаке и Луксоре?

Б) роспись стену погребальной камеры;

В) магические погребальные статуэтки;

Г) сосуды для хранения внутренностей забальзамированного тела фараона.

  1. Что такое «золотое сечение»?

А) Часть площади геометрической фигуры;

Б) точка пересечения двух линий;

В) соотношение отрезков, имеющее постоянную величину;

Г) линия пересечения двух плоскостей.

  1. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый.
  1. Нагрудное украшение египетских фараонов.
  1. В древнем Египте царская эмблема в виде змеи кобры на головных уборах богов, фараонов, цариц.
  1. Назовите имя египетского бога, голова которого изображалась в виде шакала:
  1. Как назывался в египетской мифологии бог, умирающий и воскресающий, покровитель и судья мертвых?
  1. Основной поделочный материал в Древнем Египте.

1.Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название:

А) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий;

Б) от названия материала, из которого изготавливались изделия;

В) от названия места, где осуществлялось гончарное производство;

Г) от имени мастера этого ремесла;

Д) от названия одного из гончарных изделий.

2. Как назывался древнегреческий сосуд для воды, обычно с двумя боковыми ручками и третьей, большой, ручкой на горле?

3. В Древней Греции так называлась чаша для вина с двумя тонкими горизонтальными ручками и стройной ножкой.

4. Сосуд, в котором древние греки смешивали вино с водой.

А) Большой керамический сосуд для хранения зерна, вина, масла;

Б) купольная постройка, одна из плит гробниц;

В) прямоугольное в плане помещение;

Г) сооружение со сложным запутанным планом.

А) головная повязка жрецов Древней Греции;

Б) древнегреческий духовой музыкальный инструмент;

В) плащ из прямоугольного куска шерстяной ткани, который греки носили поверх хитона;

Г) орнаментальное украшение в виде завитка или спирали в ионической капители.

7.Головная повязка жрецов Древней Греции, позже – знак царской власти и драгоценное женское украшение.

8. Женская верхняя одежда у древних греков из шерстяной ткани, в складках, без рукавов, которую надевали поверх хитона

9. Нижняя одежда у древних греков в виде рубахи, перетянутой поясом.

10.Как назывались в античных театрах сандалии с очень высокой подошвой?

11.Назовите древнегреческого скульптора, изваявшего «Дискобола».

12.Назовите древнегреческого ваятеля, одного из создателей Лаокоона.

13. Как древние греки называли возвышенность в укрепленной части своих городов?

14. Храм Эрехтейон имел три различных портика, один из которых был назван портиком кариатид. Почему этот портик имел такое название? Найдите правильный ответ среди предложенных вам вариантов:

А) в связи с расположением колонн портика в виде каре;

Б) в связи со скульптурным изображением стоящих женских фигур, которые служили опорой балки портика;

В) в связи с женскими фигурами, украшающими фронтон портика;

Г) в связи со скульптурами женщин, стоящих перед входом в храм со стоны портика.

1. Как называлась площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки и совершался суд?

2. Как в Древнем Риме назывался подземный канал для стока нечистот?

4. Сооружение в Риме в виде каменного ил бетонного арочного моста для прохода водопроводных труб через овраги, ущелья, реки.

5. Какое название получил «храм всех богов», который был построен при императоре Адриане?

6. Официальное парадное одеяние римского гражданина в виде полукруглого куска плотной шерстяной ткани.

7. Нижняя одежда римлян, напоминающая греческий хитон.

А) центральное помещение богатого римского дома в виде закрытого дворика;

В) площадка для борьбы и гимнастических упражнений;

Г) просторная площадь в центре римского года, центр общественной и торговой жизни.

9. Кому из мифических героев посвятил эти строки римский поэт Овидий:

…А меж тем, белоснежную, он с неизменным чувством

Резал слоновую кость. И создал он образ – подобной

Женщины свет не видал, — и свое полюбил он созданье…

10. Верхняя длинная одежда у римлян.

1. Назовите одну из отличительных черт восточного общества:

2.Индийская легенда гласи, что сразу после рождения Будда самостоятельно сделал семь шагов. Там, где ступала ножка младенца, распускался цветок. Какой это был цветок?

3. Какой тип церковного здания, созданного византийской культурой, в наибольшей степени отвечал ритуалам христианского богослужения?

В) апсидный свод на четырех опорах;

4. Какой основной тип средневековой станковой живописи возник в Византии?

5. Назовите основной материал для письма в Древней Месопотамии:

6.В изобразительном искусстве Византии огромное место занимает искусство мозаики. Средневековая мозаика украшает стены и перекрытия церковных и светских зданий. Сделанные из разноцветных кусочков смальты изображения мерцают, вспыхивают и переливаются. Именно византийская смальта позволила создать великолепные живописные эффекты в мозаиках хамов в Константинополе, Равение, Чефалу и Дафнии.

А) Кусочки камня разного цвета;

Б) кубики или пластины цветной эмали;

В) кубики цветного непрозрачного стекла;

Г) керамические кубики и пластины с цветной глазурью;

Д) кубики прозрачного стекла разного цвета.

1. Какой архитектурный стиль в Средние века характеризуется стрельчатыми сводам на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму?

2. Как называлось укрепленное жилище феодала?

3. Как в Средне века назывался рыцарский поединок?

4. Частью какого архитектурного стиля является пинакль (декоративная башенка, завершенная остроконечной пирамидкой)?

5. Главная башня в средневековом укрепленном замке, служившая жилищем феодалу и последним убежищем во время осады.

6. В средневековом искусстве тканый ковер-картина ручной работы.

7. Часть герба, на которой написаны крылатые слова.

8. Отличительный рыцарский знак, передаваемый по наследству.

9. Украшенная орнаментом металлическая застежка для одежды, служившая украшением.

10. Набор вставленных в оконный проем цветных стекол. Составляющих орнаментальный узор или изображение.

11. Катина или орнамент, выполненные из маленьких кусочков камня, стекла или поливной керамики.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Как называется эпоха в истории культуры Европы, ознаменовавшая переход от Средневековья к Новому времени?

2. В 1503 г. Леонардо да Винчи создает одно из самых прославленных произведений мировой живописи – портрет Моны Лизы 9 «Джоконда»). В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для периода Высокого Возрождения. Что же представляет собой эта картина? Выберите правильный ответ:

А) обобщенный образ двух портретируемых женщин – Моны Лизы и Джоконды;

Б) конкретный образ женщины, носящей имя Мона Лиза и названной автором Джоконда;

В) обобщенный образ итальянской красавицы XV – XVI в.в.;

Г) воплощение Леонардо да Винчи своего идеала женственности и красоты.

3.В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны. Одно из нижеперечисленных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансyой живописи. Назовите это произведение.

4. Роспись стен по сырой штукатурке:

5. Монументальность и пластическая мощь, драматизма образов воплощены Микеланджело в:

Б) скульптура аллегорических фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь»;

Е) мраморной группе «Оплакивание Христа»;

Укажите, в какой из этих работ нашла воплощение идея гражданского подвига и уверенности в преодолении любых преград.

6. Мастер венецианской школы Высокого Возрождения Джорджоне в своем творчестве добивается гармонической связи человека с природой. Его картины

Пронизаны лиризмом и созерцательностью, хотя на одной из этих картин библейская героиня держит в руках меч и попирает отрубленную голову врага. Назовите эту картину и укажите имя поверженного врага.

7. Назовите итальянского живописца и архитектора, представителя Высокого Возрождения, автора известных картин росписей: «Мадонна Констабиле», «Сикстинская Мадонна», «Афинская школа» и др.

8. Назовите итальянского живописца, автора росписи «Тайная вечеря», «Джоконда» и др.

9. Микеланджело Буонарроти – ваятель, живописец и архитектор – создал грандиозный живописный ансамбль площадью 600 кв. м. с эпизодами из Священной истории. В этой росписи более трехсот фигур, каждая из которых имеет свою позу, движение, жест. Что это за роспись и где она выполнена? Выбери ответ из предложенных вариантов:

А) роспись стен одного из залов Ватикана;

Б) роспись стен Сикстинской капеллы в Риме;

В) роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме;

Г) роспись потолка монастыря Санта-Мария деле Грация в Милане.

10. Одна из последних картин Рембрандта выполнена на сюжет евангельской притчи о беспутном молодом человеке, ушедшем из дома и спустя годы в раскаянии вернувшемся под отчий кров. Выберите правильный ответь.

В) «Возвращение блудного сына»;

Г) «Жертвоприношение Авраама».

11. Кто из немецких художников является основоположником искусства немецкого Возрождения?

12 Кто из знаменитых художников создал картину «Персей и Андромеда»?

13. Назовите выдающегося живописца эпохи Возрождения, автора произведений, как «Весна», «Рождение Венеры», «Венера и Марс».

14. Назовите итальянского скульптора, живописца и архитектора, автора статуй «Оплакивание Христа», «Давид», «Моисей», росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, фрески «Страшный суд».

источник

Художественная обработка камня — древнейший вид народного декоративного искусства.

Еще на заре развития культуры человеческого общества камень как очень твердый и прочный материал служил для изготовления первобытных орудий труда; из него путем самой несложной обработки делались ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, а также украшения в виде ожерелий из кусочков цветного отшлифованного камня, браслетов, подвесок всякого рода. Но и с освоением других материалов, в частности железа, камень не утратил своего значения. Его природная декоративность, разнообразие расцветок и узоров неизменно привлекали к нему художников и мастеров всех времен и народов. Из камня создавались как монументальные архитектурные памятники, так и произведения мелкой пластики, драгоценные вставки в ювелирные украшения.

Многим видам камня приписывались чудесные, магические свойства, особое влияние на жизнь и судьбы их владельцев, о них слагались легенды.

Классификация камней, их художественные свойства. На всех предприятиях художественных промыслов существует условное деление используемых в производстве поделочных камней на твердые и мягкие. На твердом поделочном камне острый стальной предмет при процарапывании не оставляет следа; для его обработки, резания, шлифовки применяются особо твердые материалы. Существует специально разработанная шкала Мооса, или таблица твердости, где наиболее твердый добываемый в природе камень алмаз имеет твердость 10. К группе твердых камней относятся драгоценные камни, а также агат (твердость 7), яшма (твердость 6 — 7), родонит, или орлец (твердость 5,5—6,5), нефрит (твердость 5,5—6), лазурит (твердость 5,5).

Среди камней в декоративно-прикладном искусстве наиболее широкое применение получила яшма. Это чрезвычайно разнообразный по рисунку и расцветке декоративный материал. Необыкновенно красива и декоративна, например, уральская орская яшма. В расцветке орской яшмы преобладают красный, черный, коричневый цвета с белыми пятнами и полосами; узоры этого камня причудливы и выглядят зачастую как созданные художником пейзажи: горы, покрытые снегом или освещенные солнцем, морские дали, лесные дебри. Так называемая ленточная яшма покрыта довольно правильными параллельными лентообразными светло-зелеными и коричневато-малиновыми полосами. Зеленая ревневская (алтайская) яшма имеет рисунок в виде волнообразных белых полос.

Удивителен по своему цвету и рисунку орлец, вишнево-розового более густого или более нежного цвета с черными включениями, напоминающими по рисунку деревья, ветки, кусты и названными поэтому «дендритами».

Одной из самых распространенных групп твердых поделочных камней у нас в стране является группа халцедонов: сердолик, хризопраз, оникс и т. д. Наиболее ярким представителем этой группы является агат. В расцветке агата встречаются различные сочетания молочно-белого, голубоватого, голубовато-серого тонов. Тонкие пластинки агата почти совершенно прозрачны. Характерный рисунок делает агат очень декоративным.

В отличие от других камней агат легко поддается искусственной окраске (в основном в коричневый и черный цвета).

Лазурит самим своим названием свидетельствует о том, что это камень небесно-голубого, лазурного цвета, иногда с густой россыпью мелких белых включений.

Нефрит чаще всего в природе имеет зеленый цвет всех оттенков, хотя иногда встречаются черные и белые его разновидности. Он чрезвычайно ценился в древности, применялся только в мелких декоративных и ювелирных изделиях и почитался вечным.

Малахит — камень средней твердости (твердость 4) имеет общий ярко-зеленый тон. В природе он встречается в виде почковидных образований; будучи обработанными, они дают причудливый узор в виде полос и концентрических овалов неправильной формы, в которых основной ярко-зеленый цвет выступает в различных тональных переходах и градациях.

Нетрудно представить себе, что вазы и чаши, шкатулки и табакерки из пестрой рисунчатой яшмы, агата, синего лазурита, переливчатого ярко- зеленого малахита отличаются необычайной красотой.

Наряду с камнем твердым и средней твердости на Урале, Северном Кавказе и в Сибири имеются также большие запасы мягких камней, которые легко поддаются обработке. К ним относятся гипсовый камень, талькохлорит, селенит, кальцит.

Мягкий камень поразительно разнообразен по расцветкам и включениям. Гипсовый камень — это большей частью камень светлый, иногда совершенно белый, иногда золотистого, коричневатого, серого, голубоватого и других тонов; встречается камень нежных, розоватых и зеленых оттенков. Кальцит — камень ровного приятного тона охры, иногда с лентообразными полосами более темного коричневатого тона.

Особыми декоративными качествами отличается талькохлорит. Это камень зеленовато-сероватый с пористым зернистым строением. При полировке он становится темным, зеленовато-черным или просто черным. Эта особенность позволяет создавать из него декоративные изделия, комбинируя полированные темные и неполированные светлые участки.

Очень красив и привлекателен селенит. Это камень золотисто-желтый, иногда с нежным розоватым оттенком, слоистый по строению, почти прозрачный.

История художественной обработки камня в России. До XVII в. на территории России употреблялся в основном строительный камень известнякового происхождения. В древности кочевые племена использовали его для изготовления стелл — памятников, украшенных контурной и рельефной резьбой, а также обработанных в виде фигур животных и скульптурных изображений человека (так называемых «каменных баб»); эти стеллы и скульптуры устанавливались на местах, особо почитаемых и важных для народа, связанных с битвами, празднествами, молебнами, чаще всего в степях, в предгорных, равнинных районах.

В Киевской, а затем и Владимиро- Суздальской Руси X—XII вв. камень широко применялся для возведения архитектурных сооружений. На это шел белый карпатский строительный камень, хорошо поддававшийся художественной обработке.

Стены Дмитровского собора в г. Владимире, сплошь покрытые резными рельефными изображениями птиц, цветов, львов, фантастических существ с львиным туловищем, орлиными головами и крыльями, так называемых грифонов, дают нам представление о замечательном мастерстве камнерезов XII в.

Заглохшее в годы татарского нашествия русское камнерезное искусство вновь возрождается в XV— XVII вв. Камнерезное искусство

XVII в. дошло до нас в многочисленных московских архитектурных памятниках: белокаменных резных наличниках Грановитой палаты и подоконниках Теремного дворца в Московском Кремле, в архитектурных деталях церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря и др.

Художественная обработка камней твердых и средней твердости пород получила особенно большое развитие в

XVIII в., когда в связи со строительством Петербурга и возведением целого ряда архитектурных ансамблей в самом городе и его окрестностях художниками и мастерами-камнерезами выполняются облицовочные работы, создаются лестничные марши, наружные и внутренние колоннады, портики, беседки из цветного камня отечественных месторождений, открытых в XVII—XVIII вв. на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В первой половине XVIII в. создаются специальные гранильные фабрики — Петербургская и Екатеринбургская (Свердловская), во второй половине XVIII в.— Колы- ванская гранильная фабрика на Алтае. В это время одним из приемов украшения фасадов и интерьеров дворцов, а также садовых и парковых сооружений и ограждений становятся декоративные каменные вазы ( 5.1). Большая часть таких ваз делалась в виде греческих амфор или древнеримских широких чаш. Основную декоративную роль в них играл сам материал — цветной поделочный камень разнообразного цвета и рисунка, хорошо обработанный и отполированный. Чтобы оттенить природную красоту камня, его дополняли металлом — бронзовыми скульптурными ручками и фигурными накладка

ми. Размеры ваз бывали до полутора- двух метров в высоту и до двух метров в поперечнике. Изготовление их часто длилось десятилетиями, поскольку обработка производилась вручную.

В 40-х годах XIX в. полностью прекратилось дворцово-усадебное строительство, а вместе с этим и изготовление колонн, балюстрад, крупных ваз из цветного камня.

К этому времени на Урале вблизи камнерезных заводов появилось множество мелких кустарных мастерских, где из твердого камня делали мелкие поделки — табакерки, шкатулки, подсвечники, полуфабрикат для ювелирных изделий. Мастера изготовляли шкатулочки, на крышках которых воспроизводилась в объеме с возможным натурализмом кисть каких-либо ягод. После отмены крепостного права развитие этого мелкого кустарного производства усилилось.

Начало художественной обработки мягкого камня относится к концу XIX в. Мягкий камень, хотя и уступал твердому в прочности и долговечности, но открывал перед народными мастерами гораздо более широкие возможности, поскольку техника обработки мягкого камня очень проста. Мягкий камень распиливался поперечной или циркулярной пилой, а художественные изделия вырезались из заготовленных блоков при помощи стамесок, обрабатывались и другими подобными инструментами. Шлифовались изделия из мягкого камня стеблями растения — хвоща, а полировались гашеной известью и мыльной пеной.

Особенно популярным у народных мастеров был селенит, «уральский самоцвет», как его называли. Вс. Я с ы л, деревнях Ключики и Овчинники почти в каждом дворе были оборудованы кустарные мастерские, где вытачивались из селенита яйца разной величины, рамки для фотографий, бочоночки, туалетные лоточки в виде туфельки на каблучке. Все эти изделия не отличались хорошим вкусом. Безвкусной была и скульптура из мягкого камня. Пермское и Екатеринбургское земства, пытаясь помочь кустарям повысить художественный уровень их продукции, открыли на Урале свои школы, направили туда своих художников, но эти меры не привели к желаемым результатам.

После Великой Октябрьской революции камнерезный промысел стал возрождаться на основе кооперирования кустарей-одиночек, постройки коллективных мастерских, снабжения их сырьем в централизованном порядке.

Современные художественные промыслы по обработке мягкого камня. Раньше других организуются кооперативные камнерезные артели на Урале: в 1922 г.—в с. Павлово, в 1923 г— в Мраморском, в 1929 г. — в с. Красный Ясыл. В 20—30-х годах к ним присоединяются мастера близлежащих сел и деревень—Ключики Вторые, Бурмасы, Федоровская и др. В настоящее время мастера этих деревень работают на комбинате «Уральский камнерез».

В 1933 г. организуется камнерезная артель вт. Кунгуре, теперь Кунгур- ский завод художественных изделий.

Уральские предприятия выпускают изделия из мягкого камня местных месторождений — лоточки, пепельницы, светильники, декоративную скульптуру малых форм, преимущественно анималистическую.

Во главе камнерезного промысла Пермской области в первое время стояли художники И. А. Семериков, П. М. Кремлев и П. Л. Шальнов. Большую роль в становлении промысла в 20-х — начале 30-х годов сыграла Свердловская камнерезная мастерская, организованная Академией художеств. Взамен безвкусных образцов художники пытаются выполнить более художественно-полноценные изделия. Так, например, И. А. Семериковым были созданы произведения мелкой пластики на современные темы: «Русский танец», «Горнорабочий», «Спортсменка».

В 20—30-х годах много трудился для промысла скульптор П. В. Сан- гурский, создавший ряд образцов спичечниц, пепельниц, украшенных сильно шаржированными и геометризованными изображениями животных.

В начале 30-х годов плодотворно поработал для уральского промысла также скульптор А. Н. Комаров. В противоположность Сангурскому он в своих анималистических скульптурах шел от реального образа животных, стремясь достигнуть убедительного обобщения и декоративной трактовки без схематизации и гротеска. Его скульптуры «Лайка» из белого гипсового камня, «Белочка» из золотистого полупрозрачного селенита выпускались в течение нескольких десятилетий.

В 50-х годах художественным руководителем Кунгуре к ого завода художественных изделий становится М. Г. Лисунов. Им создаются новые образцы художественных изделий, в том числе письменный прибор с барельефным изображением ордена Победы.

В это же время впервые появляются декоративные художественные изделия из мягкого камня в сочетании с металлом (чаще всего латунью). Металлические бортики, шишечки на крышках каменных шкатулок и вазочек, металлические опоры- ножки придавали изделиям из мягкого камня большую строгость, делали их. более декоративными.

Вместо ненужных теперь уже письменных приборов с чернильницами, занимавших немалое место в ассортименте камнерезных предприятий, камнерезные промыслы увеличивают выпуск декоративной, преимущественно анималистической скульптуры, настольных декоративных лоточков, чашечек, ваз, подсвечников, светильников.

Очень интересны светильники-ночники из мягкого камня. Когда в темном помещении включается электричество и ночник начинает светиться, обнаруживаются особенности строения данного камня — прихотливое чередование почти совершенно прозрачных участков с глухими, непрозрачными; свет по-разному окрашивает эти участки, создавая фантастическую и неповторимую картину.

В декоративной анималистической скульптуре из кальцита «Росомаха» М. Г. Лисунов удачно использовал плотный и темный по расцветке полированный камень для создания пластического образа сильного и массивного зверя. В статуэтке передано ощущение тяжести, монолитности и одновременно мягкой пластичности формы.

В настоящее время одним из молодых талантливых мастеров Кунгур- ского завода является художник Г. М. Ковалев. Основным материалом для его работ служит талькохлорит. Ковалев использует графические приемы, помогающие ему подчеркнуть особенности скульптурной формы и одновременно фактуру камня. Для этого в отдельных местах поверхности изделий он процарапывает полосы, напоминающие карандашную штриховку ( 5.2). Эти приемы с успехом применены им в работах «Сом», «Черепаха», «Бык».

Комбинат «Уральский камнерез» вс. Красный Ясыл Пермской обл. — наиболее традиционный центр среди других камнерезных предприятий. Здесь высоко развито искусство анималистической скульптуры из камня. Выдающимся мастером этого промысла является А. М. Овчинников, которому особенно удаются скульптурные изображения животных. Очень привлекательны его работы «Енотовидная собака» (талькохлорит), «Сова» (серый алебастр), «Росомаха» (коричневый алебастр), «Ворон» (талькохлорит). А. М. Овчинников

обобщает образы животных, избегая излишней схематизации или упрощения, которыми нередко, особенно в камнерезном деле, подменяется декоративность. Камень, выбираемый Овчинниковым, всегда удачно отвечает образу зверя. Вот настороженный, стоящий на задних лапках соболь. Скульптура выполнена в кальците. Фигурке зверька придана интересно обобщенная, обтекаемая, но не заглаженная форма. Подчеркнуто в то же время, что это украшение — декоративная композиция, а не станковая скульптура. Мордочке соболя художник придал доброе выражение. Видно, что в каждой своей работе, будь то «Соболь на пне» ( 5.3.) — кальцит, дерево; «Вальдшнеп» — рисунчатый белый, серый мягкий камень; «Еж» — талькохлорит, А. М. Овчинников удачно сочетает образ животного или птицы с камнем, его узором и текстурой.

В 1930 г. на базе месторождения высокодекоративного камня близ с. Борнуково Бутурлинского р-на Горьковской обл. была организована, артель, получившая название «Б о р- нуковская пещера».

Основной ассортимент художественных изделий «Борнуковской пещеры» сложился при участии скульптора П. Л. Шальнова. Это были письменные приборы и пепельницы, украшенные- изображениями, главным образом, диких экзотических животных: львов, тигров, пантер, барсов, слонов. В числе учеников и преемников П. Л. Шальнова был и П. В. Курышев, занявший впоследствии место художественного руководителя этого предприятия ( 5. 4).

В 50—60-х годах здесь также прекращается выпуск письменных приборов, и в ассортименте остаются пепельницы, лоточки, светильники, анималистическая скульптура.

В 60—70-х годах организуются и постепенно достигают высокого уровня развития камнерезные предприятия Краснодарского края—в Ходжохе и: Отрадном; здесь изготовляют коробочки, туалетные лоточки, светильники из. мягкого, преимущественно гипсового камня, часто с металлом и анималистическую скульптуру малых форм.

На всех предприятиях художественных промыслов, обрабатывающих камни мягких пород, используется усовершенствованное оборудование: шлифовальные, сверлильные, камнерезные, ленточнопильные и другие станки.

Современные художественные промыслы по обработке твердого камня. После Великой Октябрьской революции художественная обработка твердого камня сосредоточилась на хорошо оснащенных предприятиях камнерезной промышленности, не связанных с деятельностью кустарных художествен

ных промыслов. На современных кам- необрабатывающих предприятиях твердый камень распиливается при помощи дисковых пил или абразивных дисков, установленных на полуавтоматических резальных станках. Сверловка твердого камня производится на сверловочных полуавтоматах, шлифовка и полировка — на шлифовально-по- лировальных станках. При изготовлении мелких орнаментированных изделий применяется также и ручной труд мастера-камнереза. Предприятия, занятые обработкой твердого камня, изготовляют шкатулки, пепельницы, туалетные лоточки, декоративные настольные и настенные блюда, тарелки, экраны.

К о л ы в а н с к и й камнерезный завод им. И. И. Ползу нов а изготовляет художественные изделия из местной алтайской яшмы, бело- речита, кварцита ( 5. 5). Производственно — экспериментальное художественное объединение народных художественных промыслов и сувениров Хабаровского крайисполкома выпускает оригинальные художественные изделия из цветного поделочного камня, так называемого «пейзажного», добываемого в Хабаровском крае.

Во второй половине 60-х — первой половине 70-х годов на ряде предприятий, в том числе на Колыванском камнерезном заводе, освоено изготовление ювелирных изделий, украшений (чаще всего с серебром или мельхиором). Для украшений особенно часто применяется орлец, лазурит, нефрит, агат.

В последние годы успешно развивается промысел художественной обработки твердого камня на Челябинской фабрике художественных изделий. Здесь изготовляются подсвечники, настольные коробочки, письменные приборы, брелоки, перстни, серьги и брошки из уральских камней в сочетании с металлом.

Камнерезные промыслы в последней четверти века вступили в полосу интенсивного развития. Повсеместно открываются новые месторождения цветного поделочного, преимущественно твердого камня, организуются новые цехи и мастерские.

Художественная обработка камня. Резьба по ганчу. Самобытно и разнообразно искусство Узбекистана. Нет, пожалуй, самого простого и примелькавшегося материала, который не был бы включен в сферу творческих исканий народных мастеров этой республики.

Художественная обработка камня. Для первобытного человека изделия из камня имели настолько жизненно важное значение, что древнейший период истории человечества ученые
Во многих странах мира получила развитие глиптика — миниатюрная резьба по камню.

По лаку производилась художественная резьба и инкрустация перламутром; на лак наносилась роспись красками, преимущественно золотыми.
Художественная обработка камня. Уже в XI-XII вв. мастера-градодельцы и каменотесы создавали произведения, отличающиеся красотой и.

Для производства художественных изделий с резьбой по камню мастера комбината «Уральский камнерез» используют селенит, белый ангидрит, цветной рисунчатый гипсовый камень. Техника изготовления камнерезных изделий — токарная обработка.

Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического
Художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко.

В настоящее время мастера-камнерезы продолжают традиции художественной резьбы по камню на Колывановском камнерезном заводе имени И
Борнуковские мастера вырабатывают изделия из селенита, кальцита, гипсового камня, применяя токарную обработку, объемную и.

источник

Читайте также:  Очередь за костями при ссср