Меню Рубрики

Ржавчина и кость как снимали без ног

  • Жанры : Мелодрамы
  • Год создания : 2012
  • Страны : Бельгия, Франция
  • Студии : Canal+ [fr], Why Not Productions, Centre National de la Cinématographie (C, France 2 Cinéma
  • Продолжительность : 120 мин.

«Ржавчина и кость» — французско-бельгийская драма режиссера Жака Одиара на тему преодоления себя и жизненных обстоятельств. В главных ролях снялись Марион Котийяр и Маттиас Шонартс. Фильм «Ржавчина и кость» номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 2012 году.

Али (Маттиас Шонартс / Matthias Schoenaerts) остается с пятилетним ребенком на руках. Сэм (Арман Вердюр / Armand Verdure) является его сыном, но плохо знает отца из-за предшествующих обстоятельств. Бездомный, нищий, не имеющий друзей Али находит убежище у своей сестры Анны (Корина Масьеро / Corinne Masiero) в Антибах на юге Франции. Там дела идут на поправку. Анна заселяет родственников в уютный гараж, берет ребенка под свою опеку.

Али, мужчина мощного телосложения, устраивается вышибалой в ночной клуб. Однажды он помогает Стефани (Марион Котийяр) во время ночной драки. Отстраненная и прекрасная Стефани кажется недостижимой, но Али все равно оставляет девушке номер телефона, хотя между ними нет ничего общего.

Стефани работает тренером касаток в детском парке развлечений. Одно из выступлений заканчивается трагедией. В следующий раз, когда судьба сводит Стефани и Али вместе, девушка прикована к инвалидной коляске. Али, невероятной силы человек, становится для Стефани спасательным кругом. Благодаря мужеству Али и силе воли Стефани девушка вновь оживает и интересуется происходящим. Али, испытывая экономические проблемы, вынужден участвовать в боях без правил. Стефани работает с ним в качестве личного менеджера. Как будет развиваться их история любви в огромном мире, где столько искушений красотой, здоровьем и молодостью?

Фильм «Ржавчина и кость» снят по одноименному роману Крэйга Дэвидсона.

Литературная история была адаптирована в новой интерпретации с усиленной драматической линией, больше внимания акцентировалось на воле характера и жестокости ситуаций, чтобы герои раскрылись и действовали на грани своих возможностей. Безжалостное отношение Али к Стефани только обогащает красками историю любви, которая и является главным героем фильма.

Для изображения ампутированных ног у главной героини Марион Котийяр пришлось носить специальные зелёные гольфы, которые при монтаже были обработаны на компьютере. Очень важно было грамотно создать образ Стефани, которая в одно мгновение стала иной, новой.

Развивается не только образ Стефани — Али тоже претерпевает изменения. Из грубого, неотесанного мужчины Али превращается в человека, научившегося любить женщину и сына, но все еще вынужден защищать их от внешнего мира.

Также специфичными оказались представления режиссера и о постельных сценах. Как изобразить страсть между бывшим боксером и девушкой-инвалидом?

Режиссер Жак Одиар старался объединить в монтаже, кадрах, музыке, игре актеров натуралистичный реализм с мелодраматическими мотивами и сюрреалистичными образами.

Режиссер: Жак Одиар.
Сценарий: Жак Одиар, Томас Бидегайн, Крэйг Дэвидсон.
Продюсеры: Жак Одиар, Мартин Кассинелли, Паскаль Кочето.
Оператор: Стефан Фонтен.
Композитор: Александр Деспла.
Художники: Мишель Бартелеми, Янн Мегар, Вирджиния Монтель.
Монтаж: Жюльетт Вельфлин.
В ролях: Марион Котийяр, Маттиас Шонартс, Арман Вердюр, Селин Саллетт, Корина Масьеро, Боли Ланнерс, Жан-Мишель Коррейя, Мурад Фрарема,Франсуаза Мико, Фред Мену.

источник

В рамках внеконкурсной программы третьего Одесского кинофестиваля состоялась украинская премьера драмы Жака Одиара «Ржавчина и кость». Картина, напомним, участвовала в основном конкурсе Каннского смотра, получила положительные отзывы критиков, но уехала с Лазурного берега ни с чем.

Жак Одиар – 60-летний французский кинематографист, на счету которого две награды Каннского фестиваля, множество «Сезаров» и две премии Британской киноакадемии. Он начинал в конце 70-х как сценарист, работал над культовым «Профессионалом» с Бельмондо, а в начале 2000-х решил заняться режиссурой. На сегодняшний день Одиар поставил четыре полнометражные ленты: «Читай по губам», «Мое сердце биться перестало», «Пророк», «Ржавчина и кость». Из них наибольшей похвалы критиков (плюс номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) удостоился «Пророк», рассказывающий о 19-летнем заключенном Малике, который из мягкого и слабого юноши становится в тюрьме сперва правой рукой корсиканского авторитета, а затем – лидером и мстителем.

Кинематографический мир Жака Одиара – это криминал и любовь, уродство и красота, тесно переплетенные на канве мрачной, невычищенной, невылизанной действительности. В драме «Мое сердце биться перестало» режиссер рисует героя, который, зарабатывая на жизнь махинациями с недвижимостью и выбиванием долгов, пытается стать пианистом… В «Ржавчине и кости» его персонажи – вышибала из клуба, ломающий кости в подпольных боях без правил, и дрессировщица касаток, лишившаяся ног…

Место действия – Канны. Но у Одиара даже Канны лишены лоска. Безработный Али с маленьким сыном на руках едет в душном автобусе и собирает по пустым креслам остатки еды, чтобы накормить мальчика. За грязной шторкой и замызганным стеклом виднеется Лазурный берег. Али приезжает в дом к сестре, работающей кассиршей в супермаркете и ворующей просроченную еду, и ее мужу-водителю. Парень устраивается вышибалой в местный ночной клуб и однажды встречает Стефани (Марион Котийяр). Девушка, одетая в тугое черное мини-платье, выходит из клуба с разбитым носом. Али вызывается отвезти ее домой:

— Почему ты приехала сюда одна?

— Чтобы просто потанцевать, не надевают такое платье…

Проходит время. Али переходит из вышибал в охранники и ввязывается в нелегальный бизнес по установке скрытых камер для слежки за сотрудниками. А дрессировщица китов Стефани из-за несчастного случая теряет ноги… Теперь девушка, сгорбившаяся и съежившаяся в инвалидной коляске, с тусклыми немытыми прядями волос, в синяках под глазами, не так давно смотревшая сверху вниз на мужлана-вышибалу из клуба, набирает его номер…

Солнечный свет падает на изможденное лицо и сальные волосы, из воды на берег… нет, не выходит Памела Андерсон в красном купальнике из «Спасателей Малибу», а парень выносит на спине красивую, но измученную девушку, лишенную обеих голеней…

Картина Одиара снята по мотивам рассказов Крейга Дэвидсона, вошедших в сборник «Ржавчина и кость». Но ни в одной из новелл писателя нет персонажей Али и Стефани, они с нуля придуманы режиссером. Причем словосочетание, вынесенное в заголовок, в контексте фильма стоит воспринимать не только буквально, как искусственные металлические ноги и сломанные кости, но и как тяжелое существование, от которого воняет ржавчиной и костью.

На пресс-конференции в Каннах Одиара спросили, как ему удалось так натуралистично изобразить Марион Котийяр без ног. «Мы взяли Марион, отрезали ей ноги, и они, как видите, прекрасно отросли», — пошутил режиссер. Правда, после добавил, что если бы не современные технологии, ему бы не удалось снять такой фильм.

Кажется, столь несчастной и изнуренной Котийяр предстает на экране впервые. Ее красота абсолютно скомкивается в сломленную трагедией женщину, лишенную способности нравиться и соблазнять.

Под стать оскароносной звезде играет малоизвестный бельгиец Маттиас Шонартс (Али), которому в Каннах сразу напророчили карьеру в Голливуде. Маттиас органично совмещает в себе потенциальную «грозу» боевиков и глубоко драматического актера.

Помимо хорошей игры фильм выделяет операторская работа. Некоторые кадры поражают своей красотой и фотографичностью. Другие чуть ли не до слез трогают (сцена, где Стефани сидит в инвалидной коляске перед аквариумом и общается с касаткой). Впечатляют откровенные постельные сцены, не скрывающие отсутствие ног и вместе с тем поставленные изящно, чувственно, сексуально.

Яркий солнечный свет заливает ржавый, окостеневший внутренний мир героев. На не самых радужных лицах и судьбах двух побитых жизнью, но не утративших воли людей играют желтые блики…

Смотрите все! Цените лучшее!

источник

«В сборнике рассказов «Ржавчина и кость» Крэйга Дэвидсона можно найти много историй о людях, чьи жизни кардинально изменились в результате трагедий и катастроф. Современный мир показывается таким, каким его видят люди, отказавшиеся подчиняться превратностям судьбы и сами отвоевавшие свое право на счастье.

История об Али и Стэфани в сборник не вошла. Мы позаимствовали у Крэйга Дэвидсона общую идею и использовали ее, как отправную точку, а историю наших героев придумали сами. Сборник Дэвидсона стал своеобразной предысторией проекта. Жестокость нашего сюжета, наше стремление раскрыть все грани этой драмы (а точнее, мелодрамы), показать героев со всех сторон – все это было отражено в тех рассказах.

С самого начала работы над проектом мы акцентировались на кинематографическом стиле, который можно было бы назвать «экспрессионизмом». Мы хотели использовать всю эмоциональную мощь холодных, жестоких, бьющих наотмашь кадров и сцен, которые раскрывали драматизм происходящего. Подсознательно мы передавали атмосферу Великой Депрессии. Мы вспоминали о настроении старых фильмов, в которых мрачная реальность была запечатлена в темных, почти сюрреальных изображениях. Именно этой эстетикой мы руководствовались, работая над сценарием. Фильм РЖАВЧИНА И КОСТЬ беспощаден, при этом по жанру он остается мелодрамой. И история любви – главное действующее лицо картины. Фильм показывает мир глазами запутавшегося в жизни ребенка. Благородство героев раскрывается в свете жестокой реальности, стимулированной финансовым кризисом. Мы отдаем дань уважения Али и Стэфани, их отчаянным попыткам побороть стечение обстоятельств».

Жак Одиар и Томас Бидегайн

Путь, который прошли Али и Стэфани в фильме РЖАВЧИНА И КОСТЬ был труден и тернист. Ровно как и исследования режиссера и актеров нельзя было назвать ни легкими, ни предсказуемыми.

«Я влюбилась в Стэфани еще когда читала сценарий, – вспоминает Марион Котийяр, которой досталось амплуа дрессировщицы касаток, потерявшей обе ноги. – Хотя, признаться, порой я не понимала свою героиню. Меня это всерьез бесило, и я призналась в этом Жаку. Он сказал: «Если честно, я тоже ее не во всем понимаю. Я никак не могу взять в толк, что это за человек. Нам придется вместе в ней разобраться и дать ей шанс на жизнь». Меня это очень воодушевило. Однако какая-то необъяснимая загадка оставалась в Стэфани вплоть до финала фильма».

Это чувство разделяли все участники съемочной группы. И необъяснимого в фильме РЖАВЧИНА И КОСТЬ оказалось куда больше, чем казалось на первый взгляд. «В сценарии, съемках, работе с актерами, монтаже и музыке мы пытались добиться единственного эффекта, – говорит режиссер фильма Жак Одиар. – Мы хотели совместить предельную откровенность истории с мелодраматичным, почти сюрреальным визуальным рядом». Поэтому в том, что травма Стэфани и поведение героини ставили Котийяр в тупик, режиссер находил свои плюсы. Актриса рассказывает о своей подготовке к роли: «Жак меня успокоил, сказав: «В этом-то и состоит история картины: жила-была такая вот девчонка и вдруг – БАМ! – у нее нет ног! Появилась на свет совершенно новая Стэфани. И это очень здорово, что ты с ней не знакома»».

Инсценировка истории любви

Работа над фильмом РЖАВЧИНА И КОСТЬ началась с тотального переосмысления исходного материала. «Мне очень понравился сборник рассказов Крэйга Дэвидсона «Ржавчина и кость», – объясняет Одиар. – Автора можно без зазрения совести назвать «кризисным» автором. Он безжалостно вскрывает подноготную современного жестокого мира, балансирующего на краю пропасти. Его персонажи доведены «до ручки» и по тем или иным причинам выкинуты из общества. После ПРОРОКА, фильма о мрачном, пасмурном мире мужчин за тюремными стенами, мы с Томасом Бидегайном (соавтором сценария) хотели заняться совершенно другим по духу сценарием – историей любви, купающейся в ярком свете; историей о мужчине и женщине. Мы также планировали осторожно затронуть тему вечного хаоса и варварства – как бы исподволь, без нажима и прямых аналогий. Нас привлекали контрасты. К сожалению, в сборнике Дэвидсона не было ни одной подобной истории, поэтому мы ее написали сами».

Впрочем, историю любви в сюжете фильма РЖАВЧИНА И КОСТЬ предваряет история боли. Али и Стэфани возвращают друг друга к жизни, ежедневно сталкиваясь с насилием и негативными эмоциями. Одиар объяснял актерам, как отобразить отношения их персонажей с наибольшим эмоциональным резонансом. «Жак в каждом эпизоде ищет проявление жизни, – говорит Маттиас Шунартс. – Он не пытается слепо следовать за тем, что сам написал в сценарии. Он ищет то, как сама жизнь могла бы изменить то, что он написал. Али – не самый симпатичный тип, зрители не сразу поймут его и захотят сопоставлять себя с ним. И все же что-то есть в его искренности и простоте. Есть какая-то необъяснимая привлекательность. Я много импровизировал во время репетиций, пытаясь показать более темную и жестокую сторону Али. Но в конечном итоге мы решили, что у героя должна была сохраниться почти детская непосредственность. И внезапно все встало на свои места. Али стал очень реальным персонажем. Именно в такого могла бы влюбиться Стэфани. Юношеская страсть к адреналину заряжала его жизнь бесконечной энергией. Иначе он бы стал самодовольным социопатом, который бы вскоре осознал всю плачевность своего положения и впал бы в депрессию – нам все это было не нужно. Али, в начале фильма представляющийся «эмоциональным нулем», проходит глубокую пропасть проигравшего и в финале оказывается на пике любви. Он учится любить своего сына. Одиар умеет сделать любого героя глубоким и многогранным. Его можно назвать «актерским режиссером» – он очень много работает с актером, чтобы передать все полутона роли, на которые тот только способен».

Котийяр поддерживает коллегу. «Я работала со многими потрясающими режиссерами, – говорит актриса. – Но далеко не все они так любили свои истории и персонажей, как Жак. Эта любовь буквально ощутима, и это очень сильно вдохновляет. Одиар – настоящий поэт!»

Мрачный реализм тесно переплетается с радужными картинками. «Мы были одержимы желанием запечатлеть изображения, в которых бы чувствовалась страсть, ситуационный и эмоциональный экстрим, – описывает свои чаяния Одиар. – Мы пытались сыграть на жестоком контрасте. Отличным ориентиром мог бы послужить нео-экспрессионизм, прослеживающийся в УРОДЦАХ Тода Броунинга или в фильмах Лона Чейни – картины о временах Великой Депрессии, в которых необычный визуальный ряд отражал мрачность реальности. Или для примера можно взять какую-нибудь сказку о монстрах. Или фильм НОЧЬ ОХОТНИКА Чарльза Лотона, который начинается с того, как отца арестовывают на глазах у сына лишь за то, что мужчина украл еду, чтобы прокормить их обоих. Можно ли считать эти картины мелодрамами? Насколько они относятся к экспрессионизму? В нашем словаре объяснения подобному явлению не нашлось». Фонтен, а также многие другие члены съемочной группы (продюсеры, монтажеры, композиторы, художники, специалисты по кастингу и постановщики) работали на съемках многих других картин Одиара.

Котийяр и Шунартс пришлось немало поработать, чтобы вжиться в образ – как творчески, так и физически. «Я отсмотрела очень много видеофильмов, рассказывающих о людях, которые перенесли ампутацию, – говорит Котийяр. – Но гораздо больше вводных я получила от Жака Одиара. Он говорил: «Иногда ее подсознание будет отказываться верить в происходящее. В такие моменты Стэфани попробует встать, забывая о том, что у нее нет ног, и, разумеется, будет падать». Вы не увидите эту сцену в фильме, однако репетиции помогли мне вжиться в роль». Технически «ампутация» была плодом специалистов по компьютерной графике. «Это не самое интересное в картине, хотя надо отдать должное компьютерщикам – они потрясающую справились с работой, – говорит Котийяр. – Куда важнее то, что от меня «осталось» – плоть, кость, сексуальность и глубокая душевная травма».

Шунартсу пришлось немало тренироваться, чтобы реалистично сыграть кикбоксера. «Мне пришлось усердно работать каждый день, не говоря уже о том, что после съемок в БЫЧАРЕ мне нужно было вернуть свой исходный вес, – говорит актер. – Жак очень четко определял физическое состояние Али – он должен был быть сильным, но не накачанным. Так что мы решили остановиться на следующей комбинации – парень, занимавшийся боксом много лет, бросил спорт, начал набирать вес и даже отрастил живот. Мы не хотели, чтобы Али выглядел слишком подтянутым и натренированным. Напротив, должно было складываться впечатление, что он не в ладах со здоровьем. Этому парню незачем правильно питаться или усердно тренироваться. И это должно было быть заметно невооруженным взглядом».

О кулачных поединках Шунартс говорит: «Когда у него ничего не осталось, чем еще Али может заработать деньги? Только своим телом. Поэтому он принимает участие в поединках. Кроме того, он подсознательно понимает, что ему нужна боль. Схватки очень болезненны, но боль – это тоже чувство. Умершего на эмоциональном уровне Али поединки возвращают к жизни. Только во время боя он чувствует свое тело. Когда он наносит или пропускает удар, внутри него что-то переворачивается. А затем у Стэфани получается снять осаду с его сердца».

Читайте также:  Снимки перелома лучевой кости со смещением

Сексуальные отношения между Али и Стэфани подчеркивают ее физическую неполноценность. «Лично я осознал эротический подтекст ситуации довольно быстро, – говорит Одиар. – Позвольте, я объясню. В игровых фильмах есть два «минных поля», которые не всем кинематографистам удается удачно миновать. Во-первых, ситуация, связанная с насилием и ведущая к смерти главного героя – зрителю заведомо известно, что героя вы не убьете. Во-вторых, секс – зритель отлично понимает, что все ахи и вздохи поддельны, да и сами сцены по большей части получаются неуклюжими. На протяжении долгого времени я пытался найти решение проблемы с демонстрацией в фильмах плотских утех. Эта история позволила мне расслабиться и вовсе забыть об этой проблеме. Когда Али усаживает Стэфани себе на спину, это куда сексуальнее, чем что бы то ни было еще. И когда подошло время «уложить» героев в постель, мне не пришлось задерживать камеру на их лицах, чтобы добиться правдоподобного восприятия. Женщина, открывшая мужчине свою физическую неполноценность, куда более раскрепощена, чем обнаженная».

«Разумеется, я не вспоминал о ее ногах, – говорит Шунартс. – Али в свое время забыл, и я не помнил».

«Не представляю, кто еще смог бы так сыграть роль Стэфани, – говорит Одиар. – Ровно как не могу предположить, кто бы справился с ролью Пиаф в фильме ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ. Марион способна играть роли очень сильных женщин, не теряя своей сексуальности. Она очень солазнительна. Есть и другая причина: я не забываю о том, что она – очень известная актриса. Эта известность добавляет остроты сюжету. Когда Стэфани ампутируют ноги, зритель попадает в тиски кинематографического парадокса, ведь каждый знает, что роль играет популярная актриса. Она – принцесса, которая была низвергнута со своего трона».

«Посмотрев фильм БЫЧАРА, мне сразу же захотелось встретиться с Маттиасом, – продолжает Одиар. – У нас было крайне мало времени на репетиции. Марион изучала поведение касаток и тяжело травмированных людей, Маттиас изучал искусство кулачного боя. Участь Стэфани была нелегка, но очевидна – она встала на путь реабилитации. Маттиасу пришлось куда более усердно работать над своим персонажем – по сценарию Али был очень неоднозначным человеком. Он должен был быть грубым, но не настолько, чтобы не привлечь внимания Стэфани. Для симпатии (а впоследствии и любви) должна была быть определенная почва».

В тот момент, когда Сэм и Стэфани наблюдают за триумфом Али на ринге, закадровый голос рассказывает о чудовищной боли, которая тисками сковывает кулаки боксера. «Когда фильм был закончен, мы все вместе пересмотрели его, – вспоминает Шунартс. – Мы вновь прочувствовали историю двух людей и все то, через что им довелось пройти. И это что-то не закончено, им предстоит бороться дальше. Им по-прежнему придется превозмогать боль, им придется растить ребенка, ей суждено каждый день видеть свои изуродованные ноги. Но они могут поделиться своей болью с ближними, которые всегда поддержат и помогут. Это хороший финал, хотя я бы не назвал его классическим хэппиэндом».

«Кем бы она стала, не случись в ее жизни эта трагедия? – спрашивает самого себя Одиар. – Наверное, она бы так и осталась надменной принцессой, неспособной полюбить кого бы то ни было по-настоящему. Это стало возможно только «благодаря» ее травме и тому, что Али никогда не смотрел на нее с жалостью и сочувствием. Только при таком «удачном» стечении обстоятельств Стэфани смогла раскрыться и насладиться чувством, которое бы она нипочем не узнала».

Для Котийяр трагедия ее героини стало своеобразным откровением. «Когда в жизни ничего больше не остается, ты предоставлен сам себе, – говорит она. – Только тогда ты можешь заглянуть себе в душу, увидеть что-то, что было спрятано глубоко внутри. Готов ли ты встретиться с этим чем-то лицом к лицу, и не будет ли тебе страшно? Эта история о двух обнаженных душах, которые отдаются во власть подобной наготы. В этом красота самой истории и красота главных героев».

источник

На наши экраны выходит «Ржавчина и кость»: новый фильм знаменитого французского режиссера Жака Одиара, снятый по мотивам одноименного рассказа Крэйга Дэвидсона. Главную роль — дрессировщицы касаток Стефани, которая, лишившись ног, учится жить и любить заново, — играет оскароносная Марион Котийяр («Жизнь в розовом свете»). Корреспондент «Известий» встретилась с актрисой в отеле Four Seasons в Беверли-Хиллз.

О чем фильм «Ржавчина и кость»?

— О том, что душевная инвалидность не так очевидна, как физическая. И еще о том, что получается, когда в одной связке оказываются представители одной и другой ее форм.

Как вам работалось над столь сложной темой?

— Мне было интересно. Мы сначала снимали какую-то сцену, а потом буквально ее противоположную версию и затем еще несколько промежуточных. В результате получилось, что у нас оказалось несколько версий одного и того же фильма и при монтаже можно было менять одну сцену на другую, где герои вели себя с точностью наоборот.

Почему вы решили сыграть Стефани?

— Когда я прочитала сценарий, то влюбилась в нее. Я испытала щемящее чувство, которое никогда раньше не испытывала. Меня еще поразила сцена, где Стефани впервые занимается любовью, после того как лишилась ног, и я была за нее очень счастлива.

Трудно ли было сделать переход от блокбастерского «Темного рыцаря», в котором вы снялись накануне, к психологическому фильму?

— Я прилетела на площадку только к началу съемок. Но как раз то, что мне нравится в моей работе, — это переходить от одного проекта к другому, и чем больше разница между ними, тем лучше. Я до сумасшествия люблю французское кино и в то же время люблю американские фильмы. Я была в восторге от возможности поработать с американцем Кристофером Ноланом, стиль которого во многом отличается от стиля француза Жака Одиара. Фильмы Жака Одиара очень реалистичны, но каждый из них как поэма. Если бы мы делали что-то предсказуемое, режиссеру это вряд ли понравилось. Он ненавидит клише, и его поэзия связана с импровизацией.

Какая все-таки разница для актрисы в работе над этими фильмами?

— Голливудские блокбастеры делают профессионалы, но не все они люди искусства. Часто режиссера приглашают снимать фильм, и он соглашается, потому что это — очередная работа, причем хорошо оплачиваемая. Но это не значит, что он одержим историей, которую нужно рассказать. А для меня главное — именно одержимость режиссера, с ним ведь у актеров особенная связь, мы должны доверять друг другу. А как я могу доверять человеку, который подходит к своей работе формально, и значит, с ним невозможно установить отношения на более высоком творческом уровне, как, например, с Кристофером Ноланом? Артхаусные фильмы большей частью вынашивают те, кто одержим своим проектом, и я это просто обожаю.

Как на стадии проекта вы определяете, какой у режиссера подход — формальный или творческий?

— По тому, как он рассказывает об истории, и по тому, как отзывается об актерах, и еще по его желанию работать. Однажды я была на обсуждении фильма, где ни режиссер, ни продюсер понятия не имели, как они будут свой фильм снимать. А я не могу работать сама с собой, люблю это делать в тандеме с режиссером.

Какое впечатление произвела на вас «Ржавчина. », когда вы увидели ее впервые?

— Фильм в целом оказался для меня большим сюрпризом. Именно из-за того, что мы, как я уже сказала, сделали очень много дублей.

Почему вы решили стать актрисой?

— Мои родители — актеры, я выросла в среде им подобных. Жизнь моих родителей и их друзей казалась мне совершенно особенной — они жили эмоциями и делились ими. И я считала, что они обладают большой силой, потому что оказывают влияние на окружающих. Увлечения родителей порой оказываются очень заразными для детей, и у меня как раз такой случай: я очень любила смотреть фильмы и играть на сцене.

Кто еще вдохновил вас на актерство, кроме родителей?

— Трудно выбрать кого-то одного, но если бы пришлось это сделать, я бы назвала Чарли Чаплина. Персонажи его очень забавные и в то же время умные. С детства любила смотреть его фильмы и сразу же погружалась в этот мир. Он был и остается моим героем.

Как повлиял «Оскар», полученный за роль Эдит Пиаф, на вашу карьеру?

— Мне бы никогда не предложили сниматься в голливудских и во многих европейских фильмах, если бы не «Оскар».

источник

Утро началось с Жака Одияра. Герои его «Ржавчины и костей» обитают на социальном дне утопающих в роскоши Канн и соседних Антиб. Он — нищий боксер (Матиас Шоенартс) — с неприкаянным пятилетним сыном едет с Севера на Юг, к сестре. В Каннах они купаются на пляже, аккурат напротив украинского павильона, а потом селятся в гараже, специально обустроенном для них сестрой. В Антибах он устраивается на унизительную должность помощника вышибалы в одном из ночных клубов. Она – не гнушающаяся случайного секса тренерша (Марион Котийяр) из местного дельфинария, которой во время шоу взбесившаяся касатка откусывает ноги (что Одийяр обставляет с визионерским изяществом). Оба страшно одиноки. Он, как железный дровосек — примитивно добр, но бессердечен. Любовь – не по его части, даже когда речь заходит о сыне. Задрипаная жизнь, случайный секс и бои без правил. У нее есть сердце, но нет ног. Он будет трогательно носить ее на пляж, а она потихоньку влюбляться в него и в жизнь, охота к которой пропала вместе с откушенными ногами.



Одияр, очевидно, последний большой мастер превращения криминальных историй в экзистенциальные высказывания, здесь отходит от привычного материала, фокусируя внимание на двух случаях одиночества, изучая их через объектив как биолог — бактерии через микроскоп. Затем совмещает две пробы с двумя бактериями и ждет реакции. На выходе, среди прочего, много всего о сути понятий «близость» и «любовь», одним словом — экзистенции.

Котийяр чудо как хороша без ног! И дело тут даже не в блестящем простпродакшине. Она играет их отсутствие так, что в это веришь и без крупных планов. Рассказала, что снималась у Одияра тайком, сбегая со съемок у Кристофера Нолана, пригласившего ее в нового «Бэтмена». Американские продюсеры, прознав об этом, едва не высекли французскую звезду.

После Одияра побежал на китайца Лу Е, четыре года назад взявшего здесь пальмовую ветвь за сценарий «Весенней лихорадки» — гей-драмы, за которую его на пять лет отстранили на родине он профессии. «Тайна» — это гетеросексуальная «Весенняя лихорадка» помноженная на «Стыд» Маккуина: про брожение в душе и гениталиях героя, у которого две семьи и бесчисленное количество любовниц-однодневок. Снова измены, слежки, волнующая музыка, ручная съемка плюс тема про то, как грехи одних способны привести к смерти других.



На огромной яхте приплыл Саша Барон Коэн в образе диктатора. Потом его усадили на здоровенного верблюда и провезли по Круазетт.

Это часть большой промо-компании фильма «Диктатор». К Каннам у них закончились и пепел Ким Чен Ира, которым Коэн посыпал оскаровскую красную дорожку, и дурацкие лозунги вроде «Смерть американцам». Боятся угодить в тут же яму, что Триер в прошлом году. Хотя до его виртуозности с шутками про нацистов Коэну явно далеко.

На новом Вирасетакуне «Отель «Меконг» весь зал дружно спал. Это еще более псевдонаивное, бестелесное и этнографически окрашенное кино, чем получивший здесь два года назад главную пальму «Дядюшка Бунми». По сюжету, люди обитают в небольшом доме посреди огромной реки без надежды вырваться оттуда. В прологе ненадолго появляется и сам автор. Пуристы, которые на просмотре спали вместе с другими, по окончании сеанса, закатив глаза, сыпали комплименты, швыряясь определениями, вроде «чистый кинематограф». Все это, конечно, чушь собачья. Просто Апичатпонг с его ломанным нарративом – идеальный объект для недолгой европейской моды, когда проще сказать, что искусству не требуется расшифровка, чем попытаться его расшифровать.

Ульрих Зайдль, которого давали сразу после Вирасетакуна вогнал не в сон, но в скуку. И если у Апичатпонга реализм магический, но у австрийца – физиологический. Его «Рай» — некрасивая история немолодой австрийки, ищущей случайного секса с молодыми кенийцами. Такой парафраз французского фильма «На Юг», только с искаженным смыслом и черным юмором: про то, что якобы эксплуатируемые на самом деле эксплуатируют своих эксплуататоров. В общем, никого не жалко, кроме времени. Вот думаешь: «Я тут сижу, а на соседнем Палм бич уже разворачивают сцену для завтрашнего концерта Кита Ричардса и Ронни Вуда». Обещают «Let`s spend the night together» и еще кучу всего. По улицам разгуливают Игги Поп, выступавший три дня назад в Ницце, и Джейн Фонда. Французские журналисты во всю обсуждают будущую свадьбу Пита и Джоли, подаренный ею к свадьбе вертолет, и воздушное пространство над их виллой в Провансе, которое обещают закрыть на 4 июля.

источник

Жак Одиар возвращается в Канн после триумфального «Пророка», принесшего ему приз жюри в 2009 году. Новая картина режиссера — история любви двух людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но при этом не потерявших волю к жизни. Главные роли исполнили Марион Котийяр и Маттиас Шонартс.

Али (Шонартс) вместе со своим пятилетним сынишкой переезжает в Антиб, на Лазурный Берег, к сестре Анне. Но это далеко не та французская Ривьера, о которой пишут гламурные журналы. Анна работает кассиршей в супермаркете и с трудом сводит концы с концами, притаскивая домой просроченные продукты. Али устраивается работать охранником в ночной клуб, где знакомится со вспыльчивой и независимой Стефани (Котийяр). Знакомство получается необычным: Стефани ввязывается в драку с назойливым мужчиной и получает по носу. Али вызывается отвезти девушку домой, по пути намекая, что на ней слишком короткое платье («Ты похожа на шлюху»), поэтому ни о какой симпатии между ними речи не идет. Стефани слишком горда и не собирается обращать внимания на какого-то вышибалу. Она работает в «Морском мире», где выступает вместе с касатками. После несчастного случая Стефани ампутируют ноги, так что спустя несколько месяцев она найдет номер Али — человека, чей социальный статус, по сути, гораздо ниже, чем у нее. И позвонит ему.

Такова завязка новой картины Одиара, которая была очень тепло принята на утреннем пресс-показе. Фильм наверняка вызовет разную реакцию критиков, но уже сейчас можно сказать одно: Голливуд оторвет бельгийца Маттиаса Шонартса с руками и ногами. На глазах происходит рождение новой звезды боевиков и при этом отличного актера. Шонартс шутил на пресс-конференции, что ему на днях позвонили и пригласили в «Рэмбо 34», но он пока не собирается в Америку: «Я еще достаточно молод, мне есть куда развиваться!»

Фильм снят на основе одноименного сборника рассказов канадского писателя Крэйга Дэвидсона, но ни Али, ни Стефани среди персонажей его историй вы не найдете, они целиком и полностью стали плодом воображения Одиара, потратившего два года на подготовку к проекту: «В основном мы работали над сценарием». Прозу Дэвидсона сравнивают с Чаком Палаником, но российскому читателю опровергнуть или подтвердить это сравнение не удастся: книги не издавались в России.

«Мне давно хотелось поработать с Марион Котийар, — сказал режиссер, нахваливая свою звезду. — Она одна из немногих актрис, умеющих полностью перевоплощаться». Перевоплощение актрисы в свою героиню сильно озадачило Маттиаса: «Я очень боялся работать с ней! Она же настоящая звезда! У нее даже „Оскар“ есть! И прихожу я на площадку, а она сидит вся бледная, осунувшаяся, взгляд пустой. Ну, думаю, вот и познакомился со звездой. С ней явно что-то не так! А оказалось, она уже давно в образе!»

Актера на роль Али искали долго. Одиар рассказал, что его директора по кастингу сначала искали актера в спортивных залах — стояла задача взять простого накаченного парня. «Но потом я увидел „Быкоголового“ и понял: вот мой герой», — говорит режиссер. Марион никогда не видела Маттиаса в жизни, поэтому при первой встрече «искала мужчину с самой широкой спиной». Шонартсу пришлось пройти немало тренировок, поскольку его герой по сюжету принимает участие в подпольных боях. «Мы снимали их двумя камерами, старались, чтобы все было максимально реалистично, но при этом без лишней крови», — говорит Одиар.

Читайте также:  Рентгеновскую денситометрия проксимального отдела бедренной кости

Отметим, что «Ржавчина и кость» выделяется не только великолепными актерскими работами, не только смотрится как хороший триллер (как это Одиару удается?), но лента еще и изумительно снята. Оператор Стефан Фонтен, снимавший для Одиара «Пророк» и «Мое сердце биться перестало», заливает каждый кадр ярким светом, создавая контраст между своими героями и природой, на фоне которой развиваются действия. «Мы снимали кино в Канне и заодно на фестиваль заехали», — шутил режиссер.

Впрочем, главную шутку он выдал, отвечая на вопрос, как решили вопрос с ампутацией ног в кадре. «Мы взяли Марион. Отрезали ей ноги, и они, как видите, прекрасно отросли» — засмеялся Одиар. Правда, потом он сообщил, что, если бы не современные технологии, ему бы не удалось снять такой фильм: «У меня полная беда с техникой, так что я понятия не имел, как сделать такой спецэффект в кадре». Есть подозрение, что «Ржавчина и кость» поставит рекорд по количеству спецэффектов в конкурсном кино. Время покажет. Фестиваль пока еще только набирает силу.

источник

составлен из 29
отзывов зрителей

составлен по 10
рецензиям критиков

В фильме Ржавчина и кость мужчина по имени Али с пятилетним сыном, лишившись жилья и денег, перебирается жить к сестре. Там он встречает амбициозную женщину Стефани, чья жизнь начинает рушиться после ужасного несчастного случая в аквапарке, и Али начинает о ней заботится.

Нудное бельгийско-фрнецузское дерьмо. Перевод такой-же.

Фильм о настоящих глубоких отношениях, один из лучших фильмов 2012 года.

Интересная социальная драма, в которой поднимаются важные проблемы взаимоотношений людей, а также пути изменения характера и поведения человека в связи со сложившимися неблагополучными обстоятельствами. Отличная игра актеров. Сюжет не затянут и динамично развивается. Я бы не сказала, что фильм смотрится тяжело, хотя драматический нотки прослеживаются уже с первых кадров. Несмотря на позитивное завершение истории, кажется, что это счастье временное, и что в нелегкой жизни героев еще будет не мало трудностей. Фильм рекомендую посмотреть, в любом случае, он произведет сильное впечатление на зрителя и заставит задуматься.

На мой взгляд фильм о том, что мы не ценим того что имеем пока не потеряем этого. Главный герой пытался убежать от сына от женщины любящей его, но после случившегося понимает как дорого ему то, что все это время было рядом с ним. Главная героиня так же меняет свои взгляды на жизнь. Так же как ржавчина и кость, два разных человека вместе, и объединяют их одинаковые взгляды и приоритеты, сформированные рядом событий. Фильм очень понравился. Цените близких вам людей.

Фильм потрясающий! Очень проникновенный, тонкий и одновременно сильный по глубине воздействия. История двух людей, оказавшихся на «дне», которые черпали силы друг в друге, чтобы выбратся.

Впечатление сильное, фильм заставляет задуматься о главном в жизни: здоровье собственном и близких,терпению, взаимопониманию. Советую всем посмотреть, особенно кто скулит из-за всяких мелких неприятностей!

Очень хороший фильм. Понравился. После просмотра жить охота.

Фильм понравился. Трогательный, эмоциональный и жизненный. Достоин уважения и внимания.

Фильм показывает, что в Европе не всем сладко живется, но очень душевная жизненная картина, к сожалению не для широкого просмотра.

я не понмаю, как он с ней трахался если у нее нету ног .

Фильм необычный. Очень проникновенный и трогательный. На мой взгляд, немного затянут, но все таки посмотреть стоит. Простая жизненная история. Ее нужно прочувствовать.

Очень проникновенный фильм! Смотреть! Марион великолепна. Заставляет задуматься о жизни в целом, вообщем первоклассное кино.

Очень хорошое кино. Я советую всем его посмотреть.Если вы любите качественное кино. Смотрите.

Фильм необыкновенный! Заставляет задуматься о жизненных ценностях — здоровье, благополучии близких, детях. О любви, любви не на одну ночь, а навсегда.

Сильный, глубокий, запоминающийся фильм. На мой взгляд лучшая работа как режиссера, так и исполнительницы главной роли. Обязательно пересмотрю еще раз.

Посмотрел весь. Социальная драма, однозначно. Смотрится местами очень тяжело, с сопереживанием. Честно говоря я думал, что мальчик утонет, и начал делать предположения как эта трагедия скажется на жизни Али, отце ребенка . В общем хороший фильм, жизненный такой, оставляет эмоциональный след после просмотра.

Отличный фильм, переживания героев, чувства показаны максимально реалистично, жизненно. Хочется плакать. Мне понравилось.

Фильм прикольный. Натуральный без фальши и «слюней». Мне понравился!

Фильм хороший, не ожидала такого в конце, думала, что мальчик утонул, чуть сердце не остановилось. После просмотра ходила под впечатлением еще долго!

Я понимаю, что хотел сказать режиссер, но ему явно не хватило таланта, чтобы довести это до зрителя. Задумка не плохая, но сюжет и стиль слишком рваный для того, чтобы это правильно передать. Для этого режиссера это слишком сложное кино. И честно сказать я видел единицы таких фильмов, которые удавались. Так что 6 из 10, это реальная оценка!

Фильм очень драматичный , мне не понравился , парень полный идиот, не нужна ему не девушка , не ребенок , не сестра , лишь бы кулаками махать , я такое не понимаю , от фильма не получила никакого удовольствия , таких судеб в новостях каждый день пруд пруди.

Фильм потрясающий по своей силе, глубине, содержанию, смыслу и игре актёров. Я, вообще, ужасный скептик, но мимо этой картины не смогла пройти. Очень рекомендую. Не хочу вдаваться в подробности, анализировать сюжет и пр. Просто рекомендую посмотреть. Французы на высоте. Высший пилотаж! Браво!

Фильм замечательный, просто потрясающий. Казалось, что роль Марион Котийяр будет самой лучшей в «Начале» Нолана, но здесь она раскрылась — ах. Все здорово, единственное, что претит в т.н. авторском кино, чрезмерная затянутость. Драму м/было раскрыть и лаконичнее, и, если в «Пророке» Одиара это было гармонично, то здесь временами хотелось перекрутить.

Сначала мне показалось что это ремейк «1+1» (Неприкасаемые), но здесь больше драмы и переживаний. Режиссер не спешил и постепенно закручивал пружину человеческих взаимоотношений. Мне весь фильм было интересно чем всё это закончится, а следующий поворот сюжета был не предсказуем. Посмотрел, если не с восторгом, то с интересом точно.

Интересный фильм. Не пожалеете, если уделите пару свободных часов этому фильму

Никогда не писала отзывов, не выдержала! Фильм отличный, отвлекает от глупых мыслей и заставляет подумать о самом главном. Жесткий, реалистичный, временами очень трогательный. Очень рекомендую, посмотрела на одном дыхании!

Фильм хорош и многогранен. он абсолютно для всех! Учить жизни, каждый найдет для себя урок или совет! Спасибо создателям и актерам!

То,что это фестивальное кино, это понятно с первых кадров, и не потому, что в самом начале фильма указано, что участник Каннского фестиваля, это понятно по долгим кадрам бегущего человека, в начале фильма. Фильм показывает, что все не так хорошо в продвинутой Европе, там тоже есть свои бомжи и люмпены. Немного нудноватый, но интересный фильм, хотя прям какого-то глубокого смысла в фильме я не увидел. Типа живи, как живешь, а потом станешь чемпионом, я просто не увидел какое-то стремления что ли, просто человеку повезло родится с талантом размахивать кулаком. Фильм не особо отличается от жизни, может европейского зрителя это может напугать, но российские фестивальные фильмы гораздо страшнее.

Странное кино, странный сюжет, странные герои. У каждого из них тоже прежняя своя, странная жизнь. Он, деклассированный элемент с пятилетним сыном, двигается куда-то по дорогам страны без руля и без ветрил, то ли подворовывая по дороге, по ли подрабатывая боксером, вышибалой, охранноком. Она, принцесса, прима шоу дельфинов, но в той же степени, не задумывающаяся над тем, куда себя деть по жизни. Все достаточно просто, но зритель продолжает лицезреть картинку, потому как после несчастного случая (а куда без него), наша героиня лишается своих ног, и картинка посчи до конца заполняется лицезрением отсутствия ног героини и ее элегантных протезов. Зачем она нужна герою, сказать трудно, заботиться о ней?? Так у него то умение заботиться даже о собственном сыне, даже в умениях не состоит. Она, другое дело. Она принимает его таким как есть, умеет поблагодарить за каждый момент внимания, и, постепенно без долгих разговоров, без излишних внешних вспышек эмоций, даже без поцелуев, влюбляется в него. Даже секс у этих людей первоначально есть только как способ возвращения Её в этом мир. Что, тем не менее со временем это не мешает героине Марион Котийяр заявить на свое право в жизни этого очень и очень немногословного парня. Надо признать, что режиссеру Жаку Одиару удалось в этой, казалось бы, банальной истории, слить воединно всемирно известную звезду французского кино — Марион Котийяр, которая, надо признать, справилась она на великолепно и мало известного бельгийца Маттиаса Шонартса, актера очень колоритного, очень фактурного, и, полагаю, очень перспективного. Сама же Марион, за ее работу в этом фильме заслуживает не только номинации на «Оскар», но и самой премии, что уже и случилось в 2006. Во всяком случае, номинации на Золотой глобус, 2013 она уже удостоена. Всем: посмотрите этот прекрасный фильм!!

источник

Ржавчина и кость. Реж. Жак Одиар, 2012

Деклассированный экс-боксер Али колесит по северной Франции вместе с голодным маленьким сыном. Обосновавшись в Антибе у бедно живущей с мужем сестры, он устраивается охранником в ночной клуб. Там он встречает вызывающе одетую красавицу Стефани (Марион Котийяр). Защитив девушку от посягательств подвыпивших клиентов и, позабыв про служебные обязанности, он решает проводить ее домой и между делом замечает, что нарядилась она как проститутка. Сдав девушку на руки мутному бойфренду, Али по привычке оставляет ей свой телефон и благополучно забывает о ее существовании. Несмотря на намеки своего случайного защитника, специальность у Стефани довольно экзотическая — она тренирует косаток, сам Али ради денег и адреналина участвует в подпольных боях без правил. Но оказывается, что животные опаснее людей — после несчастного случая Стефани останется без ног и несколько месяцев спустя наберет номер случайного знакомого.

Ржавчина и кость. Реж. Жак Одиар, 2012

Так начинается картина новой звезды французского арт-мейнстрима Жака Одиара, когда-то увезшего из Канн Гран-при жюри за «Пророка». «Ржавчина и кость» вдохновлена одноименным сборником рассказов канадского писателя Крэга Дэвидсона, которого принято сравнивать с Чаком Палаником (сам автор «Бойцовского клуба» лестно отзывался о его творчестве). Поначалу за упорядоченным механизмом устройства подпольной жизни следить интересно. Единственным другом Али становится нелюдимый бородач, нелегально устанавливающий в магазинах города камеры: они позволяют руководству подглядывать за мелкими сотрудниками, шантажировать их и увольнять за отлынивание от работы. Сестра главного героя работает в супермаркете и набивает домашний холодильник просроченными продуктами. Цыгане организуют драки и собирают ставки.

Эта борьба без правил — один из двух главных аттракционов фильма (второй, разумеется, косатки), она образует его фундамент и служит первой проверкой на режиссерскую состоятельность. Когда-то Монте Хеллман, в глаза не видавший тех бюджетов, которыми теперь ворочает Одиар, в «Бойцовом петухе» смог превратить столь неприглядную вещь, как петушиные бои, в завораживающие хореографические номера, которые сами по себе служили наглядным объяснением выбранного героями призвания. Одиар же банальные кровавые драки снимает слово по трафарету, придерживаясь самых расхожих штампов. Замедлившись, зависает в воздухе кровь из разбитого носа, разлетается грязь из-под кроссовок, взмывает вверх подкинутая кем-то из зрителей монетка, выбитый зуб кружится на дорожном покрытии. Рапидом Одиар вообще злоупотребляет — пока Стефани будет болтаться в окровавленной воде, ничего не подозревающий Али тягуче совершает пробежку на параллельном монтаже.

Ржавчина и кость. Реж. Жак Одиар, 2012

Под стать визуальным клише и психологические. Форма в строгом единстве с содержанием. Одиар воодушевленно эксплуатирует базовые человеческие боязни, смакуя изображение зашитых культей героини Котийяр (не обойдется и без детальных эротических сцен). За роли страдалиц, кстати, принято вручать награды. Что касается Али, то ему страх не съедает душу. Он —маскулинный идеал. Недалекого ума, но надежный, на него можно положиться, он не сдается, способен в гневе поднять руку на сына, но любит его, что уж там; к тому же — усердный ебарь. Он предлагает Стефани в терапевтических целях услуги дружеского секса, заявляя о своем состоянии готовности — эта тема станет ключевой для смсок, которыми девушка начнет забрасывать Али. Здесь Одиар наконец находит возможность развязаться с трагизмом и пошутить, но выглядит натужно. Особенно на фоне лютого схематизма, описывающего возникновение романтических чувств между героями.

Разумеется, однажды Али и Стефани заявятся в клуб, где они познакомились, но до той поры благородный герой снимет случайную девушку, оставив травмированную героиню Котийяр напиваться в баре под приставания не замечающих ее увечья незнакомцев. По той же непреклонной, знакомой студентам ВГИКа сценарной логике, что вернула персонажей в тот же клуб, жертвой установки незаконной камеры наблюдения станет сестра Али. Трудно в это поверить, но даже сцену семейного скандала, случившегося из-за злосчастной камеры, Одиар не смог снять так, чтобы это не выглядело комично. Брат вопит на сестру, от злости переворачивает стол и на шум с дробовиком наперевес прибегает муж сестры — до того момента радушный добряк. Неужели Одиар, действительно, полагает, что подобные бытовые ссоры заканчиваются приставленным к затылку ружьем? История повествует о классическом пути из нищеты, раздрая и тоски к успеху, любви и сентиментальному финалу под неожиданную музыку группы Bon Iver. А каждый ее эпизод снят настолько плоско и прямолинейно, что, кажется, на месте постановщика мог стоять робот.

Совсем забыл рассказать про косаток. Они ожидаемо прекрасны, величественные и фатальные. Но едва ли нужно быть одной из главных надежд Каннского фестиваля и кинематографа, чтобы красиво их снимать. И право, лучше отправиться в океанариум вместо того, чтобы наслаждаться их краткими появлениями в кадре.

источник

У Жака Одиара есть две ипостаси — криминального хроникера, упивающегося героикой и мифологией преступного мира, и наблюдателя за чувствами людей, которых другие художники стараются не замечать. В первой он выступает редко, но метко: в восьмидесятых написал сценарий для того самого «Профессионала» с Бельмондо; в конце нулевых снял «Пророка» — главный европейский гангстерский эпос за долгие годы. Драмы об отверженных получаются у Одиара не менее мощными, но лукавыми:

рассказывая о том, как раздавленные горем герои обретают счастье, он не стесняется самых лобовых приемов.

В знаменитой трагикомедии «Читай по губам», например, главная героиня – глухонемая, а ее возлюбленный – уголовник.

Так вот, «Ржавчина и кость» — фильм в десять раз более жестокий, чем боевики Одиара, и в десять раз более сентиментальный, чем его мелодрамы.

Главный герой (его играет Маттиас Шунар) – бывший боксер Али, оставшийся без работы и вынужденный бродяжничать на юге Франции вместе с пятилетним сыном. Одиар, всегда сторонившийся своих коллег-французов, в этом фильме и вовсе превращается в режиссера-американца, используя чисто голливудскую механику давления на чувства.

Отец крадет для ребенка еду в «Макдональдсе» и собирает объедки с чужих столов. Малыш любит прятаться в собачьей конуре и играть с машинкой из «хэппи-мила».

Сестра героя, согласившаяся приютить бродяг, будет кормить их просроченными йогуртами, украденными на работе. А щенков, к которым привяжется мальчик, обязательно усыпят. Что-то похожее уже было и в «Погоне за счастьем» с Уиллом Смитом, и в «Нокдауне» с Расселом Кроу. Разница только в том, что

Одиар дополняет голливудские сентиментальнее приемы совсем уж безжалостным европейским радикализмом.

Когда жизнь одинокого отца более или менее наладится, в кадре появится девушка, жизнь которой не наладится уже никогда.

Главная героиня (ее играет Марион Котийяр) – дрессировщица касаток Стефани, днем устраивающая шоу в аквапарке для детей, а вечерами – в клубах для мужчин, пожирающих ее тело. Как-то ночью Стефани попадет в неприятности и оказавшийся рядом Али придет ей на помощь. А на следующее утро на работе произойдет несчастный случай — Стефани останется без обеих ног и на несколько месяцев запрется в своей квартире. Потом она позвонит Али, которого почти не знает, и между ними начнется странная дружба. Неспособный на сострадание герой окажется единственным, кто не сможет унизить Стефани своей жалостью, а Стефани окажется человеком с невероятной силой воли. Герои будут вместе спать, купаться в море, ходить в клубы и ездить на цыганские подпольные бои – Али, чтобы драться, а Стефании, чтобы смотреть. Она остановит его саморазрушение, а он ускорит ее воскрешение. В финале эту банальную идею на всякий случай несколько раз повторит закадровый голос. Чтобы дошло уж до всех.

Читайте также:  Хирургическое лечение перелома хирургической шейки плечевой кости

Драки в «Ржавчине и кости» жестоки настолько, что «Бойцовский клуб» Финчера кажется на их фоне фотосессией из глянцевого журнала, а жизнь девушки-инвалида показана с натурализмом, выдержать который, не уличив себя в ханжестве, сможет далеко не каждый зритель.

Вдобавок у фильма беспощадный хронометраж: два часа здесь идут за три, и все это время не удается найти ответ на вопрос, что Одиар хочет показать на самом деле — максимум человеческих страданий или развитие характеров? Если страдания, то он уложил на лопатки вообще всех, кроме разве что фон Триера с «Танцующей в темноте». Если характеры, то для этого его фильм слишком предсказуем и непритязателен в выборе средств.

Хуже только «Рестлер» Даррена Аронофски, который, посмотрев «Ржавчину и кость», наверняка кусает локти, что первым не догадался сделать героиню не стриптизершей, а дрессировщицей касаток.

Характерно, что на «Оскар» от Франции вместо драмы Одиара в этом году претендует комедия «1+1» про дружбу богача-инвалида и чернокожего гопника. Фильмы очень похожи, но интонации у них разные; вот отборщикам и показалось, что Одиар фальшивит.

Впрочем двух искренних вещей у «Ржавчины и кости» не отнять никому. Первая – это разлитая по фильму мрачная и тревожная поэзия хрупкости жизни. Красивая девушка, получив царапину на дискотеке, на следующий день окажется в воде рядом с хищниками и останется без ног. Случайно попавший в кадр во время съемок лайнер «Коста Конкордия» через несколько месяцев ляжет на бок. Тени от сооружений на детской площадке, где нерадивый отец все время оставляет сына, зловеще намекают, что и с мальчиком обязательно что-то случится.

Вторая – актерская игра Марион Котийяр, главной из действующих французских актрис.

Других причин смотреть «Ржавчину и кость», кажется, нет.

источник

Пронзительная драма о необычной любви. Бывший боксер Али, на попечении которого остался маленький сын, приезжает в городок Антиб к сестре и ее мужу. Устроившись охранником в ночной клуб, Али знакомится со Стефани — девушкой, тренирующей китов-косаток. Когда в результате трагедии Стефани остается без ног, двое аутсайдеров снова встречаются, на этот раз — чтобы помочь друг другу. Фильм «Ржавчина и кость» — шестая лента режиссера и сценариста Жака Одиара, участник Каннского кинофестиваля 2012 года.

Картина Жака Одиара, наверное, о том, что настоящее, непритворное, стопроцентное равнодушие способно творить настоящие чудеса.

Как и в недавнем «1+1», здесь ездит инвалидная коляска, и сидящий в ней является полной противоположностью тому, кто ее катит. Красавица и гордячка Стефани (Марион Котийяр) пострадала из-за несчастного случая на своей довольно экзотической работе: лишилась обеих ног из-за неожиданной выходки дрессированной косатки. Но из-за диковатого Али (Маттиас Шонартс), который подвизается то в охране, то в нелегальных боях, Стефани постепенно возвращается к относительно нормальной жизни.

Не стоит ждать ни мелодрамы, ни распространенного жанра «о преодолении с хеппи-эндом». Али не помогает Стефани — он вообще никому не может помочь, разве что собственному сыну, предварительно треснув его головой об угол, а потом чуть не утопив случайно в ледяном пруду. Али не любит Стефани, как не любит почти никого вокруг. Али совершенно наплевать, сможет Стефани ходить или загнется от тоски в углу своей новой темной комнаты, вжавшись в инвалидную коляску. Но Стефани влюбляется в Али, цепляется за него в прямом и переносном смысле, хочет снова жить, ходить и любить, любить.

Али же мало чем отличается от животных, которые так настойчиво попадают в кадр на протяжении всего фильма. Поесть, отдохнуть, заняться сексом, срубить денег, убедиться, что маленький сын чем-то занят и не будет мешать отцу, — вот и вся жизнь. Появление Стефани поначалу мало что значит: он потому так легко соглашается нести ее до моря или лечь с ней постель, что она для него никто, и есть у нее ноги или нет, никакого значения не имеет. То чувство, которое многие люди стремятся выработать в себе годами, у Али есть изначально: ему все равно, инвалид человек или нет, потому что ему вообще все равно, он одинаково равнодушен ко всем. И только с течением времени, когда он понимает, что Стефани может быть ему полезна, — как агент в нелегальном бойцовском бизнесе, — он проникается к ней чувствами, все еще очень далекими от любви. Так скорее уличный кот позволяет себя гладить и кормить сердобольной старушке — ей это согревает жизнь, а ему обеспечивает нормальную жратву.

«Ржавчина и кость», несмотря на относительно счастливый финал (тем не менее с угрожающим закадровым текстом, грозящим новыми лишениями и производственными травмами), смотрится в целом необычайно тяжело. Все эти игры света и легкой тени, нежное до пошлости звуковое сопровождение от одного из самых раскрученных современных французских композиторов составляют чудовищный, резчайший контраст с тем мраком, который на самом деле творится на экране: с разбитыми до костей лицами и насилием над детьми. Не слишком ли для одной истории о равнодушии?

Я под впечатлением. Смотрели с мужем этот фильм с Марион Котийяр. И так её нежно люблю, но сейчас вдвойне. Она давно выпала из категории «Такси». Она реально актриса.
Там был один момент. Герой разговаривал со своей сестрой. Он — боец. Бывший боксёр, а теперь зарабатывает боями. И вот в процессе разговора сестра ударила его по лицу и он не отклонился. И получил по физиономии. И таки ДА! Мы всегда настороже от врагов, от недругов. Мы готовы принять удар и отреагировать на него. А тут — со стороны близких удар пришёлся. И вот лицо героя отражало вот такое недоумение что ли. Он не ожидал удара, и потому даже и не думал отклониться от него. И получил — неожиданно и больно.
Посмотрите фильм. Отличный фильм.

Героиня Марион — тренер касаток. Но жизнь поворачивает её за такой угол, в котором когда-то была я. Слава Богу, что не в таком печальном. Но только в таких «углах» тебе пофигу на всех. И на себя. Выгрести из этого угла — зависит только от человека.
Выбор. Это наверное главная тема в фильме.

Фильм длинный и тяжёлый, но очень крутой. Психологически крутой.
Рекомендую к просмотру. После него раскрученный «1+1» тоже французского производства, просто отдыхает по эмоциональному окрасу. Там — богатый мужчина, тут — просто тренер касаток.

источник

Мелодрама автора «Пророка» Жака Одиара про любовь дрессировщицы косаток, которой откусили обе ноги, с вышибалой

История любви душевного вышибалы, обремененного пятилетним сыном, со смелой дрессировщицей косаток (Марион Котийяр), которой подопечные откусывают обе ноги в самом начале их романа. Балансирующая на грани добра и зла мелодрама, поставленная режиссером нашумевшего «Пророка».

Ален, бывший бельгийский чемпион по боксу, забрав у жены пятилетнего сына, едет к сестре на Лазурный Берег и устраивается работать вышибалой в клуб, где знакомится с печальной женщиной в кожаной куртке. Ален вызывается отвезти ее домой и, оценив длину юбки, интересуется, не проститутка ли она. Женщина оказывается дрессировщицей косаток, он убирается восвояси, оставив ей по привычке номер телефона. Спустя некоторое время он уже работает ночным охранником в супермаркете, а днем участвует в боях без правил. А ей прямо во время шоу косатки откусили обе ноги ниже колена, и, оставшись без работы, друзей и личной жизни, бывшая дрессировщица решает воспользоваться номером Алена.

«Ржавчина и кость» — первый фильм француза Одиара, строго говоря, предназначенный для широкой аудитории, — вольная экранизация одноименного сборника рассказов Крейга Дэвидсона, в руках любого другого превратившаяся бы в дурную комедию. Одиар подходит к этому, прямо скажем, довольно идиотскому сюжету с позиций убежденного аскета и, последовательно вытравив из кадра все лишнее, переводит действие в свой привычный, сугубо реалистический регистр. Ален, здоровенный детина с потухшим взглядом, загорающимся только перед боем, человек недалекий, но душевный, сбивающий с ног в первую очередь своей прямолинейностью. Он что-то вроде абсолюта, мораль существует где-то вне его, судить его по человеческим законам — все равно что разговаривать с бейсбольной битой. «Ты спрашиваешь у меня, доступен ли я; если доступен, то приезжаю — и мы трахаемся» — вот и вся любовь. С той же обезоруживающей простотой он подходит и к увечью своей подруги, невозмутимо заставляя ее гулять, плавать и не стыдиться. Тем же берет и Одиар, превращая бульварный роман в предельно честную и жестокую историю воспитания силы духа. «Ржавчина и кость» крайне интересно подходит к развитию главного мотива всех одиаровских фильмов, отношений «ученик — наставник». Тут женщина учится у мужчины хладнокровию и невозмутимости, а мужчина не начинает с ней считаться, пока она не превращается в него. И когда Котийяр, пережившая по пути столько боли и унижений, становится букмекером боев без правил, понимаешь — так закалялась сталь.

Вы хотите увидеть эмоционально сильное кино? Гениальный фильм, который заставляет хотеть жить? Жизненное полотно о судьбе людей, которое позволит посмотреть на собственные проблемы под несколько другой призмой понимания драматизма действительности? Тогда не читайте ни одной рецензии чтобы случайно не наткнуться на спойлер. Не смотрите трейлер. Просто идите в кино.

Фильм для тех, кто хочет думать над сюжетом и не ходит в кино пожрать попкорн. И пусть это не покажется идиотской гиперболой: во время просмотра чувствуется, как нейроны в голове начинаются разрываться. Одиар гениален. В принципе, посмотрев «Пророк», зритель должен представлять какие элементы манипуляции он будет использовать. Но для двух часов показанное все же оказывается чрезмерным: то, что другие режиссеры размазывают тонким слоем на несколько фильмов, здесь собрано воедино. А потому все пролетает как одна минута.

Залайкал только что страницу фильма на Фэйсбук и среди комментариев зацепился за следующий: «superbe!! belle leçon de vie!!» И это действительно так. Это — шикарный прекрасный урок жизни. Не для среднестатистического русского зрителя. Потому как такой Лазурный берег (как в прямом смысле, так и как аллегория) он видеть не готов.

Представьте себе открытку города Канн с панорамой Круазэт в жаркий полдень, с искрящимися бликами солнца на спокойной лазурной глади моря, зонтиками и лежаками, высаженными в ряд пальмами, придающими панораме африканский колорит, фольклорными синими стульями из металла на набережной. И вдруг, внезапно, эта открытка вылетает из рук и попадает в шредер. И от нее остаются лишь лоскутки.

Жизненное, реалистичное и при этом красивое, страстное, по настоящему французское кино. Здесь вся ценность полученных ощущений – это восприятие жизни, как она есть, с жестокостью, бедностью, отчаяньем, суетой, радостью от самых простых вещей. От большого, не арт-хаусного кино в настоящее время такое можно получить довольно редко. К примеру, ваша женщина когда-нибудь говорила вам: «Я поняла чего ты стоишь, когда ты не смог утереть нос случайно зашедшему в дом, проводившему меня вышибале»? Мужчина, который вам нравится когда-нибудь уходил в вашем присутствии из ночного клуба с другой женщиной, отлично зная как вы беспомощны в буквальном смысле? Ваш ребенок когда-нибудь проваливался в прорубь в водоеме с сильным течением? Тем не менее, это не чернуха и гиперреализм, а именно красивая драма, с вкусно снятыми боями без правил, китами касатками, женскими слезами, сексом с инвалидкой, щенками сенбернара, солнечными бликами в море и многим другим.

Главный герой Али — (Матиас Шонартс) — деклассированный герой с непонятным прошлым и пятилетним сыном в придачу целеустремленно двигается электричками и автобусами куда-то на юг Франции, слегка подворовывая для покупки хлеба насущного. Что у него за плечами и где мать ребенка, так и останется неясно. На юге, в Антибах, живет его сестра с мужем, там есть возможность осесть, найти работу и снова стать на ноги.

На новом месте Али устраивается охранником в ночной клуб и случайно знакомится со Стефани (Марион Котийяр). Бросив взгляд на вызывающий макияж и длинные ноги Али глубокомысленно замечает: «Ты похожа на шлюху». Когда в следующий раз они встретятся через несколько месяцев — ног у Стефани уже не будет.

Странное кино, вроде и снято достаточно просто, но глаз от скупой картинки не оторвать. Взаимоотношения (любовью то, что происходит между Али и Стефани сложно назвать) героев даются просто, немногословно. Слез у зрителя героиня Котийяр не выжимает и сам процесс ее реабилитации подан без сантиментов и истерик.

Если Стефани большую часть фильма просто эмоционально закрепощена, за исключением нескольких ярких вспышек, то что происходит в голове у Али — вообще сложно разгадать. Соответственно не стоит ждать долгих разговоров, проходов под руку при луне, жарких поцелуев. Скорее персонажи молча нуждаются друг в друге, не показывая и не выказывая без крайней нужды свои чувства. Али просто и без обиняков ставит Стефани на ноги, помогая ей заново войти в этот мир, Стефани постепенно принимает новую жизнь и, параллельно, влюбляется в своего спутника.

Кроме линии Али и Стефани в фильме продвигается еще сюжет с боями без правил, в который Али участвует, и, достаточно отстраненная от основной канвы фильма, тема наблюдения скрытыми камерами за работниками супермаркета. Здесь заметен некоторый левый пафос, популярный во французском кинематографе и сама линия смотрится в стройном, в целом, фильме достаточно надуманно.

Фильм хорош, разве что несколько явно сентиментально-деланных голливудских эпизодов в конце диссонансом идут относительно общего строгого и лаконичного в чувствах повествования.

«Ржавчина и кость» — это сильная поучительная история, в том числе и о том, что никогда нельзя сдаваться, и что жизнь — это самая сильная штука в этом мир. Али (Матиас Шонартс) брутальной внешности и без особых моральных обязательств безработный, со своим пятилетним сыном, которого бросила мать, в поисках лучшей жизни приезжает к сестре. На новом месте Али устраивается охранником в ночной клуб. Там он знакомится со Стефани (Марион Котийяр), спасая ее от подонка, избивающего девушку. Стефани очень хороша собой. И Али, вызвавшийся отвезти девушку домой, сразу обратил внимание на ее длинные красивые ноги. Но Стефани живет с парнем, поэтому знакомство заканчивается всего лишь тем, что Али ей оставляет свой номер телефона. Когда они встретятся в следующий раз через несколько месяцев — ног у Стефани уже не будет. Ведь девушка дрессировщица касаток. На одном из представлений касатка напала на Стефани и лишила ее ног. Девушка остается практически один на один со своей бедой. Ее парень, друзья, сослуживцы совершенно не готовы разделить ее несчастье. Стефани, забытая всеми, решает позвонить Али. Парень откликается, старается как-то поддержать девушку, правда без особых сантиментов. Несмотря на то, что молодые люди как-бы из разных миров (в повествовании заметен конфликт социальных слоев), их свели воедино тяжелые травмы. У нее уродство физическое, у него моральное — но каждый из них словно-бы получает шанс на исцеление, находя спасение в своем партнере. Молча они нуждаются друг в друге, не показывая и не выказывая без крайней нужды свои чувства. Постепенно Али и Стефани подвергают себя новым испытаниям, с каждым разом все больше привязываясь к друг другу. В фильме нет длинных эпизодов, посвященных возрождению духа вновь обретший смысл жизни женщины. Нет сцен, показывающих культурное развитие неотесанного по своей натуре воина. Все произойдет как-бы само собой, в один момент, ужасный по своему содержанию – чуть не погиб сын Али, но этой чудесной трансформации безоговорочно веришь. Именно в этот момент Али понимает, что дороже сынишки Сэма и ближе Стефани у него никого нет. Тяжелый, но хороший фильм. Отличная актерская работа. Может быть, некоторые моменты слегка затянуты, но картина однозначно заслуживает внимания и поощрения. Мне очень понравился фильм, давно не смотрела ничего подобного.

источник