Меню Рубрики

Пуговицы из кости и рога

Вы обращаете внимание на пуговицы? 😍

А ведь они несут не только функциональную нагрузку, но могут быть и очень эстетичными. И намекать на качество вещи, на которую пришиты.

С вашего позволения немного слов о пуговицах из натуральных материалов.

Я нарочно не затрагиваю тему винтажа и антиквариата — это очень объёмный пласт)

Не хочу писать и о пластиковых пуговицах — это не интересно (для меня). Так же не буду писать о металлах — придётся начинать с глубины веков)

Пуговицы и другая фурнитура могут быть очень хорошим мерилом стоимости и качества вещи. Если вы покупаете вещи в стоках, секондах или с рук фурнитура может рассказать вам многое без помощи лейбла и гугла) По ней так же можно оценить соотношение параметров цена-качество в любом магазине. Не стопроцентно, но с большой долей вероятности. Мне, например, очень странно видеть пластик, пришитый на одежду стоимость от 20К.

Корозо — это 100% натуральный продукт, похожий на твердую смолу. Он также известен как тагуа, его часто называют «растительной слоновой костью» за удивительную визуальную схожесть с оригиналом.

На микроскопическом уровне корозо состоит из очень плотных органических волокон, которые придают ему отличную износостойкость и устойчивость к царапинам.

Его пористая структура позволяет красителям проникать глубоко в поверхность, что делает его отличным материалом для окрашивания.

Корозо также хорошо известен своим элегантным натуральным узором: уникальный орнамент как отпечаток пальца, индивидуален для каждой пуговицы, найти две идентичные невозможно)

Казалось бы — кокосовые орехи, экзотика и прочие баунти. Однако, производство пуговиц из скорлупы кокоса в нашей стране ведётся очень давно. Ещё в царские времена кокосовые пуговицы выпускали не только кустарным, но и фабричным способом. Эти пуговки используют в производстве одежды этнического и спортивного стиля. Они так же как и корозо уникальны и неповторимы, и так же очень хорошо поддаются окрашиванию.

Кокосовые пуговицы натурального цвета:

Уходящая «твидовая» классика — встречаются на одежде всё реже и реже. Чаще попадаются пластиковые пуговицы, выглядящие аналогичным образом. Однако, они со временем имеют тенденцию к обесцвечиванию (краска стирается до белого). Обычно кожаные пуговицы имеют вот такой традиционный вид:

Перламутровые пуговицы встречаются на одежде чаще прочих. Я ещё не видела кашемировый кардиган (даже весьма бюджетный) или шёлковую блузку (а вот тут — в категории выше масс маркета) с пуговицами из другого материала. Только перламутр!

Иногда перламутровые пуговицы используют и весьма бюджетные марки. Однако, перламутр перламутру — рознь, и я сейчас расскажу в чем разница.

Дорогие пуговицы вырезают из крупных раковин жемчужных устриц (тех самых, из которых добывают жемчуг) — эта разновидность называется mother-of-pearl.

Чем толще пуговица, тем выше она ценится. Процесс производства выглядит так:

Существует три варианта натурального окраса перламутровых пуговиц: белый (первая слева и по серединке), чёрный (вторая слева и крайняя справа) и коричневый (вторая справа).

А вот варианты окрашенных пуговиц. Для окрашивания используют специальные прозрачные красители, чтобы не забить пигментом естественный блеск и красоту переливов.

Более дешёвый вариант перламутра добывается из раковин других моллюсков и называется troca. Этот вариант не только дешевле, но и значительно тоньше — до 2 мм.

На этом фото представленнв оба варианта:

МОР: слева на право: вторая, третья, пятая

Troca: первая и четвертая слева и верхняя

И вид сзади, по которому можно отличить одно от другого

Для troca на обратной стороне пуговицы характерно наличие красных пятнышек или коричневой поверхности, как у раковин мидий.

Обратная сторона МОР обычно выглядит более глянцевой и ровной.

Натуральный перламутр очень просто отличить от пластика — он холодный. Если прислонить две пуговицы в губам или языку, пластик очень быстро нагреется и будет тёплым, перламутр останется холодным, как камень.

Недавно я украсила комплект одежды, в котором присутствовал синий кардиган с чёрными перламутровыми пуговицами, серыми жемчужными бусами. Комплименты получили и бусы, и пуговицы — настолько интересной была их «игра» друг с другом))

Это фото — бледная тень реальности с напрочь измененными камерой цветами.

Костяные пуговицы я видела лишь однажды — в антикварном магазине, в точно такой же коробочке

Как видно из названия пришивались они на бельё — постельное и нательное. Я покрутила коробку, но купить не решилась, не знаю, как-то.

А вот с роговыми пуговицами мне попалось пальто.

Натуральный рог бывает светлым и тёмным. Пуговицы из него полируют до глянца или оставляют матовыми. Это очень крепкий и устойчивый к износу материал, но необходимо соблюдать некоторые условия по уходу: не размачивать в воде и беречь от горячего утюга.

Роговые пуговицы обычно используют в изготовлении верхней одежды и неформальных мужских пиджаков. Встретить их в среднем ценовом сегменте можно, но чаще всего производители используют пластик «под рог». Если пуговицы не совсем дешёвые рисунок на них будет немного различаться. Совсем дешёвые пуговицы похожи как близнецы сестры.

Как отличить пластик от рога?

Во-первых, по рисунку — каждая пуговица индивидуальна.

Во-вторых, по боковому краю. У натуральных пуговиц он имеет характерные щербинки

Край пластиковой пуговицы, обычно идеально ровный.

Кроме того, роговые пуговицы прекрасно горят и выделяют при этом специфический запах жженых волос/кожи.

Пластик, соответственно, просто плавится.

Такие мне тоже иногда попадаются, но они совсем не гарантируют благородство происхождения вещи или используемого для её производства материала. Однако, стоит отметить, что выглядит это в любом случае лучше, чем просто пластик (на мой вкус). Вот, к примеру, пуговица украшающая шелковый жакет Max&Co.

Пуговица обшита тем же материалом, из которого сшит жакет. Очень элегантное решение, имхо)

источник

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что пуговка, которую Вы машинально застегиваете по утрам, может принести Вам счастье, благосостояние, гармонию и спокойствие?

Если знаете об основном законе гармонии: «Что вверху, то и внизу», то давно уже убедились – Ваш настрой определяет то, что с Вами происходит. Так, если настроиться на то, что одежда – это не просто способ прикрыть свое тело (или открыть, для кого как), а способ гармонизировать свою энергию и психологический настрой, то пуговичка Вам в помощь!

Историческая справка

Пуговицы с циркулярным орнаментом. Калужская обл.

Пуговицы половинчатые, украшенные циркулярным орнаментом. XII в. (?). Калужская обл.

Пуговицы, украшенные когда-то эмалью

Символика пуговицы

Символика, смысл пуговицы хорошо понимается при изучении сонника.

Приснится Вам ценная, красивая пуговица – в любом соннике Вы узнаете, что это означает повышение на службе и карьерный рост. Дешевые, некрасивые, мелкие пуговицы – к разочарованию, неудачам, или предупреждение о слабом здоровье спящего.

Также можно заметить многоликость пуговицы – мы все знаем ее как работягу, которая удерживает нашу одежду, как опознавательный знак – вспомним клубные и военные пуговицы. Пуговица сама по себе может стать украшением – но полезнее всего пуговица как талисман.

Пуговицы – магия славян

Само название «пуговица» от слова «пугать». Кого же они пугали? А кого подбадривали?

Славянские рубахи не имели отложных воротничков, разрез делался косой (слева или справа) или прямой. Ворот, покрытый обережной вышивкой, также, как и манжеты, застегивались на пуговицу, которая являлась символическим «запором». Считалось, что особым образом нужно оберегать шею и запястья – и сейчас многие, кто работает с биоэнергетикой, знают, что именно там находятся важные энергетические центры, ответственные за гармонию человека с этим миром, за физическое и психологическое равновесие.

Так что отпугивали пуговицы всех двенадцать дочек Морены, Богини Смерти — Гнетуху, Лихорадку, Лихоманку, Трясуху, Кумоху, Китюху, Желтуху, Бледнуху, Ломовую, Маяльницу, Трепуху и Знобуху. Представляете, как без них хорошо живется!

Пуговичная магия в действии

Конечно, трудно рассматривать современную пуговку как славянский оберег или амулет – исторически пуговички имели другую форму и, без нанесенных обережных знаков, пуговица может работать только как талисман.
Но талисман красивый, функциональный, и настроенный на конкретный результат!

В помощь – особая символика пришивания пуговиц, пришедшая из северных традиций.
Посмотрим на пуговицы из благородной кости кашалота и мамонта, сделанные в артели «Северная Сказки».

Эти пуговицы включают в себя набор из семи штук (у славян всегда число «семь» было самым любимым), и позволяют своему владельцу насладиться энергетикой символов, которые можно реализовать, пришивая пуговичку в два отверстия, в четыре.

Благодаря продуманному дизайну и тщательному подходу к деталям, можно даже усилить воздействие за счет повтора этого энергетического символа, использовав шесть отверстий на самой большой пуговице!

Пуговицы из кости

В археологических находках преобладают медные и бронзовые пуговицы, и, с 10 века – костяные. Исследователи полагают, что костяные пуговицы и деревянные просто хуже сохраняются в земле, и что в давние времена такие пуговицы были в ходу даже больше, чем металлические.

Да и правда! Костяные пуговицы – гладкие, теплые, натуральные! Благородная кость кашалота и мамонта придает пуговкам фактурный рисунок, приятную, но не чрезмерную тяжесть, натуральный, естественный, благородный цвет.

Формы самые разные – каждый найдет для себя ту, которая больше нравится. Нет здесь только идеально ровных штамповок фабричного производства, Вы не сможете притвориться «серой мышкой» среди других таких же, не сможете замаскировать свою личность и индивидуальность.

Каждый набор уникален – каждая пуговица рождается в процессе творчества в золотых руках холмогорского мастера, согревается их теплом, и хранит эту рукотворную магию в ожидании своего настоящего Владельца. Останется только взять в свои руки иголку, ниточку, пришить эти чудесные пуговички на одежду – и добавить вечной магии гармонии и настроя в свою жизнь!

Пуговички можно пришить функционально, для застегивания. Но, конечно, можно и пришивать «между» другими функциональными пуговицами как украшение и талисманы – на планке, на воротнике, карманах и рукавах.

Талисманы обладают чудесным свойством – Вы начинаете замечать день за днем их мягкое влияние на свое самочувствие, уверенность, красоту и успех!

источник

Из чего только не делают пуговицы для брюк и пиджаков! В ход идут и натуральные, и синтетические материалы всевозможных цветов, рисунков и оттенков. Чтобы рассказать обо всех, нужно написать целую большую книгу, но я попробую объять необъятное и втиснуть основную информацию в рамки одной статьи.

На фотографии ниже показаны основные типы пуговиц, используемых для пиджаков (как костюмных, так и непарных), а также брюк. Самая левая пуговица — из пластика с гравировкой, далее слева направо в верхнем ряду располагаются перламутр, корозо (орех), яркий полированный рог с гравировкой, пластик, тусклый полированный рог без гравировки, яркий полированный рог без гравировки.

Вот эти же пуговицы, снятые в другом месте и под другим ракурсом: пластик, перламутр, яркий рог, тусклый рог, корозо («орех»), полированный рог с гравировкой, пластик и ещё раз полированный рог. Здесь не хватает разве что металлических пуговиц и пуговиц, обшитых тканью. С одной стороны, я прошу прощения за не самые лучшие фото, но с другой — это хорошая иллюстрация к утверждению о том, что рог, корозо и пластик часто сложно отличить друг от друга без ближайшего рассмотрения. Однако ниже ещё будут большие фотографии пуговиц по отдельности.

Согласно консервативному взгляду, пуговицы для классических костюмов и пиджаков должны быть изготовлены исключительно из натуральных материалов. Как пишет Майкл Антон, «пуговицы делают из рога, кости, корозо (твердого плода южноамериканской пальмы), но только не из пластмассы» (М.: Добрая книга, 2008, с. 82). Бернхард Ретцель говорит, по сути, то же самое: «пуговицы делаются из натуральных материалов, вроде рога буйвола или каменного ореха…. В одежде хорошего качества пуговицы пришиваются вручную» (М.: АСТ, 2009, с.129).

Раз уж зашла речь о ручном пришивании пуговиц, то необходимо добавить, что большие пуговицы на пиджаке (на которые он застёгиваются) должны быть пришиты на «ножке»: она позволяет пуговице легче и лучше застёгиваться (в частности, без образования морщинок), а также дольше и надёжнее держаться. Впрочем, благодаря современным машинам «ножку» из ниток у пуговиц можно встретить даже на пиджаках H&M.

Итак, пластик — самый дешевый материал для пуговиц. Соответственно, большая часть пиджаков в мире оснащена именно пластиковыми пуговицами. Самый простой вариант пластиковых пуговиц — полиэстеровые, однотипная штамповка, часто с матовой белой обратной стороной. Такие пуговицы могут быть «подделаны» под рог, но подделка очевидна: все пуговицы на пиджаке имеют абсолютно одинаковый рисунок и при ближайшем рассмотрении выглядят явно ненатурально. На фотографии — типичный пример: пластиковая пуговица на пиджаке H&M.

Один из самых надежных — поджечь пуговицу. Рог горит весьма активно и ярко, при горении распространяет запах, который некоторые люди называют «животным». Пластик плавится, а при горении-плавлении излучает специфический запах горелой пластмассы. По понятным причинам этот способ подходит только для определения материала пуговиц (запасных!) уже купленного пиджака. Стоит, однако, добавить, что пластик тоже может активно гореть и пахнуть слабо. Встречаются разные его виды.

Ещё один способ — поглядеть на цену изделия. Если регулярная (нераспродажная) цена пиджака/костюма — 15 тысяч рублей или менее, то в лучшем случае пуговицы сделаны из корозо, о роге же говорить не приходится.

Другой вариант — посмотреть на ребро пуговицы. У роговых пуговиц в большинстве случаев на этом ребре есть специфический рисунок, показанный на фотографии ниже. У пластика ребра всегда гладкие.

Если рисунок на пуговицах разный (это можно заметить при внимательном рассмотрении), то пуговицы либо сделаны из хорошей пластмассы, либо из рога или корозо. Абсолютно идентичный рисунок — явный признак недорогого пластика.

Однотонная белая «пластинка» на обратной стороне пуговицы — тоже явный признак пластика.

Это плод (орех, как иногда говорят) пальмы, которая растёт в Южной Америке. По цене корозо дороже пластика, но дешевле рога. Характерная черта пуговиц из корозо — специфический рисунок, который я сравниваю с «кругами» на срезе древесины, а некоторые эксперты — с отпечатком пальца. Корозо может быть очень тёмным — см. фото ниже – и тогда этот рисунок заметен только на свету.

Пуговицы из корозо можно встретить на костюмах Truvor Luxor российского производства — вероятно, это один из самых бюджетных вариантов (костюмы этой линии стоят от 14 тысяч рублей). Кроме того, пуговицы из корозо встречаются на костюмах и пиджаках Brooks Brothers, J.Crew, Polo Ralph Lauren, Flannel Bay, Sartoria Partenopea, Lardini… И, конечно, их вам предложат в любом более или менее нормальном ателье по пошиву мужской одежды.

Харди Эмис замечает, что «роговые пуговицы годятся только для делового костюма, они должны подходить по цвету к основному цвету костюма; они могут быть как гладкими, так и шероховатыми, при условии, что щербинки на пуговицах не портят рисунка костюмной ткани» (М.: Слово, 2012, с. 107). Однако же я рискну сказать, что и на многих непарных пиджаках роговые пуговицы выглядят очень даже уместно.

Как и корозо, рог очень разнообразен. Обрабатывают его тоже по-разному. Полировка может быть матовой (и пуговицы получаются тусклыми и скромными на вид), а может быть зеркальной, глянцевой (и пуговицы переливаются на свету).

Считается, что роговые пуговицы красивее и долговечнее пластиковых, но кое-какой современный пластик превосходит заурядный рог по эстетическим свойствам.

Роговые пуговицы могут встретиться вам на пиджаках и костюмах Brooks Brothers, Canali, Gents’ Stuff by Harridge, Richard James, Tombolini, Isaia, Ralph Lauren, Corneliani, Caruso, Orazio Luciano La Vera Sartoria Napoletana, Sartoria Partenopea, Lardini, Incotex, Luciano Barbera… Регулярные цены на пиджаки с роговыми пуговицами начинаются от 19 тысяч рублей, но чаще составляют от 40 тысяч.

Читайте также:  Утолщается ли кость с возрастом

Иногда производители экономят и ставят роговые пуговицы только снаружи, а внутри брюк или пиджака вшивают более дешевые экземпляры. Добросовестные фирмы — например, Incotex или Caruso — в такие игры не играют. Ниже — фотография роговой пуговицы на внутренней части брюк Incotex.

Рог поддаётся гравировке, однако чаще производители используют роговые пуговицы без гравировки. Но вот пример роговой пуговицы с гравировкой:

Просматривая темы о роговых пуговицах на форуме Ask Andy about clothes, я встретил комментарий о том, что хотя рог можно окрасить, результаты редко оказываются хорошими, и что обычно лучше всего рог окрашивается в красные тона. У меня, однако, есть пример рога (точнее, кости), окрашенного (й) в тёмно-синий цвет. Это чиносы Caruso, по-видимому, Garment-Dyed (подробнее об этом читайте в отдельной статье). Окунули эти брюки в чан с тёмно-синей краской уже после того, как были пришиты пуговицы. И получилось достаточно своеобразное нечто. Не могу назвать это изящным, но выглядит необычно.

Перламутровые пуговицы на пиджаках и тем более брюках встречаются редко. Их иногда используют Pal Zileri, Belvest, Caruso, Corneliani и некоторые другие итальянские марки. Такие пуговицы вырезаются из крупных и толстых устричных раковин (тех самых, в которых находят жемчужины), и стоят они дорого. Встречаются, кроме того, тонкие и тёмные (окрашенные или ‘smoked’) перламутровые пуговицы. Впрочем, они тоже весьма дороги.

Классический блейзер всегда оснащён металлическими пуговицами. Но из какого металла? Харди Эмис писал, что «современный блейзер требует меди, однако, если вы любите рушить устои, вам помогут декоративные пуговицы — например, оловянные с гравировкой на неформальном пиджаке из джерси» (М.: Слово, 2012, с. 107). В наши дни популярны латунные и даже позолоченные пуговицы, причём обычно с гербом фирмы-производителя. На аукционах или в специальным магазинах можно приобрести (за очень большие деньги) пуговицы со старыми фамильными гербами.

На твидовых пиджаках изредка встречаются кожаные пуговицы, имеющие характерный вид (см. фото ниже). Иногда производители жульничают и оснащают пиджаки (или, например, кардиганы) пуговицами с аналогичным внешним видом, но сделанными из пластика. Пиджаки с кожаными пуговицами иногда встречаются, например, у Richard James и Ralph Lauren, но вообще сейчас они стали редкостью.

Такие пуговицы встречаются на смокингах, даже на недорогих моделях. Как правило, ткань чёрного цвета; в идеале — это шёлк хорошего качества, но в дешевых вариантах — синтетика.

А как же кожаные пуговицы твидовых пиджаков?(

Вот у меня промелькнула перед составлением обзора такая мысль и исчезла. Добавил кожаные пуговицы, спасибо!

добрый день.
обойдены вниманием редкие, но имеющие место быть деревянные пуговицы)

Честно признаться, первый раз слышу именно о деревянных пуговицах на пиджаках 🙂 Кто такие пиджаки предлагает?
Вообще, корозо иногда очень напоминает дерево. Вот прям очень-очень, когда довольно светлое и с выраженной текстурой.

эххх. фирму не скажу, так как дело было лет 17-20 назад,но был у меня классный твидовый пиджак серо-голубого цвета. ноский, теплый, кайфовый. пуговицы у него были с ушками. деревянные. только на рукавах размером меньше.

Дмитрий, спасибо за статью и за сайт вообще! 🙂

Наверняка среди пластиковых пуговиц также существует ранжирование от совсем дешёвых к дорогим. Было бы интересно узнать каким брендам стоит доверять среди пласт. пуговиц.

Альберт, да, дешевые пластиковые пуговицы обычно визуально отличаются от дорогих, но… тут уж смотрите сами, устраивают ли лично Вас те или иные пуговицы или нет. Даже примитивные на вид пластиковые пуговицы вполне прочны. У меня не было ни одного случая «поломки» или выхода из строя пластиковой пуговицы даже на дешевых вещах. Повредить утюгом или иным чрезмерным нагревом можно любую пластиковую пуговицу. Иными словами, все здесь сводится к эстетике.

Уважаемый Дмитрий. Подскажите пожалуйста.
У меня есть несколько чёрных пиджаков Mexx из чистой шерсти в тонкую полоску. Они немного надоели уже, скучные. Но сидят хорошо. Там чёрные пластиковые пуговицы с гравировкой. Можно ли купить перламутровые пуговицы, и заменить на таком пиджаке? Это не будет выглядеть «колхозом»?
Лучше подойдёт «чёрный» перламутр? (Чёрный перламутр подкрашеный?) Или можно пришить перламутровые пуговицы естественного цвета?
Думаю, это бы могло здорово освежить такой пиджак?

Кстати, самая моя любимая вещь — тёмно-синий клубный пиджак (блейзер) Gant с объёмными «золотыми» пуговицами с гербами. Смотрится великолепно, именно благодаря пуговицам.

Купить перламутровые пуговицы и заменить их можно. Однако не в каждом ателье найдутся подходящие. Можно рассмотреть и пуговицы из черного / очень тёмного рога или корозо. Перламутровые пуговицы естественного цвета на черный пиджак я бы пришивать не стал. Они будут смотреться странно. Можно попробовать найти очень тёмный перламутр. Освежит это пиджак или нет, трудно сказать. Пуговицы на нём станут выглядеть благороднее, но я бы не надеялся на то, что пиджак кардинально преобразится.

Из металлических еще бывают полированная сталь подешевле и подороже латунь покрыта палладием, например у Hermes. Ну это конечно наверное редкость..

источник

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что пуговка, которую Вы машинально застегиваете по утрам, может принести Вам счастье, благосостояние, гармонию и спокойствие? Что она прекрасный амулет от порчи и сглаза ? Если знаете об основном законе гармонии: «Что вверху, то и внизу», то давно уже убедились – Ваш настрой определяет то, что с Вами происходит. Так, если настроиться на то, что одежда – это не просто способ прикрыть свое тело (или открыть, для кого как), а способ гармонизировать свою энергию и психологический настрой, то пуговичка Вам в помощь!

Пуговицы бочонкообразной формы, гладкие. (прибл. IX-XIв)Калужская обл

Пуговицы с циркулярным орнаментом. Калужская обл.

Пуговицы половинчатые, украшенные циркулярным орнаментом. XII в. (?). Калужская обл.

Пуговицы, украшенные когда эмалью

Символика, смысл пуговицы хорошо понимается при изучении сонника.

Приснится Вам ценная, красивая пуговица – в любом соннике Вы узнаете, что это означает повышение на службе и карьерный рост. Дешевые, некрасивые, мелкие пуговицы – к разочарованию, неудачам, или предупреждение о слабом здоровье спящего. Также можно заметить многоликость пуговицы – мы все знаем ее как работягу, которая удерживает нашу одежду, как опознавательный знак – вспомним клубные и военные пуговицы. Пуговица сама по себе может стать украшением – но полезнее всего! пуговица как амулет от порчи и сглаза!

Само название «пуговица» от слова «пугать». Кого же они пугали? А кого подбадривали?

Славянские рубахи не имели отложных воротничков, разрез делался косой (слева или справа) или прямой. Ворот, покрытый обережной вышивкой, также, как и манжеты, застегивались на пуговицу, которая являлась символическим «запором». Считалось, что особым образом нужно оберегать шею и запястья – и сейчас многие, кто работает с биоэнергетикой, знают, что именно там находятся важные энергетические центры, ответственные за гармонию человека с этим миром, за физическое и психологическое равновесие.

Так что отпугивали пуговицы всех двенадцать дочек Морены, Богини Смерти — Гнетуху, Л ихорадку, Лихоманку, Трясуху, Кумоху, Китюху, Желтуху, Бледнуху, Ломовую, Маяльницу, Трепуху и Знобуху. Представляете, как без них хорошо живется! А также амулеты от порчи и сглаза , конечно же, отводили дурной сглаз.

Конечно, трудно рассматривать современную пуговку как славянский оберег или амулет – исторически пуговички имели другую форму и, без нанесенных обережных знаков, пуговица может работать только как талисман.

Но талисман красивый, функциональный, и настроенный на конкретный результат!

В помощь – особая символика пришивания пуговиц, пришедшая из северных традиций.

Посмотрим на пуговицы из благородной кости кашалота и мамонта, сделанные в артели «Северная Сказки».

Эти пуговицы включают в себя набор из семи штук (у славян всегда число «семь» было самым любимым), и позволяют своему владельцу насладиться энергетикой символов, которые можно реализовать, пришивая пуговичку в два отверстия, в четыре. Благодаря продуманному дизайну и тщательному подходу к деталям, можно даже усилить воздействие за счет повтора этого энергетического символа, использовав шесть отверстий на самой большой пуговице!

В археологических находках преобладают медные и бронзовые пуговицы, и, с 10 века – костяные. Исследователи полагают, что костяные пуговицы и деревянные просто хуже сохраняются в земле, и что в давние времена такие пуговицы были в ходу даже больше, чем металлические.

Да и правда! Костяные пуговицы – гладкие, теплые, натуральные! Благородная кость кашалота и мамонта придает пуговкам фактурный рисунок, приятную, но не чрезмерную тяжесть, натуральный, естественный, благородный цвет.

Формы самые разные – каждый найдет для себя ту, которая больше нравится. Нет здесь только идеально ровных штамповок фабричного производства, Вы не сможете притвориться «серой мышкой» среди других таких же, не сможете замаскировать свою личность и индивидуальность.

источник

Сообщение N*X*S » 23.01.11, 13:34

Справочник Кустаря, Москва 2001г.
Печать по книге «Производственная техно-химическая рецептура», Москва 1931г.

I. Беление кости.
1. Беление кости. Чтобы сообщить пожелтевшей слоновой кости первоначальную белезину, практикуют один из следующих способов: а) Слоновая кость слегка покрывается тонким слоем скипидара и выставляется дня на 3 или 4 на солнце, б) Взбалтыванием перекиси водорода с эфиром или бензином приготовляют эфирный раствор перекиси водорода. Отделяют через делительную воронку и обрабатывают этим раствором перекиси водорода, содержащим приблизит. 50 (по объему) кислорода, кость или рог. Этим способом одновременно растворяется жир и подвергается белению кость. Однако этот способ очень дорогой, в) Сначала кости обезжиривают обработкой эфиром или бензином и затем кладут в водный раствор фтористой кислоты, содержащей 1 % безводной кислоты, г) Обработанные предварительно бензином или эфиром кости кладутся в теплое место; когда последние следы жирорастворителя исчезли, кладут кости в смесь равных объемов перекиси водорода и воды и держат в ней до тех пор, пока они не выбелятся. Затем их моют в чистой воде и сушат, д) Слоновую кость погружают на некоторое время в перекись водорода, после чего ее насухо вытирают. Чтобы ускорить процесс беления кости подвергают ее действию лучей синей кварцевой электрической лампочки (что употребляется для лечебных целей).
2. Отбелка пожелтевших клавишей музыкальных инструментов. а) Клавиши обмывают раствором соды и затем покрывают растертой с водой в кашицеобразную массу хлорной (белильной) известью, которая должна оставаться на клавишах в течение 8- 12 час. Затем клавиши вытирают мягкой тряпкой. Необходимо тщательно избегать соприкосновения с металлическими частями.
б) Клавиши непрерывно смачиваются водой, помещают под стеклянный колпак и подвергают в течение
нескольких дней действию солнечных лучей.
в) Клавиши кладут в смесь из 1 скипидара и 3 спирта и подвергают действию солнечных лучей.
Все эти способы отбелки применимы вообще для пожелтевших изделий из слоновой кости.
II. Протравы для кости.
Анилиновые протравы для кости. Травление кости анилиновыми красками проще, чем другими способами, так как оно ведется в холодной ванне, чем устраняется возможность растрескивания предметов. Травление производится следующим образом: предметы кладут в таз и наливают столько воды, чтобы они были совершенно покрыты ею. Затем к жидкости прибавляют 2 чайные ложки уксуса и около 1 г краски, причем все равно -растворима ли последняя в спирту или в воде. Для нужных оттенков выбирают подходящие анилиновые краски или составляют их из нескольких. Костяные предметы оставляют в жидкости на 4 — 8 час. и вынимают тотчас же по достижении желаемой густоты тона. Затем их обмывают водой, высушивают и полируют венской известью с мылом. Спиртовые лаки и политуры здесь нельзя употреблять, так как они могут растворить краску на поверхности кости.
Если нужно окрасить бильярдный шар из слоновой кости в два цвета, параллельными полосами, то его уже отшлифованным зажимают между тремя тонкими палочками, вставленными вертикально в небольшую дощечку, покрывают среднюю полосу масляным лаком и окрашивают сперва один сегмент, погружая им шар вместе с дощечкой в соответствующую анилиновую протраву. Окончив окраску, дают ей просохнуть, а лак счищают скипидаром и окрашивают эту часть в требуемый цвет, предварительно закрыв масляным лаком уже готовую часть шара. Подобным же образом поступают, если шар надо окрасить с трех или четырех сторон.
III. Окрашивание кости.
1. Окрашивание кости. Обезжиренные кости (см. выше) кладут сначала в смесь 1 соляной кислоты с 100 воды, по истечении 2 мин. вынимают и кладут в красильную ванну, составленную из анилиновых красок.
Желтый цвет. Желтое окрашивание производится раствором 8 нафтоловой желтой, 5 эхтгельба или метанилыельба в 2 000 воды и 300 уксуса.
Красный цвет. Для окрашивания в красный цвет, растворяют 1 фуксина, эозина, эритрозина или рубина в 300 воды и 10 уксуса.
Синий цвет. Синее окрашивание производится раствором 2 метиловой синей в 1 000 воды.
Фиолетовый цвет. Фиолетовое окрашивание сообщается раствором 5 метильвиолета в 1 000 воды и 3 виннокаменной кислоты.
Зеленый цвет. Зеленое окрашивание достигается раствором 3 брильянтгрюна в 2000 воды и 100 винного уксуса. Черный цвет. Черное окрашивание производится раствором 30 растворимого в воде нигрозина в 2 000 воды, к которой прилито 300 уксуса. Раствор краски нагревают до кипения и, положив в него окрашиваемый предмет из кости, держат до полного охлаждения краски.
2. Окрашивание бильярдных шаров. Чтобы окрасить бильярдные шары в красный цвет, их следует погрузить в
уксус, в котором предварительно размачивают кошениль, и прокипятить в этом уксусе в течение нескольких минут;
затем для придания цвету более густого оттенка, шары переносятся на 10- 15 сек. в очень слабый раствор поташа.
Продержав бильярдные шары 6 — 8 час. в уксусе или растворе квасцов, их легко окрасить в отличный желтый цвет,
для чего достаточно опустить на некоторое время в квасцовый отвар шафрана. Окрашивание в зеленый цвет
достигается погружением шаров в уксус, в котором растворена 1 нашатыря на 3 яри-медянки. Если затем перенести
эти шары в горячий щелок из поташа, то они окрасятся в голубой цвет. Наконец, чтобы окрасить бильярдные шары в
черный цвет, их следует продержать несколько минут в горячем отваре кампешевого дерева (синего сандала), а
потом перенести в раствор уксуснокислой соли. Вышеупомянутые красящие вещества можно заменить
соответствующими анилиновыми красками.
3. Серебряная окраска слоновой кости, а) Изделия из слоновой кости погружаются в слабый раствор
азотнокислого серебра (ляписа) и, как только оно окрасится в темно-желтый цвет, его тотчас же погружают в
чистую воду и выставляют на солнце. Через каких-нибудь три часа кость совершенно чернеет; тогда ее тщательно
натирают сыромятной кожей, после чего кость приобретает красивую, блестящую серебряную полировку.
б) Украшения на слоновой кости делают посредством гравирования, причем выгравированные линии наполняют черным лаком. Еще лучше покрыть слоновую кость грунтом, гравировать и протравить рисунок следующей жидкостью: растворяют в 30 см2 азотной кислоты 6 г азотнокислого серебра (ляписа) и разжижают в 125 г дистиллированной воды. Потом жидкость оставляют на 1/2 часа, по прошествии которого сушат пропускной бумагой и протравленную поверхность подвергают солнечным лучам.
Для других цветов в раствор кладут вместо азотнокислого серебра хлорное золото и хлорную платину.
IV. Прессование кости.
а) Разрубленные кости вываривают несколько часов в воде, а затем на несколько дней кладут в холодную воду, к
которой постепенно прибавляют азотной кислоты, пока жидкость не будет содержать на 2 воды 1 азотной кислоты.
После этого кости промывают в холодной воде, затем их кладут в 5% водный раствор соды и, наконец, еще раз
промывают холодной водой. Благодаря этой обработке, кости приобретают свойство прессоваться в формах, как рог.
б) Если кость положить на несколько дней в разбавленную соляную кислоту (1 дымящийся кислоты на 8-10
воды), то в конце концов кислота растворит всю минеральную часть кости, и останется мягкая, гибкая масса,
состоящая преимущественно из хряща. Эту массу можно дубить, как кожу. Для этого ее кладут на долгое время в
крепкий отвар дубовой коры, в который прибавляют еще несколько таннина, а оставляют в нем до тех пор, пока она
снова не сделается твердой.
Дубленая кость тверда, эластична, несколько прозрачна и имеет окраску желтую или красновато-коричневую. Подобно рогу и черепахе, она размягчается от нагревания и в этом состоянии может быть спрессована в любую форму. При сильном давлении отдельные куски дубленой кости могут соединяться в одну цельную сплошную массу, так что этим способом пользуются для утилизации мелких отбросов слоновой кости; их дубят описанным способом, нагревают под сильным давлением и прессуют. Из полученной массы изготовляют пуговицы и другие небольшие изделия. Лучше всего дубятся тонкие пластинки кости, но только по окончании дубления их нужно очень осторожно высушивать, так как они легко могут покоробиться. Лучше всего производить высушивание между двумя дощечками.
V. Имитация кости.
1. Имитация слоновой кости по Гиатту. Сперва приготовляют раствор из 8 беленого чисто-белого шеллака и
32 аммиака (0,995 уд. веса), для чего обе составные части встряхивают беспрестанно в течение 5 час. во
вращающемся цилиндре; температуру по возможности следует держать на 37,5°. По истечении этого времени
получается полное растворение, и раствор имеет консистенцию жидкого сиропа. В этот раствор прибавляют 40
окиси цинка хорошего качества и промешивается рукой возможно лучше. Смесь помещают в краскотерку и
промалывают. Аммиачную воду, которая уже выполнила свое назначение, лучше всего выпарить нагреванием.
Смесь сушится на стеклянных досках на воздухе.
После улетучивания аммиака остаются только окись цинка и шеллака, из которых и приготовляются изделия. Они совершенно высушиваются, еще раз промалываются в совершенно сухой мельнице подходящей конструкции, и полученной мелкой мукой наполняются формы.
В формах давление может доходить до 160 кг на 1 см2, а температура до 125-137,5 °Ц. Если предмет хотят окрасить, то можно красящее вещество прибавить либо перед первым промалыванием к раствору, либо перед вторым промалыванием к сухой массе.
2. Имитация слоновой кости по Геферу. Связывающим веществом для этой массы служит аммиачный раствор
казеина, который приготовляется из 20 казеина и 5 аммиака.
К раствору прибавляется: 42 едкой извести, 15 уксуснокислого глинозема, 5 квасцов, 120 гипса и 10 масла растительного.
Масло примешивается последним. Если из массы хотят изготовить темно окрашенные предметы, то вместо уксуснокислого глинозема берут 75-100 таннина. Когда смесь хорошо вымешена и образует однородное тесто, ее пропускают сквозь вальцы, чтобы образовать пластины любой величины и толщины. Пластины высушивают и втискивают в предварительно нагретые формы или их превращают в очень мелкий порошок, которым заполняют нагретые формы, и подвергают сильному давлению. Вынутые из форм предметы помещают в следующую ванну: 100 воды, 1 светлого столярного клея и 10 фосфорной кислоты.
Обработанные таким образом предметы высушивают, полируют и покрывают раствором белого шеллака.
3. Имитация слоновой кости по Гаррасу. Масса под слоновую ость состоит из столярного клея, целлулозы и
алебастра. При отливке лучше всего употреблять металлические формы, так как они дают более резкие оттиски, чем
формы из клея или каучука. Из этой массы изготовляются всякого рода украшения, инкрустации для мебели,
крышки для альбомов и тому подобные мелкие предметы.
Клеевой раствор приготовляется из 100 г светлого клея в 1 кг воды и фильтруется через полотно. Целлулозную жижу приготовляют, обливая 50 г хорошо выбеленной целлулозы, 3,5 кг воды и хорошенько растирая, пока не образуется равномерно густая жижа. Затем отдельно растворяют 50 г квасцов в 1 кг горячей воды и дают остыть до умеренной теплоты; если раствору дать сильно охладиться, то квасцы кристаллизируются.
Металлическая форма сперва тщательно смазывается хорошим светлым маслом или смесью из равных частей гусиного и свиного жира. Затем в большом глиняном сосуде смешивают 75 клеевого раствора и 200 целлулозной жижи, прибавляют 200 воды и 250 мелко толченого алебастра, предварительно просеянного через волосяное сито. Все это растирается до тех пор, пока алебастр совершенно не растворится и не образуется однородная смесь. После этого приливают еще 200 квасцевого раствора и хорошенько размешивают. Полученную массу вливают ложкой в металлические формы. Для того, чтобы жидкая масса не выливалась, формы снабжаются железными или деревянными рамами, заключающими рисунок или украшение. Когда масса влита, форму некоторое время потряхивают, чтобы масса равномерно распределилась и не было воздушных пузырьков; затем форму оставляют в покое до тех пор, пока масса не начнет сгущаться. В этот момент форму накладывают влажным куском полотна, кладут на него входящую в рамку деревянную или железную доску, которая должна быть вдвое выше, чем сама рамка, и ставят под пресс и очень осторожно прессуют, причем выделяющаяся под давлением вода выливается. Примешанные квасцы вызывают быстрое затвердевание массы и не дают выделиться клею, так что при медленном равномерном прессовании стекает только чистая вода. Когда масса достаточно спрессована, дают форме постоять еще с четверть часа, а потом выбивают отлитую вещь помощью деревянного молотка. Вынутую из формы вещь немедленно помещают в чистую горячую водяную ванну, чтобы очистить ее от всяких жировых частиц. Затем вещь сушится в сушильной печи, после чего ее кладут в кипящую ванну из равных частей воска и стеарина, чтобы она вся пропиталась. В этом состоянии вещи дают совершенно остыть и протирают ее мягкой щетиной щеткой и посыпанным белым тальком, пока не появится блеск слоновой кости.
4. Масса для бильярдных шаров. Дают разбухнуть 90 столярного клея в 110 воды, нагревают в водяной бане и прибавляют 5 кг тяжелого шпата, 4 кг мела и 1 кг вареного льняного масла. В эту массу погружают маленькие, сделанные из той же массы палочки, дают прилипшей массе подсохнуть, снова погружают и так продолжают до тех пор, пока не образуется грубой формы шар. Когда шары через 3 — 4 мес. совершенно высохнут, их соответствующим образом обтачивают на токарном станке, погружают на 1 час в ванну из уксуснокислого глинозема, снова сушат и полируют.
5. Кровяно-костная масса по Пальмеру. Пальмер употребляет связывающим средством для своей массы не чистую бычачью кровь, а ту ее составную часть, которая остается, когда крови дают отстояться несколько часов, а затем сливают оставшуюся жидкой часть. Кровяной сгусток, полученный таким образом, состоит из свернувшегося фибрина, который от присутствия кровяных шариков кажется окрашенным в темно-коричневый цвет.
Чтобы из этой субстанции изготовить поддающуюся формованию массу, нужно ее высушить при комнатной температуре до такой степени, что ее можно превратить в порошок. Порошок затем просеивается сквозь тонкое сито и сильно прессуется в нагретых формах. Изготовленные таким образом предметы получаются темно-коричневого цвета; их можно полировать, как каучук.
Давление, которому подвергают массу, зависит от назначения прессуемого предмета. В некоторых случаях, когда дело идет об изготовлении очень устойчивых и прочных предметов, как, например, ролики для мебели, рукоятки ножей, ручки для инструментов, во время прессования, имеющего место при температуре от 95 до 150°Ц, применяется давление в 40 тонн. Такое сильное давление может быть произведено только путем применения гидравлического пресса.
Несмотря на применение сильного давления, состоящая только из одной крови масса очень ломка. Чтобы избежать этого недостатка, к крови примешивают костяную муку и клеевой раствор, служащий связывающим средством для крови. Отношение пропорции между кровяным порошком и костяной мукой приблизительно 5:1, а клея, который должен иметь консистенцию молока, берут десятую часть объема крови.
Прибавлением различных красящих веществ можно массу окрасить различным образом. Кровяно-костяная масса очень пригодна для изготовления набалдашников для тростей, дверных ручек, рукояток ножей, а также для фабрикации маленьких предметов — зажигалок и т. д. Если изготовленному из такой массы предмету пришлось бы долго лежать в сырости, то он, возможно, начал бы плесневеть; но можно легко этого избегнуть, если к массе прибавить 0,005 ее веса жженных квасцов и только после этого прессовать ее в формах.
Квасцы энергично противодействуют развитию микроорганизмов плесени и гниения.
VI. Протравы для рога.
1. Белая протрава для рога. Предмет кладут в раствор свинцовой соли, оставляют его в нем, пока совершенно не пропитается, затем подвергают действию соляной кислоты, от чего образуется белый хлористый свинец, который осаждается на порах рога и окрашивает рог в белый цвет.
2. Серая протрава для рога. Берш рекомендует для окраски рога в серый цвет прорвать его сначала 1/4 -1/2 часа в насыщенном растворе свинцового сахара, затем промыть его в чистой воде и положить на 20-25 мин. в нагретый до 60 °Ц раствор азотнокислой закиси ртути. Этот способ не пригоден для гребней, так как зубья страдают от варки.
3. Черные протравы для рога. Как известно, роговые изделия,. как-то: гребни, пуговицы, запонки и т. п., часто окрашиваются в черный цвет для подделки их под более дорогие сорта. Для этого существует несколько способов.
а) По Вагнеру изделия из рога вымачиваются в следующем растворе, который готовится на холоду: 8 ртути
растворяются в 8 концентрированной азотной кислоты и 32 мягкой воды дождевой или дистиллированной.
В этой протраве изделия оставляют на всю ночь, после чего их вынимают и промывают водою до тех пор, пока промывная вода не будет более обладать кислой реакцией.
От такой обработки гребни окрашиваются в красный цвет, а в случае употребления более концентрированного раствора ртути- в коричневый. После этого гребни переносятся в слабый раствор серной печени (1 на 1000 воды) на 1-2 часа. Окрасившиеся теперь в черный цвет гребни промываются сначала чистой водой, затем подкисленной уксусом и, наконец, снова чистой водой. После того их высушивают и полируют. С помощью такой обработки получаются роговые изделия, не уступающие, по мнению знатоков, изделиям из рога буйвола. Полировка окрашенных предметов должна производиться осторожно, так как протрава не проникает в рог достаточно глубоко.
б) По Пфуглеру роговые изделия кладут на ночь в холодный водный раствор азотнокислого свинца (в отношении
1:4), после чего их помещают на полчаса в 3% раствор соляной кислоты и, наконец, промывают водой. Если окраска
получится не равномерной, то операцию повторяют еще раз. Эта прекрасная протрава значительно поднимает
ценность роговых изделий.
в) 2 1/2 кампешевого дерева разваривают в 10 л воды, отвар процеживают и в прозрачном отваре растворяют 485
г твердого кампешевого экстрата и столько же катеху; в полученной таким образом жидкости кипятят пуговицы 5
мин., дают стечь, оставляют в кипящей крепкой хромовой ванне и высушивают. Старая кампешевая ванна
постоянно утилизируется снова, хромовую ванну можно также употреблять несколько раз. При употреблении более
слабой хромовой ванны получается сине-черное окрашивание.
4. Коричневая протрава для рога. Роговые изделия кладут сначала в раствор 1 двухромовокислого калия в 10 воды, дают хорошо обсохнуть, а затем — в отвар 2 красного дерева и 1/4 квасцов в 15 воды. Температура этой протравы не должна превышать 34 -40°.
5. Красная протрава для рога. Для окраски рога в красный цвет рекомендуется следующий способ. Светлый рог варят 1/2 часа в растворе 20 г сафлора и 10 г соды в 1/2 л воды и после этого кладут на 1/2 часа в слабый раствор виннокаменной кислоты. Затем вынимают и, обмыв, опять кладут в сафлоровый раствор и потом опять в раствор виннокаменной кислоты и так продолжают до образования желаемого цвета. Таким образом легко получить все оттенки от самого светлого до самого темно-красного цвета. Необходимо только помнить, что виннокаменная ванн должна быть всегда последней.
6. Черепаховые протравы для рога по Линднеру. а) Если же лают роговым изделиям сообщить окраску черепахи, то применяют следующие способы. Роговые изделия обрабатываются сначала разбавленной азотной кислотой (1 на 3 воды) при темпера туре 30-35 °Ц и затем протравляют смесью из 2 соды, 1 свежеобожженной извести и 1 свинцового глета. Действие протравы должно продолжаться не более 10-15 мин., чтобы пятна на роге получились желто-коричневыми. После этого, смыв с рога про траву, вытирают его тряпочкой и кладут в холодную красильную ванну, состоящую из 4 отвара красного дерева (в 10° по Б.) и раствора едкого натра (в 20° по Б.). Затем рог вынимают из ванны, тщательно промывают водой и полируют по прошествии 12-16 часов. Красильный отвар готовится вывариванием 1/2 кг фернамбукового дерева в 4 — 6л воды. Если прибавить к протраве оловянной соли, то получится ярко-красный оттенок.
VII. Окрашивание пуговиц.
Пуговицы предварительно кипятятся в воде 1-2 часа, а за тем приступают к окрашиванию. Красят основными красящими веществами, кипятят 1/2 часа с прибавлением немного уксусной кислоты. Если дело идет об очень темных тонах, то пуговицы из ореховой скорлупы сперва протравливают, оставив их на несколько часов в горячем 5% растворе танина.
Окраска субствантивными и кислыми красящими веществами производится в горячей ванне, с добавлением глауберовой соли и соды или уксусной кислоты.
Серные красящие вещества тоже употребляются из-за их прочности для окрашивания.
Пуговицы кладут сначала в воду на 12 час., а затем красят в кипящей ванне с серными красящими веществами, с добавлением сернистого натрия и соды.
Краску для окрашивания пуговиц рассчитывают обыкновенно на 6 л жидкости и употребляют столько, чтобы пуговицы могли удобно в ней лежать и перекладываться. Вынимание пуговиц из красильной ванны производится лучше всего посредством большой шумовки.
К жженой извести приливают столько воды, чтобы она распалась в порошок; затем прибавляют в 10% раствора свинцового сахара столько 5% раствора едкого кали, чтобы растворился образовавшийся вначале осадок. К полученному раствору окиси свинца прибавляют столько гашеной извести, чтобы образовалась полужидкая масса, которую наносят на роговые изделия, распределяя ее таким образом, чтобы получился рисунок темных пятен на черепахе.
Смешивают опермент (сернистый мышьяк) с известковой водой и наносят этот раствор на рог посредством кисточки. Если надобно, то окрашивание повторяют.
VIII. Имитация рога.
1. Искусственный рог по Геферу. Смешать, при постоянном помешиваний, кремнекислый натрий с водой и с небольшим количеством пшеничной муки до получения густой пасты. Прибавлением к этой пасте различных органических красящих веществ можно придать ей любой цвет настоящего рога. После растирания массу оставляют некоторое время в покое, причем происходят химические изменения, которые приводят к образованию рогообразной массы. Она делается такой твердой и крепкой, что поддается такой же обработке, как латунь. До того, как она затвердеет, можно ее также выложить в любые формы.
2. Искусственный рог по Шварцбергу. Высушенный на воздухе казеин растворяют в водном растворе буры и прибавляют этот раствор к распущенному в воде крахмалу, причем воды прибавляют лишь столько, чтобы образовалась густая кашица. Затем прибавляют растопленный парафин и желатин, смешанный с 1 % его веса глицерином и энергично и долго размешивают. К этой смеси прибавляют еще требуемое количество нафтолсульфоновой кислоты (А), после чего вся масса вальцуется в пластинки, для удаления большей части воды. Погружением этой массы в спирт можно совершенно удалить из нее воду. Обезвоженную массу обрабатывают уксусноалюминиевой солью. Для изготовления рогообразной массы требуется по 50 казеина и крахмала, 25 желатина, 0,25 глицерина, 7-10 парафина и 15-20% нафтолсульфоновой кислоты (А).
Если массу хотят выделать толстыми пластинками, то сперва вальцуют ее отдельными, возможно тонкими пластинками, кладут затем пластинки одну на другую в требуемом количестве и соединяют их под сильным прессом. Если взять при этом пластинки различной окраски, то получаются оригинальные наслоения и узоры.
3. Искусственный рог по Пюшнеру. Способ изготовления следующий: отбросы рогов, лошадиных и бычачьих копыт размельчаются, разлагаются концентрированной серной кислотой, вывариваются и очищаются от всяких нечистот. Затем прибавляется связывающее средство, лучше всего трагант или каучук, и кипячение продолжается до тех пор, пока масса не начнет густеть. Полученную кашицу выливают в слегка подогретые рамы и дают сохнуть 14 дней. Высохшие пласты помещают между гладкими и нагретыми стальными досками и подвергают их в больших прессах сильному давлению. Благодаря примененному не чересчур сильному жару, пласты делаются мягкими и эластичными, внутри твердыми, а на поверхности гладкими. В этом мягком состоянии легко выдавливаются различные предметы. Если же пласты затвердеют, то можно обработать их на токарном станке.
4. Искусственный рог по Патэ. Чтобы приготовить из роговых стружек плотную роговую массу, их кладут на 1 час в жидкость состоящую из насыщенного в холодной воде раствора борной кислоты и насыщенного раствора мышьяковистой кислоты в разбавленной соляной кислоте (61,0 уд. веса); при этом рекомендуется взять вдвое больше борной кислоты, чем мышьяковистой Сосуд, содержащий разбухшую после такой обработки роговую массу, помещают затем на один час в водяную ванну 60 °Ц, и наконец, роговая масса в закрытых железных формах, нагретых до 120 Ц, подвергается при помощи пресса сильному давлению пока не будет отжата вся жидкость. Спресованная таким образом масса образует после охлаждения твердые роговые пластинки, которые можно обрабатывать, как натуральный рог. Эта масса отличается эластичностью.
5. Искусственный рог по Макферсону. Обыкновенно для того, чтобы соединить отбросы рога, их подвергают действию влаги и высокой температуры, а затем сильному механическому давлению. Способ Макферсона состоит в том, что отбросы в возможно чистом виде, без примеси посторонних веществ, завертываются в бумажную материю и размачиваются в чистой воде, пока они не сделаются достаточно мягкими. Затем их кладут в металлическую форму, нагретую приблизительно до 150°Ц, и подвергают давлению, пока не будет отжата лишняя вода. В таком состоянии их оставляют до тех пор, пока они не приобретут достаточной твердости, после чего вчерне подготовленный предмет помещается в форму для окончательной обработки. При этом следует иметь в виду, что нагревание нужно применять с осторожностью, как это принято при обработке массивного твердого рога. В этой стадии обработки могут быть изготовлены различнейшие предметы с узорами.
Отбросы рога, которые желают соединить с отбросами черепахи, нужно сперва очистить от посторонних примесей вымочить в воде, затем нагреть и поместить в пресс с винтом. После охлаждения масса будет твердой и плотно соединится. Очень важно- оберегать роговые остатки и отбросы, а также и формы от всяческого соприкосновения с маслом или жиром. Воду, служащую для размягчения роговых отбросов, следует сперва прокипятить, чтобы удалить находящийся в ней воздух, так как опыты Макферсона показали, что этим предотвращается уплотнение. Для достижения более быстрого размягчения рога рекомендуется вместо чистой воды употреблять раствор извести и поташа в пропорции 2 : 1000 или 1 : 1000. Размягчение в этом растворе вызывает частичное разложение и очищает рог. Нижняя половина употребляемой для прессования ящикообразной формы снабжена кругом планкой, к которой верхняя половина плотно прилегает и которая вместе с тем поддается прессованию. При предварительной операции формования, массу подвергают обычным образом действию тепла, не повышая, однако, температуры до такой степени, какая требуется для конечной процедуры формования. При этой операции роговая масса подвергается давлению пресса с винтом или гидравлического пресса. Прессование имеет целью уплотнить роговые частицы, соединив их в массивное тело, и вместе с тем удалить из массы излишнюю жидкость. После первого прессования роговая масса имеет приблизительно форму и величину требуемого куска. Массу оставляют в первой форме только несколько минут, чтобы придать ей твердость и связать частицы. Форма, служащая для конечной операции, имеет точный размер изготовляемого предмета и в этой стадии можно впрессовать различные украшения. Эти украшения могут быть сделаны из металла, черепахи, разноцветного дерева, перламутра, стекла и др. декоративных материалов. При конечной операции формования нужно тщательно следить за поддержанием равномерного жара. Процедура совершенно та же, как при приготовлении изделий из рога.
6. Искусственный рог по Гиатту. 2 истолченных в мелкий порошок рога, костей или других веществ,
содержащих альбумин или клейковину, смешиваются с раствором щелочной, кремнекислой соли. Эта кремнекислая
соль имеет приблизительно консистенцию патоки. Масса получается тестообразной, и превращенные в порошок
кости или т. п. вещества под влиянием кремнекислой соли частью растворяются и достаточно размягчаются, чтобы
можно было их впоследствии формовать. Эту смесь нужно хорошенько обработать, пока она не будет приставать к
прикасающейся к ней поверхности. Очень удобно воспользоваться для этой цели, смотря по необходимости,
холодными или горячими вальцами. Или хорошо также промолоть кремнекислую соль с измельченными в порошок
костями в обыкновенной краскотерке, как это делается с красящими веществами и с маслом. Обработанная таким
образом масса вальцуется или превращается каким-либо другим способом в тонкие пластины. Эти пластины сушат,
положив между двумя из них один или несколько листов пропускной бумаги или другой материал, впитывающий в
себя влажность. Затем все подвергается давлению, в результате чего бумага впитывает в себя влажность массы и
одновременно образуется плотный и твердый материал.
Высушенная таким образом композиция готова для формования матриц, которые во время прессования должны быть подогреты. Понятно, что для вытягивания влажности можно употребить и другие приемы, как, например, испарение. Но во всяком случае нужно следить, чтобы масса не слишком высыхала, иначе результаты не будут благоприятные.
Обыкновенную сушку на воздухе нужно предпочесть всем другим способам искусственной сушки. Затем мелят в мельнице или другими способами в порошок и наполняют им формы или матрицы, нагретые до 93- 150°Ц. От нагревания форм плавится порошок, приставая к внутренним стенкам матриц и принимая их форму.
Можно также, не промалывая пластин в порошок, прямо формовать их, вдавливая пласты целиком или нарезанными полосками в формы и прессуя их. Нужно заметить, что при таком способе не следует подвергать их, для испарения из них воды, действию атмосферического воздуха. Такая сушка делает массу очень пористой. Вынутый из формы или матрицы продукт в таком случае погружают в раствор хлористого кальция и оставляют в нем лежать, пока он совершенно или до известной глубины им не пропитается, смотря по тому, какой толщины желают иметь наружный затвердевший слой. Влияние хлористого кальция на массу состоит в том, что находящаяся в нем щелочь нейтрализуется, и таким образом силикат делается нерастворимым, причем нерастворенная кремнекислая известь тесно смешивается с превращенными в порошок костями или другими упомянутыми составными частями.
Эту массу можно по желанию окрасить или прибавить красящие вещества к составным частям при первом смешивании или раскрасить соответствующим способом вынутый уже из формы или матрицы готовый продукт.
Пропорции щелочной, кремнекислой соли и костей, рога или других превращенных в порошок веществ могут значительно колебаться. Следует только класть достаточное количество силиката (кремнекислой соли), чтобы другие составные части размягчились и соединились. Кости, рог, слоновая кость и т. п. родственные массы могут быть также употребляемы, не в виде порошка, а очень маленькими кусочками; порошок необходим только тогда, когда желательно быстрое действие силиката.
Кроме того, нужно обратить внимание на то, что можно достигнуть хороших результатов и не подвергая вынутый из матрицы или формы предмет обработке хлористого кальция. Все обломки и остатки массы до и после обработки могут быть вновь обращены в мягкое, пластическое состояние измелчением их и новой обработкой силикатом. Готовый продукт может быть подвергнут белению, от чего он приобретает белый блестящий цвет.
Композицию можно свальцовать в бруски, листы или в другую какую-либо форму, чтобы облегчить последующую затем механическую обработку. После формования массу можно резать и полировать, потому что она обладает твердой поверхностью. Масса особенно пригодна для фабрикации пуговиц, бильярдных шаров, сосудов и т. д. Можно также ее легко формовать поверх металлического или другого какого либо ядра.
Массу можно превратить в порошок еще и другим способом. Смесь из силиката с костями или другим веществом превращаеется в густую массу и затем приводится в соприкосновение с поверхностью большого, нагретого барабана, на которой вещество затвердевает и затем соскабливается при помощи особых щеток или лопаток. Соскобленную массу превращают затем в мелкий порошок. Вращение барабана допускает непрерывное производство порошка.
Хлорный кальций может быть также смешан с композицией из костей и силиката в состоянии сухого порошка. Пропорция приблизительно 1 хлорного соединения на 100 массы. В сухом виде они смешиваются, после чего все подвергается действию жара и давления. Хлорное соединение плавится, и образуется масса, во многих отношениях похожая на вышеописанную.
7. Масса из роговых стружек и опилок, а) Отбросы рога (стружки и опилки) обливаются сильно насыщенным
раствором поташа и извести (гидрат окиси извести), в котором роговая масса очищается и после продолжительного
в нем пребывания превращается в студенистое состояние. В этом состоянии при умеренном нагревании массу
можно лить в формы и прессовать. Прессованием удаляется из массы влажность и придается ей плотность.
Вторичное прессование при нагревании дает роговой массе окончательную форму и в таком виде ее можно
обработать, для мундштуков, пуговиц, набалдашников и т. п.
б) Стружки и опилки во влажном состоянии прессуют в цилиндрической металлической форме при помощи
металлического же нагнетательного поршня, при нагревании, в плотный кусок. Затем рашпилем превращают массу в
мелкий порошок, который прессуют снова таким же образом. Эту манипуляцию повторяют до тех пор, пока масса не
приобретет достаточной плотности и твердости. Под конец, массу опять обрабатывают рашпилем и хорошенько
просеивают, чтобы более грубые частицы остались на сите. Из полученного мелкого порошка приготовляются
предметы следующим образом: порошок кладут слоями между латунными досками, ставят несколько слоев под
пресс, который нагревается в кипящей воде, от чего масса становится твердой и прочной. Затем пластинки
подвергаются дальнейшей обработке. Можно также сразу прессовать готовые предметы, если имеются необходимые
для этого формы.
в) Помещенным ниже способом можно из роговых стружек приготовить такую массу, из которой можно
отливать в формах разные предметы: ручки для зонтиков, набалдашники для тростей и т. п. Берут 1 кг негашеной
извести, 500 г поташа, 40 г винного камня и 30 г поваренной соли, все растворяют в воде и выпаривают затем третью
часть употребленного для раствора количества воды. Затем бросают в этот раствор роговые стружки и опилки или
обработанный рашпилем рог и снова кипятят до тех пор, пока масса не загустеет до такой степени, что ее можно
лить в формы. Формы должны быть хорошо смазаны маслом, безразлично сделаны ли они из металла, дерева или
обожженной глины. Если желают иметь цветную роговую массу, то требуемую краску вливают в жидкую массу до
отливки.
8. Масса из жировика (стеатит) по Шварцу. Эта масса употребляется для изготовления бус, пуговиц, камней для домино и т. д. Обломки и отбросы жировика, превращенные в порошок, разводятся в кадке калийным или натронным щелоком, крепость которого зависит от твердости изготовляемых предметов, оставляют стоять некоторое время, после чего сушат на пластинах и мелят возможно мельче между камнями. Из приготовленного таким образом порошка изготовляют пуговицы и бусы с помощью специально сконструированного пресса с эксцентрическим маховиком и со шкивами. После того, как они прессованием достигли довольно большой твердости, их обжигают в огнеупорных, герметически закрытых тигелях. После первого обжига их кладут в раствор кремнекалиевой или кремненатриевой соли, пока они совершенно не пропитаются ими, затем их сушат и снова обжигают в плотно закрытом тигеле. Эту манипуляцию повторяют до тех пор, пока изделия не приобретут желаемой твердости и их можно будет шлифовать. Шлифовка пуговиц и бус производится водой во вращающейся бочке. После того, как они приобретут желаемую шлифовку, их сушат и помещают во вторую бочку с порошком жировика. Бочка эта тоже вращающаяся, и пуговицы и бусы полируются. Цветные пуговицы и бусы делаются из белых с помощью всевозможных методов окраски. Фабрикация камней для домино и игральных костей производится тоже из порошка жировика. При этом употребляются обыкновенные рычажные пресса со шпинделем, формы из стали или латуни. Дальнейшая обработка та же, что и для пуговиц и бус.
IX. Имитация янтаря и морской пенки.
1. Искусственный янтарь по Геферу. Масса имеет вид натурального янтаря, но не обладает его твердостью.
Масса состоит из: 1 скипидарной смолы, 2 шеллака и 1 белой канифоли. Все эти части осторожно сплавляются
вместе. В жестяном сосуде, двойные стенки которого заполнены маслом для достижения равномерной температуры,
расплавляется скипидарная смола, а затем прибавляется шеллак. Шеллак постепенно размягчается и соединяется со
скипидаром в непрозрачную, белую, густую массу, которая после некоторого времени становится все жиже и
прозрачнее. Когда масса сделается почти прозрачной, то прибавляют растопленную в отдельном сосуде канифоль.
Через короткое время масса становится совсем прозрачной, жидкой и готова к отливке или прессованию всяких
предметов, изготовляемых обычно из натурального янтаря.
Смотря по цвету шеллака, окраска массы варьирует от коричневого до лимонно-желтого цвета. Лимонно-желтую массу можно нагреванием сделать, по желанию, темнее. Если увеличить количество скипидарной смолы, то масса получится жиже и после охлаждения мягче и менее ломкой. От увеличения пропорции шеллака масса, наоборот, делается гуще, тверже и более хрупкой. Увеличение пропорции канифоли тоже влечет за собою ломкость. Массу можно полировать и лакировать; от трения развивается электричество; излом у нее раковистый; удельный вес небольшой. При нагревании она становится пластичной, а при дальнейшем нагревании расплавляется. К воде масса нечувствительна, но в спирту растворяется.
2. Масса из отбросов морской пенки по Гиатту. Гиатт пользуется при изготовлении таковой массы следующим
способом:
а) превращает отбросы морской пенки в мельчайший порошок;
б) приготовляет раствор, состоящий из 5 нитроцеллулозы, приблизительно 3 — 5 камфары и достаточного
количества эфира (около 3), спирта (около 1) или другой какой-нибудь жидкости, в которой растворяется
нитроцеллулоза, чтобы образовалась густая масса; в) в полученный раствор прибавляет превращенную в порошок
морскую пенку в пропорции 100 морской пенки к 5 полученного раствора нитроцеллулозы; г) хорошенько
размешивает все вместе и дает излишку растворяющего средства испариться естественным или искусственным
путем; д) превращает снова полученную массу в порошок. Этим порошком наполняет металлические формы,
нагревает их от 100 до 120 °Ц и подвергает прессованию.

Читайте также:  Остеосинтез перелома бедренной кости блокируемым стержнем

источник