Меню Рубрики

Первая помощь при растяжении связок вывихах суставов переломах костей тест

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах

Расставить по порядку правила оказания первой помощи при открытом переломе:

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

1) наложить стерильную повязку

2) остановить кровотечение

4) доставить пострадавшего в больницу

Соотнесите вид повреждения и его характеристику.

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

Для чего при переломах человеку накладывают шину?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) шина уменьшает кровотечение

2) шина препятствует проникновению микробов внутрь организма

3) шина предохраняет от смещения обломков кости

4) шина уменьшает отёк и боль при переломе

. — приспособление, которое накладывается пострадавшему при закрытом переломе, и которое обеспечивает неподвижность суставов и мягких тканей.

У вашего одноклассника случился вывих. Какие действия вы предпримите, чтобы помочь ему?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) попытаетесь вправить вывих самостоятельно, без помощи врача

2) к суставу приложить холод, например снег, лёд или холодную мокрую ткань

4) наложить на сустав согревающий компресс, чтобы уменьшить боль

5) положить вывихнутую конечность так, чтобы отсутствовали болевые ощущения, и зафиксировать её с помощью повязки

При переломах кости необходимо наложить:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

2) повязку с шиной, которая захватывает только сломанный сустав

3) повязку с шиной, которая захватывает два ближайших здоровых сустав

4) повязку с шиной, которая захватывает один ближайший здоровый сустав

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) смещение костей в суставе

2) растяжение и разрыв связок

3) появление трещины в кости

В результате травмы у вас появилась сильная боль, появилась припухлость, образовался синяк, но целостность костей не нарушена и сохранилась в норме подвижность сустава. Какую травму вы получили?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) закрытый перелом костей голени

4) закрытый перелом костей предплечья

5) открытый перелом костей голени

Укажите, на каких рисунках изображены: а) закрытый перелом, б) вывих, в) закрытый перелом ключицы, г) ушиб головы, д) открытый перелом, е) растяжение. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр без пробелов и запятых, соблюдая алфавитную последовательность букв, например а4б2в1

При растяжении связок необходимо:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

3) сделать согревающий компресс

4) туго забинтовать сустав

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Цель:

  • сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
  • развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Модель скелета человека, таблицы “Строение костей”, “Типы соединения костей”, электронное приложение к учебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1); презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

IV. Закрепление изученного материала.

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в полном составе.

II. Повторение ранее изученного материала.

Мы с вами в течение последних уроков изучали тему “Скелет”, рассмотрели его строение, свойства и типы соединения костей.

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по группам.

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

суставная головка . ера”.
лопатки 30
тазовые кости писа.
запястье семьдесят
предплюсна . писав.
надкостница со
ключица ноября
бедро теля
компактное вещество дня
плечо исполня.
большая берцовая кость Твена,
фаланги пальцев кисти лет
лучевая кость сто
суставная впадина Сой.
надколенник Марка
локтевая кость . ется
суставная жидкость Тома
фаланги пальцев стопы “Приклю.
губчатое вещество рождения
суставная сумка . чения
пястье пять
малая берцовая на..
костный мозг американского
плюсна. . шего

1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена, написавшего “Приключения Тома Сойера”.

Индивидуальные задания: подписать рисунок “Строение скелета”, вставить пропущенные буквы в слова, написанные на доске: пл. чевая кость, кр. стец, л. патка, большая бер. цовая кость, сво. чатая стопа, ам. ртизатор.

III. Изучение нового материала. Слайд №6

1. Актуализация знаний учащихся.

Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Слайд № 7. – Какие особенности человека связаны с прямохождением?

изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа больше лицевого, большой палец противопоставлен остальным, сводчатая стопа.

Слайд №8. – Каково строение сустава?

  • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
  • Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
  • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

Слайд №9. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи. Именно внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера, медицинскую сестру. А как помочь пострадавшему во время прогулки, в походе, да просто на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

– Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ – вывих)

Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой “Попрыгай со мной”.

Она было очень модной в этой четверти среди девчонок. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. (Предполагаемый ответ – растяжение связок )

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои — индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. “Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!” — вспоминает Юля.

(Предполагаемый ответ – перелом)

Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.

Слайд № 14. Определение видов повреждения скелета.

Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

— Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета

– Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?

Если вам недостаточно имеющихся знаний, обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиеся внимательно читают и записывают в тетради, что такое вывих)

Вывих — неловкое движение в суставе, сопровождающееся смещением костей. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

– Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Слайд №17 – Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

Слад №18. Схема: “Виды повреждения скелета”.

Подведем итог. Сегодня мы узнали как оказать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Закрепление изученного материала

Практическая работа.(Слайд №19)

Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, голени (подручный материал для оказания помощи на столах).

(дополнительно, если останется время, то следующий слайд)

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом от открытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?

Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд №21)

Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни не возникла ситуация “и вдруг. ”

Домашнее задание.

Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)

источник

Растяжение— это повреждение связок, соединяющих кости в суставе.

Читайте также:  Остеосинтез перелома бедренной кости блокируемым стержнем

Особенно часто растяжение связок происходит при подвертывании стопы. Появляется сильная боль и припухлость в области голеностопного сустава, может развиться отек.

Первая помощь:1.туго забинтовать сустав так, чтобы ступня была перпендикулярна голени; 2.наложить холод; 3.в травмпункт (врач ставит окончательный диагноз и назначает лечение).

Вывих это смещение костей в суставе. —головкаодной кости выходитиз суставной впа­дины другой..

При вывихе происходит: растяжение связок, а в некоторых случаях разрыв суставной сумки, изменяется форма сустава, конечность теряет подвижность, сопровождается сильной болью.

Первая помощь:1.наложить шину(рис.26,1); 2.для снятия боли на место вывиха наложить холод; 3.в травмпункт (вправление костей при вы­вихе может проводить только врач-хирург).

Переломы костей— при сильных ударах кости нередко ломаются. Переломы бываютот­крытыеизакрытые.

При любом переломе важно обеспечить неподвижность сломанных костей.

При открытых переломах повреждаются не только кости, но также мышцы и кожа. Это очень опасно, в рану могут проникнуть болез­нетворные микробы.

Переломы сопровождаются сильной болью, которая усиливается при попытках движения.

Первая помощь:!обеспечить покой поврежденному участку тела →накладывают шину(ее можно изготовить из подручных средств: палки, доски, картона и др.). Вначале поврежденную ко­нечность обертывают мягкой тканью, затем накладывают шину и прибин­товывают ее к конечности.

Для обес­печения неподвижности костей ши­на должна захватывать суставы выше и ниже перелома.

Ногу прибинтовы­вают к здоровой ноге или валику из одеяла,

а сломанную руку — к тулови­щу, например с помощью косынки или полы пиджака.

При повреждении Позвоноч­никаособенно опасно ущемление нервов разрушенными позвонками, транспортировать больного нужно на машине скорой помощи. Если нет такой возможности, больного кладутлицом внизнатвердый щит(лист фанеры, доску) и доставляют в больницу только в ле­жачем положении. Сажать или пере­носить пострадавшего с подозрени­ем на перелом позвоночника нельзя, потому что кости могут сместиться и защемить нервы или повредить спинной мозг, а это грозит полной инвалидностью. Транспортировать пострадавшего в горизонтальном положении, не нарушая позы, в которой он находится.

При переломе костей Черепапострадавшегоукладывают, немного приподняв голову, и создаютмаксимальный покой.Голову фиксируют валиком из одеяла и т.п., уложенном вокруг головы. Если есть рана, ее обрабатывают и накладываютстерильную повязку. На голову поверх повязки кладут пузырь со льдом.

При повреждении Ребершину не накладывают. Нужно, чтобы пострадавший сделал глубокий выдох, и в этом положении туго забинтовать грудную клетку.

на грудную клетку накладывают широкую повязку; если нарушена герметичность, повязка должна быть из воздухонепроницаемого материала, чтобы воздух не мог попасть в грудную полость иначе дышать этим легким пострадавший не сможет.

Повязку накладывают после глубокого выдохабольного.

При открытых переломах сначала нужно остановить кро­вотечение, обработать рану, наложить стерильную повязку. Затем необходимо обеспечить неподвиж­ность поврежденного участка тела.

Важно помнить, что во всех случаях при переломах конечностей или даже при подозрениях на перелом необходимо нало­жить на поврежденную конечность шину и доставить больного в больницу. Наложение шины — временная мера. Для надежной фиксации концов сломанных кос­тей применяют гипсовые повязки. Впервые их предло­жил замечательный отечественный анатом и хирург Николай Иванович Пирогов.Он же ввел эфирный нар­коз для обезболивания пациентов во время операций.

При Открытых Травмахсначала 1.останавливают кровотечение и

3.затем накладывают повязку и лишь после этого бегают к

4.холоду, а при поражении конечностей — к наложению шины

Первая помощь при травмах конечностей:

2 — фиксация руки с помощью косынки;

источник

Переломы — нарушение целостности кости в результате удара, сгибания или сдавливания. Повреждаются не только кости, но и надкостница, сосуды, нервы, мышцы. Различают полные и частичные переломы, открытые и закрытые, со смещением и без смещения. Особую опасность представляют открытые переломы, так как в этих случаях создается угроза обильного кровотечения и проникновения в рану болезнетворных микробов, способствующих развитию воспалительных осложнений. Первая помощь, как правило, включает остановку кровотечения, предохранение раны от инфекции, иммобилизацию костных обломков (шина) и транспортировку в травматологическое отделение.

При переломах и вывихах основная задача первой помощи — дать больной конечности самое удобное, покойное положение и держать ее в полной неподвижности. Это правило обязательно не только для устранения болевых ощущений, но и для предупреждения ряда добавочных повреждений окружающих тканей.

Оказывающий помощь не выясняет, что имеет место — перелом или вывих, так как вправлять вывих должен только врач. Необходимо сохранить наиболее покойное положение поврежденной части тела также во время доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Перелом черепа. При падении (ударе) головой или при ударе по голове, вызвавшем бессознательное состояние, кровотечение из ушей или рта, предполагают возможность перелома черепа. Первая помощь в этом случае заключается в прикладывании к голове холодных предметов (снег, лед, холодные примочки и др.).

Перелом позвоночника. При падении с высоты (например, с опоры) или при обвалах, если есть подозрение, что сломан позвоночник (резкая боль в позвоночнике, невозможно согнуть спину и повернуться), первая помощь

состоит в следующем: осторожно подсовывают под пострадавшего доску, не поднимая его, или поворачивают его на живот лицом вниз и строго следят, чтобы при поднимании пострадавшего его туловище не перегибалось (во избежание повреждения спинного мозга).

Переломы и вывихи ключицы. Признаки — боль в области ключицы и явно выраженная припухлость. Первая помощь: наложить в подмышечную впадину больной стороны небольшой комок ваты, марли или какой-либо материи; руку, согнутую в локте под прямым углом, прибинтовать к туловищу от больной конечности на спину; руку ниже локтя подвязать косынкой к шее (форма косынки показана на рис.8.3); к области повреждения приложить холодный предмет.

Переломы и вывихи костей рук. Признаки — боль по ходу кости, измененная форма конечностей, неестественная подвижность в месте, где нет сустава (при наличии перелома), припухлость.

Первая помощь — наложить соответствующие шины. Если шин не оказалось, то так же, как и при переломе ключицы, подвесить и прибинтовать руку к туловищу, подкладывая валик в подмышечную впадину. Если рука (при вывихе) отстает от туловища, подложить между рукой и туловищем что-либо мягкое (например, сверток из одежды). К месту повреждения приложить

холодный предмет. При отсутствии бинта и косынки подвесить руку на поле пиджака.

Переломы и вывихи костей кисти и пальцев рук. При подозрении на перелом или вывих костей кисти следует прибинтовать кисть руки к широкой (шириной с ладонь) шине так, чтобы шина начиналась от середины предплечья, а кончалась у конца пальцев. Предварительно в ладонь вкладывают комок ваты, бинт и т. п., чтобы пальцы были между ними несколько согнуты. К месту повреждения прикладывают холодный предмет.

Переломы и вывихи нижней конечности. Признаки — боль по ходу кости, припухлость, неестественная форма в месте, где нет суставов (при переломе). Первая помощь — укрепить больную конечность шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или каким-либо другим подобным предметом так, чтобы один конец пластинки заходившей выше края таза до подмышки, а другой достигал пятки. Это создает полный покой всей нижней конечности. По возможности шину необходимо накладывать не приподнимая ноги, а только придерживая ее на месте, проталкивая повязки палочкой под поясницей, коленом и пяткой. К месту повреждения следует приложить холодный предмет.

Перелом ребер. Признаки — боль при дыхании, кашле, чихании и движениях. Первая помощь — туго забинтовать грудь или стянуть полотенцем во время выдоха.

Первая помощь при ушибах (при наличии уверенности, что пострадавший получил только ушиб, а не перелом или вывих) — к месту ушиба приложить холодный предмет (снег, лед, тряпку, смоченную холодной водой) и плотно забинтовать ушибленное место.

При отсутствии ранения кожи смазывать ее йодом, растирать и накладывать согревающий компресс не следует, так как все это ведет лишь к усилению боли. При ушибах живота, наличии обморочного состояния, резкой бледности лица и сильных болей следует немедленно вызвать врача или направить пострадавшего в больницу (возможны разрывы внутренних органов

с последующим внутренним кровотечением). Также следует поступать и при тяжелых ушибах всего тела.

При растяжении связок, например при подвертывании стопы, когда человек оступился (признаком чего служит резкая боль в суставе и припухлость). При растяжении происходит не удлинение связки, а надрыв отдельных ее волокон с развитием кровоизлияния в толще тканей. Первая помощь состоит в прикладывании холодного предмета, тугом бинтовании и покое. Холод способствует остановке капиллярного кровотечения и успокаивает боль.

Переломы костей таза возникают при падении с высоты, сдавливании между движущимися механизмами, часто сопровождаются повреждениями внутренних органов.

Симптомы. Сильные боли, невозможность сесть или встать.

Первая помощь. Таз бережно стягивают полотенцем или тканью, на носилки кладут деревянный щит и осторожно укладывают пострадавшего, который должен лежать на спине с несколько разведенными и согнутыми в коленях ногами. Под коленные суставы подкладывают свернутые в виде валика одежду, одеяло, подушку. Госпитализация в травматологическое отделение.

Переломы лодыжек. Симптомы. Боль в местах перелома, деформация и отечность голеностопного сустава, резкое ограничение подвижности. При надавливании на лодыжки ощущается хруст.

Первая помощь. Давящая повязка на голеностопный сустав. Иммобилизация шиной голени с переходом на стопу. Госпитализация в травматологическое отделение. Транспортировка на носилках в положении лежа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Тест для учащихся 11 класса

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

а) повреждение тканей организма в результате механического воздействия не очень большой силы, сопровождающее ся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек;

б) местное открытое повреждение тканей и органов с нарушением целостности внешних покровов;

в) повреждение тканей в результате смещения костей в области сустава относительно друг друга;

г) закрытое повреждение тканей, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов вследствие удара твердым тупым предметом или падения на твердую поверхность.

2. Укажите последовательность оказания первой медицинской
помощи при ушибах.

а) обеспечить поврежденному месту покой;

б) доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

в) наложить на место ушиба тугую повязку;

г) наложить на место ушиба холод.

3. Какие из приведенных ниже признаков свидетельствуют о растяжении?

а) незначительный кровоподтек, превращающийся в синяк;

б) появление на кож е западения (вмяти н ки), ниже которого заметно выпячивание;

в) боль при малейшем движении;

д) ограничение подвижности.

4. Разрыв связок, мышц, сухожилий сосудом и нервов, как правило, вызывает:

а) медленное механическое воздействие на мягкие ткани с умеренной силой;

б) быстрое механическое воздействие на мягкие ткани с большой силой;

в) умеренное механическое воздействие на мягкие ткани с не очень большой силой;

г) закрытое повреждение тканей, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов и образованием кровоподтеков от удара твердым тупым предметом или падения на твердую поверхность.

5 . Укажите последовательность оказания первой медицинской

помощи при разрывах связок и мышц.

а) если повреждена конечность, придать ей возвышенное положение;

б) дать пострадавшему обезболивающее средство;

в) доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

г) на поврежденное место наложить холод;

д) наложить тугую повязку и обеспечить покой поврежденному месту.

6 . Признаками вывиха обычно являются:

я) изменение формы сустава;

б) бугристые образования на позвоночнике;

в) необычное положение конечности, изменение длины;

г) боль в суставе, невозможность движения в нем;

а) внезапное смещение суставных концов кост е й за пределы
их нормальной подвижности, иногда с разрывом суставной сумки и связок и выходом суставного конца одной из костей из сумки;

б) внезапное нарушение целостности кости в результате механического воздействия;

в) внезапный выход кости за пределы обычной амплитуды движений.

8 . Укажите последовательность оказания первой медицинской помощи при открытом переломе.

а) дать пострадавшему обезболивающее средство:

б) остановить кровотечение и обработать края раны антисептиком;

в) провести иммобилизацию (обездвижение) конечности в
том положении, в котором она оказалась в момент повреждения;

г) на рану в области перелома наложить стерильную повязку;

д) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Ответы вариант 1

Ответ
г
г в а б
а в г д
б
г д б а в
а в г
б
б г а в

Нормы оценивания:

Тест для учащихся 11 класса

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

1 . Признаками ушиба являются:

а) боль, усиливающаяся при движении:

б) изменение длины конечности;

в) повышение температуры тела;

г) припухлость тканей (отек);

л) понижение температуры тела;

ж) иногда нарушение функций.

2 . Растяжение связок — это:

а) результат механического воздействия на мягкие ткани не
очень большой силы в виде продольной тяги;

б) стойкое смещение суставных концов костей за пределы их
нормальной подвижности;

в) закрытое повреждение тканей, часто с разрывом мелких
кровеносных сосудов от удара твердым тупым предметом
или падения на твердую поверхность;

г) результат быстрого механического воздействия на мягкие
ткани с большой силой в виде поперечной тяги.

3 . При растяжении первую медицинскую помощь необходимо
оказывать в следующем порядке:

а) доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

б) наложить холод на поврежденное место;

в) обеспечить поврежденной конечности покой и придать ей
возвышенное положение;

г) наложить на поврежденное место тугую повязку.

4 . Разрыв мышц можно определить по следующим признакам:

б) появление на месте разрыва западения (вмятинки);

г) повышение температуры тела:

а ) нарушение целостности кости в результате механического воздействия:

Читайте также:  Сколько заживает кость после операции

б) стойкое смещение суставных концов костей за пределы их нормальной подвижности, иногда с разрывом суставной сумки и связок и выходом суставного конца одной из костей из сумки при сильном механическом воздействии;

в ) повреждение мягких тканей под влиянием растягивающей силы;

г) закрытое повреждение тканей и органов тела, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов и образованием кровоподтеков от удара твердым тупым предметом или падения на твердую поверхность.

6 . Укажите последовательность оказания первой медицинской

а) наложить тугую повязку и зафиксировать сустав, используя косынку, шину, другие подручные средства;

б) дать пострадавшему обезболивающее средство;

в) обеспечить поврежденной конечности покой;

г) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

7 . Признаками перелома конечности являются:

я) резкая боль, усиливающаяся при любом движении;

б) изменение положения и формы конечности;

в) устойчивая головная боль;

г) укорочение конечности и появление подвижности в не-
обычном месте;

е) появление отечности и кровоподтека;

8 . При закрытом переломе первую медицинскую помощь рекомендуется оказывать в следующем порядке:

а) дать пострадавшему обезболивающее средство и положить
на место травмы холод;

б) провести иммобилизацию (обездвижить место перелома);

в) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

источник

Тест Растяжения, вывихи Часть 5 Выполнил: Заместитель директора по безопасности МБОУ лицея 1 Урманов Михаил Юрьевич, ВКК г.Комсомольск-на-Амуре 2013 г. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЭдуард Пудиков

Презентация на тему: » Тест Растяжения, вывихи Часть 5 Выполнил: Заместитель директора по безопасности МБОУ лицея 1 Урманов Михаил Юрьевич, ВКК г.Комсомольск-на-Амуре 2013 г.» — Транскрипт:

2 Тест Растяжения, вывихи Часть 5 Выполнил: Заместитель директора по безопасности МБОУ лицея 1 Урманов Михаил Юрьевич, ВКК г.Комсомольск-на-Амуре 2013 г.

3 5.1 Вывих это А- смещение конечности при резком движении; Б- смещение костей друг относительно друга; В- стойкое смещение суставных концов костей; Г- стойкое смещение сустава. 5.2 Основные признаки травматического вывиха А- резкая боль; Б- резкая боль, повышение температуры тела; В- резкая боль, отёк; Г- резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.

4 5.3** Первая медицинская помощь при разрывах связок и мышц это: А-на поврежденное место наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; Б- на поврежденное место нанести наложить тугую повязку, обеспечить покой постра­давшему, дать ему обезболивающее средство и доставить пострадавшего в медицинское уч­реждение; В- срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

5 5.4* Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении: 5.4* Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении: А-наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; Б- приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; В- обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение

6 5.5* Играя в футбол, один из игроков команды упал на руку. У него появилась сильная боль, деформация и ненормальная подвижность в предплечье. Какую первую медицинскую помощь вы должны оказать: А-дать обезболивающее средство, наложить давя­щую повязку и доставить в медицинское учреждение; Б-дать обезболивающее средство, руку согнуть под прямым углом в локтевом суставе и провести иммобилизацию шиной или подручными средствами и доставить в медицинское учреждение; В-смазать место повреждения йодом, дать обезболивающее средство и доставить в медицинское учреждение. 5.6 Иммобилизация это А- сбор военнослужащих; Б- приведение в свободное состояние частей тела; В- приведение в неподвижное состояние части тела (конечность, позвоночник).

7 5.7 Шину из жесткого материала накладывают А- на голое тело Б- на скрученную косынку В- на вату, полотенце или другую мягкую ткань без складок 5.8 При иммобилизации фиксируют А- повреждённый сустав Б- повреждённый и соседний сустав В- все суставы

8 5.9 В качестве шины можно использовать А- лыжную палку, доску, полотенце; Б- обрезок доски, подходящую ветку дерева, лыжу; В- лыжную палку, доску, полотенце, гибкий кабель, обрезок доски, подходящую ветку дерева, лыжу. 5.0 При отсутствии подходящей шины при переломе большой берцовой кости возможно А- иммобилизировать конечность при помощи скотча; Б- иммобилизировать конечность при помощи клея и брезента; В- прибинтовать больную ногу к здоровой.

10 Оценки: «5»-10-9 баллов «4»-8-7 баллов «3»-6 баллов

источник

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК, ВЫВИХАХ СУСТАВОВ, ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ

Цель: углубить знания учащихся о видах травм скелета, их признаках, последовательности действий при оказании первой помощи. Научить; оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок вывихах суставов, переломах костей.

Оборудование: модель скелета человека, таблица « Строение костей и типы их соединения» палочки, дощечки, бинт, линейки.

Большая берцовая кость при небольшой массе (около 0,5 кг) может выдерживать нагрузку до 1500 кг. Благодаря чему это возможно?

Берцовая кость — это длинная трубчатая кость. Тело такого рода костей построено из компактного вещества.

В компактном веществе костные пластинки имеют форму полых цилиндров. вставленных один в другой. Такое строение обеспечивает костям большую прочность и легкость.

1 — неподвижное соединение костей черепа;

2— полуподвижное соединение позвонков в позвоночнике;

— подвижное соединение костей коленного устава.

Надкостница — тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость

Сустав — подвижное соединение костей.

Суставная сумка — структура из соединительной ткани, внутри которой располагается сустав).

В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе, суставная головка может выходить из суставной впадины, наконец, как ни крепка кость она может сломаться. Во всех этих случаях нужно уметь оказать первую доврачебную помощь.

2. Составление таблицы «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».

Растяжение суставных связок

· поврежденный сустав охладить;

· через 15-20 минут сустав туго забинтовать;

· головка одной кости частично или полностью выходит из суставной впадины другой кости;

· немедленная доставка пострадавшего в медицинское учреждение.

· повреждена кость, мышца и кожа;

· повреждена кость и мышцы, но целостность кожных покровов не нарушена;

· стерильная повязка на рану;

· давящая ватно-марлевая повязка для прекращения кровотечения;

· на поврежденную конечность наложить шину;

· доставить в медицинское учреждение

· на поврежденную конечность наложить шину;

· доставить в медицинское учреждение

Перелом грудной клетки (закрытый)

· повреждены кости и мышцы, но целостность кожного покрова не нарушена;

· пострадавший делает глубокий выдох;

· туго перебинтовать грудную клетку;

· доставить в медицинское учреждение

Перелом позвоночника (закрытый)

· повреждены кости и мышцы, но целостность кожного покрова не нарушена;

· положить пострадавшего вниз лицом на носилки или что-либо их заменяющее;

· доставить в медицинское учреждение

· повреждены кости, мышцы, но целостность не нарушена;

· уложить пострадавшего на спину;

· голову слегка приподнять во избежание внутричерепных кровоизлияний;

1. Впишите пропущенные в тексте слова:

При повреждении и растяжении связок в суставе происходит…(1) костей большие допустимой величины или изменение их обычного направления. При вывихах в суставе головка одной кости может…(2) или выйти из (3) другой. Перелом — это.. (4) кости. Происходит такая патология в случае…(5) действия нагрузки и изменения распределения на. (б) кости. Переломы бываюти…(8). Припереломе происходит повреждение не только…(10), но и.. (11) и

4 — повреждение (нарушение целостности);

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

а) доставить пострадавшего к врачу;

в) наложить холод на поврежденное место;

г) плотно забинтовать поврежденный сустав.

Ваши действия при переломе локтевой кости

б) отправить пострадавшего к врачу;

в) обернуть конечность мягким материалом;

г) прибинтовать шину к конечности.

Задание на дом: упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи. Повторить текст учебника на с. 34 «Мышечные ткани». Записать в словарик определения терминов: надкостница, швы, компактное и губчатое вещество в кости; сустав, эпифиз, череп, грудная клетка, костный таз, крестец.

МЫШЦЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани; особенностями строения и функции скелетных мышц; основными группами мышц и их предназначение. Формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: модели скелета и торса человека; таблица «Скелетные мышцы»;

Дать определения следующим понятиям.

компактное вещество кости губчатое вещество кости

1) Надкостница — тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость.

2) Швы — неподвижные соединения лобной, теменной, затылочной костей.

3) Компактное вещество кости – костное вещество, костные пластинки которые имеют форму полых цилиндров и как бы вставлены одна в другую.

5) Груд клетка — часть скелета, образованная двенадцатью парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника, а 10 пар из них и с грудиной.

б) Сустав подвижное соединение костей.

7) Эпифиз — концевые утолщения длинных трубчатых костей

8) Губчатое вещество кости — костное вещество, костные пластинки которого располагаются по направлениям наибольшей нагрузки.

9) Костный таз — пояс нижних конечностей.

10) Крестец — часть скелета, образованная сросшимися крестцовыми позвонками.

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Для осуществления различных движений в организме человека как и у всех позвоночных животных, имеется 3 вида мышечной ткани: скелетная, сердечная и гладкая.

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатой мышечной тканью, мышечные волокна (видоизмененные мышечные (клетки) которой собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны укорачиваться.

Сердечная мышца, как и скелетная, состоит из поперечнополосатых мышечных волокон. Эти волокна в определенных участках как бы сливаются (переплетаются). Благодаря этой особенности сердечная мышца способна быстро сокращаться.

Стенки внутренних органов (сосудов, кишечника, мочевого пузыря) образованы гладкой мышечной тканью. Сокращение волокон этой ткани происходит медленно.

30—35 % массы тела взрослого человека приходится на скелетную мускулатуру. Насчитывается более 600 скелетных мышц.

4. Обсуждение прочитанного.

— Что является составными частями опорно-двигательной системы? (Скелет и мышцы)

— Как называется пассивная часть опорно-двигательного аппарата? (Скелет)

— Как называется активная часть опорно-двигательного аппарата? (Мышцы)

(Мышца = тонкая соединительная оболочка +пучки поперечнополосатых мышечных волокон в соединительнотканных оболочках (каждое мышечное волокно тоже имеет тонкую соединительнотканную оболочку) + кровеносные сосуды + нервы + сухожилия.

— Какие группы мышц различают у человека? (Мышцы головы и шеи; мышцы туловища; мышцы конечностей)

5. Составление таблицы «Мышцы человека».

Расположение мышц в организме

· располагаются по бокам головы, по четыре с каждой стороны, прикрепляясь одним концом к черепу, а другим – к нижней челюсти;

· лежат под кожей лица, вокруг ротового и носового отверстий, глазниц и наружного слухового прохода; они начинаются на костях черепа и крепятся к коже

· При сокращении приводят в движение нижнюю челюсть;

· При сокращении они сдвигают кожу, образуя на ней складки и борозды; таким образом, формируется мимика

· Удерживают голову в равновесии; участвуют в движении головы и шеи ;участвуют в глотании и произнесении звуков

· большая и малая грудные передняя зубчатая;

· Между грудной и брюшной полостями;

· Прикрепляются к ребрам, лопаткам и плечевым костям;

· Прикрепляются к ребрам, лопаткам и плечевым костям;

· Изменяют объем грудной клетки; играют важную роль в процессе дыхания;

· Участвуют в движении рук и в дыхании;

· Участвуют в движении рук и в дыхании;

· Образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы;

· Расположены в несколько слоев на спине

· Участвуют в сгибании позвоночника; в дыхательных движениях ;влияют на работу внутренних органов;

· Участвуют в движении позвоночника назад и в стороны; в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки

Мышцы верхних конечностей;

· мышцы пояса верхних конечностей и мышцы рук;

· приводят в движение руку в плечевом суставе;

· рука отводится от туловища до горизонтального положения;

· сгибает руку в локтевом суставе;

· разгибает руку в локтевом суставе

· начинается на тазовых костях, а заканчиваются на бедренных

· между тазовой и бедренной костями;

· сгибает бедро в тазобедренном суставе;

· разгибает бедро в тазобедренном суставе;

· разгибает голень в коленном суставе;

· участвует в сгибании бедра в тазобедренном суставе

Цели: определить условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность МЫШЦ.

— Почему па плече находятся крупные мышцы, а на предплечья много МЯГКИХ мышц?

(Мышцы плеча обеспечивают движение руки в плечевом и локтевых суставах мышцы предплечья управляют работой многочисленных суставов кисти)

Мышечные волокна видоизмененные мышечные клетки.

Миофибрилы тонкие сократительные нити мышечных волокон.

Сухожилия— соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям.

— Какие мышцы вы рассмотрели на собственном теле? Какие функции они выполняют? Начнем с мышц верхних конечностей.

Таблица «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей, мышц и суставов».

Мышцы рук и плечевого пояса

Она прикрепляется с одной стороны к ключице и лопатке, а с другой стороны к плечевой кости

При сокращении этой мышцы рука поднимается до горизонтального уровня

Читайте также:  Почему после перелома пяточной кости отекает нога

Эта мышца прикрепляется одним концом к лопатке, а

Обеспечивает сгибание руки в локте

От верхнего конца данной мышцы отходят три сухожилия: одно прикрепляется к лопатке, два других — к головке плечевой кости

Обеспечивает разгибание руки в локте

Мышцы ног и тазового пояса

Начинается от верхнего края таза и прикрепляется к большеберцовой кости

При ее сокращении происходит сгибание бедра и голени, голень поворачивается внутрь

Четырехглавая мышца бедра

Начинается от таза четырьмя головками и прикрепляется одним общим сухожилием к большеберцовой кости

Мышца является разгибателем голени и участвует в сгибании бедра

Одним концом прикрепляется к пяточной кости, а другим к бедренной кости

Сгибает стопу и поднимает пятку над землей

Они прикрепляются к тазу и бедренной кости

Закрепляют тазобедренный сустав и играют большую роль в сохранении вертикального положения тела

Грудино — ключично-сосцевидная мышца

Прикрепляются двумя сухожилиями к грудине и ключице, а другим концом к сосцевидному отростку височной кости

При одностороннем сокращении мышцы противоположную сторону, наклоняя при этом голову в сторону сократившейся мышцы.

При двустороннем сокращении наклоняет голову назад

Трапецивидная мышца спины

Начинается от остистых отростках всех грудных позвонков и затылочной кости и прикрепляется к лопатке ключице

Сводит лопатке к позвоночнику, способствует откидыванию головы назад

Начинается от остистых отростков четырех-пяти нижних грудных, всех поясничных и крестцовых позвонков, тазовой кости, четырех нижних ребер.

Мышечные пучки идут вверх и узким сухожилием прикрепляются к плечевой кости

При сокращении широчайшей мышцы спины рука поднимается верх, осуществляется вращение плеча внутрь. При фиксированных руках мышца подтягивает туловище к рукам

Участвует в движении рук и в дыхательных движениях

Разделяет грудную и брюшную полости, принимает участие в дыхании

Внутренние и наружные межреберные мышцы

Приводят в движение грудную клетку: отпускают и поднимают ребра

Обеспечивает движении нижней

При своем сокращении МЫШЦЫ производят работу, которую можно измерить в килограммах. для этого груз (в килограммах)

поднимаемый мышцей, надо умножить на высоту (в метрах) его

Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Трудно себе представить хотя бы одно согласованное движение, если мышцы были неуправляемы. Пускают» мышцу ход нервные импульсы. Их поступает в среднем 20 в секунду (от 8 до 50). В каждом шаге, например, принимает участие до 300 мышц, и множество импульсов согласует их работу)’.

Количество нервных окончаний в различных мышцах не одинаково. Мышцы бедра имеют их сравнительно мало, а глазодвигательные, совершающие тонкие и точные движения целыми днями, богато насыщены окончаниями двигательных нервов.

Кора полушарий неравномерно связана с отдельными группами мышц. Например, огромные участки коры занимают двигательные области, управляющие мышцами лица, губ, кисти, стопы, и относительно незначительные плеча, бедра, голени. Величина отдельных зон двигательной области коры пропорциональна не количеству Мышечной ткани, а тонкости и сложности движений отдельных органов.

Каждая мышца имеет двойное нервное подчинение. Одни нервы идут из мозга, и по ним подаются импульсы, которые вызывают, сокращение мышц, другие идут от узлов. лежащих по бокам спинного мозга и регулируют химические процессы, их питание.

Нервные сигналы, управляющие движением и питанием мышцы, согласуются с нервной регуляцией кровоснабжения мышцы. Получается единый тройной нервный контроль.

— Какие два вида работ могут совершать мышцы? При каких условиях?

(Мышцы могут совершать динамическую и статическую работу.

Динамическую — при поднятии тяжестей, ходьбе, беге. Статическую — при удержании частей тела в определенном положении, удержании груза, стоянии. сохранении позы.)

— Какое минимальное количество мышц обеспечивает движение в суставе? Как они называются? Приведите пример.

(Движение в суставе обеспечивается как минимум двумя мышцами.’ мышцей-сгибателем; мышцей-разгибателем. Например, сгибание руки локтевом суставе обеспечивает двуглавая мышца плеча, а разгибание — трехглавая.)

— Что происходит с мышцами в результате длительного бездействия?

(Мышца, атрофируются, то есть происходит их истощение, уменьшение в объеме и массе, потеря жизнеспособности.)

— Что происходит с мышцами в результате длительной, без отдыха работы?

(Мышцы утомляются, то есть временно снижается работоспособность.)

С какими процессами связано утомление мышц?

(С процессами происходящими в центральной нервной системе, а также с накоплением в мышце продуктов обмена веществ.)

Реплика учителя — Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Источниками этой энергии служат распад и окисление органических веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот). Органические вещества в мышечных волокнах подвергаются химическим превращениям, в которых принимает участие кислород: В результате образуются продукты расщепления, главным образом углекислый газ и вода освобождается энергия.

—Как можно снять утомление?

(Обеспечить отдых, то есть сменить род деятельности. Во время отдыха кровь уносит продукты распада, восстанавливает работоспособностью нервных клеток центральной нервной системы)

—Отчего зависит скорость развития утомления?

(Скорость развития утомления зависит от состояния нервной системы; ритма работы; величины нагрузки; тренированности мышц.)

Выполнение заданий в рубриках, «Какие утверждения верны.

— Каким образом мышцы совершают работу?

— Какая работа называется динамической? статической?

— Какая работа совершается при удерживании груза?

— Как работают мышцы-сгибатели мышцы-разгибатели?

Работу в суставе можно представить в форме таблицы

Состояние двигательного нейрона мышцы-сгибателя

Состояние мышцы разгибателя

Состояние двигательного нейрона мышцы-разгибателя

свободно висит вдоль тела

Вытянутая рука удерживает груз

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АППАРАТА ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ

Цель: выявить условия развития костей и мышц причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия. Формировать умения внимательно слушать и слышать устную речь; Коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.

Оборудование модель скелета человека, таблицы: «Скелетные мышцы» «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия».

Динамическая работа — работа, выражающаяся в перемещении тела или его частей, и связанная с сокращением мышц.

Статическая работа — работа, выражающаяся в удерживании частей тела в определенном положении, в удерживании груза, стоянии. в сохранении позы и связанная с напряжением мышц.

писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводиться окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактором является мышечное движение»

Движение тела – функции мышц, но оно невозможно без опоры – костей.

Кости могут перемещаться благодаря сокращению мышц, которые прикреплены к ним. Вместе с тем мышцы вместе со связками удерживают кости в определенном положении.

Таким образом, скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека. К изучению опорно-двигательной системы мы с вами приступаем.

-Каково значение опорно-двигательного аппарата?

(Значение опорно-двигательного аппарата: служит опорой телу; осуществляет движение тела в пространстве; создает структурную форму тела; обеспечивает защиту внутренних органов; участвует в обмене веществ и т. д)

-Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

(Скелет = череп + скелет туловища +скелет верхних конечностей +скелет нижних конечностей.

Скелет головы (череп) = мозговой отдел + лицевой отдел.

Мозговой отдел черепа = 1 лобная часть + 1 затылочная + 1 клиновидная + 1 решетчатая + 2 теменные + 2 височные.

Лицевой отдел черепа = 2 скуловые части + 2 верхнечелюстные + 2 носовые + 2 слезные + 1 нижнечелюстная + 1 подъязычная.

Скелет туловища = позвоночник + грудная клетка.

Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных +5 крестцовых + 5 копчиковых.

Грудная клетка = 12 грудных позвонков + 12 пар ребер +грудина.

Скелет конечности = пояс конечностей + скелеты свободных конечностей.

Скелет верхних конечностей = пояс верхних конечностей +скелеты свободных верхних конечностей.

Пояс верхних конечностей = 2 лопатки +2 ключицы.

Скелет свободной верхней конечности = 1 плечевая кость + 2 кости предплечья (локтевая и лучевая) + кости кисти (запястье, пясть, и фаланги пальцев)

Пояс нижних конечностей = 2 тазовые кости + крестец.

Скелет свободной нижней конечности = 1 бедренная кость + 2 кости голени (большая и малая берцовые ) + кости стопы (предплюсна, плюсна и фаланги пальцев).


Приложение .

Обычно человек растетлет. До 50 лет рост остается неизменным. Затем начинается медленное уменьшение роста в среднем на 1- 2 см в каждое последующие десятилетие. Объясняется это сокращением движений и всей массы костно — мышечного аппарата. Если человек занимается спортом в течении всей жизни, выполняет активные движения, в преклонном возрасте может задержаться снижение роста.

В основе роста человека лежат сложные процессы. Первоначальный хрящевой скелет окостеневает. Новые костеобразующие клетки вытесняют хрящевые. Рост кости происходит одновременно с ее разрушением. Клетки – костеразрушители уменьшают кость изнутри настолько, насколько образуют ее наружные клетки, отлагающие костное вещество.

Рост кости в толщину связан с делением клеток внутренней поверхности надкостницы. При этом на поверхности кости образуются новые слои клеток, а вокруг этих клеток – межклеточное вещество.

В длину кости растут за счет деления клеток хрящевой ткани покрывающей концы костей. В детстве и юности кости растут и в длину и в толщину.

Рост костей регулируют биологически активные вещества, например гормон роста, выделяемый гипофизом. При недостаточном количестве этого гормона ребенок растет очень медленно. Такие люди вырастают не выше детей 5-6 летнего возраста. Это карлики.

Если в детстве гипофиз вырабатывает слишком много гормона роста, вырастает великан – человек ростом до 2 м и выше.

При усилении функции гипофиза у взрослого человека непропорционально разрастаются некоторые части тела, например нос, пальцы рук, ног.

— Как кости могут соединиться друг с другом?

— Между какими частями наблюдается непрерывное соединение?

(Между костями черепа (швы); между костями таза; между позвонками позвоночного столба; между берцовыми костями голени)

— Между какими костями наблюдается соединение и как оно называется?

(прерывное соединение костей называется суставом. Примером суставов является тазобедренный, плечевой, локтевой, коленный суставы).

(Сустав образуется концами соединяющихся костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивают упругость сустава и облегчает движение. Уменьшению трения также способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная суставная жидкость, которая действует как смазка. Снаружи сумка, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами).

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима стремились изучать кости. Основатель учения об атомах Демокрит, собирал костные остатки, посещая кладбище. Клавдий Гален –древнеримский врач и естествоиспытатель –посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершал путешествие в Александрию, чтобы изучить единственный сохранившийся целиком скелет человека.

Кости скелета человека образованы костной тканью – разновидностью соединительной ткани. Костная ткань снабжена нервами и кровеносными сосудами. Клетки ее имеют отростки. Межклеточное вещество и плотное, по своим свойствам напоминает камень. Костные клетки и их отростки окружены мельчайшими канальцами, заполненными межклеточной жидкостью. Через межклеточную жидкость канальцев происходит питание и дыхание костных клеток.

Какие виды костей различают в скелете человека?

(Различают : трубчатые кости, например плечевую, бедренную и т. д ; широкие, или плоские, кости, например кости мозгового отдела черепа, кости таз а и т. д.; смешанные кости, например позвонки, кости основания черепа и т. д)

Какие вещества входят в состав костей скелета человека? Какие качества они придают костям?

(неорганические вещества ( 65-70 %) –это соли кальция и фосфора ; придают костям твердостью Органические вещества (%) обеспечивают костям эластичность и упругость.)

— Из какой части состоят кости?

(Кости состоят из костной ткани)

-Какие два вещества различают в костной ткани?

(Компактное, в котором костные пластинки имеют форму полых цилиндров, вставленных один в другой ; губчатое вещество состоит из костных пластинок, расположенных в направлении наибольшей нагрузки.)

-Чем кость покрыта снаружи?

(Снаружи кость покрыта надкостницей.)

Тест для обучающихся по теме: «Первая медицинская помощь»

1.Почему возникают обморожения у человека?

а)в результате воздействия темноты;

б)в результате воздействия холода;

в)в результате воздействия сырости;

г)в результате воздействия ветра.

2.Какие части тела подвергаются чаще всего обморожению?

г)нос, щечки, ушки и подбородок.

3.Как необходимо поступить человеку, если отмороженное место не удалось отогреть на улице?

а)следует срочно обратиться в травмпункт;

б)следует зайти в первый попавшийся дом;

г)следует выпить горячего чая.

4.В чем заключается первая помощь при ожоге?

а)следует срочно обратиться к врачу;

б)следует срочно вызвать скорую помощь;

в)следует залить йодом или замазать зеленкой пораженное место;

г)следует пораженное место промыть холодной водой и наложить чистую повязку;

5.Первая помощь при попадании инородного тела в глаз.

а)использовать острые инструменты;

в)попросить товарища удалить инородное тело;

г)удалить инородное тело уголком ткани;

6.Первая помощь при тепловом поражении организма.

г)поместить в прохладное место, положить холод на голову и дать обильное питье.

7.Первая помощь при остановке капиллярного кровотечения.

г)наложить стерильную марлевую повязку.

8.Что должно находиться в аптечке первой медицинской помощи?

Метод экспресс — оценки физического здоровья обучающихся.

1.Индекс Кетле 2 =

Характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения.

2.Индекс Робинсона =

Характеризующий состояние регуляции сердечно — сосудистой системы.

Который характеризует функциональные возможности системы дыхания ,устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.

Где КП — количество подъемов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.

где 4, 200 и 10 постоянные коэффициенты. Данный индекс характеризует выраженность реакции сердечно – сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

После оценки каждого показателя в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья школьника.

источник