Меню Рубрики

Лабораторная работа скелет строение состав и соединение костей

Изучение тканей организма человека.

Понятие онтогенез, основные этапы эмбрионального развития

Зародышевые листки, их обособление.

Понятие ткань организма человека, классификация тканей.

Рассмотреть под микроскопом и зарисовать препараты тканей, отметить особенности строения в связи с выполняемыми функциями.

Эпителиальная ткань однослойный и многослойный эпителий

Рыхловолнистая соединительная ткань

Плотноволокнистая соединительная ткань

Хрящевая ткань (волокнистый, гиалиниовый, эластический хрящ)

Мышечная ткань (гладкомышечная, поперечнополосатая, сердечная)

Подготовить ответы на вопросы к контрольной.

Клетка структурно-функциональная и информационная единица живого.

Мембранные органеллы клетки (ядро, митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, плазмолемма)

Немембранные компоненты клетки (рибосомы, клеточный центр)

Принципы классификации соединительных тканей.

Эпителиальная ткань ее виды.

В состав кости входят несколько тканей. Ведущей, обеспечивающей функцию кости является костная ткань, также в состав кости входят хрящевая ткань, нервная ткань, кровь и гладкомышечная ткань, плотноволокнистая соединительная ткань. Все внутренне пространство кости заполнено костным мозгом, который является неотъемлемой частью органа. Снаружи кость покрыта надкостницей (соединительная ткань), за счет которой кость питается, растет в ширину и способна к регенерации.

Рассмотрите внешнее и внутреннее строение кости (рис.3), расположение компактного и губчатого вещества – зарисуйте

Рассмотрите различные виды костей, зарисуйте, найдите примеры.

Развитие любой кости происходит за счет остеобластов, которые образуются их мезенхимы зародыша. Эти клетки вырабатывают межклеточное вещество кости. Косит могут развиваться на почве соединительной или хрящевой ткани и в соответствии с этим различают виды окостенения:

Первыми окостеневают участки костей наибольшую основную нагрузку, затем из благодаря добавочным очагам окостенения остальные части скелета. Весь процесс развития кости происходит в тесной связи с кровеносной системой. Также на скелеты ярко отражается работа мышц. Длительные сокращения мускулатуры вызывают усиление обмена веществ кости, в результаты кость увеличивается в размере, выраженнее становится ее рельеф.

Какие ткани входят в состав кости.

Внутреннее строение кости

Губчатое и компактное вещество кости, особенности их строения и расположения

Костный мозг, его виды, функции

Возрастные изменения кости

развитие кости, типы окостенения

Классификация костей, ее принципы.

Влияние образа жизни на структуру и размер костей.

По развитию, строению и функции все виды соединения костей делят на 2 большие группы:

И выделяют переходную форму — попупрерывное или симфиз, он имеет небольшую щель, но не снабжен настоящей суставной полостью и сумкой.

Основные типы соединений костей и их примеры

1. Рассмотрите различные виды швов черепа, зарисуйте и подпишите

Отметьте зубчатый, чашуйчатый, гармонический (гладкий шов).

2. Рассмотрите строение сустава, зарисуйте и подпишите его основные элементы.

Определите принципы классификации суставов, типы движения и плоскости вращения в них.

Суставы играют тройную роль:

сохранение положения тела

перемещение частей тела друг относительно друга

По форме суставные поверхности рассматриваются как отрезки геометрических тел вращения: цилиндра (одна ось вращения), эллипс (две оси), шар (три оси). Различают следующие виды движения:

вокруг фронтальной оси – сгибание и разгибание

вокруг сагиттальной оси – отведение и приведение

вокруг вертикальной оси – вращение (супинация и пронация)

с переход с одной оси на другую – круговое движение — циркумдукция

укрепляющей частью сустава являются связки. Они выполняют две функции – направляют и удерживают работу суставов.

Классификация суставов по форме суставных поверхностей и функции (тип выполняемых движений)

12а и 12б одноосный блоковидный сустав, движения разгибание (а) и сгибание (б).

13 седловидный двуосный сустав движения – сгибание, разгибание и отведение, приведение

14 одноосный цилиндрический сустав – вращение вправо и влево

15 трехосный шаровидный сустав.

Весь двигательный аппарат человека делят на две части – пассивную и активную, также можно выделить три системы органов:

источник

Если бы в теле человека не было костей, то оно напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы.

Кости придают нашему телу форму. Они твёрдые и прочные. Все кости в теле человека образуют скелет. Слово «скелет» происходит от греческого слова «скелетос», что в переводе означает «высохший», вероятно, из-за того, что ткани скелета кажутся совсем безжизненными.

В скелете человека выделяют три отдела: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Масса скелета составляет около 11 килограммов. Он играет большую роль в жизни человека: является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника – спинной мозг, который находится внутри него.

Мышцыэто двигатели нашего тела, благодаря которым мы передвигаемся и работаем. Они позволяют заниматься спортом, быть ловкими, сильными и быстрыми. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают образование звуков. Мышцы вместе с костями придают телу форму.

Строение и форма мышц зависят от той работы, которую им приходится чаще всего выполнять. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Они способны сокращаться и расслабляться. За счёт этого происходит движение костей, а значит, и нашего тела. Все этими процессами управляет головной мозг.

У человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Всего в теле человека насчитывается более 600 мышц.

Например, 200 из них используются при ходьбе, 43 – для того, чтобы наморщить лоб, и 17 – для того, чтобы улыбнуться.

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Её главная роль – обеспечение опоры и движения организма.

Так как кости не могут сами выполнять движения, они являются пассивной частью опорно-двигательной системы. Активной частью опорно-двигательной системы являются скелетные поперечно-полосатые мышцы. Именно они, сокращаясь, обеспечивают движение костей скелета, как рычагов.

Для человека характерно прямохождение и вертикальное положение тела, в связи с этим в опорно-двигательной системе имеется ряд особенностей. Например, изгибы позвоночника придают ему упругость во время совершения различных движений.

В скелете взрослого человека насчитывается от 204 до 208 костей. Они отличаются друг от друга по размерам, форме и выполняемым функциям. Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.

Трубчатые кости входят в скелет верхних и нижних конечностей. Например, кости плеча, предплечья, бедра и голени. Они являются прочными рычагами, с помощью которых возможно передвижение организма или перемещение его частей.

Все трубчатые кости имеют вид полых цилиндров с утолщёнными концами – эпифизами. Средняя часть кости называется диафизом. Сверху кости покрыты соединительнотканной оболочкой – надкостницей. Она состоит из двух слоёв. В наружном слое много сосудов и нервных окончаний. К нему прикрепляются сухожилия и мышцы. Внутренний слой – тонкий и нежный, он состоит из живых клеток.

Надкостница прочно срастается с костной тканью. За ней располагается слой компактного вещества. В эпифизах компактное вещество переходит в губчатое. Оно заполняет всю головку.

Компактное и губчатое вещество образованы костными пластинками и межклеточным веществом. В компактном веществе костные пластинки образуют сложные системы ─ остеоны, которые состоят из вставленных друг в друга цилиндров. В центре каждого остеона расположен канал, по которому проходят кровеносные сосуды и нервы.

В губчатом веществе костные пластинки и перекладины перекрещиваются между собой и образуют множество ячеек.

Губчатые кости состоят из губчатого вещества, которое покрыто тонким слоем компактного. К губчатым костям относится надколенник и кости запястья. Кости такого типа расположены там, где необходимы одновременно большая прочность и подвижность.

К плоским, или широким, костям относятся тазовая кость, лопатка, кости мозгового отдела черепа. Их ширина и длина значительно превышают толщину. Они образуют стенки грудной, брюшной полостей и черепа. Плоские кости выполняют функцию опоры и защиты.

Смешанные кости состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и форму. К этому типу костей относятся позвонки и кости основания черепа. Они выполняют функцию опоры и защиты.

Кость состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная. К какому бы типу не относилась кость, она имеет сложный химический состав. Живая кость содержит 50% воды, 12,5% белков, 15,7% жиров и углеводов и 21,8% неорганических соединений. Это различные соединения, в состав которых входят кальций, фосфор, магний и в незначительном количестве – алюминий, фтор, марганец, свинец, молибден, железо и другие элементы.

В костях содержится 99% всего кальция, имеющегося в теле человека. Кости – своеобразное депо этого элемента.

Органические вещества придают кости эластичность и упругость, а неорганические, или минеральные, вещества придают твёрдость. Сочетание этих веществ делает кость очень прочной. В детском возрасте в костях преобладают вода и органические вещества. С возрастом содержание органических веществ уменьшается и увеличивается содержание неорганических. Поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и часто ломаются.

Кость представляет собой живое образование, в котором происходят процессы роста и обмена веществ. В детстве и юности кости людей растут в длину и утолщаются.

Рост костей в длину происходит за счёт зон роста, которые расположены на границе диафиза и эпифизов. Здесь хрящевая ткань непрерывно растёт и замещается костной тканью. Если прослойка хряща подвергается окостенению, то рост кости прекращается. В толщину кость растёт за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

В возрасте 22–25 лет формирование скелета заканчивается.

Между перекладинами губчатого вещества кости содержится особая ткань – красный костный мозг. В нём происходит образование клеток крови – кроветворение. До младшего школьного возраста (7–9 лет) красный костный мозг находится как в губчатом веществе, так и в полостях трубчатых костей. В дальнейшем в диафизах он заменяется жировой тканью, которую называют жёлтым костным мозгом. Он является накопителем жировой ткани и не участвует в кроветворении.

Кости соединяются между собой по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное (непрерывное), полуподвижное (полупрерывное) и подвижное (прерывное, или сустав).

Неподвижное соединение костей осуществляется хрящевой или соединительной тканью. У новорождённого ребёнка тазовая кость образована тремя костями (седалищной, лобковой и подвздошной). Они соединены хрящевыми прослойками. С возрастом хрящ постепенно заменяется костной тканью, и кости срастаются, образуя таз.

Неподвижное соединение костей может осуществляться с помощью швов. Так соединяются между собой кости черепа. В этом случае многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой кости. Непрерывные соединения обеспечивают надёжную защиту и опору для внутренних органов и мозга.

Большинство костей тела человека не сращены между собой, так как если бы кости нашего тела срастались, то движения были бы невозможны.

В полуподвижных соединениях кости связаны между собой хрящевыми дисками. Такие хрящевые диски расположены между телами позвонков. Они позволяют позвонкам менять своё положение в пространстве, и человек может совершать наклоны в разные стороны. С помощью таких хрящевых образований рёбра прикрепляются к грудине. Полупрерывные соединения смягчают толчки и удары. Они работают как биологические амортизаторы.

Подвижные (прерывные) соединения костей – суставы – облегчают скольжение костей относительно друг друга, одновременно плотно скрепляя их между собой. Скольжение достигается благодаря тому, что соединяющиеся концы костей имеют соответствующую форму.

Например, если на одной кости есть головка, то на другой – ямка.

Приведём несколько примеров суставов: это тазобедренный, коленный, локтевой суставы.

Строение коленного сустава. В его состав входят суставные поверхности сочленяющихся костей, капсула, полость, суставная жидкость, а также вспомогательные элементы – связки и мениски.

Сочленяющиеся концы костей покрыты гладким хрящом, который уменьшает трение между ними и облегчает движение. Прочность скрепления костей обеспечивается с помощью суставной капсулы, которая состоит из соединительной ткани, натянутой между концами костей по всей окружности сустава. Края капсулы прирастают к костям и прочно закрывают полость сустава. Полость сустава заполнена суставной, или синовиальной, жидкостью. Она постоянно выделяется внутренней поверхностью суставной капсулы. Синовиальная жидкость необходима для питания хряща и уменьшения трения костей. Наружный слой суставной капсулы переходит в надкостницу.

Капсула делает суставную полость герметичной. Герметичность способствует сближению костей и обеспечивает суставу достаточную прочность.

В создании герметичности принимают участие связки.

Связки – это пучки плотной волокнистой ткани, которые соединяют кости.

В состав опорно-двигательной системы входят свыше 230 суставов и около 700 связок.

В состав опорно-двигательной системы входит свыше 230 суставов и около 700 связок.

Читайте также:  Хирургическое лечение перелома хирургической шейки плечевой кости

Итог урока. Основу организма человека составляет скелет. В его состав входит более 200 костей. Различают трубчатые, плоские, губчатые и смешанные кости. Между собой они могут соединяться по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (сустав).

Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма.

источник

«Изучение декальцинированной и прокалённой кости».

Наименование учреждения: ГУ«СОШ№6 г. Павлодара»

Должность: учитель биологии и химии

Тема: Строение и состав кости. Лабораторная работа «Изучение декальцинированной и прокалённой кости».

Тема урока: Строение и состав кости. Лабораторная работа №4

«Изучение декальцинированной и прокалённой кости».

Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей.

    образовательная: обобщить знания об основных функциях скелета; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы; развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения); убедить учащихся в единстве живой и неживой природы; воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

    модель скелета человека; интерактивная доска, компьютер, презентация Power Point, фильм созданный в Windows Movie Maker; электронные учебники: 1С Образовательная коллекция, Уроки Кирилла и Мефодия; прокаленная, декальцинированная кости; фильтровальная бумага; резиновые перчатки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемно – исследовательский, объяснительно — иллюстративный, аналитический, индуктивный.

Проблема, которую призван решить урок: От чего зависит прочность кости?

Планируемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

а) химический состав кости, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости;

б) особенности строения кости;

в) определение и значение понятий: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг;

уметь: характеризовать зависимость свойств кости от её состава и строения.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Объяснение нового материала.

1. Химический состав кости

2. Свойства кости. Лабораторная работа.

3. Внутреннее строение кости.

4. Возрастные изменения костей.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о движении человека. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Девизом урока я выбрала слова Вольтера: “Движение – это жизнь”. (Слайд 1)

Показ кинофрагмента (фильм созданный в Windows Movie Maker «Человек искусственный)

II. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока и прежде чем его начать, я предлагаю вам самим оценить свою работу. Перед вами лист самооценки (Слайд 2)

в него вы будете вносить оценки за проверку знаний по строению скелета, за выполнение теста, компетентностно-ориентированного задания, лабораторную работу и участие в обсуждении вопросов закрепления. В конце урока нужно поставить оценки в строки 6,7,8.

— Ребята, какая система органов обеспечивает движение тела, перемещение его в пространстве?

— Почему, по-вашему, опорно-двигательную систему называют костно-мышечной?

— Из каких частей состоит опорно-двигательная система?

— Каковы основные функции опорно-двигательного аппарата?

— В чем проявляется опорная функция, двигательная, защитная?

Ученики первого ряда работают у доски по электронному учебнику, остальные ученики называют отделы скелета и показывают их на модели скелета человека.

Задание №1 (2 мин.). Ребята, вам необходимо соотнести перечисленные названия костей с соответствующим отделом скелета.

Задание №1 написано и в рабочем листке.

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду (Слайд 4)

Постановка проблемы.(выполнение компетентностно-ориентированного задания) (Слайд 5)

Задание №2 написано и в рабочем листке. ( См. приложение)

После выполнения КОЗ учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока и записывают в тетрадь.

Тема урока: Строение и состав кости. (Слайд 6), (Слайд 7).


III. Объяснение нового материала.

1.Учёные установили, что в состав кости входят многие вещества, химический состав её очень сложен. (Слайд 8)

Кость состоит из воды, органических и неорганических веществ. Обезжиренная, и обезвоженная кость состоит на 1/3 из органических веществ, получивших название “оссеин”, и на 2/3 из неорганических. Химики установили, что в состав кости входят соли кальция и магния, фосфора, и более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани. Итак, кость состоит из многих веществ и обладает определенными свойствами.

— Какие свойства кости позволяют ей выполнять свои функции?

— Твердость, прочность, гибкость. И очень важным свойством кости является прочность. (Слайд 9)

По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами (медью, железом). Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля! Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун. (Слайд 10)

Как видно из таблицы кость по своей прочности уступает только твердым сортам стали, и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона.

Чем же объясняется такая высокая прочность костного материала? (Постановка проблемы урока)

Мы постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения состава. И для этого проведём лабораторный опыт, ведь “опыт – кратчайший путь познания истины”, а народная мудрость гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Учитель: Вещества, входящие в состав кости, можно разделить на две группы органические и неорганические.

? Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

? Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

Учитель: Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

2. Лабораторная работа (Слайд 11)

Учитель: Два дня назад я поместила куриную кость в 10% р-р соляной кислоты. Именно куриную кость, т. к. она мельче, чем, например коровья и на растворение солей, входящих в её состав, потребуется меньше кислоты и времени. Итак, я извлекаю кость из стакана, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

? Мы поместили кость в раствор соляной кислоты, что произошло с неорганическими веществами?

ПО Неорганические вещества растворились, а органические остались.

? Как вы понимаете слово “декальцинированная кость?” Из каких веществ она состоит?

Какие свойства характерны для декальцинированной кости?

? К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

ПО Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений отлично горят. На месте костра всегда остаётся зола-это минеральные соли (т. е. неорганические вещества), а органические вещества сгорают. Я прокалила куриную кость. Кость обуглилась, обугливание — верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость хрупкая, крошится в руках на пластинки, но пластинки самим по себе очень твердые.

? Что происходило с органическими веществами кости при прокаливании?

ПО Органические вещества сгорали, остались неорганические.

? Из каких веществ состоит прокалённая кость?

? Какое свойство наиболее характерно для прокалённой кости?

? Какие свойства характерны для нормальной кости?

ПО Упругость, гибкость, твёрдость.

Заполните таблицу в рабочем листке. (Слайд 12)

Задание №3 написано и в рабочем листке. ( См. приложение)

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду(Слайд 13) .

3.Учитель: От чего еще зависят уникальные свойства кости?

Учитель: Рассмотрим строение кости, и докажем, что ее свойства зависят от строения. (показ электронного учебника: 1С Образовательная коллекция )

Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни – Эйфелевой. (Слайд 14).

Проверка знаний по тренажеру электронного учебника: « Уроки Кирилла и Мефодия»

Учитель: Ребята как вы думаете, изменяется ли состав костей с возрастом? Каким образом? Рассмотрим диаграммы “Возрастные изменения состава костей”. (Слайд 15)

С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

? Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?

? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Учитель: Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. В нашей школе по данным медосмотра у 36% учащихся нарушение осанки, в среднем звене – 18% человек уже испортили свою осанку. Не попадайте в их число! Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой.

Учитель: Ребята, выполнив задание №4 в рабочем листке, вы сделаете вывод к сегодняшнему уроку.

Задание №4 Вывод. Вставьте пропущенные слова в предложении:

«Свойства кости определяются единством ………………………… и …………………. веществ. Органические вещества обеспечивают …………………………. кости, неорганические ………………. а их сочетание прочность кости. Мы убедились в том, что свойства кости зависят от её …………………..».

Задание №4 написано и в рабочем листке. ( См. приложение)

    Вывод: Свойства кости определяются физико-химическим единством её состава и строения.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала. (Слайд 17)

Запишите вывод в рабочем листке и заполните в листе самооценки вопросы №6,7,8. ( См. приложение)

V. Домашнее задание: § 24 стр. 83, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию об опорно-двигательной системе под рубрикой “Это интересно”.

Рабочий листок к уроку: Строение и состав кости.

Задание №1 (2мин.) Вам необходимо соотнести перечисленные названия костей с соответствующим отделом скелета.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Лабораторная работа.doc

Практическая работа №6. (Демонстрационная)

Цель работы: изучить свойства костей.

Объекты и оборудование: натуральные рыбьи кости; спиртовка; соляна кислота; пинцет ; спички.

1. Возьмите в руки натуральную кость. Попробуйте ее согнуть, а затем растянуть.

Запишите результаты опыта.

2. Демонстрация. Ученик берет реберную кость карася и прокаливает над пламенем спиртовки.

Прокаленную кость ученик пробует согнуть и растянуть.

Запишите, что вы наблюдаете при этом.

Какие вещества были удалены из натуральной кости при ее прокаливании?

Какие свойства они придают натуральной кости?

3. Демонстрация. Ученик берет реберную кость карася и выдерживает в соляной кислоте.

Какими свойствами обладает декальцинированная кость, побывавшая в соляной кислоте?

Какие вещества, входящие в состав натуральной кости, растворились в соляной кислоте?

4. Сделайте вывод. Чем важна для функций скелета твердость кости при сохранении гибкости и упругости?

Выбранный для просмотра документ Скелет.Строение, состав и соединения костей..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Глава 8. «Опора и движение». ТЕМА: «Свойства, состав, строение и соединение костей. Практическая работа №6. «Химический состав кости»».

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину; показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций; продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.

Особенности строения нижнечелюстной кости детей

Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функций?

Какие типы соединения костей в скелете позволяют совершать человеку разнообразные движения?

ПЛАН УРОКА. Костная ткань. Химический состав костей Строение кости. Рост костей. Типы костей. Типы соединения костей.

Задание. Сопоставьте факты. Материал Прочность на сжатие Прочность на растяжение Сталь 552 827 Фарфор 250 55 КОСТЬ 170 120 Гранит 145 5 Дуб 59 117 Бетон 21 2

Кость – соединительная ткань КОСТНАЯ ТКАНЬ клетки межклеточное -остеобласты вещество -остеокласты основное оссеиновые волокна -остеоциты орг. вещество: -вода -белки -мукополисахариды неорган. соединения: -кристаллы гидрооксиапатита, сульфата, карбоната; — Ca, P, Mg и 30 элементов

Возрастные изменения состава кости. Костная ткань дети орг. в-ва > неорган. в-ва взрослые орг.в-ва 16 слайд

Компактное вещество костной ткани Губчатое вещество костной ткани Имеет пластинчатое строение, напоминающее систему вставленных друг в друга цилиндров Образовано очень тонкими костными перекладинами, ориентированными параллельно линиям основных напряжений

Читайте также:  Вытащить кость из зуба во сне

Рост костей В длину – за счет деления хрящевой ткани В толщину – за счет деления клеток надкостницы

Рост костей В длину – за счет деления хрящевой ткани В толщину – за счет деления клеток надкостницы

Соединения костей неподвижное – шов подвижное — сустав полуподвижное —полусустав

Неподвижные соединения Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом крайне ограничены или вовсе отсутствуют. Такое соединение костей получило название – шов.

Полуподвижное соединение Небольшая подвижность достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются.

Подвижные соединения костей Подвижные соединения костей — это суставы, которые облегчают скольжение костей друг относительно друга и плотно скрепляют их между собой. Скольжение достигается благодаря тому, что соединяющиеся концы костей имеют соответствующую форму.

Ответьте на вопросы Какие функции выполняет скелет? Как вы докажете, что кость — живой орган? Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости? Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций».

Выбранный для просмотра документ разработка урока.doc

ТЕМА : «Свойства, состав, строение и соединение костей.

Практическая работа № 6. «Химический состав кости»».

сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом

составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и

показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций;

продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источ-

никами информации, а также умений и навыков организации самостоя-

тельной учебной деятельности.

Оборудование: модель скелета человека, распилы костей, учебные таблицы с изображе-

нием костей, внутреннего строения кости, прокаленные и декальцини-

рованные кости, реберные кости рыб (карась), 2-5% соляная кислота,

спиртовка, спички, пинцет, компьютер, м\ проектор.

II .Актуализация знаний учащихся и целеполагание.

Учитель. «Движение – это жизнь», — заметил Вольтер. Действительно, организм человека приспособлен природой к движению.

(демонстрация слайда – движение)

— Благодаря чему мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем,

ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных вы-

прямлений, сгибаний, поворотов?

Ученики. (Предположения учеников).

Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

(демонстрация слайда – скелет и мышцы человека)

Опорно-двигательная система представлена пассивной и активной частью.

Пассивная часть – это скелет человека. ( демонстрация слайда – скелет человека)

Скелет взрослого человека образует 208-210 костей, а скелет ребенка – около 300 костей.

С чем это связано? Дело в том, что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствуют некоторые (чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.(демонстрация слайда – особенности строения нижнечелюстной кости детей)

У детей же некоторые кости, например, – нижнечелюстная кость – в раннем детстве – представлена двумя костями, переделенные хрящем, затем хрящевая ткань замещается на костную, и в дальнейшем эта кость представлена – одной костью.

Учитель. Кости — это те органы из которых сформирован скелет и именно они обеспечивают выполнение основных функций: опорной, защитной и двигательной. Отсюда вытекают два проблемных вопроса:

(демонстрация слайда – проблемные вопросы)

1. Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опор-

2. Какие типы соединения костей в скелете позволяют совершать человеку разнообразные движения ?

Основное содержание поисковой беседы по вопросу 1 и 2.

Демонстрация (слайд план урока)

Учащиеся записывают в тетрадь.

2. Химический состав костей.

III . Объяснение нового материала.

Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок — Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Задание . Сопоставьте факты и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека ( демонстрация слайда ).

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

Проведем предварительное знакомство со строением кости.

Кость – это орган. Как любой орган она сформирована тканью.

Давайте посмотрим на рисунок и попробуем предположить, какая ткань формирует кость.

Клетки удалены друг от друга, много межклеточного вещества. Это описание какого типа ткани?

(демонстрация слайда – строение костной ткани)

Ответ учащихся – Это описание соединительной ткани. А костная ткань – это разновидность соединительной ткани.

Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяет механические свойства тканей

1. Каждая кость – сложный орган, состоящий из костной ткани, надкостницы, костного мозга, кровеносных, лимфатических сосудов и нервов.

2. Костная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.

(демонстрация слайда — строение костной ткани)

Конспект для записи в тетрадь.

Кость— соединительная ткань — костная ткань:

основное орг. вещество: вода

(Демонстрация слайда – клетки костной ткани)

3. Клетки костной ткани: С! Остеобласты – клетки, за счет которых кость растет;

Остеокласты – предназначены рассасывать (растворять) то,

что препятствует росту и перестройке кости, многоядерные

Остеоциты – зрелые клетки, не способные к делению.

(Словарные слова – переписать в словарь!)

4. Межклеточное вещество состоит из основного органического вещества, оссеиновых волокон и неорганических соединений.

Основное вещество представляет собой желеобразную массу, состоящую из воды, белков и мукополисахаридов (сложные биополимеры, состоящие из углеводов (70-80 %) и белков), выполняющую роль природного смазочного материала.

Оссеиновые волокна состоят из тонких фибрилл, образованных из волокнистого белка – коллагена. В пластинчатой костной ткани пучки коллагеновых волокон пространственно упорядочнны и имеют определенное направление.

Неорганические соединения в виде небольших кристаллов гидрооксиапатита, сульфата, карбоната откладываются как в оссеиновых волокнах, так и вокруг них. Неорганическое вещество составляет 65-70 % сухой массы кости.

В скелете взрослого человека содержится около 1200 кг Са, 530 г Р, 11г М g .

Помимо Са, Р, М g кость содержит более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани.

— Какое значение имеет такой химический состав кости?

—Попробуем определить свойства минеральных веществ.

— Как это сделать? ( Учитель выслушивает предложения учащихся).

(опыт демонстрирует ученик)

Пр. раб. № 6. «Химический состав кости».

Эта задача решается по принципу исключения. В костях имеются органические и минеральные вещества. Чтобы узнать о свойствах минеральных веществ, надо удалить органические. Органические вещества можно просто выжечь.

(Ученик демонстрирует — берет реберную кость карася и прокаливает над пламенем спиртовки).

Вывод. Минеральные вещества твердые и хрупкие.

—Определим свойства органических веществ.

Чтобы выяснить свойства органических веществ, необходимо удалить минеральные вещества кости. СаСО3 и Са3 (РО4 )2 можно удалить слабым (2-5%) раствором соляной кислоты. Ученик завязывает узлом кость.

Вывод. Органические вещества обеспечивают кости упругость и эластичность.

Мы видим, что сочетание разных компонентов приводит к новому качеству, которым каждый из этих компонентов в отдельности не обладает.

(Демонстрация слайда – химический состав кости)

(Оформление пр. раб. осуществляется в специально подготовленных листах ).

У детей в костной ткани преобладают органические вещества; их скелет гибкий, эластичный, в связи с чем легко деформируется, искривляется при длительной и тяжелой нагрузке и неправильных положениях тела.

С возрастом содержание минеральных веществ в костях увеличивается, отчего кости становятся хрупкими и чаще ломаются.

(демонстрация слайда – возрастные изменения состава кости)

Конспект для записи в тетрадь.

орг. в-ва > неорг. в-ва орг. в-ва Учитель.

Органические и минеральные вещества делают кость прочной, твердой и упругой.

Кроме того, прочность кости обеспечивается ее структурой.

Предварительно на предыдущем уроке было задано домашнее задание:

нарисовать без обозначений фрагмент рис. 57 стр. 147 Строение трубчатой кости

Организуется работа с материалом учебника, который используется для пояснения немого рисунка-схемы «Строение длинной трубчатой кости». & 36 стр. 146 статья «Строение костей»

Тело длинных трубчатых костей – диафиз— построено из компактного вещества. В эпифизах костей (головки) между пластинками губчатого вещества находится красный костный мозг. В нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

Снаружи каждая кость покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой – надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество (демонстрация слайда) . Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции. В плотном веществе костные пластинки имеют цилиндрическую форму, они как бы вставлены одна в другую. Такая структура называется – остеон.

Учитель . Какое значение имеет такое расположение костных пластинок?

Ответ учащихся. — Обеспечивает костям большую прочность и легкость.

Учитель . Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям наибольшей нагрузки (демонстрация слайда)

Подытожим нашу беседу словами П. Ф. Лесгафта «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения».

— Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости? ( Учащиеся формулируют вывод ).

Кости могут расти в длину и толщину.

Учитель : рассказ об опыте: у молодого петуха удалили всю бедренную кость, но сохранили ее надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Какие можно сделать выводы из этого опыта?

Ответ : кость растет за счет деления клеток надкостницы.

( Демонстрация слайда ) За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут в толщину и зарастают при переломах. В длину кости растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах.

Мы рассмотрели особенности строения костей на примере длинных трубчатых костей.

— Все ли кости нашего организма имеют такое строение? (Учитель обращает внимание учащихся на скелет человека).

В классе стоит модель скелета человека.

Учащиеся вновь обращаются к материалам учебника и строят таблицу «Типы костей».

Вернемся к проблемному вопросу №2.

— Как соединяются между собой кости в скелете и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений?

Рассказ учителя с использованием демонстрации слайдов «Типы соединения костей».

Различают неподвижные, мало- (полу-) подвижные и подвижные соединения костей.

Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом ограничены или вовсе отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа, например, достигается тем, что многочисленные выступы одной кости входят в соответствующее углубление другой. Такое соединение костей получило название шва.

Полуподвижность достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся между отдельными позвонками. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются. При ходьбе, прыжках прослойки упругого хряща действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение.

Подвижные соединения костей встречаются чаще. Их называют суставами . Они обеспечивают условия для движения частей тела. Например, суставы: коленный, локтевой, лучезапястный. На суставе особенно отчетливо видно соответствие строения и функции.

(демонстрация слайда – конспект для записи в тетрадь)

неподвижное – шов. полуподвижное — подвижное – сустав

Об этом на следующем уроке мы послушаем сообщение «Суставы – подвижные соединения костей».

IV. Закрепление изученного материала.

Ответьте на поставленные вопросы:

Какие функции выполняет скелет?

Как вы докажете, что кость — живой орган?

Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости?

Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций».

параграф 36. словарь; записи в тетради; сообщение «Суставы – подвижные соединения костей».

источник

Подробное решение параграф § 6 по биологии для учащихся 9 класса, авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш 2015

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 9 класс можно найти тут

Какие типы скелетов встречаются в животном мире?

Скелет человека — совокупность костей организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата.

Типы скелетов – наружный (хитиновый, кремневый), внутренний, хрящевой, костный.

Читайте также:  Вики динозавра и их кости

1. Какие функции выполняет скелет? На какие части он подразделяется?

Функции – опора, передвижение и защитная. Различают скелет головы — череп, скелет туловища, к которому прикрепляются пояса конечностей — плечевой и тазовый, и кости свободных конечностей — рук и ног.

2. Докажите, что в движении участвуют не только мышцы, но и кости.

Кости скелета человека выполняют функции длинных и коротких рычагов, приводимых в движение мышцами. В результате части тела обладают способностью к передвижению.

3. Как классифицируют кости по форме?

Длинные, короткие и плоские кости.

4. Нарисуйте схему строения трубчатой кости.

5. За счёт чего кости растут в длину и в ширину?

Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и ее срастание при переломе. Около головок длинных костей у детей имеются хрящевые прослойки, где происходит формирование костной ткани. За счет этих участков кость растет в длину. Постепенно костная ткань полностью вытесняет хрящевую, и рост кости заканчивается.

6. Как устроено компактное вещество кости?

Надкостница прилегает к компактному веществу кости. Компактное вещество кости пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющее форму костных пластинок. Костные пластинки в несколько слоев окружают полость канальца, образуя цилиндры, вложенные один в другой. Костные клетки располагаются позади каждого ряда. Они соединены между собой, образуя единую систему.

7. Чем кости ребёнка отличаются от костей.

У детей в костях процент органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, так как в них увеличивается процентное содержание минеральных солей.

8. Приведите примеры неподвижных, пол у подвижных и подвижных соединений костей.

Неподвижно соединены кости черепа, кроме нижней челюсти. Полуподвижное соединение осуществляется с помощью хрящей. Так соединены между собой позвонки, а также 10 пар ребер с грудиной. Подвижные соединения костей называют суставами.

9. Как устроен сустав?

Сустав образуют две или несколько костей, соединенных друг с другом прочными тяжами — связками из соединительной ткани. Одна из костей образует суставную головку, другая – суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке. Ее стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров.

Внутри суставной сумки давление меньше, чем в окружающем воздухе. Чему это содействует: улучшению подвижности или повышению прочности сустава? Что произойдет, если герметичность суставной сумки будет нарушена?

10. Для проверки своего предположения проведите следующий контрольный опыт. Возьмите стакан, приложите его ко рту и втяните в себя воздух так, чтобы стакан присосался к лицу. Теперь нажмите на кожу углов рта и впустите атмосферный воздух. Почему присосавшийся стакан отпадает?

Низкое давление внутри суставной сумки препятствует расхождению суставных поверхностей, укрепляя сустав. При повреждении суставной капсулы (сумки) воздух попадает в полость сустава, вследствие чего суставные поверхности немедленно расходятся. Стакан отпадает, так как нарушена герметичность.

источник

Задачи:

  • обобщить знания учащихся об основных функциях опорно-двигательной системы, познакомить с классификацией костей;
  • показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения компактного вещества кости;
  • ознакомить с химическим строением кости, раскрыть особенности строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение опорной и защитной функций, изучить типы соединения костей.

Образовательные: углубить и оценить знания учащихся по теме; закрепить навыки работы со схемами, лабораторным оборудованием и наглядным материалом.

Воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за здоровье.

Развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету.

Оборудование:

Демонстрационное – скелет человека, модель черепа, позвонки, таблицы с изображением соединения костей, кости, вымоченные в кислоте и жженые, распилы костей (раздаточный материал), видеокассета “Типы соединения костей”, таблицы: “Строение костей”, “Скелет”, “Череп человека”.

Лабораторное — микроскопы, препараты костной ткани.

Тип урока: Изучение нового материала.

I. Организационный момент: постановка целей и задач урока.

II. Проверка домашнего задания (устный фронтальный опрос).

  1. Проверка правильности заполнения таблицы “Основные отделы скелета” (проверка д\задания в тетради).
  2. Упражнения на различение терминов: “ткань”, “орган”, “система органов”, “части тела”.
  3. Перечислите основные функции опорно-двигательной системы.
  4. Какие функции выполняют кости?
  5. Почему костная ткань относится к пассивной части опорно-двигательной системы?

III. Изучение нового материала.

Строение, состав и свойства костей.

Мы с вами продолжаем знакомиться с опорно-двигательной системой человека и сегодня на уроке познакомимся со строением и свойствами костей, типами их соединения.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте попробуем ответить на вопрос:

Бедренная кость весит 1200 гр., несмотря на свой маленький вес, в горизонтальном положении она может выдержать груз около 1500 кг.

Как вы думаете, почему кость, несмотря на свой маленький вес, может выдержать такую нагрузку?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, на станице 148 учебника найдите описание костей ткани (обратите внимание на рис. стр. 149 учебника). Докажите, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани.

После самостоятельной работы с учебником учащиеся приходят к выводу, что в состав костной ткани входят соли: Ca, Mg, P, Na, т.е. неорганические вещества, которые придают костям прочность, твёрдость, а также костная ткань является своеобразным складом минеральных веществ организма. Учащиеся делают вывод, что бедренная кость может выдержать большой груз, т.к. она является твёрдой соединительной тканью, обладает прочностью и твёрдостью.

Подводя итог вышесказанного о составе костной ткани, заполняем схему на доске (учащиеся записывают в тетрадях данную схему).

Химический состав костной ткани

придают костям твёрдость +упругость = прочность.

Эти вещества составляют 1\3 костной ткани

придают костям твёрдость составляют 2\3 части костной ткани.

Соли углекислого и . фосфорнокислого кальция и вода занимают около 20% массы костей.

Важную роль в костной ткани играют компактное и губчатое вещества, которые придают костям прочность, гибкость и сравнительную мягкость. На основании вышесказанного учащиеся делают вывод, что:

Органические и неорганические вещества, которые входят в состав костной ткани придают им гибкость и упругость. Бедренная кость, благодаря перечисленным свойствам костной ткани, обладает способностью выдерживать такой большой груз. Костная ткань является разновидностью соединительной ткани, для которой характерно сильное развитие межклеточного вещества.

Кости организма человека делятся на следующие типы:

а) круглые – трубчатые (кости конечностей);

б) плоские (рёбра, грудина, тазовые кости, кости черепа);

в) короткие (запястья, предплюсны, позвонки)

(Рассказ с демонстрацией костей, с использованием скелета человека). Перечисленные группы костей отличаются друг от друга не только по форме, но и размерам.

Вопрос: Чем отличаются кости друг от друга?

Чтобы ответить на вопрос, организуется самостоятельная работа с учебником, стр. 149, 1 колонка. После работы с учебником учащиеся сформулировали свои ответы следующим образом:

  1. Средняя часть трубчатых костей имеет вид трубки с полостью внутри, заполненной костным мозгом.
  2. Концы трубчатых костей не имеют полости.
  3. Трубчатые кости прочны и способны выдерживать большую физическую нагрузку.
  4. Полость внутри этих костей значительно уменьшает их массу.
  5. Губчатые кости состоят из губчатого вещества, что значительно уменьшает их массу, и состоят из двух пластин плотного и тонкой пластинки губчатого вещества.

Ребята, та часть трубчатой кости, которую вы назвали средней частью, это диафиз, он полый внутри и заполнен желтым костным мозгом. Снаружи диафиз покрыт надкостницей, которая пронизана нервами и кровеносными сосудами. Головки трубчатых костей (две головки) — эпифизы, они образованы губчатым костным веществом, который содержит красный костный мозг. Головки снаружи покрыты суставным хрящом.

Учащиеся делают вывод: Кости отличаются друг от друга не только по форме и размерам, но и месторасположению и строению.

После того, как учащиеся познакомились со строением костной ткани, проводится лабораторная работа: “Строение костной ткани”.

Цели работы: показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения компактного вещества кости, разъяснить учащимся, что округлые отверстия, окруженные рядами костных пластинок – это разрезы каналов, по которым проходят сосуды и нервы, и что не только сами кости имеют трубчатое строение, но их компактное вещество тоже состоит из многочисленных трубочек со стенками, выстланными костными пластинками.

Инструкция к выполнению работы:

  1. Настройте микроскопы, определите увеличение.
  2. Рассмотрите макропрепарат “Распил трубчатой кости”, обратите внимание на полоски плотного вещества среди губчатого в головках трубчатых костей (зоны роста костей)
  3. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань, найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы, найдите костные пластинки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков, зарисуйте один из канальцев и подсчитайте число “колец”, из которых состоит стенка костного канала.

Задания к лабораторной работе:

  1. Почему костная ткань относится к соединительным тканям?
  2. От чего зависит прочность и эластичность костей: от клеток или от межклеточного вещества?

После выполнения работы учащиеся делают вывод:

  1. Костная ткань является разновидностью твёрдой соединительной ткани.
  2. Прочность соединительной ткани достигается за счёт компактного (межклеточного) вещества, которое придаёт прочность костям в организме человека.
  3. Существует связь макро- и микростроения компактного вещества трубчатой кости.

Кости человека растут в длину и толщину.

Давайте попытаемся ответить на вопрос: Как происходит рост костей в длину и толщину?

Чтобы ответить на вопрос, прочитайте абзац “Строение кости”, стр. 148. После самостоятельной работы с учебником учащиеся приходят к выводу:

Рост костей в толщину происходит за счёт клеток надкостницы, расположенных в средней части трубчатых костей. Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста, находящихся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.

Учащиеся дополняют свои ответы, что полное формирование опорно-двигательной системы завершается к 22-25 годам.

Почему при сильном бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе, а во время футбольного матча нога не отрывается в тазобедренном суставе?

Чтобы ответить на проблемный вопрос, мы с вами посмотрим видеофильм: “Соединение костей”.

Вопросы к видеофильму:

  1. Каково строение сустава?
  2. Какие существуют типы соединения костей, перечислите их.
  3. Покажите приспособленность соединения костей к выполняемым функциям.

После просмотра видеофильма учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы:

1. Различают 3 типа соединения костей:

2. Называют приспособленность соединения костей к выполняемым функциям на примере суставов (плечевого и тазобедренного).

3. Охарактеризовав строение сустава, учащиеся отметили, что подвижность конечностей обеспечивается тем, что на одной из сочленяющихся костей находится суставная впадина, куда входит головка другой кости, головка и суставная впадина по своим размерам и формам соответствуют друг другу.

Из выше сказанного следует сделать вывод (демонстрируя на скелете):

  1. Неподвижное соединение костей характерно для костей черепа, таза, крестцово- копчиковых позвонков. Неподвижное соединение кости образуют путём срастания между собой.
  2. Полуподвижное соединение характерно для позвонков и лонной кости, при этом они соединяются между собой хрящевыми прокладками, обладающими упругостью и эластичностью
  3. Подвижное соединение – сустав, где имеется суставная сумка (впадина) и головка, самые подвижные суставы – плечевой и тазобедренный.

Всё сказанное можно представить в виде схемы

Диктант (выполняется на листочках).

Задания на доске:

  1. В состав костной ткани входят …
  2. Кости растут в длину и толщину за счёт …
  3. Различают 3 типа соединения костей …
  4. Костная ткань является разновидностью …

Д\з п. 47, изучить рис. 78, 79 учебника.

Использованная литература:

  1. Соколова Н.П. Биология. Пособие для подготовительных отделений и поступающих в ВУЗы. Москва. “Высшая школа”, 1994 г.
  2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Москва. Издательский центр, 2000 г.
  3. Захаров В.Б. Биология. Справочные материалы. Москва. Издательский дом, 1997 г.
  4. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя. Москва, 1998 г.
  5. Никишов А.И., Петросова Р.А. Биология в таблицах. Москва, 1998 г.
  6. Батуев А.С. Биология. Москва, 1999 г.
  7. Анисимова В.С. Физиология и гигиена человека. Москва, 1984 г.

источник