Меню Рубрики

Крест с черепом и костями внизу

Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.

Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоился голова и две кости предка всех людей Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаившихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».

Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Злтоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.

С крещением Руси символ Адамовой главы прочно вошел в обиход русских христиан. Известно, что русский Святой Сергий Радонежский пред Куликовской битвой возложил на инока Пересвета (Александра) схиму, на которой была изображена глава первого человека. Инок погиб в поединке с татарином, который тоже был убит, но битва была выиграна.
Главный смысл, который вкладывается в Адамову главу православием звучит так: «Смертью смерть поправ!»
В Российской армии «глава» впервые использовалась в Отечественной войне 1812 года в конном полку, который именовали «Бессмертным» – Адамова голова изображалась в виде серебряного черепа, который крепился на головные уборы.
Перед Мировой войной Адамова голова стала эмблемой Алексaндрийского гусaрского полка, украшала фуражки Четвертого Мариупольского полка и Семнадчатого Донского казачьего полка.
В Первую Мировую этот символ использовали русские авиаторы – количеством «мертвых глав», изображенных на фюзеляже самолета, они вели счет сбитым самолетам противника.
В Гражданскую войну голова Адама стала символом готовности умереть за правое дело. На знамени «Царскосельского батальона смерти» красовался череп с костями и надпись – «Лучше смерть, чем гибель Родины». Мертвая голова присутствовала на флагах и отличительных знаках частей генерала Марковна у дроздовцев, казаков Аненнкова, бойцов генерала Авалова, в частях казачьего атамана Булaк-Бaлaховича и в других.
Использовали главу Адама и большевики – сотрудники ВЧК: они прикрепляли золотые значки на отвороты комиссарских кожаных курток и рисовали их на лозунгах, сопровождая надписью: «Да здравствует красный террор! Смерть мировой буржуазии!»
В советское время Адамова голова утратила свой смыл, превратившись в знак опасности. Сейчас черепу с костями постепенно возвращается первоначальный православный смыл, однако в молодежной субкультуре он по-прежнему обозначает прежде всего человеческий грех и смертность человеческого тела.

источник

Череп и кости под крестом распятого Христа

Взгляните на рис. 131. Видите под крестом, на котором распят Христос, череп и кости? Это череп, или Лоб, Адама — так его называют в христианской традиции. Почему под крестом помещены череп и кости? Ведь наши предки ничего просто так не делали, они всюду расставляли знаки, чтобы было легче пройти тем же путём, которым прошёл Христос.

Чем отличается живой человек от истлевшего, превратившегося в кости? Мясом. С помощью мяса (мускулов) человек перемещается по жизни, на мясо он записывает всё то, что пережил в жизни, все события, которые с ним произошли. Правила, образцы поведения, блоки, не выпущенные эмоции, боль — всё это записано в мясе, включая ткани различных органов. Это легко увидеть, если вы сядете в медитацию, успокоитесь и позволите себе войти умом в любую боль в теле.

А чем отличается голова живого человека от черепа? Тем же мясом и содержимым, то есть мозгами. Вся жизнедеятельность человека так или иначе управляется мозгом, это ясно ощущается. А под крестом Иисуса мы видим голый череп и кости, без мяса и содержимого.

Рис. 131. Голгофа и череп Адама с костями под крестом

Что это означает? Адам — первый человек, и он жил в раю… Следовательно, череп, то есть Лоб Адама, обозначает ЧИСТОТУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ЧИСТОТУ ПЕРВОБЫТНОГО БЫТИЯ, — а это тот самый древний корень дин, «чистота и невозмутимость внутренней изначальной природы, несмешанность с внешними феноменами, то есть с явлениями и образами», потерянный было нами и вновь обретённый. Иисус, будучи на кресте, соединяет в себе мужское и женское, вертикаль и горизонталь — крест, а соединение мужского и женского естественно рождает Огонь — Крес. Этот Огонь сжигает всё земное, всё, чем жил Иисус, и он проходит в первобытное состояние бытия — вот почему под крестом располагается Лоб Адама и голые кости.

Кстати, Баба-яга именно потому имеет прозвище «костяная нога», что тоже олицетворяет чистое сознание, чистоту первобытия. Она же соединяет в себе мужское и женское, как показывает её имя.

Как вы знаете, в древнерусском языке слово костер обозначало башню или крепость. Костер — костъ, так как ер это Ъ — твёрдый знак в кириллице. Костер — костъ — кость.

Крепость — костъ — собирает внутри себя и вокруг дома людей, а кость собирает вокруг себя мясо. Поскольку Верх Равен Низу, имена костъ и кость несут в себе одну и ту же суть: кость — корень кос — сус. Поэтому рядом с крестом иногда можно встретить слово костер (см. рис. 85). Оно означает, что Иисус Христос и его учение это одновременно и крепость — костер/костъ, которая собирает вокруг себя и защищает людей, и огонь, который даёт тепло и духовную пищу.

То есть слова костъ и кость играли важное значение в древности, по-моему, они несли в себе смысл основы основ и близко соотносились с сусом и сутью.

Но мы немного отвлеклись. Следующее знание о Лобном месте мы получим из «Песни о вещем Олеге».

«…И живяше Олег, мир имеа ко всем странам, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь, бе бо въпрашал волъхвов и кудесник: „от чего ми есть умрети?“ и рече ему кудесник один: „княже! конь, его же любиши и ездиши на нем от того ти умрети“. Олег же приим в уме, си рече: „николиже всяду на нь, ни вижу его боле того“; и повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде. И пришедшу ему к Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от негоже бяхуть рекли волсви умрети, и призва старейшину конюхом рече: „кое есть конь мъй, егоже бех поставил кормити и блюсти его?“ Он же рече: „умерл есть“. Олег же посмеася и укори кудесника, река: „то ти неправо глаголють волъсви, но все лжа есть: конь умерл есть, а я жив“. И повеле оседлати конь: „а то вижю кости его“. И прииде на место, идеже беша лежаще КОСТИ его ГОЛЫ: и ЛОБ ГОЛ и сседе с коня, и посмеяся рече: „ОТ СЕГО ЛИ ЛБА СМЬРТЬ БЫЛО ВЗЯТИ МНЕ?“ И ВЬСТУПИ НОГОЮ НА ЛОБ; И ВЫНИКНУВШИ ЗМИЯ ИЗО ЛБА, И УКЛЮНУ В НОГУ, и с того разболеся и умре. И плакашася людие вси плачем великим и несоша и погребоша его на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всех лет княжениа его 33».

Я не буду толковать весь отрывок, нас интересует только место про голый лоб и про змею, которая укусила Олега. О чём здесь идёт речь? Посмотрите на рис. 132. Теперь видите?

Рис. 132. Фараон Рамзес II. Правитель должен обладать пустым умом, тогда Великий Змей сможет соединиться с Мудростью

Лоб гол, значит, ПУСТ, а пустота принадлежит нави. Пустота всегда принадлежит нави, в то время как явленный мир — это мир явленных форм, мир полноты. Великий Змей — Сила Жизни — где обитает? В нави, то есть в пустоте, в пустоте ума, правильнее сказать.

А когда Змей пробуждается и поднимается? Когда соединяются верх и низ, то есть когда прежний, заполненный образами половинчатый ум умирает, становится пустым и обретает мудрость. Именно поэтому фараоны, то есть правители, соединившие верх и низ, изображаются со змеем во лбу.

Олег ступил ногою на лоб голый? Значит, когда он опустошил свой ум, верх и низ у него соединились. Когда верх и низ соединились, Сила Жизни в виде змеи выползла и укусила его. Олег умер — его «я» умерло. Умер он от коня, а именно на коне — на смертном одре — наши предки спускались в мир иной к Велесу.

Под конём, на котором спускаются в царство смерти, также понимается ум с его желаниями. Именно он низводит нас в ад, где «я» умирает.

То есть весь вышеприведённый отрывок описывает то, как Олег спустился в навный мир к Велесу за Силой Жизни и Мудростью и умер там (его «я» умерло). После этого он стал называться «вещим».

Далее. Имя Олег означает на древнерусском ВОЛЯ (мы это увидели, расшифровав историю княгини Ольги). Следовательно, когда Олег ступил на лоб и его укусила змея, он обрёл ВОЛЮ, заметьте, не свободу, а ВОЛЮ. В данной истории речь идёт о том, как выйти на ВОЛЮ, и знаком, указывающим читателям и слушателям на этот факт, является само имя Олег.

Полностью историю вещего Олега вы поймёте, когда мы с вами будем обсуждать, что такое врата в рай и кто такой ключник Пётр. А пока вернёмся к Христу и его Голгофе, мы уже готовы растолковать этот миф.

источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Зайдем с козырей – нацисты были далеко не первыми, кто использовал на военной форме символ черепа с двумя перекрещенными костями. Данное обозначение имеет несколько названий. Чаще всего (когда речь заходит о военной среде) его называют «Адамовой головой» или «Мертвой головой». Окунувшись с головой в историю военной формы нового и новейшего времени, будет непросто отыскать армию, где не применялся бы данный символ. Ничего сверхъестественного, ужасного и запретного в «Адамовой голове» нет. Достаточно сказать, что символизирует череп с костями всего-навсего смерть, как неотвратимое явление нашей природы и закономерный конец всякой жизни. В военной среде «Мертвая голова» также означает презрение человека к смерти, бесстрашие перед ее ужасным ликом.

История этого символа насчитывает не одну сотню, а то и тысячу лет. Еще до появления «Адамовой головы» череп в самых разных культурах мира был символом смерти и бренности человеческого бытия. Наиболее широко его использовали древние римляне. В узнаваемом виде «Мертвая голова» появилась уже в христианскую эпоху.

Так в Священном Предании говорится о том, что когда на Голгофе произошло распятие Иисуса Христа, его кровь омыла прах Адама – его кости и череп, которые (по легенде) покоились под той самой Голгофой. Таким образом в христианском смысле «Адамова голова» обозначает не только неотвратимость смерти человека, но также освобождение от нее – спасение.

Вообще это должно быть достаточно очевидно. На протяжении многих столетий религия, в том числе христианская, занимала достаточно большое место в жизни людей. Даже несмотря на начало секуляризации общественной и государственной жизни в 16 веке в Европе, религиозные воззрения никуда не ушли. Воины, а позднее солдаты – это те люди, которые в силу профессиональной специфики регулярно сталкиваются со смертью. Поэтому нет ничего странного в том, что «Адамова голова», как символ спасения (которое может быть достигнуто только при стремлении к высшей цели или жертве) и неотвратимости смерти попал на солдатскую форму.

Хотя нацисты были не первыми, кто использовал «Мертвую голову» на форме, с высокой долей вероятности, первыми в истории все-таки оказались немцы (прусаки). Где-то в середине XVIII века в Пруссии появились «Totenkopfhusaren» — ударные гусарские полки армии Фридриха Великого. Это всадники носили черные шапки-мирлитоны, на которых красовался череп с двумя перекрещенными костями. С тех пор популярность символа в войсках только росла.

В России в Императорской армии «Адамову голову» впервые стали использовать во время Отечественной войны 1812 года. Носили ее на форме и головных уборах конные полки Петербургского ополчения, которые прозвали «Смертоносными». В последствии череп с костями стал использоваться и в других отечественных кавалерийских полках. Уже во время Первой мировой войны, «Мертвую голову» стали использовать в русской авиации, а также пехотных удачных частях.

Широко использовался череп с костями и в ходе Революций 1917 года, а также последовавшей за ней Гражданской войне. Чаще всего «Мертвая голова» использовалась белыми подразделениями, в первую очередь корниловцами. В 1918 году этот же символ использовали немецкие танкисты, а в Италии им украшали себя бойцы элитных штурмовых подразделений.

Теперь, что же касается злосчастных нацистов. Ими «Адамова голова» также использовалась. В первую очередь череп с костями носили бойцы 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф». Кроме того, «Мертвую голову» использовали все немецкие танкисты вне зависимости от того, входили их подразделения в состав СС или нет.

Используется «Адамова голова» и сегодня. Чаще всего этот символ наносят на форму наемники и бойцы ЧВК.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.

Череп со скрещенными… саблями!

Казалось бы, что рассказ о «мертвой голове» как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет.

Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда «мертвую голову» дополняли песочные часы!

«Адамова голова» — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название «Адамова голова». Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.

Читайте также:  Снимки перелома лучевой кости со смещением

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь «диких народов», а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!

«Адамова голова» как элемент военной формы

Впервые «мертвая голова», как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика «смерти-бессмертия» в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В 1855 году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью » DEAF OR GLORY» -«СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА». Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал «Адамову голову» и она же была эмблемой «гусар смерти» (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

«Баклановский значок»

Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «с оказией» получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни».

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный «Баклановский» значок».

«Сбил самолет — получи «череп и кости»!»

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с «Адамовой головой» широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон) смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Во время Гражданской войны «мёртвая голова» использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины». На знамёнах красногвардейцев «мёртвая голова» встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага («Смерть буржуям», «…врагам трудового народа», «…контрреволюционерам», и т. п.).

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема «мёртвой головы» появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

«Адамова голова» от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф»). И по сей день «мёртвая голова» продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.

Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. У байкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.

Ну и конечно, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока. Особенно часто встречается он сегодня на опорах электропередач, где он еще и дополняется надписью: «Не влезай! Убьет!».

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

источник

По подсказке княжны Элизы duchesselisa я решила рассказать о знаменитых «Гусарах смерти». Они отличались храбростью в бою и носили черные мундиры, их символикой стали серебряные черепа и знак мальтийского креста с черепом.
Гусары 5го Александрийского — «Черные гусары». Их называли «Гусарами смерти» и «Бессмертными гусарами».


Царевич Алексей в форме «Черного гусара»

О своих однополчанах очень точно и красиво сказал Николай Гумилев, служивший в полку «Черных гусар» в годы Первой мировой войны:
Взгляните: вот гусары смерти!
Игрою ратных перемен
Они, отчаянные черти,
Побеждены и взяты в плен.

Зато бессмертные гусары,
Те не сдаются никогда,
Войны невзгоды и удары
Для них как воздух и вода.

Ах, им опасен плен единый,
Опасен и безумно люб,
Девичьей шеи лебединой
И милых рук, и алых губ.


Форма «Черного гусара» в 1812 году


Парадная форма «Черного гусара» в начале 20 века

По исторической легенде, гусары 5-го Александрийского полка получили прозвища «гусары смерти» и «бессмертные гусары» во время войны с Наполеоном в 1812 году.

Во время одного из боев против армии Наполеона русские гусары воевали в группе с союзниками-немцами, полк которых назвался «Гусары смерти».
Генерал Блюхер, довольный боевой храбростью воинов, лично поздравил их с «блестящей атакой». Шел ливень, и гусары были в грязи «с кивера до пят». Генерал перепутал своих воинов с русскими гусарами. Тогда князь Мадатов сказал генералу, что это не его «Гусары смерти», а наши «Бессмертные гусары».
С тех пор «Черных гусаров» (это название встречается в официальных документах) именовали «Бессмертными гусарами» и «Гусарами смерти».


Генерал Блюхер

В начале 20 века императрица Александра Федоровна стала шефом «черных гусар» и предпочитала называть полк именно «Бессмертные» и в официальных документах.

Эмблема полка — серебряный череп, в те времена означала храбрость в бою. Нагрудным знаком «черных гусар» стал мальтийский крест с черепом в середине. Среди гусар полка были распространены бытовые предметы, украшенные черепами: канделябры, столовые приборы, детали мебели.
Огромный металлический череп, в глазах которого светились электрические лампочки, был установлен в начале 20 века на балконе здания офицерского собрания в г. Калише.


Звезда гусар смерти


Знак гусар смерти


Шапка с черепом, 1913 год

В начале 20 века императрица Александра Федоровна стала шефом «черных гусар» и предпочитала называть полк именно «Бессмертные», даже в официальных документах.


Императрица Александра Федоровна. Шеф полка «Бессмертных гусар» с 1904 года

Гимн «Гусар Смерти»
«Оружьем на солнце сверкая»

Оружьем на солнце сверкая,
Под звуки лихих трубачей,
По улицам пыль поднимая,
Проходил Полк гусар-усачей.

Марш вперёд, труба зовёт,
Чёрные гусары!
Звук лихой зовёт нас в бой,
Наливайте чары!

А там, приподняв занавесы,
Лишь пара голубеньких глаз
Смотрела. И чуют повесы,
Что здесь будет немало проказ!

Вот Полк разведён по квартирам.
Уж полночь, всё спит мёртвым сном.
Не снится седым командирам,
Что творится у них под окном.

Наутро, оружьем сверкая,
Под звуки лихих трубачей,
По улице пыль поднимая,
Уходил Полк гусар-усачей.

А там, приподняв занавесы,
Лишь пара голубеньких глаз
Искала среди уходивших
Виновника милых проказ.

И часто, при свете лампадки,
Во мраке осенних ночей
Вспоминали потухшие глазки
Про те звуки лихих трубачей.

Видео со старой фотохроникой под песню гимна «черных гусар»


Музыкант полка, 1907-1009

Николай Гумилев служил в полку «черных гусар» в годы Первой мировой войны, за отвагу в бою получил 2-й знак отличия военного ордена (Георгиевского креста). Сохранились военные письма (1914-1917 годы), по которым можно судить о тяготах военной жизни.
«Мы наступали, выбивали немцев из деревень, ходили в разъезды, я тоже проделывал всё это, но как во сне, то дрожа в ознобе, то сгорая в жару. Наконец, после одной ночи, в течение которой я, не выходя из халупы, совершил по крайней мере двадцать обходов и пятнадцать побегов из плена, я решил смерить температуру. Градусник показал 38,7».


Николай Гумелев с Анной Ахматовой и сыном Лёвой

«Представь себе человек сорок офицеров, несущихся карьером без дороги, под гору, на гору, через лес, через пашню и вдобавок берущих препятствия: каналы, валы, барьеры и т.д. Особенно было эффектно одно — посредине очень крутого спуска забор и за ним канава. Последний раз на нём трое перевернулись с лошадьми. Я уже два раза участвовал в этой скачке и не разу не упал, так что даже вызвал некоторое удивление» (Из письма жене Анне Ахматовой о полковых учениях, август 1916 год).

«Я очутился в окопах, стрелял в немцев из пулемёта, они стреляли в меня, и так прошли две недели»
(письмо Ларисе Рейснер, январь 1917 год)

Из рассказа полковника А. В. Посажного (по записи Ю. А. Топоркова):
«В 1916 году, когда Александрийский Гусарский полк стоял в окопах на Двине, шт.-ротмистру Посажному пришлось в течение почти двух месяцев жить в одной с Гумилевым хате. Однажды, идя в расположение 4-го эскадрона по открытому месту, шт.-ротмистры Шахназаров и Посажной и прапорщик Гумилев были неожиданно обстреляны с другого берега Двины немецким пулеметом. Шахназаров и Посажной быстро спрыгнули в окоп. Гумилев же нарочно остался на открытом месте и стал зажигать папироску, бравируя своим спокойствием. Закурив папиросу, он затем тоже спрыгнул с опасного места в окоп, где командующий эскадроном Шахназаров сильно разнес его за ненужную в подобной обстановке храбрость — стоять без цели на открытом месте под неприятельскими пулями».


Великая княгиня Анастасия Николаевна

В 1915 году, находясь на лечении в госпитале Царского села, Гумилев посвятил стихи царевне Анастасии, которая навещала раненых.
«Её Императорскому Высочеству Великой Княгине Анастасии Николаевне ко дню рождения»
Сегодня день Анастасии,
И мы хотим, чтоб через нас
Любовь и ласка всей России
К Вам благодарно донеслась.

Какая радость нам поздравить
Вас, лучший образ наших снов,
И подпись скромную поставить
Внизу приветственных стихов.

Забыв о том, что накануне
Мы были в яростных боях,
Мы праздник пятого июня
В своих отпразднуем сердцах.

И мы уносим к новой сече
Восторгом полные сердца,
Припоминая наши встречи
Средь царскосельского дворца.

Судьба поэта-героя трагична. Как большинство офицеров царской армии, он был расстрелян в 1921 году как «враг народа», Николаю Гумилеву было 35 лет.


Офицер полка


Гусары на спортивных соревнованиях в Германии в начале 20 века

«Марш Чёрных гусар» (1908-1913)

Кто не знал, не видал
Подвигов заветных?
Кто не знал, не слыхал
Про гусар Бессмертных?
Марш вперёд, труба зовёт,
Чёрные Гусары!
Марш вперёд, смерть нас ждёт,
Наливайте чары!
Начинай, запевай
Песню полковую,
Наливай, выпивай
Чару круговую!
Ты не плачь, не горюй,
Моя дорогая,
Коль убьют, позабудь —
Знать судьба такая.
Не стоят, а храпят
Кони вороные,
Не ржавеют, а горят
Сабельки кривые!

Еще одним знаменитым «гусаром смерти» был барон Карл Густов Маннергейм, друг Николая II, будущий фельдмаршал Финляндии (1933 год), президент Финляндии (1944-1946 годы). В русской армии к барона называли Карл Густавич.


«Гусар смерти» — молодой барон Маннергейм (в центре), пока еще корнет
Он начал службу в русской армии в 1887 корнетом, а завершил в 1917 году генерал-лейтенантом

В Первую мировую войну Маннергейм был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. О его боевых качествах характеризуют стихи однополчан:

Крест Георгиевский белый
Украшает Вашу грудь;
Есть чем Вам, жестокий, смелый
Бой с врагами помянуть.

В бою барон казался неуязвимым от вражеских пуль. Он говорил, что у него есть талисман, который он всегда носил с собой в левом нагрудном кармане — серебряная медаль участника коронации Николая II — 1896 года.
Барон Маннергейм успел уехать в Финляндию в конце 1917 года. О начале революции генерал с сожалением вспоминал, что не смог защитить своих офицеров.
«Я окончательно утвердился в мысли, что командир, который не может защитить своих офицеров от насилия, не может оставаться в российской армии» — писал Маннергейм.

Вскоре по парадоксу судьбы «слуга государев», верно служивший русскому императору, станет врагом Советской власти и проявит себя как сильный противник в трагичной русско-финской войне. Но это уже отдельная тема.
Для Маннергейма, как и для многих царских офицеров советская власть выглядела «империей зла». Причины таких взглядов вполне понятны: расстрел царской семьи, гибель боевых друзей от рук «красных дегенератов», политические репрессии – вполне создавали такое мнение. Для эмигрантов революции это была уже совсем другая страна.

Взгляды «черных гусар» на революцию точно отражены в стихах гусара В. Петрушевского:

Новый 1918 год
Год наступает голодный,
В центре России война,
Стонет от «власти народной»
Наша родная страна.
В зареве грозных пожаров
Тени шакалов снуют,
Дикия банды вандалов
Цепи России куют.
Подняли брата на брата
Вихри безумных идей,
Отдана щедрая плата
Замыслу кучки людей.
Грезы о счастьи в тумане,
Стонет и плачет народ —
Он получил «на экране»
Хартию русских свобод.

Каждый год в эмиграции «гусары смерти» отмечали день полка 30 августа.

Слышу звуки фанфар, слышу марш Полковой,
Бью челом из чужбины далёкой.
И за Чёрных гусар, за свой Полк дорогой,
Подымаю бокал одинокий!

Хоть далёк я от вас, хоть я брошен судьбой,
Хоть забыт я былыми друзьями,
В этот день, как всегда и везде, всей душой
Я незримо за вас и меж вами.

В этот день я полней наливаю стакан.
Опираясь на саблю кривую,
И молюсь за Штандарт, и за наш доломан,
И за нашу семью Полковую.

Многих вырвала жизнь из среды дорогой,
С одного положивши удара.
И толкает вперёд проторённой тропой
Их под маркой былого гусара.

Но настанет пора, и трубач Полковой
Затрубит боевые сигналы!
Я из гроба приду, стану мёртвым в ваш строй,
Где Бессмертным стоял я, бывало!

Обновления блога в моем паблике вконтакте

Мой facebook, Мой instagram

источник

Изображение черепа многие считают знаком смерти. Это восприятие вполне объяснимо, потому, что поддерживается самой жизнью и некоторыми историческими фактами. Например, все видели рисунки черепа и костей на трансформаторных будках и столбах для электропроводов. Иногда с помощью трафаретов под этими картинками делаются надписи: «Не влезай – убьет!» . Не менее красноречиво смотрятся знаки черепов на шкафах или пузырьках с ядами. В таких случаях рисунки черепа являются недвусмысленным предупреждением о возможной смерти из-за неосторожного поведения.

Исторический факт, который однозначно связал символику черепа со смертью, – использование образа мертвой головы на шевронах, фуражках и касках войск СС в фашистской Германии. В этом случае и не скрывалось, что череп – свидетельство готовности этих людей к безжалостному уничтожению всех, кто мешает торжеству идей нацизма.

Читайте также:  Утолщается ли кость с возрастом

И все же не стоит сводить символику мертвой головы лишь к идее уничтожения. На самом деле мировая культура предоставляет гораздо больше свидетельств совсем другого. Образ черепа изначально трактовался самыми разными народами как знак скорее бессмертия, силы жизни, плодородия, божественной мудрости, знаний, защиты предков. Воины воспринимали его как эмблему доблести и готовности отдать жизнь в бою за Родину.

берет свое начало еще с раннего палеолита. Люди каменного и бронзового веков почитали черепа мертвых как сильные обереги, вместилища особой энергии. К таким выводам пришли этнографы после анализа древнейших могильников и святилищ, найденных в процессе раскопок в Европе, Азии, Африке, Австралии и обеих Америках. Люди прошлого делали из черепов предмет поклонения. Они обрабатывали их с помощью травяных отваров, полировали, украшали резьбой, обтягивали кожей, оправляли в золото и серебро. После этого черепа помещались в родовые усыпальницы и священные места. Там они должны были охранять почитающие их племена от болезней и гибели, неурожаев, падежа скотины, женского бесплодия и прочих бед и неприятностей.

Языческие поверья многих народов утверждали, что именно в голове, то есть в черепе, сосредоточены все жизнеобеспечивающие качества личности. Поэтому такой желанной добычей для любого воина был череп врага, который часто использовался в качестве пиршественной чаши. Это означало взять себе силу и доблесть погибшего. Недаром печенежский князь Куря сделал себе роскошную чашу из головы убитого им великого воина князя Святослава, сына Ольги. Кроме того, у многих племен головами (часто – предков) было принято охранять свои поселения, амбары, загоны для животных. Считалось, что череп, зарытый в поле, поможет земле дать хороший урожай и убережет ее от засухи.

В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.

Финикийская богиня луны, природы, материнства, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.

Древнеегипетская сестра и супруга Осириса Исида , которая была одной из вариаций Астарты, на редких рисунках тоже стоит рядом с мертвыми головами и как будто беседует с ними.

У древних греков одной из наиболее почитаемых олимпийских богинь была Афина , которая ассоциировалась с мудростью и законом, покровительствовала носителям знания, являлась персонификацией знаний, которые лежат в основе мироздания. Она родилась из головы Зевса, на ее щите была изображена тоже голова – Медузы Горгоны .

Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.

Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особого рода божеством.

Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней, поэтому не только насаживали черепа на колья около жилищ, но и клали их в постели.

тоже говорит не только о смерти, но и о вечной жизни через воскрешение. Всем известно, что на традиционном христианском распятии, кроме фигуры распятого Спасителя, изображен череп. Он находится внизу всей композиции и обозначает Адама, грехи которого Иисус омыл своей жертвенной кровью и тем самым искупил. Такая изобразительная традиция характерна как для православных, так и для католических и протестантских крестов, в том числе и могильных. Подробнее об этом, и многих других погребальных традициях, Вы можете прочитать на сайте компании «Данила-Мастер».

Само слово Голгофа (название горы, где был распят Христос) переводится с древнееврейского как «место лба (черепа)». Христианские отцы церкви, ссылаясь на древних раввинов, в один голос утверждали, что это название дала горе именно могила Адама. Кровь Иисуса освятила череп, и с этого момента адамова голова стала символом спасения человечества от грехов, знаком искупления и воскресения из мертвых. На старых христианских фресках можно увидеть рисунок черепа, наполненного кровью. Так он ассоциируется еще и со Святым Граалем.

Черепа украшают кресты и облачения православных монахов схимников, которые отказались от материального мира, чтобы возродить свою душу к вечной жизни. Один из общеизвестных исторических примеров такого рода – это рассказ о русских воинах-черноризцах Пересвете и Ослябе, которых Сергий Радонежский дал Московскому великому князю Дмитрию Ивановичу для битвы с монгольским войском на Куликовом поле. Их видели издалека благодаря не только черному облачению, но и ярким белым знакам черепов на ней. Оба монаха погибли за веру и землю Русскую.

Католическое христианство тоже почитало адамову голову не только как знак смерти и бренности, но и в качестве священного предмета, дающего жизнь и здоровье, укрепляющего веру. Особенно ярко это проявилось в период раннего Средневековья. Нередко в западных монастырях и церквях черепа местных святых употреблялись в качестве чаш, из которых пили для излечения от эпилепсии, лихорадки, для предотвращения эпидемии чумы. Эти священные сосуды оковывались серебром, орнаментировались узорами и покрывались символическими знаками.

религии которого признают бренную жизнь злом, а смерть благом, череп воспринимается вместилищем интеллекта, духа и энергии жизни. Древние шаманы использовали настоящие мертвые головы и их изображения во время отправления культов. После распространения буддизма поклонение черепам прекратилось, но они остались в атрибутике новой религии как особого рода священные предметы, с помощью которых можно общаться с душами. Индуизм тоже почитает изображение черепа. Богиня Кали часто изображается с ожерельем из 50-ти (по количеству букв в санскритском алфавите) черепов, которые символизируют череду перевоплощений человеческой души. Кроме того, на буддистском Востоке смерть через отсечение головы считалась священной инициацией, наилучшим выходом души из тела в конце ее земного существования.

тоже нередко включает в себя рисунок мертвой головы. Монахами ордена тамплиеров череп воспринимался вместилищем тайного знания. Он изображался в центре восьмиконечного креста, который вручался новопосвященному в братство храмовников. У различных масонских лож череп использовался в обряде посвящения или геральдике как воплощение стойкости при хранении тайны, знаний о бренности бытия, смерти. Некоторые ложи и называются соответственно: «Мертвая голова» (в Москве и Петербурге), «Череп и кости» (Йель, США).

– это еще одна знаковая ипостась мертвой головы. Многие считают его символом пиратства. Но этот улыбающийся череп с перекрещенными под ним саблями на самом деле был характерным знаком совсем не многих пиратских экипажей и их предводителей. Пожалуй, точно его использовали только Калико Джек Рэкхам, Эммануэль Уинн, Кристофер Кондента и Эдвард Инглэнд. Остальные предводители вольных разбойничьих судов предпочитали другие узнаваемые картинки. Пиратские черепа выглядели по-разному, но у всех был один повторяющийся признак: улыбка. Она говорила о том, что ходящие под флагом Веселого Роджера джентльмены удачи берут на абордаж чужие суда не убийства ради, а всего лишь для грабежа и взятия пленных, за которых можно получить хороший выкуп.

тоже многократно воплощала образ черепа. В Европе впервые он появляется в XII веке на знамени и шлемах духовно-рыцарского ордена Благой Смерти . А с середины XVIII века этот знак приобретает огромную популярность в разных европейских армиях. После смерти прусского короля Фридриха-Вильгельма I в его честь были сформированы полки Королевских лейб-гусар, эмблемой которых были череп и кости. Впоследствии она перешла в наследство Веймарской армии и войскам Третьего Рейха . В XIX веке символ мертвой головы появился на штандартах Черного легиона – гусар Брауншвейгского полка, которые воевали с наполеоновской армией. Во время Крымской войны британские уланы героически сражались под Балаклавой и в награду получили эмблему с черепом и надписью «Слава или Смерть». Она сохранилась в полку до сих пор. Подобная символика неоднократно использовалась разными родами европейских войск как во времена 1-ой, так и 2-ой Мировых войн, причем обеими сторонами конфликтов.

В России адамовой голове всегда придавали большое духовное значение и связывали ее с православием. Ее изображение использовали не только сражавшиеся с врагом монахи, но и обычные воины.

На Куликовом поле черное знамя с черепом развевалось над Засадным полком князя Владимира Серпуховского Храброго.

Михаил Воротынский (воевода Ивана Грозного) победил малым войском под Молодями огромные силы крымского хана Девлет Гирея. Храбростью отличился передовой полк опричника Хворостинина, который бился под стягом с адамовой головой.

Снова этот знак появился в русской армии во время Отечественной войны 1812 года . Им украшали свои головные уборы солдаты знаменитого Бессмертного полка. Освобождавший Европу от Наполеона Александрийский 5-ый гусарский полк неофициально перенял череп и кости у пруссаков, и его воины стали называть себя Бессмертными Гусарами. В начале ХХ века Николай I узаконил эту эмблему александрийцев.

Большое распространение в русской армии образ мертвой головы получил во время 1-ой Мировой среди летчиков . Им вручались георгиевские ленты с черепами, число которых соответствовало количеству сбитых вражеских аэропланов.

Череп появился и под кокардами русских казаков . Он сохранил свое православное значение грядущего воскресения из мертвых и одновременно стал символом готовности русского казачества биться до конца.

продолжается прежде всего в современных субкультурах. В значении злой, дьявольской силы он используется сатанистами и готами. В древнем понимании черепа как вместилища жизненной энергии и оберега от несчастий он понимается культурами рокеров и байкеров. Очень популярными картинки с разного рода черепами остаются у любителей татуировок.

Например, Веселого Роджера в разных исполнениях накалывают в знак лихости и молодого куража.

В уголовной среде татуировка с черепом говорит о том, что ее хозяин принадлежит к воровской касте.

Череп с розой и лентой с именем обозначает любовь до гроба.

Мертвая голова со змеей – это мудрость и знание.

Череп с огнем – смелость и ненависть.

В современном мире трактовки практически любых символов размываются и носят произвольный характер. Значение мертвой головы также расширилось и часто наполнено индивидуальным пониманием.

Наши специалисты знают, как трактовать символы и знаки, как оформить памятник так, чтобы он максимально отражал Ваше видение о памяти о близком Вам человеке.

источник

Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.

Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоился голова и две кости предка всех людей Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаившихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».

Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Злтоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.

С крещением Руси символ Адамовой главы прочно вошел в обиход русских христиан. Известно, что русский Святой Сергий Радонежский пред Куликовской битвой возложил на инока Пересвета (Александра) схиму, на которой была изображена глава первого человека. Инок погиб в поединке с татарином, который тоже был убит, но битва была выиграна.
Главный смысл, который вкладывается в Адамову главу православием звучит так: «Смертью смерть поправ!»
В Российской армии «глава» впервые использовалась в Отечественной войне 1812 года в конном полку, который именовали «Бессмертным» – Адамова голова изображалась в виде серебряного черепа, который крепился на головные уборы.
Перед Мировой войной Адамова голова стала эмблемой Алексaндрийского гусaрского полка, украшала фуражки Четвертого Мариупольского полка и Семнадчатого Донского казачьего полка.
В Первую Мировую этот символ использовали русские авиаторы – количеством «мертвых глав», изображенных на фюзеляже самолета, они вели счет сбитым самолетам противника.
В Гражданскую войну голова Адама стала символом готовности умереть за правое дело. На знамени «Царскосельского батальона смерти» красовался череп с костями и надпись – «Лучше смерть, чем гибель Родины». Мертвая голова присутствовала на флагах и отличительных знаках частей генерала Марковна у дроздовцев, казаков Аненнкова, бойцов генерала Авалова, в частях казачьего атамана Булaк-Бaлaховича и в других.
Использовали главу Адама и большевики – сотрудники ВЧК: они прикрепляли золотые значки на отвороты комиссарских кожаных курток и рисовали их на лозунгах, сопровождая надписью: «Да здравствует красный террор! Смерть мировой буржуазии!»
В советское время Адамова голова утратила свой смыл, превратившись в знак опасности. Сейчас черепу с костями постепенно возвращается первоначальный православный смыл, однако в молодежной субкультуре он по-прежнему обозначает прежде всего человеческий грех и смертность человеческого тела.

Краткие ответы священников на насущные вопросы о духовной жизни, жизни Церкви, а также вопросы, возникающие у человека, когда он впервые попадает в храм — в рубрике «Коротко о важном». Почему под Распятием помещен череп с костями? Отвечает настоятель Николаевского кафедрального собора Горловки протоиерей Сергий Оголюк.

Господь наш Иисус Христос нёс Свой крест на место казни, за город. Это место называлось Голгофой, или Лобным. Еврейское слово «Голгофа» означает — лоб, череп. По преданию, именно тут лежали останки первого человека — Адама. Распятие Спасителя произошло над этим местом.

По словам святителя Василия Великого, когда умер наш праотец Адам, то люди, не зная, что делать с телом умершего человека, положили его на горе под палящими лучами солнца. Оно лежало там, и кожа стала сходить со лба. Пораженные таким видом лица человеческого, люди стали называть это место местом открытого черепа или головы — Голгофой.

Спустя несколько тысячелетий на этом месте был распят Сын Божий, а кровь и вода из прободенного ребра Спасителя, попав на череп Адама, омыли первородный грех человека. Именно череп Адама мы видим в храмах под Распятием. Место погребения Адама стало местом распятия второго Адама, как называет Иисуса Христа апостол Павел. Именно на этом месте Христос искупил нас от первородного греха.

Адамова глава символически изображает падшее человечество, поражённое духовно и физически грехом, а затем и смертью.

Спросить о важном можно по адресу [email protected]

В христианской религии изображение креста имеет глубокое философско-нравственное значение. Он стало символом великой искупительной жертвы, принесённой Богом во избавление людей от вечной смерти, являвшейся следствием первородного греха, совершённого нашими прародителями — Адамом и Евой. Его изображения весьма разнообразны, и каждое имеет особый смысловой оттенок. Одно из них, а именно Голгофский Крест, является темой этой статьи.

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

Читайте также:  Рентгеновскую денситометрия проксимального отдела бедренной кости

В его композицию включены изображения Креста — орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Центром композиции является сам Крест. Известно, что его изображение как магический символ и даже как изображение божества встречалось ещё у представителей древнейших, дохристианских культур. Лишь в Римской империи он превратился в орудие позорной и мучительной казни, которой подвергались, главным образом, рабы и особо опасные преступники. Его символы появились на стенах катакомб, где во II и III веках первые христиане совершали тайные богослужения. Они представляли собой изображения пальмовой ветви, плети и аббревиатуры имени Христа.

В обычном, «незашифрованном виде», Крест впервые появился в IV веке, когда христианство получило в Риме статус государственной религии. Согласно Священному преданию, императору Константину в ночном видении явился Спаситель и повелел украсить изображением Креста знамя, под которым его воинство готовилось вступить в бой с врагом. Утром в небе над Римом появилось сияние в виде креста, рассеявшее его последние сомнения. Исполнив повеление Иисуса Христа, Константин вскоре разгромил врагов.

Римский историк Евсевий Памфил описывает это знамя с изображением Креста в виде копья с поперечной перекладиной и начертанного сверху буквенного сокращения Несомненно, что Голгофский Крест, фото которого представлено в статье, стал результатом последующих видоизменений символа, украшавшего боевое знамя римского императора.

После победы, одержанной Константином, в знак благодарности Спасителю он приказал установить три памятных Креста и нанести на них надпись «Иисус Христос победитель». По-гречески она выглядит так: IC.XP.NIKA. Такую же надпись, но по-славянски, содержат все православные Голгофские Кресты.

В 313 году свершилось великое событие: на основании Миланского эдикта, принятого по инициативе императора Константина, в Римской империи была установлена свобода вероисповедания. Христианство после трёх веков гонений получило, наконец, официальный государственный статус, и его символике был дан мощный импульс для дальнейшего развития.

Несмотря на то что главный имеет различные начертания, православные Голгофские Кресты принято изображать трёхсоставными, то есть восьмиконечными. Они представляют собой сочетание вертикального столба и большой перекладины, расположенной, как правило, на уровне, составляющем две трети от их высоты. Это, собственно, и есть само орудие мучения, на котором был распят Спаситель.

Над большой горизонтальной перекладиной изображается параллельная ей малая, символизирующая дощечку, прибитую к кресту перед казнью. На ней были слова, написанные самим Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эти же слова, но в славянском начертании, содержат все православные Голгофские Кресты.

В нижней части вертикального столба помещается небольшая наклонная перекладина — символическое подножие, укреплённое уже после того как Спасителя пригвоздили ко Кресту. Голгофский Крест, как и вообще все православные кресты, изображается с перекладиной, у которой правый край выше левого.

Эта традиция восходит к библейскому тексту, повествующему о том, что по обеим сторонам от Спасителя были распяты два разбойника, причём тот, что справа, покаялся, обрёл жизнь вечную, а тот, что слева, хулил Господа и обрёк себя на вечную смерть. Таким образом, наклонная перекладина играет роль символического мерила человеческой греховности.

Голгофский Крест всегда изображается на некоем постаменте, олицетворяющем гору Голгофу, название которой переводится с древнееврейского языка как «череп». Это послужило основанием для другого названия, упомянутого в славянском и русском переводах Евангелия, — «Лобное место». Известно, что в древние времена оно служило местом казней особо опасных преступников. Есть свидетельства, что состоящая из серого известняка гора действительно внешне напоминала череп.

Как правило, Голгофа изображается в нескольких вариантах. Это может быть полусфера, а также пирамида с ровными или ступенчатыми краями. В последнем случае эти ступени называют «ступенями духовного восхождения», и каждая из них имеет определённое название: нижняя — Вера, средняя — Любовь, высшая — Милосердие. С обеих сторон горы, на которой изображён Голгофский Крест, помещаются две буквы — «ГГ», что значит «Гора Голгофа». Их начертание является обязательным.

Кроме всего вышеперечисленного, Голгофский Крест, значение которого, прежде всего, — в олицетворении жертвенности и искупления человечества через страдания Христа, как правило, изображается с атрибутами палачей, упомянутыми в Евангелии. Это трость, на конце которой — губка с уксусом, и копьё, пронзившее тело Спасителя. Обычно они помечаются соответствующими буквами — «Т» и «К».

Важное место в общей композиции занимает и череп, изображённый внутри Голгофы. Это символическая голова прародителя нашего Адама, о чем свидетельствуют начертанные возле неё буквы «Г» и «А». Принято считать, что жертвенная кровь Христа, проникнув сквозь толщу горы, омыла её от первородного греха. По поводу того, каким образом голова Адама оказалась в недрах этой горы, существует несколько версий. Одна из них утверждает, что тело прародителя было принесено сюда ангелами, согласно другой, его захоронил тут потомок Адама Сиф, а по наиболее распространённой версии, тело принесли воды Всемирного потопа.

Согласно установившейся традиции, есть и иные символические начертания, сопровождающие Голгофский Крест. Значение надписей (выполненных всегда по-славянски) в полной мере сообразуется с евангельским сюжетом о страстях Господних. В верхней части креста обычно пишется «Сын Божий». В некоторых случаях её заменяет надпись «Царь Славы». Над большой горизонтальной перекладиной помещается надпись «IC XP» — «Иисус Христос», а внизу, как уже было упомянуто, «НИКА» — «Победа». Место свершившегося события и его главный итог обозначаются буквами «МЛ» — «Место лобное», и «РБ» — «Раю быть».

Схематическое изображение места распятия Христа — Голгофский и напрестольный — прочно вошло в число наиболее почитаемых православных символов. В наши дни оно является не только атрибутом монастырской аскезы, но и святыней, бережно хранимой благочестивыми мирянами.

Большинство россиян, иногда даже те из них, которые не причисляют себя к верующим людям, придерживаются, тем не менее, старинных традиций и носят на груди символы христианства, в том числе и Голгофский Крест. Серебро ли пошло на его изготовление, золото, или выполнен он из иных металлов, освящённый в церкви Христовой, он всегда несёт в себе частицу Божественной Благодати, столь необходимой в жизни каждого из нас.

Череп и кости под крестом распятого Христа

Взгляните на рис. 131. Видите под крестом, на котором распят Христос, череп и кости? Это череп, или Лоб, Адама — так его называют в христианской традиции. Почему под крестом помещены череп и кости? Ведь наши предки ничего просто так не делали, они всюду расставляли знаки, чтобы было легче пройти тем же путём, которым прошёл Христос.

Чем отличается живой человек от истлевшего, превратившегося в кости? Мясом. С помощью мяса (мускулов) человек перемещается по жизни, на мясо он записывает всё то, что пережил в жизни, все события, которые с ним произошли. Правила, образцы поведения, блоки, не выпущенные эмоции, боль — всё это записано в мясе, включая ткани различных органов. Это легко увидеть, если вы сядете в медитацию, успокоитесь и позволите себе войти умом в любую боль в теле.

А чем отличается голова живого человека от черепа? Тем же мясом и содержимым, то есть мозгами. Вся жизнедеятельность человека так или иначе управляется мозгом, это ясно ощущается. А под крестом Иисуса мы видим голый череп и кости, без мяса и содержимого.

Рис. 131. Голгофа и череп Адама с костями под крестом

Что это означает? Адам — первый человек, и он жил в раю… Следовательно, череп, то есть Лоб Адама, обозначает ЧИСТОТУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ЧИСТОТУ ПЕРВОБЫТНОГО БЫТИЯ, — а это тот самый древний корень дин , «чистота и невозмутимость внутренней изначальной природы, несмешанность с внешними феноменами, то есть с явлениями и образами», потерянный было нами и вновь обретённый. Иисус, будучи на кресте, соединяет в себе мужское и женское, вертикаль и горизонталь — крест, а соединение мужского и женского естественно рождает Огонь — Крес. Этот Огонь сжигает всё земное, всё, чем жил Иисус, и он проходит в первобытное состояние бытия — вот почему под крестом располагается Лоб Адама и голые кости.

Кстати, Баба-яга именно потому имеет прозвище «костяная нога», что тоже олицетворяет чистое сознание, чистоту первобытия. Она же соединяет в себе мужское и женское, как показывает её имя.

Как вы знаете, в древнерусском языке слово костер обозначало башню или крепость. Костер — костъ , так как ер это Ъ — твёрдый знак в кириллице. Костер — костъ — кость .

Крепость — костъ — собирает внутри себя и вокруг дома людей, а кость собирает вокруг себя мясо. Поскольку Верх Равен Низу, имена костъ и кость несут в себе одну и ту же суть: кость — корень кос — сус . Поэтому рядом с крестом иногда можно встретить слово костер (см. рис. 85). Оно означает, что Иисус Христос и его учение это одновременно и крепость — костер/костъ, которая собирает вокруг себя и защищает людей, и огонь, который даёт тепло и духовную пищу.

То есть слова костъ и кость играли важное значение в древности, по-моему, они несли в себе смысл основы основ и близко соотносились с сусом и сутью.

Но мы немного отвлеклись. Следующее знание о Лобном месте мы получим из «Песни о вещем Олеге».

«…И живяше Олег, мир имеа ко всем странам, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь, бе бо въпрашал волъхвов и кудесник: „от чего ми есть умрети?“ и рече ему кудесник один: „княже! конь, его же любиши и ездиши на нем от того ти умрети“. Олег же приим в уме, си рече: „николиже всяду на нь, ни вижу его боле того“; и повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде. И пришедшу ему к Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от негоже бяхуть рекли волсви умрети, и призва старейшину конюхом рече: „кое есть конь мъй, егоже бех поставил кормити и блюсти его?“ Он же рече: „умерл есть“. Олег же посмеася и укори кудесника, река: „то ти неправо глаголють волъсви, но все лжа есть: конь умерл есть, а я жив“. И повеле оседлати конь: „а то вижю кости его“. И прииде на место, идеже беша лежаще КОСТИ его ГОЛЫ: и ЛОБ ГОЛ и сседе с коня, и посмеяся рече: „ОТ СЕГО ЛИ ЛБА СМЬРТЬ БЫЛО ВЗЯТИ МНЕ?“ И ВЬСТУПИ НОГОЮ НА ЛОБ; И ВЫНИКНУВШИ ЗМИЯ ИЗО ЛБА, И УКЛЮНУ В НОГУ, и с того разболеся и умре. И плакашася людие вси плачем великим и несоша и погребоша его на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всех лет княжениа его 33».

Я не буду толковать весь отрывок, нас интересует только место про голый лоб и про змею, которая укусила Олега. О чём здесь идёт речь? Посмотрите на рис. 132. Теперь видите?

Рис. 132. Фараон Рамзес II. Правитель должен обладать пустым умом, тогда Великий Змей сможет соединиться с Мудростью

Лоб гол, значит, ПУСТ, а пустота принадлежит нави. Пустота всегда принадлежит нави, в то время как явленный мир — это мир явленных форм, мир полноты. Великий Змей — Сила Жизни — где обитает? В нави, то есть в пустоте, в пустоте ума, правильнее сказать.

А когда Змей пробуждается и поднимается? Когда соединяются верх и низ, то есть когда прежний, заполненный образами половинчатый ум умирает, становится пустым и обретает мудрость. Именно поэтому фараоны, то есть правители, соединившие верх и низ, изображаются со змеем во лбу.

Олег ступил ногою на лоб голый? Значит, когда он опустошил свой ум, верх и низ у него соединились. Когда верх и низ соединились, Сила Жизни в виде змеи выползла и укусила его. Олег умер — его «я» умерло. Умер он от коня, а именно на коне — на смертном одре — наши предки спускались в мир иной к Велесу.

Под конём, на котором спускаются в царство смерти, также понимается ум с его желаниями. Именно он низводит нас в ад, где «я» умирает.

То есть весь вышеприведённый отрывок описывает то, как Олег спустился в навный мир к Велесу за Силой Жизни и Мудростью и умер там (его «я» умерло). После этого он стал называться «вещим».

Далее. Имя Олег означает на древнерусском ВОЛЯ (мы это увидели, расшифровав историю княгини Ольги). Следовательно, когда Олег ступил на лоб и его укусила змея, он обрёл ВОЛЮ, заметьте, не свободу, а ВОЛЮ. В данной истории речь идёт о том, как выйти на ВОЛЮ, и знаком, указывающим читателям и слушателям на этот факт, является само имя Олег.

Полностью историю вещего Олега вы поймёте, когда мы с вами будем обсуждать, что такое врата в рай и кто такой ключник Пётр. А пока вернёмся к Христу и его Голгофе, мы уже готовы растолковать этот миф.

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

30.06.2005 ДЕРИ — Слава Христа — умножение Христа, малое царство Христово — Божественный напиток вышней любви Благодать старой церкви ушла вместе с фантомной скинией. Тебе дана благодать большая и другая. Ее храни, как зеницу ока, и умножай ее по мере вхождения в белые

Глава 9 Крестом и мечом Раскачка такая пойдет, Какой еще мир не видал… Затуманится Русь, заплачет Земля по старым богам… Ф.М. Достоевский, Бесы Ранним июньским утром 1941 года началась война. Как и во всех учреждениях оборонного значения, в 13-м отделе НКВД тоже вскрыли

Христос — это путь, а Голгофа — это череп Гора под Иерусалимом, на которой был распят Иисус Христос, называлась Голгофой. Но Голгофа значит «Череп». Почему? Можетбыть, гора по своей форме действительно напоминала человеческий череп? Такой горы с явными внешними признаками

Защита крестом Мысленно окружите себя со всех сторон крестами, расположенными вплотную к телу. Медленно, с усилием начните отодвигать их от себя не далее чем на метр. Почувствуйте, как кресты укрепились, образовав единое целое. Сравните свое самочувствие до и после этого

Глава IV Смерть под крестом Спустя некоторое время хохот наполнил своды церкви. Затем послышалось чирканье зажигалки, и Гроссмейстер, все так же продолжая хохотать, зажег свечу. Она осветила его бледное лицо. Не обращаясь ни к кому, Гроссмейстер возбужденно

Хрустальный череп из Луаантума Впервые о хорошо обработанных хрустальных черепах заговорили в 1920-х гг. До сих пор поражает таинственность этих удивительных находок, представляющих собой одну из величайших загадок нашей планеты. До настоящего времени найдено и

[Видения Христа выдающимися подвижниками; человечность истинного Образа Христа] Вы спрашиваете, можно ли понять указание о явлении (видении) Христа в умаленных обликах и реально? Конечно – да. Ибо средневековье сделало из Христа недосягаемого Идола и лишило Его всякой

Если умершего кремировали вместе с крестом Известно, что иконы и кресты не сжигают, чтобы не предавать огню Иисуса Христа. По христианской вере усопшего хоронят. Вспомните, ведь даже матушку Господа положили в землю.Сейчас появились крематории, а вместе с ними и ошибки,

Если умершего кремировали вместе с крестом Известно, что иконы и кресты не сжигают, чтобы не предавать огню Иисуса Христа. По христианской вере усопшего хоронят. Вспомните, ведь даже Матушку Господа положили в землю.Сейчас появились крематории, а вместе с ними и ошибки,

Череп мятежного священника Этот череп и поныне находится в поместье Уордли-Холл, в нескольких милях от Манчестера. Легенда, связанная с его происхождением, возвращает нас в эпоху правления короля Эдуарда VI, когда некий католический священник был обезглавлен, будучи

Череп Вообще, черепа используются ещё для вызывания духов. Есть садхана, где черепа служат для вызывания Кали. Для этого необходимо пять черепов, которые складываются определённым образом в ямке, закапываются, поверх кладётся покрывало, а человек начинает медитировать и

б) Человек, спасенный крестом и воскресением Иисуса Христа Что справедливо для акта творения, то не в меньшей степени справедливо и для акта спасения. Что имеет универсальное значение – исполнение спасения для всех через Иисуса Христа, должно быть привнесено

Кости Дорогой архангел Рафаил, спасибо тебе за то, что поддерживаешь мои кости в здоровом, крепком состоянии с помощью своего исцеляющего присутствия и энергии. Благодарю тебя за полное восстановление моей костной ткани, что позволяет мне стоять прямо и уверенно на

1. Ранние встречи с Крестом Мы можем задаться вопросом, как зерно вести о Кресте упало на эту плодородную почву. У нас нет никаких свидетельств, когда и как Хуан впервые воспринял образ Распятого. Возможно, когда он был еще ребенком, глубоко верующая мать водила его в

источник