Меню Рубрики

Изделия из кости янтаря кожи

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Слоновая кость — редкий и дорогой материал, который представляет собой твердую эмаль настоящих слоновьих бивней трехметровой длины. С древних времен его используют для изготовления декоративных предметов и украшений. Бусы, серьги, браслеты, различные мелкие предметы быта, резные фигурки, посуда и шкатулки, созданные из слоновой кости, ценятся очень высоко.

С материалом были знакомы еще древние цивилизации. Первые резные изделия из него были найдены в пещерах на территории многих современных европейских государств, а также в Индии и Китае. Возраст некоторых изделий насчитывает 30 тыс. лет. Предметы были изготовлены из бивней мамонтов.

С VII в. во многих странах начала складываться традиция художественной резьбы по кости. В это время изготавливались настоящие произведения искусства. В Европе использовали также бивни моржей, рога оленей, зубы гиппопотамов, усы китов и кашалотов. Но эти материалы не ценились так высоко, как натуральные слоновьи бивни.

Однако массовое производство изделий из твердой эмали бивней привело к резкому сокращению популяции африканских слонов. В конце XX в. мировое сообщество приняло решение запретить торговлю ценным материалом. Лишь немногие африканские страны сохранили за собой это право, но в ограниченном варианте.

Качественная слоновая кость легко поддается обработке, а вот повредить или разбить ее сложно. Материал очень долговечен, не горит в огне и не портится в воде. Знаменит и нежно-кремовый цвет материала. Самым качественным материалом считаются бивни африканских слонов, имеющие ровный цвет. Бивни индийских слонов практически белые, но через какое-то время они начинают желтеть.

Раньше из этого материала изготавливали статуэтки и различные аксессуары, такие как бусы, браслеты, пуговицы, заколки и т. п. Сегодня натуральная слоновая кость в основном используется для изготовления клавиш роялей, шахмат, расчесок. Какое-то время из этого материала делали бильярдные шары. Но и украшения из кости по-прежнему популярны, хотя купить их сложно.

Настоящие бивни в наше время являются редким материалом. Изделия из них стоят дорого. Поэтому в массовой продаже чаще встречается лишь их имитации. Для подделок используются такие материалы, как:

  • кости животных;
  • рога и зубы;
  • пластик;
  • ядра пальмовых плодов;
  • скорлупа орехов.

Лучшим заменителем считаются зубы гиппопотама, так как они схожи по структуре и внешнему виду с бивнями. Они лишь имеют небольшой голубой оттенок. Еще одним распространенным поделочным материалом являются клыки моржа. Бусы, браслеты и другие изделия из них получаются с желтым отливом. Японские химики разработали особую технологию изготовления этого сырья из различных компонентов, таких так скорлупа яиц или молочный жир. Так они получают схожее с оригиналом вещество.

Подделки, конечно, стоят намного дешевле, да и вид у них отличается от настоящего материала. Зачастую они быстро приходят в негодность. Однако и натуральная слоновая кость, несмотря на природную стойкость, постепенно теряет привлекательный вид при контакте с человеческой кожей или неправильном уходе.

Нельзя держать украшения из этого материала в темном шкафу. Он любит свет, а в темноте быстро желтеет. Но и под прямыми солнечными лучами слоновую кость лучше не хранить, так как она станет хрупкой.

Периодически изделия нужно протирать замшевой салфеткой, смоченной в уксусе или лимонном соке. Тряпочка не должна быть слишком мокрой. Пыль стирают мягкой кисточкой и ватным тампоном. Чтобы протереть серьги или кольцо из кости, лучше воспользоваться фланелевой тканью, слегка смоченной в воде. При этом нужно пройти все изделие, не пропуская застежки, звенья и другие труднодоступные места.

Стойкие пятна выводят виниловым ластиком белого цвета, который можно приобрести в хозяйственном магазине. Хлопья ластика легко удалить с помощью мягкой кисточки.

При обработке ювелирных украшений лучше надеть на руки перчатки, так как натуральный материал портится от контакта с потом и кожным жиром.

Чтобы бусы, серьги или кольцо из слоновой кости блестели, можно аккуратно потереть их небольшим количеством вазелина. Нашатырный спирт, смешанный с перекисью водорода, используют для удаления желтизны с клавиш рояля. Такие мелкие изделия, как шахматные фигурки, статуэтки или заколки, можно на 10 минут опустить в хлорный раствор. После водных процедур все предметы необходимо насухо вытереть мягкой тряпочкой.

Изделия из бивней с древности считались магическими амулетами, которые использовались для привлечения удачи. Мужчинам рекомендуется носить украшения из кости в виде клыка или когтя животного или птицы. Женщины могут выбрать любые украшения — бусы, кольца, серьги из кости.

Немаловажное значение имеет форма оберега. Например, орел приносит удачу, слон вселяет уверенность и т. д. Любые амулеты из кости оберегают владельца от негатива. Их можно носить при себе или повесить в жилище, чтобы защитить дом от бед. Магическая сила оберегов, передающихся по наследству, увеличивается с каждым поколением. Изделия из натуральной кости подходят всем знакам зодиака. Слишком чувствительных и мнительных натур они успокоят и защитят от негативной энергии.

Разнообразны лечебные свойства натуральной кости. В составе этого природного материала содержится большое количество фосфата кальция. Он помогает при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых болезнях, эндокринологических недугах. Материал нужно прикладывать к больному месту. При ожогах и порезах слоновую кость прижимают к пораженному участку кожи.

Читайте также:  Воронины у кости был дневник

Если все время носить на себе украшения из натуральных бивней, то они защитят от ангины, скарлатины и прочих вирусных болезней. Кроме того, материал является мощнейшим биостимулятором. Он восстанавливает жизненные силы организмы, успокаивает нервы, защищает от депрессии и бессонницы. В Индии народные ценители используют бивни для омолаживания и оздоровления тела, а китайские литотерапевты считают, что предметы из них улучшают ауру.

источник

Реставрация кости. Для очистки изделий из кости применяют воду спирт, водные и спирто-водные растворы различных моющих средств’ При этом следует учитывать, что анизотропия кости требует осторожного использования водных растворов для ее очистки. Коробление кости при поглощении воды не всегда поддается исправлению.

Сильно загрязненные поверхности (наличие жировых, белковых загрязнений) очищают составами с ферментными добавками. В ряде случаев жировые пятна, капли и следы масляной краски с кости можно удалить с помощью органических растворителей — бензина, этилового спирта, эфиров, перхлорэтилена.

Достаточно старые изделия из кости, очищенные от поверхностных загрязнений, имеют слабую желтовато-коричневую окраску, которая может быть следствием естественного старения (патина времени).. Как правило, такую окраску не удаляют, а отдельные участки светлой поверхности (места удаления специфических загрязнений) тонируют природными или синтетическими красителями.

Довольно широко используют для удаления цветных пятен на кости окислители — пероксид водорода 3—5 и 10%-й концентрации. В качестве отбеливающих средств используют перборат натрия, перкарбонат натрия, перфосфат натрия.

Кость целесообразно обрабатывать в безводных растворах. Водные растворы вызывают коробление изделий из кости, растрескивание и расщепление их при высушивании. Поэтому водная обработка кости должна быть минимальной, а остаточную воду из кости следует удалять с помощью растворителей(погружением в этиловый спирт).

Реставрация кожи. Сухую кожу после механической очистки от пыли и загрязнений протирают тампоном, смоченным водой, слабым раствором карбоната натрия или мыльной пеной с последующим протиранием влажным тампоном. Можно применять водные растворы, содержащие ПАВ и органические растворители. Мокрую археологическую кожу следует очищать составом, в который обязательно входит антисептик, например, этиловый спирт — вода — глицерин — тимол. Введение в очищающие составы нейтральных моющих средств значительно улучшает очистку кож от различных загрязнений.

Пятна грибных поражений, в том числе и цветные, можно удалить или ослабить при обработке раствором пероксида водорода, в который добавлен 2 %-й водный раствор аммиака. Пятна продуктов коррозии (соединения железа, меди) удаляют с кожи растворами щавелевой кислоты или трилона Б. При этом следует учитывать, что вместе с продуктами коррозии из кожи удаляются жировые и дубящие вещества» которые необходимо восполнять.

Археологическую кожу для обеззараживания и консервации обрабатывают последовательно формалином, мыльным раствором, а затем композицией жировых веществ с добавлением 0,8 % антисептика.

К минеральным дубящим веществам относятся соединения хрома, алюминия и циркония, каолин, полимеры кремниевой и фосфорной кислот; к органическим — природные (растительные) и синтетические (фенол оформальдегидные смолы, глутаровый альдегид) дубители.

Для восполнения жировых веществ в коже применяют различные жирующие препараты, которые повышают прочность, мягкость и пластичность кожной ткани — рыбий жир, жир морских животных (ворвань), костное, копытное, подсолнечное, соевое, касторовое, рапсовое, кокосовое, льняное, спермацетовое масла, кашалотовый и пальмовый жиры и т. д. Хорошо зарекомендовали себя в качестве жирующих веществ смеси пчелиного воска, окисленного парафина или полиэтиленового воска с натуральными растительными или животными жирами.

Для консервации археологической кожи применяют составы на основе глицерина. Для жирования кожи и повышения ее водостойкости применяют различные кремнийорганические соединения и композиции на их основе.

Реставрация полудрагоценных камней. ( Янтарь, жемчуг, алмазы, малахит, яшмы, лазурити др.) Для восполнения утрат на изделиях из янтаря можно применять эпоксидную смолу с добавлением янтарной крупки или муки и пигментов. В зависимости от цвета янтаря и размеров склеиваемых фрагментов в качестве смолы в такие композиции вводят канифоль, кедровый бальзам, даммару, шеллак. С целью пластификации к смоле добавляют 10—30% пчелиного воска.

Гагат содержит значительное количество смолоподобных веществ, его нельзя промывать органическими растворителями. Для очистки поверхности (гравировки, резьбы) гагата рекомендуется применять водные растворы различных моющих средств.

Археологические изделия с жемчугом требуют немедленной консервации, так как на воздухе жемчужины обычно рассыпаются в порошок. Для очистки поверхности жемчуга рекомендуется применять 70%-й раствор этилового спирта в теплой слабоаммиачной воде (0,5—1,0%-й раствор аммиака).

Потускневший жемчуг можно промывать соленой водой (2—3%-й раствор NaCl) или 5—7%-м раствором карбоната калия, загрязненный жемчуг можно промывать в мыльной воде или теплых растворах нейтральных CMC.

В настоящее время при реставрации ювелирных изделий часто пользуются цианакрилатными, эпоксидными, полиэфирными и другими безусадочными клеями.

Для удаления жировых пятен кораллы промывают в предельных углеводородах и спиртах. Следует избегать использования для удаления жировых пятен с изделий из кораллов хлорированных углеводородов и сложных эфиров (из которых могут выделяться кислоты). Для склеивания кораллов пригодны практически любые бесцветные клеи.

Следует оберегать экспонаты с бирюзой от воздействия летучих антисептиков, применяемых для борьбы с насекомыми: ДДТ, нафталина, камфоры, лавандового масла и т.д. Под воздействием эфирных масел и жиров бирюза быстро зеленеет и принимает вид окаменелой глины. Восстановить утраченный цвет практически невозможно.

источник

Часто янтарь называют « золотом Балтики », так как большие месторождения этого камня находятся на побережье Балтийского моря.

Встречается он и в Доминиканской Республике , образцы этого камня очень похож на застывшие слезинки из-за своей каплевидной формы.

Наиболее ценен камень янтарь имеющий цвет воска, а также прозрачные и красные с золотистым отливом.

Этот сверкающий самоцвет был известен человеку давно. И поэтому существует множество историй связанных с ним. Например, если положить хоть небольшой кусок янтаря на грудь жене, то она признается мужу во всех своих дурных поступках. Кроме того, камень входил в состав эликсира бессмертия, предложенного папе Бонифацию VIII личным врачом.

Янтарь носил и Мартин Лютер для того, чтобы избежать появления камней в почках. А в Древней Греции самоцвет наделяли качествами Венеры и силой Солнца.

Согласно легенде, Фаэтон , сын Солнца, просил отца прокатиться на его солнечной колеснице самостоятельно.

Когда ему, наконец, разрешили, он не зная дороги, подошел близко к Земле. Вмиг запылал чудовищный пожар, охвативший всю Азию и земли дальше. Все реки высохли, а горы раскололись. Тогда разгневанный Юпитер скинул Фаэтона молнией прямо в реку и пожары прекратились.

Мать и сестра так сильно горевали, что превратились в деревья, а слезы, которые падали с них, затвердевали на солнце, и так появился камень янтарь.

А кусочки янтаря, в которых находились насекомые или частички листьев, сами по себе считались магическими инструментами, что способны не только на добрые, но и злые дела.

В народной медицине камень считался лечебным. Например, знаменитый врачеватель Авиценна (Ибн Сина) в своих трудах описал не один десяток рецептов, в состав которых входит янтарь. А в польской народной медицине камень использовался для изготовления настоек, помогающих при всех заболеваниях дыхательной системы.

Конечно же, помимо использования янтаря как лечебного камня, из него изготавливали различные изделия. Применялся он не только для создания украшений, но и применяли курительных принадлежностей. Особенно популярно это было в конце XIX века. Все дело в том, что янтарь обладает бактерицидными свойствами, поэтому он снижает вред от курения, а именно янтарная кислота нейтрализует канцерогенные смолы.

На шею надевали янтарные бусы, считая, что располагаясь близко к сонным артериям, камень мог очистить весь организм от шлаков при помощи энергетических импульсов. Кроме того, если камень положить на голову, а желательно янтарное ожерелье обвить вокруг, то это помогает при головных болях и улучшает душевное состояние.

Даже сегодня янтарь используют, как минерал способный снять головную боль и нормализовать работу щитовидной железы. Кроме того считается, что он способен предотвратить приступ астмы, если носить его близко к шее. А при артрите пластинами из янтаря натирают болезненные суставы.

На Руси бусинки из янтаря вшивали в складки одежды ребенка, считая, что так камень защитит их от бед и болезней. Его носили и кормящие матери, чтобы ребенок впоследствии стал добрым и веселым. Также самоцвет расталкивали и смазывали им зубы, для того чтобы отбелить и укрепить их.

Камень клали и под подушку, чтобы защитить себя от злых духов во время сна, самого уязвимого периода в жизни человека. Даже сейчас в доме, рекомендуется держать несколько изделий из янтаря, чтобы уберечь свое жилище от пожаров или попаданий молний.

Интересно то, что янтарь по своей природе происхождения не является камнем. Это окаменелая смола древних хвойных деревьев, которые росли на нашей планете 38-120 млн. лет назад. А окаменел камень янтарь из-за резкого изменения растительного покрова нашей планеты.

Таким образом, сверкающий самоцвет – это органический материал.

Хотите прикоснуться к натуральному янтарю?

Тогда смелее отправляйтесь в наш каталог!

источник

Янтарь💎- это окаменевшая смола, живица древних (палеогенового и верхнемелового периодов) хвойных деревьев. Сам по себе янтарь аморфный (без правильного кристаллического строения), мягкий, легко поддающийся полировке и шлифовке, исключение — непрозрачные камни. В природе редко встречаются камни, сразу пригодные для ювелирных изделий — свою красоту и ценность янтарь приобретает после обработки.

Свойство Описание
Формула C10H16O+(H2S)
Твёрдость 2 — 2,5
Показатель преломления 1,54
Плотность Обычно 1,05 — 1,09, максимально 1,3 г/см³
Температура плавления 250 — 400°С
Излом Раковистый; вязкий (при старении становится хрупким)
Сингония Аморфная
Спайность Отсутствует
Блеск Смоляной
Прозрачность От почти прозрачного до полностью непрозрачного
Цвет От светло-жёлтого до коричневого, красный, почти бесцветный, молочно-белый, зеленоватый

В ювелирном мастерстве янтарь используют и как самостоятельный камень — браслеты, бусы, ожерелья, колье, подвески, так и в качестве вставки — кулоны в оправе, серьги, кольца, броши.

Помимо украшений, янтарь широко применяется для изготовления различных бытовых аксессуаров (шкатулки, шахматы, портсигары, ручки и т.д.), посуды (белый янтарь), а также в живописи (янтарная крошка).

Цветовая гамма янтаря включает в себя около 300 оттенков таких цветов, как:

  • голубой;
  • зелёный;
  • молочно-белый;
  • пурпурный;
  • слоновая кость;
  • жёлтый;
  • золотистый;
  • оранжевый;
  • красный;
  • чёрный.

Камни первых четырёх оттенков считаются наиболее редкими и отличаются высокой ценой. Однако самым ценным является янтарь с инклюзами — фрагментами древних растений, насекомых и даже ящериц или лягушек.

Согласно законодательству РФ, инклюзы размером от 10 мм относятся к драгоценным камням.

Наиболее распространёнными сортами янтаря являются Костяной, Доминиканский, Балтийский и Калиниградский, менее — Резинит, Амбрит и Пресованный.

Украшения с янтарём сморятся гармонично как на деловых мужчинах в возрасте, так и на молодых юношах, творческих людях. Обычно мужские украшения выполняются из серебра и золота, с камнями коньячного, вишнёвого, чёрного, тёмно-зелёного цветов. По стилям это могут быть как классические минималистичные аксессуары, так и фантазийные с применением древесины и кожи. От материала и стилистики будет зависеть и цена на украшения:

  • серебряные запонки общим весом 6,02 г, с натуральным балтийским янтарём цвета коньяка 7х5х2 мм — 2 140 руб;
  • золотые запонки 585 пробы общим весом 9,47 г с натуральным цельным янтарём цвета коньяк 11х11х5 мм — 40 290 руб;
  • каучуковый браслет 19,5 см с металлической фурнитурой и мозаикой из пейзажного янтаря 37х11х2 мм — 1 390 руб;
  • браслет 17 см с натуральным цельным янтарём медового цвета, 10 бусин диаметром 9,5 мм — 2 590 руб;
  • серебряный перстень общим весом 4,47 г с натуральным балтийским янтарём зелёного цвета 7х5х2 мм — 1 680 руб;
  • крупная подвеска длиной 9,5 см из морёного дуба и цельного текстурного янтаря цвета коньяка 66х24х15 мм — 3 590 руб.

Женские украшения с янтарём, несмотря на свою достаточно доступную цену, выглядят невероятно богато и нарядно. Серьги, кольца, броши, колье и прочие шейные украшения сделают любую женщину настоящей царевной, а стоимость украшений порадует любительниц красивых камней:

  • серебряные серьги общим весом 4,12 г с прессованным янтарём — 2 900 руб;
  • золотые серьги 585 пробы 3,5 г с белым балтийским янтарём — 12 000 руб;
  • золотое кольцо 585 пробы общим весом 9,4 г с натуральным янтарём 9х6 мм и бриллиантами диаметром 1 мм (22 шт) — 41 500 руб;
  • браслет с посеребренной фурнитурой 17,5 см с натуральным янтарём цвета коньяк диаметром 11 мм (6 шт) — 3 000 руб;
  • нить 154 см из натурального янтаря с мелкими овальными бусинами — 1 080 руб;
  • шейное украшение из льняного шнура и бус балтийского коньячного янтаря 72 см — 22 000 руб;
  • крупный кулон 6х4 см из мельхиора и оловянно-серебряного сплава, с жемчугом и натуральным балтийским янтарём 40х27х7 мм — 2 500 руб;
  • кулон 8,5 см с медальоном 16 мм из серебра, спил голубого доминиканского янтаря 5,8х4 см, толщина 7 мм — 24 700 руб.

Крупный кусочек натурального балтийского янтаря 13 грамм с инклюзом кузнечика — 40 000 руб.

В основном из янтаря делают кабошоны или бусины; нередко используются и необработанные камни.

Читайте также:  Остеосинтез перелома бедренной кости блокируемым стержнем

Менее распространены, но всё же встречаются огранки камня в форме капли, звёзды, многоугольника, триллиона, сердца.

Триллион

Натуральный янтарь достаточно мягок, поэтому оправа является скорее необходимостью — помимо эстетики, она выполняет роль конструктива и защиты.

Для оправы камня применяются такие металлы, как серебро, золото, мельхиор и некоторые сплавы.

Янтарь относится к огненным камням, а значит и совместим он будет с представителями своей стихии:

Исключение из огненных камней — рубин; с ним янтарь не очень сочетается.

Избегать союза огненного янтаря стоит с камнями водной и земной стихий:

Янтарь светлых тонов более уместен на молодых девушках (юношах) и подростках, людям более взрослым лучше остановиться на камнях тёмных оттенков.

Если янтарь подбирается под цвет одежды, то стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • камень благородного белого оттенка будет хорошо сочетаться с тёмным гардеробом;
  • жёлто-золотистый янтарь идеально подходит к одежде коричневого, кофейного, бежевого, голубого, зелёного или цвета охры;
  • наряды чёрного, белого и серого цветов можно разнообразить камнями любых оттенков.

Украшения с крупными вставками (кольца, серьги, ожерелья), как правило, не носят комплектами — так можно излишне перегрузить образ.

Янтарь в форме классических бусин подходит под строгий деловой стиль одежды, а камни различных фантазийных форм уместны для для молодых, творческих людей, а также для прогулок, посиделок в кафе и вечеринок.

Если ориентироваться по типу внешности, тогда следует учитывать, что:

  • блондинкам подойдут камни зелёных и молочно-белых оттенков;
  • брюнеткам, шатенкам и рыжим — оттенки жёлтых и коричневых;
  • обладателям смуглой кожи либо загара — янтарь коньячных оттенков.

Янтарь требует бережной носки и деликатного ухода, поэтому, чтобы сохранить его красоту как можно дольше, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций;

  • носить украшения нужно аккуратно, беречь камень от ударов и царапин;
  • необходимо избегать контакта янтаря с бытовой химией, косметикой, жиром и грязными руками;
  • периодически украшения чистят кусочком мягкой ткани в тёплой воде; щётку использовать запрещено, она может повредить камень;
  • хранить украшения нужно отдельно от различных металлических изделий;
  • в помещениях с работающим центральным отоплением или в жаркую погоду янтарь необходимо промывать водой или оборачивать его во влажную салфетку, после чего просушить мягкой тканью. Такие процедуры помогут уберечь камень от пересыхания и образования микротрещин.

Янтарь стоит беречь от длительного воздействия прямыми солнечными лучами — это чревато помутнением камня. Однако периодически выкладывать на свет камень всё же стоит — так он зарядится энергией и станет лучше блестеть.

Зачастую за натуральный янтарь выдают копал, прессованные аналоги и синтетику:

  • копал — это молодая смола, в которой отсутствует янтарная кислота. Если капнуть на такой камень эфиром, он покроется пятнами;
  • прессованный янтарь — под лупой можно рассмотреть скопления пигмента, а если потереть тканью с эфиром, то он станет липким;
  • под ультрафиолетом настоящий камень поменяет свой оттенок на голубой, а имитация камня — на любой другой;
  • стекло — если провести иголкой по стеклянной подделке, ничего не случится, а вот натуральный камень сразу покроется царапиной;
  • пластик — если от натурального янтаря отломить кусочек, то он будет крошиться, если от пластика — расслаиваться;
  • если к янтарю поднести огонь, то он начнёт издавать запах канифоли или хвои, пластик же даст резкий химический запах;
  • настоящий янтарь будет плавать в солёной воде (на стакан достаточно развести 3 ст.л. пищевой соли), в то время как пластмассовый камень пойдёт на дно.

После экспериментов с солью натуральный янтарь необходимо промыть чистой водой, затем насухо обтереть — солёная вода может испортить камень. Если янтарь обрамлен в дорогую оправу, то от эксперимента с солью лучше отказаться.

Современные технологии также позволяют подсадить в пластик или смолу любое насекомое или маленькую ящерку, поэтому не факт, то инклюзы будут настоящими. Но, если приглядеться, можно рассмотреть, что в подделки обычно помещают уже мёртвых насекомых (как правило со сложёнными лапками), а в натуральном янтаре насекомое словно замерло в движении.

Украшения из янтаря легко сделать своими руками — бусины и фурнитуру можно купить в специализированных магазинах для творчества, ниже можно посмотреть видео как сделать украшения своими руками.

Самое простое — сделать украшения в классическом или этно-стиле без оправы: фенечки, браслеты, брелки, ожерелья, подвески.

Согласно древним поверьям, янтарь обладает следующими магическими свойствами:

  • оберегает будущую маму и малыша во время всего периода беременности и родов;
  • оберегает жилище от злой магии, плохих духов и преступников;
  • обостряет интуицию, способствует принятию верного решения;
  • сохраняет молодость, принимает на себя все болезни владельца;
  • предупреждает об опасности — в случае появления таковой, или угрозы болезни, камень мутнеет;
  • чёрный янтарь защищает в дальних путешествиях;
  • зелёный оберегает малышей от сглаза;
  • золотистый отгонит плохие мысли, придаст оптимизма и бодрости.

В средние века алхимики, веря в целительные и магические свойства янтаря, пытались создать на его основе эликсир молодости, а древние египтяне применяли камень для бальзамирования, и не спроста — камень обладал способностью длительное время сохранять первозданный вид органической материи.

Целительные свойства янтаря, отмеченные ещё в древние времена, до сих пор используются в современной нетрадиционной, а иногда и в официальной медицине:

  • лечение и профилактика простудных заболеваний;
  • нормализация обменных процессов в организме, помощь в снижении веса;
  • борьба с кожными высыпаниями (кулоны, браслеты);
  • лечение заболеваний щитовидной железы (бусы), органов дыхательной (колье, броши), нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, почечной недостаточности;
  • улучшение мозговой деятельности;
  • устранение проблем слуха и зрения;
  • обезболивание при прорезывании зубов у малышей.

Нередко применение янтаря в качестве медицинского инвентаря — различных инструментов, сосудов, приборов. Обусловлено это способностью янтаря предотвращать свёртываемость крови и разрушение эритроцитов и тромбоцитов.

(«+++» — камень подходит идеально, «+» — можно носить, «-» — категорически противопоказан):

Знак зодиака Совместимость
Овен +++
Телец +
Близнецы +
Рак +
Лев +++
Дева +
Весы +
Скорпион +
Стрелец +++
Козерог +
Водолей +
Рыбы +

Раскрыться в полную мощь камень способен с такими знаками Зодиака, как:

  • Лев — заряжает позитивом и удачей, оберегает от зла;
  • Стрелец — окружает спокойствием и гармонией;
  • Овен — усиливает положительные качества знака, а отрицательные — сглаживает.

На остальные знаки камень влияет по минимуму, однако вреда он не наносит никому.

источник

Серьги, кольца и ожерелья из драгоценной калининградской смолы

В Музее Москвы открылась небольшая, но важная мультимедийная выставка «Янтарь. Второе рождение». Она посвящена новому взгляду на ценную смолу, возраст которой исчисляется миллионами лет. Мало кто знает, но в Калининградской области сосредоточено 90 % мирового запаса янтаря и находится единственное промышленное предприятие по его добыче. В мире на янтарь — очередь, при этом в России примеров красивой работы с янтарем — днем с огнем. Чаще всего на глаза попадаются примитивные изделия: бусы, посредственные картины из осколков янтаря и выложенные янтарем двуглавые орлы в кабинетах чиновников. Организаторы выставки, объединение Russian Amber, решили посмотреть на янтарь под другим углом и развеять ассоциации с пыльным сокровищем из бабушкиной шкатулки. Их работы доказывают, что янтарь — красивый минерал, а украшения из него вполне могут потеснить тот же жемчуг. Рассказываем про марки украшений, взявшиеся за работу с хрупким и невесомым минералом.

Московская студия Kao Lin известна украшениями из белоснежного фарфора и «этичной» древесины (упавших, а не срубленных деревьев) вроде можжевельника и дуба. На их взгляд, янтарь — недооцененный материал, а советский стиль обработки минерала до гладких бусинок перерабатывает в отходы самые красивые его части. Прежде чем взяться за работу с хрупким янтарем, дизайнеры специально обучились секретам его выделки у калининградских мастеров. Марка старается сохранить красивую органическую текстуру янтаря, в которой порой попадаются остатки мха и насекомые. Кроме того, дизайнеры отмечают потрясающий лимонно-хвойный аромат, который дает камень при обработке. Kao Lin предлагают небанальные сочетания янтаря с фарфором и деревом, показывая колье и кулоны, серьги, кольца, а также светильники и лампы из крупного янтаря и ценной древесины. Предметы интерьера марка собирается показать в июне на Шестой международной биеннале работ из янтаря.

Украшения марки Mineral Weather хорошо известны в Москве, а их изделия продаются в шоу-руме «Хохловка» на «Китай-Городе», магазинах Click Boutique и Podium Market. Дизайнеры Анна Павлова и Александр Ольховский создают абстрактные украшения из бронзы, алюминия, серебра и камней естественной огранки (граната, кварца, бирюзы, турмалина, аметиста и других). Работа с янтарем стала для дизайнеров новым шагом. Mineral Weather стараются также показать его естественную красоту и создают кольца из бронзы и олова с практически нетронутым янтарем. Дизайнеры считают, что ценность янтаря — в его древности, натуральности, невесомости, прозрачности, а также разнообразии оттенков. Анна и Александр отмечают, что застывшая смола, как и любая жидкость, несет в себе множество информации и энергии на молекулярном уровне.

Марку FEMINATURA в 2014 году запустила Екатерина Артемьева, сосредоточившись на ручной работе с натуральным камнями и гипоаллергенными металлами. Дизайнер считает, что янтарь — уникальный материал, а его некоторые редкие экземпляры буквально на вес золота. Обработку янтаря дизайнер специально изучала в Калининграде: Артемьева не шлифует янтарь до конца, оставляя матовым, а также показывает красоту сколов камня и не перегружает дизайн лишними деталями. FEMINATURA предлагают аккуратные украшения геометрических форм на серебряных нитях: асимметричные невесомые серьги, минималистичные подвески, кулоны с застывшими в янтаре травами. Дизайнер сравнивает янтарные украшения с винтажными: «Янтарь — это талисман. В нем есть мощная история Земли и сила жизни». Украшения из янтаря продаются на сайте FEMINATURA и стоят от 1000 до 3500 рублей.

Британская марка демократичных украшений Be-Jewelled работает с полудрагоценными камнями (лазуритом и бирюзой) и калининградским янтарем, обрамляя минералы серебром. У Be-Jewelled можно найти янтарные броши, браслеты, серьги, кольца, кулоны обтекаемых форм с прозрачным янтарем коньячного цвета. Все украшения для марки производят вручную польские мастера. Примечательно, что классические янтарные бусы Be-Jewelled обойдутся дороже всего — они стоят 200 фунтов, — но почти всегда распроданы. Цены на остальные украшения в среднем составляют 50–100 фунтов, все изделия упакованы в мягкие мешочки. Найти их можно, например, в интернет-магазине John Lewis. Доставка обойдется в десять фунтов сверху.

Валентин Юдашкин представил свою первую ювелирную коллекцию украшений из янтаря во время показа весенне-летней коллекции 2015 года на Неделе моды в Париже. Надо сказать, украшения получились такими же декоративными, как и традиционные вещи марки. Юдашкин взялся за работу с самым дорогим янтарем — «королевским» — цвета слоновой кости. Обрамлением минералу послужили черные бриллианты. В коллекцию Valentin Yudashkin Royal Amber вошли подвески, кулоны, бусы, перстни. Многие изделия дополнительно украшает небольшой кулон в виде логотипа дома. Самыми лаконичными и аккуратными у Валентина, пожалуй, получились браслеты.

Имя дизайнера российской марки Masterpeace Евгении Линович в мире хорошо известно. Ее изделия уже продаются на Matchesfashion, а год назад Линович представила капсульную коллекцию аксессуаров для американских и японских магазинов Opening Ceremony, в которых задействовала янтарь. Правда, в декоративном ключе. Евгения представила воротники и ободки-кокошники из денима, расшитого янтарными бусинами и уральскими самоцветами. Эту коллаборацию можно назвать первым удачным примером работы марки с янтарем, которую к тому же заметили международные байеры.

источник

Любая вещица с этим камешком кажется солнечной, поднимает настроение. Минерал имеет почитателей разного достатка и социального статуса. Только у него попадаются уникумы с лягушкой или ящерицей внутри. Изделия из янтаря украшают жизнь, подходят всем, делая хозяев здоровее физически и морально.

Украшения из янтаря

Янтарь – это застывшая тысячелетия назад смола хвойного дерева. Его на планете достаточно, но экземпляры ювелирного качества редки. Сырье обрабатывается, становясь поделочным или полудрагоценным. Это облагороженный янтарь. Его умели получать еще античные мастера, проваривая исходный материал в меду до покраснения. Мутные камни просветляли, прокипятив в масле льна или сурепки.

В настоящее время к услугам ювелиров современные способы термообработки. Хотя и старые не забыты.

В ювелирном деле минерал используется самостоятельно либо как вставка украшений. В зависимости от этого различают два типа аксессуаров:

  • украшения из янтаря: камень вставляют в ожерелья, колье, браслеты, подвески без оправы;
  • украшения с янтарем: серьги, кольца, кулоны в оправе-оплетке.

Самые популярные – бусы и браслеты из слегка обработанных камушков. Звенья разных габаритов, правильной формы либо фантазийные. Эффектно смотрится колье из янтаря любого цвета.

Природный янтарь мягок, поэтому оправа выполняет несколько функций: эстетика, защита, конструктив. На уязвимых украшениях типа колец или перстней применяется оплетка.

Читайте также:  Снимки перелома лучевой кости со смещением

Кольцо с янтарем

Обрамление подбирается под размер и качество камня: золото, серебро либо металлы попроще.

При обработке янтаря действуют осторожно, создавая кабошон или другие формы мягких очертаний. Огранка – редкость.

Свойство Описание
Химическая формула C40H64O4
Цвет От желтого до красновато-бурого.
Прозрачность Просвечивает
Блеск Смоляной
Излом Раковистый
Твердость 2,5
Удельный вес 1,05-1,1

Самоцвет демократичен, уместен для всех возрастов, стилей и поводов. Есть женские и мужские украшения. Но они слишком заметны, поэтому при подборе и использовании требуется соблюдение правил.

Светлые камушки подойдут подросткам или молодежи, гамма потемнее – людям более зрелого возраста или мужчинам.

Форма бусин или вставок зависит от стиля и предназначения украшения. Классическая сфера либо другие правильные очертания уместны для делового стиля одежды и серьезных людей. Фантазийные, разноцветные понравятся творческим натурам, детям или тинейджерам. Приветствуются как дополнение к костюму для дружеской вечеринки, посиделок, прогулки.

Бусы из янтаря

Гамма самоцвета разнообразна, поэтому янтарные украшения можно подобрать под все типы внешности:

  • для брюнеток, шатенок, обладательниц рыжих волос – желто-коричневатые оттенки;
  • платиновые блондинки – молочно-белые, зеленоватые оттенки;
  • светлые волосы и кожа – белый, зеленый камешек;
  • загар либо природная смуглая кожа – оттенки коньяка.

Правильно подобранные украшения гармонично впишутся в образ, усилят природные достоинства хозяйки.

Янтарь в украшениях сочетается с нарядами разных оттенков:

  • камни желто-золотистой гаммы хороши на фоне зеленого, кофейного, бежевого, коричневого, голубого, цвета охры костюма или платья;
  • для белой, серой, черной одежды подойдут все цвета и сочетания камня;
  • дорогой белый янтарь облагородит гардероб темного оттенка.

Вставки колец, серег, звенья ожерелья или браслета не миниатюрны, поэтому несколько драгоценностей сразу не надевают: они создадут эффект тяжеловесности.

Браслет с янтарем

Вариант для офиса: серьги плюс кольцо либо брошь в серебре.

Для мужчин предлагаются золотые и серебряные запонки, галстучные зажимы, перстни, брелоки. Камни украшений – насыщенные, приглушенной гаммы: цвет коньяка, охры, вишни, интенсивной зелени, черные.

Камень используется в ювелирных украшениях. Экземпляры покрупнее создают из прочного спрессованного материала. У них разные габариты и предназначение:

  1. Быт. Аксессуары среднего ценового уровня, совмещающие эстетику и практичность: шкатулки, мундштуки, ручки, портсигары, шахматы. Янтарные изделия из цельного камня – это сегмент класса люкс.
  2. Посуда. Со времен Средневековья янтарная посуда считалась противоядием. Ее использовали правители и знать. Сегодня доступна всем, обладающим средствами. Здесь на первом месте белый янтарь.
  3. Живопись. Янтарная крошка идет на полотна светского характера и иконы.

Особо дороги авторские работы в единственном экземпляре и из материала минимальной степени обработки.

Знак Зодиака Совместимость («+++» — подходит идеально, «+» — можно носить, «-» — категорически противопоказан)
Овен +
Телец
Близнецы +
Рак +
Лев +++
Дева +
Весы +
Скорпион +
Стрелец +
Козерог +
Водолей +
Рыбы +

На ценность янтаря влияет цвет. Самые дорогие – голубой, густой пурпурный, зеленый, белый экземпляры.

Янтарный «эксклюзив» – инклюзии: угодившие под смолу тысячи лет назад различные насекомые, веточки, воздух, вода. Агломераты с подобной «начинкой» дороги, считаются коллекционными. Экземпляры с крупной ящерицей или лягушкой идут за тысячи долларов. Воздушные или водные пузырьки не особо ценны.

При выборе камешка с инклюзой нужна внимательность: даже включения насекомых бывают новоделом.

За натуральный камень выдают прессованный аналог, молодые смолы (копал), синтетику:

  1. Прессованный янтарь. Если потереть тканью, смоченной в эфире, он станет липким; под лупой видны «пути» движения массы, скопления пигмента.
  2. Копал. Молодая природная смола, в которой нет янтарной кислоты. Если капнуть эфиром, на камешке появится пятно.
  3. Стекло. От иглы следа не останется, натуральный камень пострадает.
  4. Пластик. В соленой воде (3 ст. л. на стакан) янтарь будет плавать, имитация утонет. Под ультрафиолетом минерал создает голубоватый оттенок, подделка – белый или другой.

Украшения из янтаря

Прессованный материал недорог (20 — 40 руб. за грамм). Но происхождение афишируют не все продавцы, пытаясь продать его как настоящий. Природный кабошон (5-10 граммов) стоит от 2,1 тыс. руб. То есть ценность натурального янтаря и прессованного отличается в 50 – 100 раз.

Ювелирные отечественные бренды представляют ассортимент из колец, серег, подвесок. Оправа – золото (красное, 585°), позолоченное серебро (925°), просто серебро. Во всех украшениях используют прессованный янтарь (об этом указывается на бирке или в описании товара), поэтому стоимость определяет больше материал оправы, чем вставка.

Диапазон цены изделий (тыс. руб.):

  • золотые – 8,6 – 42,5;
  • позолоченное серебро – 2,9 – 5,9;
  • серебро – 0,9 – 2,6.

Авторские работы – это браслеты, колье, серьги, в которых с цветным янтарем сочетают дерево, текстиль, бисер. Цена украшений – одна-три тысячи рублей.

Стоимость картин 1,5 – 135 тыс. руб.; зависит от габаритов полотна, количества и кондиций янтарной крошки.

Свойства янтаря требуют деликатности в обращении с украшениями:

  • носят украшения осторожно, берегут от падений, царапин;
  • минералу вредны косметика, бытовая химия, жир, поэтому украшения на время домашних работ или мейк-апа снимают;
  • нежелательно трогать его грязными руками: следы трудно выводимы;
  • загрязнившийся самоцвет моют мягкой тканью под теплой водой; щетку не используют, чтобы не поцарапать;
  • хранят украшения подальше от металлических аксессуаров;
  • ограждают от прямого солнца, иначе даже яркий самоцвет помутнеет; однако нежаркие ванны полезны: солнечный камень насыщается энергией и лучше блестит.

Украшения из янтаря

От сухости минерал покрывается микротрещинами, что чревато разрушением. Поэтому в жару или помещении с центральным отоплением его промывают водой, оборачивают мокрой салфеткой. После чего осушают мягкой тканью.

Творческим натурам несложно сделать своими руками украшение или «написать» картину. Материал легко купить в специализированном магазине или Сети. Там же посмотреть уроки от мастеров.

Меньше хлопот и навыков требуют украшения без оправы: браслет, ожерелье, фенечка, подвеска, брелок.

Можно подобрать звенья одного цвета или разных, тщательно либо слегка отшлифованные. В последнем случае получается эксклюзивный аксессуар, вещь для подростка либо в стиле этно.

источник

Этот превосходный, древний, практичный, исключительно декоративный материал, к сожалению, уязвим для неблагоприятных воздействий. Например, кость поражается насекомыми, выедающими в ней ходы так же, как в древесине. Но это экзотика. Чаще виновницей порчи выступает вездесущая влага, из-за проделок которой милые сердцу безделушки – гребни, статуэтки или рукоятки ножей – деформируются и растрескиваются. Такие дефекты свойственны, разумеется, лишь действительно старым предметам, поскольку вода работает медленно. Конечно, если утопить изделие на неделю-другую… Вредны также перепады температуры, прямой солнечный свет, контакт с агрессивными веществами (в первую очередь – с потом) и т. д.

Что в итоге происходит с костью? Она тускнеет, поверхность становится шероховатой, покрывается микротрещинами, а если пытка продолжается, трещины углубляются, делаются основательными и даже сквозными. Как правило, предмет меняет форму, его «ведет», а в критических случаях он вообще разваливается на части, но это редко. Наконец, некоторые виды кости довольно легко разбить.

По происхождению поделочная кость условно делится на три группы:

скелетная (обычно – толстостенные трубчатые «рычаги» крупных животных);

рога и зубы (главным образом бивни моржей, нарвалов, слонов и мамонтов);

панцири (здесь выбора нет: черепаха).

Скелетная кость отличается высокой плотностью, однородностью структуры, красивым теплым белым или желтоватым цветом, способностью великолепно полироваться, но при этом она чувствительна к ударам и легко колется, особенно пересохшая. Хорошей иллюстрацией сказанному служит (см. цветную вклейку) пример восстановления рукоятки шашки кавказского типа. В данном случае хрупкость материала сыграла злую шутку – недаром для рукояток чаще применяли крепкий и вязкий черный рог.

Рога. Если скелетная кость в общем-то однородна, рог представляет собой плотно спрессованный пучок волос, имеющий явную структуру. Как всякий волокнистый материал, его можно (хотя и трудно) расщепить вдоль, но практически немыслимо переломить поперек, разве что тонкую пластину. Бывает прозрачным или полупрозрачным, с красивым дымчатым отливом и глубиной, особенно светлые разновидности. Очень популярный материал для изготовления черенков ножей и вилок в дорогих столовых наборах. Полированные рукояти из янтарного рога – фирменный знак французских складных ножей фирм Опинель и Лагвиоль (Лайоль). Напротив, черный рог традиционно почитаем на Востоке. Холодное охотничье оружие стран Западной Европы запоминается обилием оленьего и лосиного рога.

Бивни (непомерно разросшиеся зубы) некоторых, всем хорошо знакомых, животных дают основную массу поделочной кости, обладающей целым набором достоинств. Это упоминавшиеся плотность, однородность, выигрышный цвет, легкость обработки, стабильность во времени и многое другое, включая неплохие механические характеристики. Так, бильярдные шары из слоновой кости (к счастью, канувшее в Лету варварство) отнюдь не разваливаются от лихих ударов. Оружейные рукоятки также хороши. Кроме того, длинные и толстые бивни позволяют получать заготовки какого угодно размера. Мастерство художественной резьбы веками процветало именно на базе слоновой кости, и с ней мы сталкиваемся чаще всего, окунаясь в пучину реставрации. Из экзотики можно назвать зубы (обычные зубы) крупных животных и рыб – гиппопотама, акулы и т. п. Первые идут на рукоятки, вторые – на всевозможные украшения типа ожерелий.

Панцири представлены лишь одной – зато какой! – разновидностью. Это черепаха. Скорее всего, каждому доводилось хоть раз в жизни видеть черепаховый гребень кофейно– медового цвета с мягкими переливами золотистых оттенков. Прочностные характеристики высоки, как и цена. Поскольку в силу анатомических особенностей черепаховая кость представлена пластинами, постольку и ассортимент изделий из нее ограничивается упомянутыми гребнями, декоративными ножами для резки бумаги, а также всевозможными накладками и облицовками.

Реставрация костяных изделий сводится к двум операциям: склеиванию обломков, если предмет разрушен, и зачистке поверхности (чаще полировке), когда потерян внешний вид. Задача облегчается тем, что решительно все разновидности кости охотно склеиваются, но в каждом конкретном случае требуется подобрать наиболее подходящий адгезив.

Если твердая и хрупкая кость расколота механическим ударом так, что обломки точно сопрягаются один с другим, как битая керамика, воспользуйтесь циакрином, предназначенным как раз для соединения тканей животного происхождения. Шов при этом будет почти незаметен.

При утрате мелких осколков (см. пример с рукоятью шашки) или тогда, когда из-за древности, сырости или усыхания кость деформировалась настолько, что фрагменты стыкуются неадекватно, выход один: эпоксидка, удобная еще и тем, что легко окрашивается под цвет имитируемого материала самыми разными наполнителями, от мела до сажи. Давать конкретные советы здесь бессмысленно ввиду огромного количества возможных вариантов, но лучше пользоваться сухими художественными пигментами. Они отлично растерты и интенсивны. В принципе, допустимо тонировать смолу масляными красками из тюбиков. Неопасным побочным эффектом при этом станет легкая (в зависимости от количества краски) пластификация клея маслом.

К сожалению, бывают трудные случаи. Так, сломанный пополам черепаховый гребень можно соединить и заполировать до полной невидимости шва, но отныне ему противопоказаны малейшие изгибающие усилия. Любоваться не возбраняется, пользоваться – ни-ни! С фигурками и тому подобными объемными безделушками проще.

Освежая поверхность, нельзя увлекаться. Девиз любой реставрации – осторожность, поэтому выбирайте самую эластичную, высококачественную и мелкозернистую (вплоть до «нулевки») наждачную бумагу, а финальные полировочные этапы делайте при помощи бесцветной алмазной пасты. Любимица народов ГОИ, состоящая из зеленой окиси хрома, всегда забивается в микроскопические трещины и поры, придавая поверхности соответствующий оттенок, что недопустимо. Опасно прибегать к сомнительным услугам электромоторов и войлочных кругов – это чревато местным неконтролируемым перегревом и порчей, безоглядным же любителям механизации следует ограничиться скоростью вращения не более 1500 об/мин и мягким фетром. Но нет ничего надежнее старой доброй ручной работы. Гладкая поверхность полируется длинной лентой из ткани или мягкой кожи, а сложный резной рельеф – плотной щетинной кистью. Разумеется, с абразивом.

«Поновляя» слоновую кость, нелишне помнить, что при этом нельзя упрямо и слепо добиваться равномерной окраски. Древний материал тем и хорош, что в углублениях он темнее, чем на выпуклостях, которые то и дело соприкасаются с чем-нибудь и незаметно очищаются. Кроме того, для придания художественной резьбе объема впадины и риски специально темнят, затирая красителями, чтобы произведение было выразительным. Это очень хорошо видно на примере японских нэцкэ: «Обезьяна и черепаха» (Окатори, конец XVIII века) (рис. 161 а) и «Чжан Галао» (Масакацу, середина XIX века) (рис. 161 б).

Если бы фигурка обезьяны была равномерно-светлого тона, она зрительно лишилась бы шерстного покрова и выглядела странно. Во втором случае исчезнут многочисленные складки одежды, глаза персонажа, его брови и прочие детали.

Трещины, протянувшиеся через правую руку и голову святого, являются свидетельством времени, а потому никоим образом не должны ликвидироваться.

Вывод: излишне яростная реставрация и «обновление» изделий из кости не приводит ни к чему хорошему. Ведущий принцип здесь – приоритет минимальности вмешательства, когда делать следует лишь то, без чего никак невозможно обойтись.

источник