Меню Рубрики

Художественная обработка кости на ямале

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

  • ЖЗЛ (743)
  • артисты, деятели кино и театра (159)
  • музыканты,композиторы,певцы (210)
  • писатели, поэты (90)
  • спортсмены (17)
  • учёные, военные, политики (27)
  • Поздравления для меня (90)
  • здоровье (1057)
  • косметические средства,уход за лицом,телом (86)
  • рамочки медицинские (14)
  • медицинские советы (58)
  • народные рецепты (209)
  • полезные продукты (152)
  • рамочка для рецептов (26)
  • упражнения (96)
  • интересное (449)
  • интересное (653)
  • антиквариат (136)
  • минералы. ювелирные украшения (359)
  • мода (264)
  • музыка (5257)
  • военные песни (60)
  • зарубежная музыка (212)
  • застольные, авторские,шансон (328)
  • инструментальная (275)
  • классика, неоклассика (155)
  • концерты, альбомы (305)
  • муз. видеоклипы (352)
  • музыка для релаксации (72)
  • музыкальные композиции (545)
  • музыкальные сервисы (116)
  • Народная музыка (86)
  • популярная, ретро музыка (576)
  • Романсы (223)
  • танцевальная музыка (95)
  • новичкам (1710)
  • бродилки (144)
  • генераторы (16)
  • компьютер (114)
  • маски,фильтры — всё для фотошопа (26)
  • плееры (222)
  • полезные программы (95)
  • полезные сайты (209)
  • уроки ЛиРу, фотошопа (532)
  • уроки фотошопа (107)
  • формулы, коды НТМL (40)
  • футажи (26)
  • Нужные советы (395)
  • дизайн интерьеров (57)
  • образование,аудиокниги. (766)
  • аудиокниги (219)
  • история, политика (190)
  • образование (95)
  • открытки,поздравления и др. (1657)
  • коллажи (266)
  • открытки музыкальные (223)
  • открытки, анимация (242)
  • плейкасты (112)
  • поздравления (311)
  • рамочки для поздравлений (227)
  • фоны для открыток, анимация,заготовки (121)
  • полезности для дневника (12023)
  • Женские рамочки — 4 (570)
  • Рамки женские-3 (554)
  • Рамки для текста — 2 (519)
  • осенние рамочки-2 (518)
  • Женские рамочки-5 (415)
  • фоны, разделители, декор, далее (333)
  • Зимняя рамочка-2 (313)
  • осенние рамочки — 3 (202)
  • Рамочки пары-2 (187)
  • Рамочки серебряный возраст (163)
  • Рамочки новогодние — 2 (49)
  • рамочки от Жени -2 (40)
  • Рамочки с животными (30)
  • Рамки для текста-3 (24)
  • Зимние рамочки (531)
  • календарь, часы, анимации (201)
  • клипарт (263)
  • клипарт, декор новогодний (103)
  • мужские рамочки (260)
  • Осенние рамочки (556)
  • рамки для текста (903)
  • Рамки женские (528)
  • Рамки женские — 2 (528)
  • Рамки с картинками (777)
  • рамочка для видео, музыки (456)
  • рамочки детские (122)
  • Рамочки для текста от Жени (1049)
  • рамочки Новогодние и зимние (573)
  • рамочки пары (541)
  • рамочки с картинками (483)
  • рамочки с картинками — 2 (406)
  • Рамочки с картинками-3 (529)
  • православие (2498)
  • рамочки » С Пасхой» (155)
  • Рамочка к Вербному воскресению (95)
  • Рамочки «С Троицей!» (38)
  • Рамочки на Покров (22)
  • Рамочка «К Ивану Купала» (17)
  • Рамочка «С Благовещением» (15)
  • духовная музыка (79)
  • житие Святых (54)
  • иконы (80)
  • молитвы, стихи (615)
  • православные открытки, касты. (129)
  • православные праздники (276)
  • православные рамочки (446)
  • рамочки » К Спасам» (104)
  • рамочки «С крещением Господним» (50)
  • рамочки «С масленицей! (51)
  • рамочки «С Рождеством» (96)
  • соборы,церкви и храмы (113)
  • праздники (669)
  • прочие праздники (135)
  • рамки к праздникам (82)
  • Рамочки «К дню влюблённых» (61)
  • официальные праздники (56)
  • рамочки к 23 февраля (29)
  • Рамочки «День семьи и верности» (22)
  • Рамочки к Первомаю (11)
  • Рамочки «С Днём России» (10)
  • Рамочки «Татьянин день» (3)
  • рамочки к 8 марта (68)
  • рамочки к Дню Победы (120)
  • природа (2399)
  • Весенние рамочки (542)
  • Рамочки с цветами — 2 (72)
  • Весенние рамочки-2 (71)
  • пейзажи (144)
  • Рамочки летние (478)
  • рамочки с цветами (560)
  • фауна (82)
  • цветы (292)
  • психология, личная жизнь. (162)
  • путешествия,туризм, (1172)
  • Версаль (23)
  • города России (160)
  • Замки и дворцы (160)
  • Московский Кремль и Кремли (36)
  • путешествие по миру (181)
  • путешествие по России (256)
  • рецепты (1916)
  • блюда из курицы (112)
  • Блюда из рыбы, морепродуктов (89)
  • вторые блюда (109)
  • выпечка (263)
  • готовим в мультиварке (35)
  • заготовки (103)
  • закуски, бутерброды (88)
  • каши и жидкие блюда (30)
  • напитки (67)
  • овощные блюда (115)
  • рамочки кулинарные (117)
  • Салаты (156)
  • торты,десерты (235)
  • рукоделие (865)
  • бисероплетение (32)
  • вышивка (86)
  • вязание (219)
  • макраме (6)
  • народные промыслы (267)
  • рамочка рукодельная (16)
  • шитьё, выкройки (181)
  • скульптура,искусство (1445)
  • живопись (671)
  • живопись — 2 (172)
  • музеи (151)
  • натюрморты (201)
  • стихи и мудрости (13080)
  • Ирена Буланова-2 (554)
  • стихи современных авторов-2 (545)
  • Оксана Зет Злата Литвинова (470)
  • Юлия Вихарева (358)
  • Ирина Самарина (348)
  • Светлана Чеколаева Светлана Аль-Хальди (269)
  • Татьяна Черненко (236)
  • Оксана Аистова Анна Опарина (190)
  • Циля Вайнер (162)
  • Андрей Королевич Алесийчук Татьяна (146)
  • Ольга Гросу Сандра Бест (145)
  • Ирина Буланова -3 (138)
  • Капельки души — 2 (92)
  • Ирина Гертье Изабелла Пейсах (81)
  • Дмитрий Нагиев (52)
  • Ирина Самарина- Лабиринт (1150)
  • Алёна Васильченко (221)
  • Владимир Высоцкий (203)
  • Галина Воленберг (286)
  • Евгения Шерман,Зоя Карпова 2 (157)
  • Жанна Бабаханова (140)
  • Ирена Буланова (595)
  • Капельки души (754)
  • Лариса Рубальская (310)
  • Лика Кугейко Лидия Фогель (153)
  • Любовь Козырь Лариса Терентьева (296)
  • М. Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин (82)
  • мысли в слух, притчи,мудрости (369)
  • Надежда Тандур (229)
  • Ника Наталья Задорожная (Cherry) (169)
  • поэзия классиков (816)
  • Сергей Есенин (97)
  • стихи от авторов ЛиРу (531)
  • стихи патриотические и военные (240)
  • стихи с юмором (201)
  • стихи современных авторов (1314)
  • Зинаида Полякова Щерблюк Людмила (105)
  • Эдуард Асадов Яков Баст (168)
  • Элла Кириллова (275)
  • схемы , эпиграфы+аватарки (819)
  • эпиграфы (100)
  • схемы для дневника (78)
  • обои на рабочий стол (68)
  • Аватарки (5)
  • театр на экране (264)
  • балет (54)
  • оперы и оперетты (49)
  • спектакли (88)
  • фильмы (959)
  • документальные фильмы (53)
  • драмы, приключения, детективы (61)
  • комедии (34)
  • мелодрамы (424)
  • музыкальные фильмы, мюзиклы (13)
  • мультфильмы (34)
  • фото.видео (646)
  • видео (207)
  • фотографии (124)
  • Юмор,приколы. (334)
  • юмористы (125)
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

Резьба по кости. Народы Севера

Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Видов резьбы по кости несколько:

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

Сквозная резьба

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.







Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

Читайте также:  Выпирает кость на нижней десне

источник

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

• Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.

• Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.

• Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

• Художественная обработка бересты.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов — сукна или ровдуги.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера — искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Художественная обработка кости.

Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций.

Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

День оленевода- одна из главных примет ямальской весны, с его катаниями на оленьих упряжках и состязаниях в национальных видах спорта. В Салехард, Новый Уренгой, Надым, Тарко-Сале, Яр-Сале, Аксарку, Тазовский съезжаются семьи коренных жителей севера, в нарядных малицах и ягушках. Украшены главные герои празднества – олени, ленточки, колокольчики, всевозможные накидки развеваются на холодном северном ветру. На площади устанавливают чумы, в которых можно подкрепиться традиционными блюдами — строганиной из муксуна и оленьего мяса, мочёной брусникой и морошкой. Празднество сопровождается народными игрищами, спортивными состязаниями. Участие в соревнованиях требует от участников силы, смелости . Ловко накинуть тынзян на хорей, не упасть, когда оленья упряжка несётся со скоростью автомобиля, перепрыгнуть через сотни нарт – этому учатся на протяжении всей жизни , передавая из поколения в поколение накопленный опыт предков.

К каждому празднику женщины шьют новые наряды, изготавливают новую обувь, соблюдая многовековые традиции. Каждый орнамент на наряде говорит о человеке – кто он, какого рода, чем занимается, его положение в роду. Богато и разнообразно представлены на ярмарке национальные сувениры, предметы обихода , одежда выполненная руками мастериц. Всё это можно просто посмотреть или купить. Проводят день оленевода в марте-апреле по районам, и заканчивается окружным праздником, проводимым в городе Надыме.

Обширная территория Ямало-Ненецкого автономного округа является хранителем богатейшего культурного наследия, которое представлено всем типовым разнообразием памятников истории, археологии и этнографии. В «Археологической карте Ямало-Ненецкого автономного округа» (Екатеринбург, 1994), подготовленной сотрудниками Института истории и археологии УрО РАН и Уральского госуниверситета Н. В. Федоровой и Л. Л. Косинской по заданию Комитета по культуре и туризму окружной администрации, учтено 173 памятника археологии, расположенных на территории округа. В том же году вышла работа тюменских археологов А.В. Матвеева и В.А. Заха «Памятники древних и средневековых культур Ямала» (Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994), содержащая дополнительную информацию о древних памятниках Ямальского и Приуральского районов. Суммируя данные екатеринбургских и тюменских археологов, учитывая вновь выявленные памятники, можно сделать вывод о том, что в настоящее время на территории округа известно более 300 археологических памятников.

Уникальным памятником археологии федерального значения является Мангазейское городище.

В Салехарде находится один из известнейших в мире археологических памятников — Усть-Полуйский. А располагается он на одной из многочисленных, зеленых летом, горок, что круто сбегают к берегу реки Полуй. История Усть-Полуйского памятника уникальна. Еще в 1935-1936 годах его начал раскапывать молодой питерский ученый Василий Степанович Адрианов. Находки, извлеченные из земли экспедицией Адрианова, были очень ценны для науки, а исследования ученого обошли буквально всю мировую археологическую прессу. Проблемы Усть-Полуя обсуждались в зарубежной литературе — скандинавской, американской, там их знали все. Потом были обнаружены памятники на Сеяхе, Тиутей-Сале. По исследованиям берестяных и деревянных изделий удалось получить и точную дату Усть-Полуйского памятника. Специалисты-дендрохронологи определили ее 48-49 годом до нашей эры. Археологи сделали вывод, что Усть-Полуйское поселение основали не ненцы, и не ханты, а какой-то народ, живший здесь до них и потом вошедший в состав титульных народов Севера. Здесь жил народ, который можно охарактеризовать как конгломерат различных племен, потому что четкое деление на нации и народности произошло гораздо позже.

Из этого они сделали вывод, что ненцы и ханты вместе осваивали полуостров, и искать сейчас на Ямале народ, имеющий право называться «более коренным», беспочвенно и научно неоправданно.

Достопримечательности Ямало-Ненецкого автономного округа своеобразны и могут вызвать улыбку у человека, незнакомого с бытом края. Например, здесь можно увидеть памятник… комару. Необычный монумент был установлен в 2006 г. Он украшает Сквер ветеранов Ноябрьска. Почему именно этот сквер? Ветераном на крайнем Севере считается человек, который не только пережил полярную ночь, но и вытерпел ужасное испытание в виде комаров,которые здесь особенно злы.

Выполнен памятник был в Ноябрьске, автором выступил работник местного завода.Монумент создан из железа, размеры его достаточно крупные: ростом комар почти как человек, а толщина хоббота превышает толщину крупнокалиберного пулемута.

В списке ЯНАО числится еще одна скульптура , посвященная животному: на въезде в город Салехард установлен 10-метровый памятник мамонту.

Следует отметить, что скульптура появилась в Салехарде после того, кк в 1998 году был обнаружен мамонтенок-Маша, которого перевезли в Петербург. Каждая такая находка важна для науки, одна из последних произошла в 2007 г., когда удалось обнаружить мамонтенка, возраст которого был 3-6 месяцев. Уникальная находка также оказалась девочкой и получила имя Люба.

Еще одной интересной достопримечательностью является « Мертвая дорога».

«Могущество России, Сибирью прирастать будет» Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги.

Так возникли две стройки, шедшие навстречу друг другу: Полвека назад, в 1948-м, тогдашним советским руководством было принято «историческое решение» о строительстве трансполярной магистрали — железной дороги Чум — Салехард — Игарка. Понятно, какими причинами оно было вызвано: надо было связать глубоководный морской порт в географическом центре страны, в Игарке, с ж.-д. системой СССР; надо было облегчить вывоз никеля из Норильска и дать работу сотням тысяч заключенных, переполнивших лагеря и тюрьмы. И вот по безлюдным просторам тундры, от Оби и Енисея, потянулись навстречу друг другу колонны заключенных. Западная часть дороги стала 501-й стройкой ГУЛАГа, восточная — 503-й.

Участок строительства протяженностью 700 км от Салехарда до реки Пур на территории Тюменской области осуществляло стройуправление № 501 МВД СССР, а участок р.Пур-Ермаково-Игарка (600 км.) — стройуправление № 503. Число строителей составляло до 100 тысяч человек, в основном это были заключенные.

Дорога строилась однопутной, с разъездами через 10—15 км. Мосты через Обь и Енисей не возводись. Летом их должны были заменять паромы, зимой — «льдянка», ж.-д. путь, прокладываемый прямо по льду. «Льдянку» через Обь сооружали несколько зим (до 1953 г.), причем лед специально укрепляли — вмораживали бревна, шпалы, поливали водой. Через остальные, более мелкие реки и ручьи строились мосты, преимущественно деревянные. В стране, разоренной войной, не хватало рельсов. Поэтому на трансполярной использовали рельсы, уже отслужившие свой век на других дорогах. Немецкие, чехословацкие, американские (из штата Иллинойс — видимо, по ленд-лизу) и царские (аж 1907 года!). Здесь явно было не до стандартов. Поэтому и накладки — стыковые скрепления между рельсов — по большей части делались из лиственницы, ели, кедра. Даты на рельсах — 1937. 1916. 1904. 1892 год. Большая часть — так называемой Демидовской стали начала века.

За невиданно короткий срок было уложено более 900 км стального полотна. Казалось, недалек тот день, когда две ветви дороги — 501-я и 503-я стройки — соединятся. Ждали памятного «Золотого звена». Но.сразу после смерти Сталина, в 1953 году, «стройка века» была прекращена, лагеря расформированы, а уже готовые участки дороги просто списаны за ненадобностью. Почти тысяча километров пути между Обью и Енисеем, мосты, разъезды, паровозы и лагерные поселки остались брошенными в тундре. А ведь при строительстве дороги погибло более 300 тысяч человек — по одному на каждые три метра пути.

Дальнейшая судьба участков дороги оказалась различной. Головной участок, 200-километровая ветка Чум — Лабытнанги, действует и сейчас. Архаичные семафоры и деревянные мосты этого участка знакомы всякому, кто бывал на Полярном Урале. Кстати, и «зона» на ст. Харп тоже существует поныне.

С 1952 года размах работ на дороге Салехард-Игарка стал постепенно сокращаться. Людей, технику, материалы теперь направляли на другие, более необходимые стране объекты. В марте 1953 года, после смерти И.В.Сталина, была объявлена амнистия, и основная масса заключенных освободилась. Строить дорогу стало некому. 25 марта 1953 года правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги.

Большая часть построенного была брошена и постепенно пришла в негодность. Хотя некоторые фрагменты дороги, которой нет ни на одной карте, можно найти в тундре до сих пор. Рельсы, лагерные бараки, вышки охраны, целые паровозы, станции…Старожилы Норильска утверждают, что при строительстве широкого полотна железной дороги от Дудинки до Норильска использовались рельсы с 503-й стройки.

А от миллионов бесчисленно и с нечеловеческой жестокостью уничтоженных людей не осталось практически ничего. Кроме нашей памяти и покаяния. И кто знает, может быть, труд невинно загубленных людей и пригодится спустя полвека для строительства железной дороги из Салехарда до Норильска.

И всё-же поражает мудрость людей, которые проектировали эту стройку. Посмотрите внимательно в междуречье Оби и Енисея — дорога проходила через нефтегазоносные районы этого региона, и будь она построена, насколько быстрее страна получила бы отсюда, и с меньшими затратами, нефть и газ. А ведь дорогу туда — до Тазовской губы — все равно построили, только она прошла по меридиану — от Тюмени на север, на несколько тысяч километров по тайге и тундре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции — это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

Народные промыслы

Народные традиционные промыслы

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

• Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.
• Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.
• Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

• Художественная обработка бересты. Изделия из меха.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов — сукна или ровдуги.

Плетение из бисера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера — искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

Художественная обработка кости.

Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

Полярный гардероб

В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям. Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика ненцев проявляется не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д. Роль маркера прекрасно выполняют и особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры – это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека.

Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н. Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»); угорский (туникообразный покрой); древнеарктический, аборигенный (глухой покрой).

Мужская и женская одежда – это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов, из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIXвеках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами.

У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.

Читайте также:  Вики динозавра и их кости

Традиционная плечевая мужская одежда ненцев (у тундровых – мальця, у лесных – муй), одновременно верхняя и нижняя, была широко известна на Севере не только ненцам, но и их соседям – коми и обским уграм. Малицу шили из оленьих шкур, мехом внутрь, в виде длинной рубахи с капюшоном. Характерными для нее были рукавицы, пришитые к рукавам, и так называемая панда – полоса меха шириной 17-20 сантиметров, идущая по подолу, причем рукавицы и панду делали всегда мехом наружу. Длина малицы – ниже колен, и подпоясывали ее с напуском. Существовали два типа покроя. У малицы первого типа стан шили из двух цельных больших шкур, хвостовой частью вниз. Соединяя края шкур, оставляли не сшитыми проймы для рукавов. Широкую панду всегда делали из белого пушистого собачьего меха. Капюшон (у тундровых ненцев – себя сава, у лесных – нюмя) состоял из двух частей меха: поперечной полосы, покрывающей темя, и полукруглой затылочной части. Делали его мехом наружу, вокруг лица шла широкая опушка из песцового или собачьего хвоста. Лицевую часть стягивали ровдужным ремешком. Между основанием капюшона и воротом малицы вшивали стоячий воротник луху, шириной пять сантиметров.

У второго типа малицы – туникообразного покроя – между передом и спинкой прямоугольной формы по бокам вшивали две небольшие шкуры, перегнутые по вертикали. В них делали широкие надрезы – проймы для рукава с большой ластовицей. Снизу малицы полосой, расширяющей подол, шда панда из короткошерстной оленьей шкуры. Капюшон делали двойным и пришивали к вороту малицы. На верх капюшона, состоящий из двух частей использовали олений мех разного сорта (пешку и неблюй). Рукавицы – ова- всегда делали из оленьих камусов мехом наружу и пришивали к рукавам. Против ладони оставляли отверстие, через которое рука легко освобождалась от рукавицы.

Украшением малицы первого типа служили цветные суконные кантики, пропущенные в швы, либо узкие полоски сукна, которые накладывали поверх основных швов. Второй тип малицы украшали узкими чередующимися полосками оленьего меха над пандой, иногда пришивали широкую орнаментирванную полосу из цветного сукна.

При небольших морозах поверх малицы надевали парку, глухую одежду мехом наружу. Делали ее из тонких шкурок оленьих телят. Псинку парки выкраивали вместе с затылочной частью капюшона из цельной шкуры, при этом на капюшон приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя. Отверстия от глаз и рогов зашивали, вводя в швы светлый мех и красное сукно. В отверстия у оснований ушей прикрепляли кисточки из цветных суконных полосок. Между подолом и пандой шла широкая орнаментированная полоса, выполненная техникой меховой мозаики. Такие же полосы орнамента украшали лицевой край капюшона и края парки.

В сильные холода, при небольших снегопадах и в дальнюю дорогу поверх малицы надевали верхнюю глухую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу, — совик. Делали его из выростковых шкур, предпочитая мех белого цвета. Спинку совика шили из трех шкур, центральную шкуру кроили вместе с затылочной частью капюшона. Лицевую опушку капюшона из песцовых хвостов делали со вздержкой. На панду пускали собачий мех. Рукава шили широкие, на большой манжете мехом внутрь, по краю манжеты шла узкая опушка из белого меха. Украшали совик полоской меха, шириной в один сантиметр, между подолом и пандой и кистями – длинными полосками цветного сукна с нашитым оленьим мехом. Их крепили в продольные боковые швы. Осенью и весной поверх малицы надевали навершницу из сукна или хлопчатобумажной ткани, с чередующимися полосками цветного сукна над пандой. Из верхней мужской одежды подпоясывали только малицу.

Мужская обувь различалась по сезонам. Шили ее мехом наружу, с кантиками цветного сукна (красного, желтого, зеленого), проложенного в продольные швы. Обычно богато украшали перед и носок обуви. У лесных ненцев бытовала еще обувь, сплошь орнаментированная техникой меховой мозаики, заимствованной у хантов. Обувь под коленом подвязывали поясом, сплетенным из разноцветной шерсти.

Наиболее древние черты сохранила ненецкая женская шуба паны. Ее верхнюю часть шили из шкурок белки, выдры, бобра, лисицы, нижнюю образовывали широкие горизонтальные полосы из волчьего, лисьего, собачьего меха, а у богатых ненок даже из соболя и бобра. Между этими пушистыми полосами вставляли узкие суконные ленты. Их собирали из разноцветных кусочков, создавая яркую и разнообразную цветовую палитру. В швы шубы вставляли свободно свисающие кусочки меха и сукна. В убранстве паны использовали основной арсенал декоративных средств народа, прежде всего – умение подобрать материал с учетом его фактуры и цвета. Цветовое сочетание кусочков меха в верхней части во многом определяло настрой всего изделия: уравновешенный, спокойный при сдержанной тональности природных красок меха; импульсивный, динамичный при акценте на цветовую дисгармонию. Правило контраста или соответствия проявлялось и при выборе меха для нижней части паны.

Верхняя женская одежда была распашной. В ней отсутствовали продольные конструктивные швы, она как бы обертывала торс женщины. Верхнюю ее часть, длиной ниже бедер, шили из отдельных полос оленьего меха черного и белого цвета, мехом наружу; ряд шкурок, расположенных вертикально, покрывал грудь и спину; в бока вставляли большие клинья (ластовицы). Нижняя часть шубы состояла из двух горизонтальных полос цветного сукна, внизу с широкой опушкой из меха, собачьего или песцового. К рукавам пришивали рукавицы из оленьего камуса. Длина такой шубы – ниже колен, полы соединялись с помощью завязок из ровдужных ремешков. Иногда к шубе пришивали воротник из песцового или собачьего хвоста. Украшали верхнюю одежду орнаментальными полосами, выполненными техникой мозаики из узких чередующихся по цвету полосок оленьих камусов. По большей части их располагали на рукавах, груди и спинке, к рукавам и верхней части прикрепляли многочисленные кисточки.

Женская одежда этого покроя в настоящее время имеет очень ограниченное распространение. Сведения об ее бытовании у ненцев Ямала относятся к началу ХХ века.

Второй тип одежды – туникообразный – встречается в двух вариантах. Первый имел швы на плечах и прямую спинку, у второго шкура со спинки перекидывалась через плечи и соединялась с полками спереди на груди; в спинке и боковых шкурах от пояса до подола (над пандой) делали разрезы и вставляли треугольные клинья, которые расширяли одежду книзу. Шили ее мехом наружу, она имела широкое спускное плечо и очень короткий рукав с ластовицей. Украшали шубу полосами из белого и черного оленьего камуса. В контурные швы пропускали канты из красного сукна. Если не было орнамента, отдельные части одежды выделяли с помощью кусчков меха разных оттенков, расположенных в шахматном порядке. Одежда первого варианта бытует у лесных, ямальских и тазовских ненцев. Второй вариант распространен в других группах. Характерна также верхняя женская одежда из сукна – для весны и осени. В оформлении плечевой части она совпадает с женской меховой одеждой первого типа.

Верхнюю одежду женщины подпоясывали ткаными поясами из разноцветных шерстяных ниток русской и коми-зырянской работы. К одному концу пояса пришивали медное кольцо, другой продевали через него и завязывали.

Женская обувь имела те же форму и покрой, что и мужская. Характерная особенность меховой обуви – украшение в виде поперечных полосок, расположенных спереди внизу голенища, и отсутствие полосок ниже колена, характерных для мужской обуви. В отличие от мужчин свою обувь женщины не подвязывали под коленом.

Женские головные уборы ненцев разнообразны. Наиболее распространен среди всех групп, за исключением канинских ненцев, двойной меховой капор. Кроили его из трех частей: широкой полосы из двух кусков камуса, проходящей поперек головы и опускающейся на шею, полукруглой вставки на макушке из лобной шкурки оленьего теленка, с прорезами от глаз, ушек и рожек, и прямой полосы, закрывающей затылок и спускающейся на спину. Внутрь пришивали подкладку. Вокруг лица делали опушку из песцового хвоста.

Все части капора соединяли с помощью вшитых орнаментированных полосок, выполненных техникой меховой мозаики. Прорезы от глаз, ушек и рожек зашивали кусочками цветного сукна, прикрепляя к ним кисточки, составленные из суконных полосок. На спинной части головного убора прикрепляли латунные трубочки или цветные бусы с ажурными латунными бляшками на концах. Искусство шитья капора до сих пор живо на Ямале.

У ненок Ямало-Ненецкого автономного округа широко распространены накосники – два жгута длиной ниже колен из полосок сукна, обвитых цветными шерстяными шнурками. Украшены накосники большим количеством колец, цепочек и бляшек. Волосы заплетают в две косы и вместе с верхней частью жгутов туго обматывают шерстяными шнурками. На затылке между накосниками – полоска из кожи, покрытая красным сукном – ниже накосники соединены цепочками и нитками крупных бус. Для того чтобы они не мешали во время работы, их пропускают за пояс.

Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.

А. М. Сязи, «Узоры северного сияния», С-П, 2005

Традиции и быт

Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.

Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.
В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей: ненцев, ханты, селькупов.

Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ обладает развитой сетью учреждений культуры и искусства, которой обеспечивается непрерывность культурного развития и ориентирована на обслуживание разновозрастной и разнохарактерной аудитории.
По состоянию на 1 июля 2009 года учреждений культуры и искусства в автономном округе насчитывается 238, из них: 87 муниципальных библиотек, 86 учреждений культурно-досугового типа, 38 учреждений дополнительного образования детей, 19 музеев, 4 государственных учреждения культуры, 4 прочих учреждения, куда входят парки отдыха, методические центры и др. Развитие отрасли поддерживает свыше 4 тыс. человек, обладают почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» – 55, из них, постоянно проживающих в автономном округе, – 40.
Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осуществляют 19 учреждений культуры музейного типа: историко-краеведческие, изобразительных искусств, мемориальный, экологической направленности. Совокупный музейный фонд округа составляет более 183 000 единиц хранения.
Одно из старейших музейных учреждений в округе – Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году настоятелем Обдорской духовной миссии отцом Иринархом, насчитывает более 53 000 единиц хранения. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

Среди самобытных музеев автономного округа большой интерес представляют: Природно-этнографический парк-музей «Живун» и Дом-музей «Коми-изба» в Шурышкарском районе, Эколого-краеведческий музей в г.Муравленко, Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Губкинский музей освоения Севера, Детский музей Музейного ресурсного центра в г.Ноябрьске и др.

Научные сотрудники ямальских музеев постоянно ведут исследовательскую работу, выезжают в историко-этнографические экспедиции по округу, создают новые экспозиции и выставки, являются организаторами научных конференций, фестивалей, национальных праздников. В настоящее время в практику работы музеев активно внедряются новые информационные технологии, интерактивные формы деятельности, активно развивается процесс сотрудничества с крупнейшими музеями России.
Большой интерес представляет декоративно-прикладное искусство мастеров художественного ремесла. В настоящее время в округе художников и мастеров более 890 человек, из них имеющих звание «Мастер декоративно-прикладного творчества Ямало-Ненецкого автономного округа» – 20. Членами Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» являются 12 человек, в 2008 году образовано Ямало-Ненецкое региональное отделение данной организации. Множество студий, кружков и мастерских декоративно-прикладного и изобразительного искусства созданы и работают в учреждениях клубного типа.

Художественные ремёсла получают активное развитие особенно в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах: Ямальском, Тазовском, Надымском – распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги (кожи), шитьё из сукна. В лесотундре, например, в Красноселькупском и других районах широкое применение в быту находит береста. Раньше из нее изготовляли покрытие для чума, нарт, предметов домашнего обихода, утвари для сбора и хранения дикоросов, рыбы и т.д. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей (белки, горностая). В южных районах округа Приуральском и Шурышкарском преобладает бисерное искусство, художественная обработка бересты, резьба по дереву.

Многие современные мастера и художники широко используют местную традиционную символику в нетрадиционном исполнении. Например, Наталья Кошелева – известная ямальская художница, мастер декоративно-прикладного творчества работает в графике и в области мелкой пластики. Особое место орнаменты и узоры народов Ямала занимают в творчестве хантыйской художницы Александры Юхлымовой, члена Союза художников России, основой творчества которой стала живопись по ткани – батик.

Число профессиональных художников в округе невелико. По-разному складывалось их творчество, но созданное ими представляет явление значительное и неповторимое, являющееся составной частью культуры Ямала. Радион Бекшенев, Олеся Бондаренко, Владимир Ушаков, Леонид Лар, Сергей Лугинин, Надежда Талигина, Василий Самбуров и др. создают живописную летопись края. Особое место в ямальской культуре занимает косторезное искусство: Алексей Гриценко, Александр Куделин, Анатолий Сотруев, Виктор Ядне и др. – мастера, формирующие золотой фонд ямальского искусства.

Ямал – уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт бытия, традиций, обычаев разных народов.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

« Традиции и культура народов Ямала»

В основе данной исследовательской работы лежит проблема изучения традиций коренных народов Ямала.

Ямал — заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российского Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление таких человеческих ценностей, как дом, семья, род.

Целью исследования данной проблемы является изучение традиций коренных

народов Ямала, как части великой культуры Российской Федерации.

познакомиться с традициями аборигенов Ямала;

воспитание чувства национального самосознания и гордости за свою малую родину.

Анализ и изучение литературных источников о традициях и культуре народов

Народов много здесь живет,

«Ямал нельзя делить на всех,

У каждого народа есть своя неповторимая ДУША — его вера, язык, традиции и обряды, песни и танцы. Пока жива ДУША народа, жив и сам народ. Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования — взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Традиционные обряды, праздники народов Крайнего Севера — неотъемлемая часть культурной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа. Историческая память аборигенного населения Ямала хранит множество обычаев и традиций, которые формировались на протяжении многих веков.

Бытовые традиции аборигенов ЯНАО

В древности весь окружающий мир народов Ямала был наполнен духами. К вещам люди относились внимательно и осторожно, ведь с ними связаны духи. Если вещи не принадлежат человеку, значит принадлежат духу. Духов вещей нельзя обижать. Важно не только знать для чего вещи предназначены, но соблюдать особые правила обращения с ними. Н а это нацелены традиции и бытовые обряды аборигенов Ямала.

Есть обряды, в которых участвуют только посвященные женщины. Женщина – хранительница дома. Ей надлежит охранять дом от темных духов и откупаться от них, бросая в огонь кусочки пищи. Женщина также хранительница домашнего огня. Он тоже способен убивать, но умиротворенный женщиной, он дает жизнь. Дрова считаются пищей огня. Женщина следит, что бы дрова не валялись там, где люди могут перешагивать и этим осквернять их, чтобы никто не обходил очаг против солнца, потому что движение против солнца – мертвый круг. Она следит за тем, чтобы огонь горел ровно и спокойно, а не дымил, не трещал. Если огонь дымит, значит, он недоволен людьми.

б) отдых и традиционные игры для взрослых .

Отдых является неотъемлемой частью любой культуры. В свободное от работы время люди отдыхают. Они играют в настольные игры, устраивают спортивные мероприятия, слушают рассказы стариков, сказки, легенды. Ненцы научились у русских играть в шахматы, шашки и карты. У ненецких шахмат особый вид, непривычный для европейцев и русских. Ненцы придают фигуркам облик соплеменников, шаманов, чумов и духов, хотя правила игры остаются такими же, как и везде. Жители севера любят соревноваться друг с другом. Во время праздников они организовывают целые чемпионаты. Они устраивают гонки на оленьих упряжках и азартно участвуют в таких гонках. Они соревнуются в метании тянзана на хорей, в прыжках через нарты, в перетягивании палки. Гонки на оленьих упряжках — красивое захватывающее зрелище. Большой любовью пользуются соревнования в силе, когда участники по очереди поднимают тяжести или пытаются один другого сдвинуть с места, встав на четвереньки перетягивая ремень, надетый на шеи обоих соревнующихся.

Читайте также:  Травма пяточной кости код по мкб 10

С древних времен игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения (приложение 8). Через игры и игрушки дети открыли для себя мир и ценности своего народа. Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами, луками. Это игры «в неводьбу», «в разборку пойманной рыбы» и т.д. Игры мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С семи лет мальчики начинают выполнять легкие работы под руководством отца: учатся арканить маленьких ручных оленей, начинают управлять настоящими нартами. В качестве игрушек раньше делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись по неподвижным целям, развивали меткость и остроту зрения. Дети северных народов часто играют в «оленя». Они создают из этого целый спектакль: подражают оленям движениями и голосом. Дети помладше изображают собак, с лаем сгоняющих разбегающееся стадо. Игрушки обучают детей и рыбной ловле: сети из кусков мережи, деревянные лодочки, весла, ловушки для рыбы – небольшие плетенья из прутьев морды, гымги.

Игрушки для девочек состоят из кукол (приложение 1) и кукольного хозяйства. У ненцев кукла – это кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол — женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют лица, рук, ног. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Зато вместо ног, рук и лица кукла имеет богато разукрашенную одежду. Мех, лоскутки, бисер, бусы подбирались так, что дети видели в ней человека и могли играть с нею. Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. В 12 – 14 лет девочка у северных народов должна усвоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви. Люди стойбища судят по умениям невесты по ее детским игрушкам.

Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении вещей. Поэтому и игрушками часто бывают маленькие и разукрашенные бытовые вещи.

Декоративно-прикладное искусство народов ЯНАО.

а) Связь народных художественных промыслов с традициями и бытовым укладом народов Севера.

Современное декоративное искусство аборигенного населения Ямало-Ненецкого автономного округа известные специалисты оценивают как уникальное. Особенно ценно то, что лучшие образцы древнего северного искусства до сих пор создаются руками многих и многих мастеров и мастериц Ямала. Всего в нашем регионе более шестисот мастеров народных промыслов. Каждый народ — носитель материальной культуры, и человек, который своими руками и талантом открывает ее миру, имеет особое, уважительное имя: в России — мастер, у ненцев — теневана. В естественной природной традиции у народов Ямала произведением искусства становилось практически все, что окружает человека — его дом, одежда, мебель, посуда, хозяйственная утварь, даже пища. Весь рукотворный предметный мир был отмечен красотой и гармонией. И в русской избе, и в чукотской яранге. Визитка нашего округа – это современная сувенирная продукция (приложение 4). Мастера, люди творческие. Каждый из них по – своему воспринимает и передает жизнь в своих работах. Но в основе большинства работ ямальских мастеров народные мотивы. Продукция большинства мастеров выставляется почти по всей России и за рубежом: Канаде, Норвегии, Финляндии. Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян. Декоративное народное творчество тесно связано с традиционным бытовым укладом оленеводов, рыбаков и охотников. Народное искусство тундровиков Ямала — это не только отдельный мастер и не только общность людей, объединенных творчеством, но и природная среда их проживания. Оно выросло из кочевого быта с его обычаями, обрядами. Условия жизни и род занятий обеспечили непосредственную близость ненцев, ханты, селькупов к природе, а сами природные условия Севера определили, ряд психофизиологических особенностей живущих там людей. Человек в тундре опирается не только на опыт, умение «читать» следы зверей, знание повадок животных, привычных мест их обитания, но и свой собственный чувственный, эмоциональный мир, который помогает своеобразно «перевоплощаться» в него, понимая древние инстинкты зверей и птиц. В этом случае в силу вступает не только личный опыт, но и опыт многих поколений, запёчатлённый, в частности, и в художественном творчестве.

С 90-х годов прошлого столетия большое внимание стало уделяться сохранению декоративно-прикладного искусства народов Ямала. Получили развитие резьба по кости, скульптура малых форм, художественная обработка меха (замши), плетение бисером (приложение 5), обработка бересты, шитье из сукна и ткани (приложение 7).

Работа по объединению мастеров, оказанию им методической помощи, изучению традиционного прикладного искусства первоначально была возложена на центры национальных культур. Окружной Дом ремесел дал возможность мастерам обмениваться опытом и идеями, познакомить жителей региона со своим творчеством.

Для сохранения национальной культуры огромное значение имело творчество мастеров песенного фольклора Р. Г. Кельчина, Л. И. Кельчиной, Н. Е. Лонгортовой, Г. А. Пуйко Э. Л. Тэсидо, Е.Г. Сусой (приложение 6).

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша,рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, берёста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

• Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.

• Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного
рога.

Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые
и праздничные).

Художественная обработка бересты.

б) Традиционное использование орнамента в художественном промысле народов ЯНАО

В художественном промысле активно используется орнамент.

Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал — светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло (приложение 5).

Для разных материалов используются разные способы изображения орнамента. Причем одни предметы делались мужчинами, другие — женщинами. Так, изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером, конечно, лучше справлялись женщина.

Некоторые народы не орнаментировали меховую одежду, украшая ее только сочетанием темного и светлого меха. В любом случае украшению предметов быта уделяли большое внимание. Нанесение орнаментов занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что, вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором (приложение 2, 3).

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Обратите внимание на то, как расположены узоры* на одежде. Орнаментировали, прежде всего, ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь.

Точно так же узоры на посуде должны предотвратить появление и вмешательство недобрых духов. Узоры орнамента часто имеют определенное значение. Они изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в нарядную орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через магический защитный узор. Пища в украшенной посуде будет очищена от темных сил и долго сохранится. В украшенное защитным узором жилище не попадут вредоносные духи. Человек стремился защитить себя священными узорами в любой ситуации, в любое время.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их давнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест -человека или бога.

Встречается в орнаментах обских угров изображение лягушки. Ханты называли ее Мысы кут ими («между кочками живущая женщина»). У манси она зовется Навр нэ («болотная женщина»). Казалось бы, зачем изображать это существо в узорах, ведь промысла на лягушку нет. Но в орнаментах ее образ постоянно встречается. То она изображена целиком, то угадывается только ее голова с глазами навыкате. Дело в том, что лягушка-прародительница людей Мось.

Мосьмахум («народ женщины Мось») вели свой род от Миснэ, так называли сынские ханты лягушку. Ее нельзя было убивать. Прародительнице совершали жертвоприношения. Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Когда-то и они считались тотемными животными. Птицы тоже были предками родов. Орел и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы связан еще с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Ее путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа -глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

в) Украшения из бисера – один из видов традиционного творчества народов Севера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера -искусство изготовления украшений из бисера (приложение 5).

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веков до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 века.

Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер.

Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более минус сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. И в то, что мы сегодня называем народным искусством, еще сравнительно недавно было неотъемлемой частью жизни — такой же, как уборка хлеба, выпас скота или охота на морского зверя.

г) Традиции косторезного ремесла.

Косторезное ремесло — одно из видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели самое разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши (приложение 4). Но не все времена изделие из кости ценилось за прочность, качество материала, а главное — за мастерство автора.

Коренные жители полуострова Ямал — ненцы — издавна используются кость и рога оленя в качестве поделочного материала. Многие предметы традиционного быта оленеводов имеют элементы рога или кости: наконечник хорея, рукояти ножей, игла для плетения рыболовной сети, части оленьей упряжи (пуговицы и крепежи различной формы, узда).

Кость, например, мелкие суставчики оленьих ног, часто используются в качестве игрушек «альчик», а полая кость лебединого крыла — как игольница. Почти у всех северных народностей добыча и обработка кости (клыков моржа, мамонтовой кости, бивня и других) ограничено входила в образа жизни охотников на морского зверя: изготовлялись гарпуны, ножи, наконечники для копий, амулеты.

И в настоящее время на территории нашего округа изделия из кости сохраняют свое утилитарное значение, но, помимо этого, существует и развивается художественная обработка кости как вид декоративно-прикладного искусства. Профессиональными мастерами-резчиками создаются уникальные работы, шедевры косторезного ремесла. Различные виды кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке.

Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но заставляет помнить и о крайней хрупкости такого рисунка.

Бивень мамонта имеет красивую текстуру в виде тонкой сеточки, нежного, приятных оттенков, желтоватого цвета. В силу своей твердости, долговечности, крупных размеров бивень мамонта — наиболее ценный поделочный материал. Пластичность бивней, однородность их строения дают возможность использовать их для разнообразной скульптуры.

В настоящее время мастера используют поделочную кость нескольких видов: бивни и кость мамонта, клыки и зубы моржа, простую кость животных. Используют лосиный и олений рог — их природная форма пробуждает в художнике разнообразные творческие фантазии. Скульптурные группы, художественные изделия, созданные в разное время и собранные вместе, по-своему раскрывают быт и вкусы людей, линию развития промысла, манеру мастера. В художественном фонде окружного Дома ремесел имеется богатая коллекция косторезных скульптур, отражающих творчество ямальских мастеров — резчиков по кости. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности косторезного ремесла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность. Часто в Салехарде проводятся выставки художественных изделий из кости. На таких выставках представлены фигуры великих мастеров. Но при этом также представляются и работы студентов. На выставках особенно оценивается яркая оригинальность и творческая фантазия автора. В целом, такие выставки показывают, что косторезное ремесло на Ямале существует, и хочется верить, что фирменная марка «ямальская кость» станет не менее известной в России и мире, чем Тобольская, Холмогорская и Якутская.

3. Традиции народов Ямала в изготовлении и украшении одежды.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов — сукна или ровдуги.

Зимняя мужская одежда (приложение 2) обязательно включала малицу и совик. Это самая совершенная для условий севера одежда. Малица – это нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Малица украшается меховым кантом, непременно подпоясывается поясом – ни. Украшают пояс подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу пришивают ножны с ножом. Зимой на малицу сверху одевают парку., которую украшают орнаментом из цветного меха.

Более сложная женская одежда (приложение 3). Это распашная шуба – паны. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурами. Поверх пан надевают чехол из сукна с орнаментами. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенную медъю и кисточками.

Обувь – кисы – шили из полос камуса двух цветов. Голенища делали высокими, выше колен. Подошва изготовлялась из оленьих щеток. Получалась очень теплая обувь. Кисы украшали кантиками из цветного сукна и меховой мозаики. Женские кисы красивее мужских. В швы, соединяющие коричневые и белые меха, вставляются разноцветные узенькие полоски ткани. Эти яркие линии обозначают дороги, по которым ходит владелец обуви.

Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования — взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Без коренных народов Ямальского Севера история человечества на земле России могла бы оказаться разорванной. Никто бы не знал, как мы все представляли себе древнюю культуру, как появились важнейшие ценности человеческой жизни: дом, семья, род, бог, друг. А значит, никто бы не смог объяснить, почему мы сегодня стали такими, какими нас знает весь мир, и что нас ждет впереди.

Даже народы, родственные ненцам, ханты, селькупам, коми и др., но живущие в других странах, во многом уже утратили то знание, какое еще живет на Ямальской земле.

Приложение 1 – ненецкая кукла

Приложение 2 – ненецкая мужская одежда

Приложение 3 – ненецкая женская одежда

Приложение 4 – косторезное ремесло

Приложение 5 – декоративно – прикладное искусство (бисер)

Приложение 6 – песенный фольклор

Приложение 7 – художественное шитье из сукна и ткани

Приложение 8 – игрушки ненецких детей

Список использованной литературы:

Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002

Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004

Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал
«Ямальский меридиан». №5(73)/2002

Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал
«Ямальский меридиан». №2(82) / 2003

источник