Меню Рубрики

Чем кости черепа соединены неподвижно

Подробное решение страница стр.108 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Сапин М.Р., Сонин Н.И. 2014

  • Гдз тетрадь для лабораторных и практических работ по Биологии за 9 класс можно найти тут
  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 9 класс можно найти тут

1. Какие основные части различают в скелете человека?

В скелете человека различают: скелет головы (череп), скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

2. Каково строение и значение черепа? Почему кости черепа соединены неподвижно?

В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой отделы. Кости мозгового отдела черепа образуют полость, в которой расположен головной мозг. Мозговой отдел черепа образуют следующие кости: непарные — лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные — теменная и височная; все они соединены между собой неподвижно при помощи швов. Кости лицевого отдела черепа включают 6 парных костей (верхнечелюстную, нёбную, нижнюю носовую раковину, носовую, слёзную, скуловую) и 3 непарные кости (подъязычную, нижнюю челюсть и сошник). Все кости, кроме нижней челюсти, соединены неподвижно.

Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, даёт опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.

3. Перечислите кости, образующие мозговой отдел черепа.

Кости мозгового отдела черепа: парные теменная и височные кости и непарные лобная, затылочная, клиновидная и решётчатая кости.

4. Назовите единственную подвижную кость лицевого черепа. Какова её функция?

Единственной подвижной костью черепа является нижняя челюсть, вместе с височной костью он образует височно-нижнечелюстной сустав, в котором возможны следующие движения: опускание и поднятие нижней челюсти, смещение её влево и вправо, движение вперёд-назад. Все эти возможности используются в акте жевания, а также способствуют членораздельной речи.

5. Назовите отделы позвоночника и число позвонков в каждом из них. Какую роль играют изгибы позвоночника? В связи с чем они появляются у человека?

Позвоночник человека состоит из 33— 34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет 4 изгиба (шейный, грудной, поясничный и крестцовый), играющих роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

У новорожденных позвоночник прямой, изгибы формируются по мере того как ребенок учится держать головку (шейный), присаживаться (грудной), ползать и вставать (поясничный и крестцовый).

6. Из каких отделов состоит скелет конечности? Какие кости образуют скелет пояса верхних конечностей; нижних конечностей? Нарисуйте общую схему строения свободной конечности человека.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища. Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье (8 костей), пястье (5) и фаланги пальцев (14).

Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны (8 костей), плюсны (5) и фаланги пальцев (14).

7. Предположите, чем можно объяснить сходное строение верхних и нижних конечностей у человека.

Это можно объяснить выполнением сходных функции верхними и нижними конечностями у животных, к примеру, у приматов. В ходе эволюции у человека произошло строгое разграничение функции и частичное изменение строения для прямохождения, но общий план строения остался сходным. Это можно доказать возможностью хватать предметы ногами у тренированных людей.

8. Что такое костный таз? Почему у человека он имеет форму чаши?

Костный таз состоит из трех непрерывно связанных костей: двух тазовых и крестца. Костный таз является вместилищем важных органов, таких как мочевой пузырь и прямая кишка, и матка у женщин. Форма костного таза в виде чаши связана с прямохождением. У человека — расширяющийся таз, бедренная кость под углом внутрь, прочный коленный сустав и стопа в виде «платформы» — все это способствует ровной ходьбе на двух ногах.

9. Существуют ли половые различия в строении скелета? Если да, то какие?

Кости мужчин, как правило, более крупные и массивные. Основные различия заключаются в строении таза, у женщин тазовое кольцо шире и ниже, чем у мужчин, и до определенного возраста более мобильный лобковый симфиз. Положение крыльев подвздошных костей у женщин близко к горизонтальному. Малый таз имеет цилиндрическую форму. Это объясняется возможностью женщин вынашивать и рожать детей. Таз мужчины узкий и высокий. Положение крыльев подвздошных костей приближается к вертикальному. Вход в малый таз в виде «карточного сердца».

Имеются также некоторые различия и в строении костей черепа и грудной клетки. Вопреки распространенному заблуждению количество ребер у мужчин и женщин одинаково.

источник

Череп образован парными и не­парными костями, прочно соединен­ными с помощью швов. Он служит вместилищем и опорой для жизнен­но важных органов.

В полостях, образованных костя­ми черепа, располагается головной мозг, а также органы зрения, слу­ха, равновесия, обоняния, вкуса, яв­ляющиеся важнейшими органами чувств. Через многочисленные отвер­стия в костях основания черепа вы­ходят черепные нервы, а к мозгу и другим органам проходят питаю­щие их артерии.

Череп состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Отдел, в ко­тором помещается головной мозг, на­зывают мозговым черепом. Второй отдел, образующий костную основу лица, начальных частей пищевари­тельной и дыхательной систем, полу­чил название лицевого черепа(рис. 22, 23).

Рис. 22. Строение черепа человека (вид сбоку):

1 – теменная кость, 2 – венечный шов, 3 – лобная кость, 4 – клиновидная кость, 5 – решетчатая кость, 6 – слезная кость, 7 – носовая кость, 8 – височная ямка, 9 – передняя носовая кость, 10 – верхняя челюсть, 11 – нижняя челюсть, 12 – скуловая кость, 13 – скуловая дуга, 14 – шиловидный отросток, 15 – мыщелковый отросток, 16 – сосцевидный отросток, 17 – наружный слуховой проход, 18 – ламдовидный шов, 19 – затылочная кость, 20 – височные линии, 21 – височная кость

Рис. 23. Строение черепа человека (вид спереди):

1 – венечный шов, 2 – теменная кость, 3 – глазничная часть лобной кости, 4 – клиновидная кость, 5 – скуловая кость, 6 – нижняя носовая раковина, 7 – верхняя челюсть, 8 – подборо­дочный выступ нижней челюсти, 9 – полость носа, 10 – сошник, 11 – решетчатая кость, 12 – верхняя челюсть, 13 – нижняя глазничная щель, 14 – слезная кость, 15 – решетчатая кость, 16 – верхняя глазничная щель, 17 – височная кость, 18 – скуловой отросток лобной кости, 19 – зрительный канал, 20 – носовая кость, 21 – чешуя лобной кости.

Мозговой отдел черепа взрослых людей образован лобной, клиновидной, затылочной, темен­ными, височными и решетчатой кос­тями.

Лобная кость у взрослых людей непарная. Она образует переднюю часть мозгового черепа и верхнюю стенку глазниц. В ней различают следующие части: лобная чешуя, глазничная и носовая части. В тол­ще кости имеется лобная пазуха, сообщающаяся с полостью носа.

Клиновидная кость находится в центре основания черепа. Она имеет сложную форму и состоит из тела, от которого отходят три пары отростков: большие крылья, малые крылья и крыловидные отростки. В теле кости находится пазуха (кли­новидная), также сообщающаяся с полостью носа.

Затылочная кость образует задне-нижний отдел мозгового черепа. В ней различают основную часть, бо­ковые массы и затылочную чешую. Все эти части окружают большое затылочное отверстие, через кото­рое головной мозг соединяется со спинным.

Теменная кость парная, образует верхнебоковой отдел свода черепа. Она представляет собой четырех­угольную пластинку, выпуклую кна­ружи и вогнутую изнутри.

Решетчатая кость непарная, участвует в образовании стенок глаз­ниц и носовой полости. В ней раз­личают следующие части: горизон­тально расположенную решетчатую пластинку, имеющую многочислен­ные мелкие отверстия; перпендику­лярную пластинку, участвующую в разделении полости носа на правую и левую половины; решетчатые лабиринты с верхними и средними но­совыми раковинами, образующими боковые стенки полости носа.

Височная кость парная. Она уча­ствует в образовании сустава с ниж­ней челюстью. У височной кости раз­личают пирамиду, барабанную и че­шуйчатую части. Внутри пирамиды помещается звуковоспринимающий аппарат, а также вестибулярный ап­парат, улавливающий изменения по­ложения тела в пространстве. В пи­рамиде височной кости находится по­лость среднего уха – барабанная полость с расположенными в ней слу­ховыми косточками и действующими на них миниатюрными мышцами. На боковой поверхности височной кости имеется отверстие наружного слухо­вого прохода. Височную кость прони­зывают несколько каналов, в которых проходят нервы и кровеносные сосу­ды (сонный канал для внутренней сонной артерии, канал лицевого нер­ва и др.).

Лицевой отдел черепа. Кости лицевого отдела черепа рас­полагаются под мозговым. Значи­тельную часть лицевого черепа за­нимает скелет жевательного аппа­рата, представленный верхней и ниж­ней челюстями.

Верхняя челюсть – парная кость, участвующая в образовании нижней стенки глазницы, боковой стенки по­лости носа, твердого нёба, отверстия носа- У верхней челюсти различают тело и четыре отростка: лобный, ску­ловой, нёбный и альвеолярный, не­сущий на себе альвеолы для верхних зубов.

Нижняя челюсть – непарная кость, является единственной под­вижной костью черепа, которая, со­единяясь с височными костями, обра­зует височно-нижнечелюстные суста­вы. У нижней челюсти выделяют изогнутое тело с альвеолами для нижних зубов, венечные отростки для прикрепления одной из жевательных мышц (височных) и суставные от­ростки.

Остальные, так называемые мел­кие кости лица (парные нёбные, ниж­няя носовая раковина, носовая, слезная, скуловая, а также непар­ный сошник) небольших размеров, входят в состав стенок глазниц, но­совой и ротовой полостей. К костям черепа относят также дугообразно изогнутую подъязычную кость, име­ющую парные отростки – верхние и нижние рога.

Соединения костей черепа. Все кости черепа, за исключе­нием нижней челюсти и подъязыч­ной кости, неподвижно соединены друг с другом при помощи швов. Для удобства изучения у мозгового черепа выделяют его верхнюю часть – свод, или крышу черепа, и нижнюю часть – основание черепа.

Кости крыши черепа соединяются при помощи непрерывных фиброзных соединений – швов, кости основания черепа образуют хрящевые соедине­ния – синхондрозы. Лобная, темен­ные, затылочная кости образуют зубчатые швы, кости лицевого чере­па соединяются при помощи плоских, гармоничных швов. Височная кость соединяется с теменной и клиновид­ной костями при помощи чешуйча­того шва. В зрелом возрасте в осно­вании черепа хрящевые соединения замещаются костной тканью – со­седние кости срастаются друг с дру­гом.

Нижняя челюсть образует с ви­сочной костью парный височно-нижнечелюстной сустав. В образовании этого сустава участвуют суставной отросток нижней челюсти и сустав­ная поверхность на височной кости. Сустав этот эллипсоидный по форме, комплексный по строению, комби­нированный по функции. Внутри сус­тава имеется внутрисуставной диск, сращенный по периферии с сустав­ной капсулой и разделяющий сустав­ную полость на два этажа: верхний и нижний. Височно-нижнечелюстной сустав выполняет следующие движе­ния: опускание и поднятие нижней челюсти, движение челюсти в сторо­ны, смещение нижней челюсти впе­ред-назад.

Череп имеет сложный рельеф как наружной, так и внутренней поверх­ности, обусловленный расположени­ем в его костных полостях головного мозга (полость мозгового черепа), органов зрения (глазницы), обоня­ния (полость носа), вкуса (полость рта), слуха и равновесия (барабан­ная полость и лабиринты внутренне­го уха).

В лицевой части черепа (ста. рис. 23) располагаются глазницы, в образовании которых участвуют верхние челюсти, лобная, скуловые, клиновидная и другие кости. Над глазницами находится передняя по­верхность лобной кости с надбров­ными дугами. Между глазницами располагается костная спинка носа, образованная носовыми костями, а ниже – переднее отверстие (апер­тура) полости носа. Еще ниже вид­ны дугообразные альвеолярные от­ростки сросшихся верхнечелюстных костей и нижней челюсти с распо­ложенными в альвеолах зубами.

Полость носа, являющаяся кост­ным скелетом начала дыхательных путей, спереди имеет входное отвер­стие (апертуру), а сзади – два вы­ходных отверстия – хоаны. Верхняя стенка полости носа образована но­совыми костями, решетчатой плас­тинкой решетчатой кости, телом кли­новидной кости и лобной костью. Нижняя стенка представлена верх­ней поверхностью костного нёба. На боковых поверхностях, образованных верхнечелюстными и другими кос­тями, видны три изогнутые пластинки – верхняя, средняя и нижняя но­совые раковины.

На боковой поверхности черепа (см. рис. 22) видна скуловая дуга, которая соединяет скуловую кость спереди с височной костью сзади и наружный слуховой проход с распо­ложенным позади него направлен­ным книзу сосцевидным отростком. Выше скуловой дуги находится уг­лубление – височная ямка, где берет начало височная мышца, а ниже ду­ги – глубокая подвисочная ямка, а также отростки нижней челюсти.

В задней части черепа выступает кзади наружный затылочный выступ.

Нижняя поверхность черепа име­ет сложный рельеф. Впереди нахо­дится твердое нёбо, ограниченное спереди и по бокам альвеолярной дугой с верхними зубами. Позади и выше твердого нёба видны хоаны – задние отверстия носовой полости, сообщающие эту полость с глоткой. На нижней поверхности затылочной кости имеются два мыщелка для соединения с I шейным позвонком, а между ними – большое затылочное отверстие. По сторонам от затылоч­ной кости виден сложный рельеф нижней поверхности височных костей с отверстиями для прохождения нер­вов и кровеносных сосудов, сустав­ная ямка и кпереди от нее бугорок для сочленения с суставными отрост­ками нижней челюсти.

Внутренняя поверхность основа­ния черепа имеет рельеф, соответствующий нижней поверхности го­ловного мозга. Здесь видны три че­репные ямки – передняя, средняя и задняя. В передней черепной ямке, образованной лобной и решетчатой костями, располагаются лобные доли мозга. Средняя черепная ямка обра­зована клиновидной и височной костями. В ней лежат височные доли мозга, а в гипофизарной ямке – гипофиз. В задней черепной ямке, огра­ниченной затылочной и височными костями, находятся мозжечок и за­тылочные доли мозга.

источник

Автор статьи — профессиональный репетитор М. А. Филатов

Различают костей в организме:

Неподвижный тип соединения костей характерен для костей (за исключением нижней челюсти) и . При таком типе соединения словно , в результате в месте их соединения образуется . Неподвижный тип соединения – .


Рис. Неподвижное соединение костей черепа с помощью швов(швы обозначены красным).

При полуподвижном типе соединения друг с другом . Полуподвижно друг с другом соединены , а также .


Рис. Соединение позвонков в позвоночнике с помощью хрящевых межпозвоночных дисков (обозначены голубым) – пример полуподвижного соединения.

Подвижные соединения костей называют . Сустав образуют две или , друг с другом – прочным тяжами из соединительной ткани. Если в суставе только две кости, то из них , а – . Головка и впадина снаружи покрыты (суставным) хрящом. Он позволяет во время работы сустава. Кроме того, сустав окружает . Её клетки выделяют в полость сустава (суставную) , которая также необходима для при работе сустава. Помимо этого доставляет к клеткам , так как в нём .


Рис. Схема строения сустава:

1 – суставная связка,
2 – суставная сумка,
3 – гиалиновый хрящ,
4 – суставная впадина,
5 – суставная головка,
6 – синовиальная жидкость.

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Обучающее видео
БЕСПЛАТНО

Техническая поддержка:
help@ege-study.ru (круглосуточно)

Пробные репетиционные ЕГЭ: пройдите бесплатное тестирование! Все, как на настоящем ЕГЭ.
Звоните, чтобы записаться:

8 (495) 984-09-27 или 8 (800) 775-06-82

Для нормального функционирования и Вашего удобства, сайт использует файлы cookies. Это совершенно обычная практика.Продолжая использовать портал, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Читайте также:  Травма пяточной кости код по мкб 10

Все поля обязательны для заполнения

Вся часть 2 на ЕГЭ по математике, от задачи 13 до задачи 19. То, о чем не рассказывают даже ваши репетиторы. Все приемы решения задач части 2. Оформление задач на экзамене. Десятки реальных задач ЕГЭ, от простых до самых сложных.

Видеокурс «Премиум» состоит из 7 курсов для освоения части 2 ЕГЭ по математике (задачи 13-19). Длительность каждого курса — от 3,5 до 4,5 часов.

  1. Уравнения (задача 13)
  2. Стереометрия (задача 14)
  3. Неравенства (задача 15)
  4. Геометрия (задача 16)
  5. Финансовая математика (задача 17)
  6. Параметры (задача 18)
  7. Нестандартная задача на числа и их свойства (задача 19).

Здесь то, чего нет в учебниках. Чего вам не расскажут в школе. Приемы, методы и секреты решения задач части 2.

Каждая тема разобрана с нуля. Десятки специально подобранных задач, каждая из которых помогает понять «подводные камни» и хитрости решения. Автор видеокурса Премиум — репетитор-профессионал Анна Малкова.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля — до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Сразу после оплаты вы получите ссылки на скачивание видеокурсов и уникальные ключи к ним.

Задачи комплекта «Математические тренинги — 2019» непростые. В каждой – интересные хитрости, «подводные камни», полезные секреты.

Варианты составлены так, чтобы охватить все возможные сложные задачи, как первой, так и второй части ЕГЭ по математике.

  1. Не надо сразу просматривать задачи (и решения) всех вариантов. Такое читерство вам только помешает. Берите по одному! Задачи решайте по однойи старайтесь довести до ответа.
  2. Если почти ничего не получилось – начинать надо не с решения вариантов, а с изучения математики. Вам помогут книга для подготовки к ЕГЭи Годовой Онлайн-курс.
  3. Если вы правильно решили из первого варианта Маттренингов 5-7 задач – значит, знаний не хватает. Смотри пункт 1: Книгаи Годовой Онлайн-курс!
  4. Обязательно разберите правильные решения. Посмотрите видеоразбор – в нем тоже много полезного.
  5. Можно решать самостоятельно или вместе с друзьями. Или всем классом. А потом смотреть видеоразбор варианта.

Стоимость комплекта «Математические тренинги – 2019» — всего 1100 рублей. За 5 вариантов с решениями и видеоразбором каждого.

Это пробная версия онлайн курса по профильной математике.

Вы получите доступ к 3 темам, которые помогут понять принцип обучения, работу платформы и оценить ведущую курса Анну Малкову.

— 3 темы курса (из 50).
— Текстовый учебник с видеопримерами.
— Мастер-класс Анны Малковой.
— Тренажер для отработки задач.

Регистрируйтесь, это бесплатно!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

источник

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Непрерывное соединение — это неподвижные или полуподвижные сочленения костей.

Неподвижные соединения — это срастание костей или соединение костей швами, когда между соединяющимися костями расположена очень тонкая прослойка соединительной ткани. Например, крестец образован пятью сросшимися в единое образование позвонками, а кости черепной коробки (мозгового отдела) неподвижно соединены между собой швами.

Посредством швов соединены кости черепа человека. В зависимости от формы соединяющихся костных краев различают разные виды швов (плоские, зубчатые и чешуйчатые).

Швы являются зонами амортизации при толчках и сотрясениях во время ходьбы и при прыжках. Швы между костями свода черепа новорождённого не сформированы, края костей ровные. Главной отличительной особенностью черепа новорождённого является наличие родничков. Роднички — это неокостеневшие участки черепа, которые располагаются в местах формирования будущих швов. Швы служат зонами роста костей и зарастают полностью к 7 годам.

Сустав — это подвижное соединение костей, позволяющее им двигаться относительно друг друга.

Суставы позволяют человеку производить различные движения. Сустав образуют две или несколько костей, соединенных друг с другом прочными тяжами – связками из соединительной ткани. Одна из костей образует суставную головку, другая – суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке (капсуле). Ее стенки выделяют суставную (синовиальную) жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров.

Суставная сумка (капсула) — соединительнотканная оболочка сустава, охватывающая концы костей и прикрепленная по краю суставных поверхностей; образует герметически замкнутую суставную полость.

Суставная, или синовиальная (греч. sýn — вместе и лат. ovum — яйцо), жидкость — густая эластичная прозрачная или слегка желтоватая масса. В организме выполняет функцию внутрисуставной смазки, облегчая движение суставных поверхностей.

Снаружи сустав окружен связками и мышцами , которые обеспечивают его подвижность и защищают от внешних повреждающих воздействий.

источник

Череп – скелет головы. Различают два отдела: череп мозговой, в котором располагается головной мозг, и лицевой, или кости лица. Мозговой отдел черепа составляют лобная, затылочная, решетчатая и клиновидная (непарные), теменная и височная (парные) кости. Все кости мозгового черепа соединены неподвижно. На границе мозговой и лицевой части черепа находятся клиновидная и решетчатая кости. Особенность строения височной кости состоит в том, что она имеет плоскую часть, которая входит в состав боковых костей черепа, и пирамидку височной кости, утолщенную часть, входящую в состав костей основания черепа. В пирамидке височной кости располагается орган слуха и равновесия, к нему ведет широкое слуховое отверстие – наружный слуховой проход. В затылочной кости имеется большое отверстие, к которому подходит спинной мозг.

В лицевом отделе черепа различают парные и непарные кости. К парным костям относятся: верхнечелюстные, слёзные, скуловые, носовые, нёбные и нижние носовые раковины. К непарным костям относятся: сошник, подъязычная кость и нижняя челюсть.

Верхняя челюсть расположена по бокам от полости носа и состоит из тела и четырех отростков. Глазничная поверхность тела верхней челюсти обращена в сторону глазницы. На задней поверхности находится бугор верхней челюсти. На носовой поверхности видны: раковинный гребень (к ней прикрепляется нижняя носовая раковина), слёзная борозда и вход в верхнечелюстную (гайморову) пазуху. Отростки верхней челюсти: 1) лобный отросток, соединяющийся с лобной костью, 2) нёбный отросток, располагающийся горизонтально (твёрдое нёбо), отделяющий полость носа от ротовой полости, 3) альвеолярный отросток несет в себе зубные альвеолы, куда прикрепляются верхние зубы, и 4) скуловой отросток, соединяющийся со скуловым отростком височной кости, образуют скуловую дугу, играющую роль в формировании рельефа лица.

С внутренней поверхности верхней челюсти располагаются три носовые раковины, образующие носовые ходы. Между лобными отростками располагаются две парные носовые косточки, от которых отходят хрящи, образующие крылья и кончик носа. Сошник, небольшая кость, составляющая вместе с хрящом перегородку носа. Слёзная кость участвует в образовании медиальной стенки глазницы. Имеющаяся на ней слёзная борозда, соединяясь со слёзной бороздой верхней челюсти, образует стенку слёзного мешочка.

Нижняя челюсть – единственно подвижная часть черепа состоит из двух ветвей и тела, соединенных под углом 110–130 градусов. На внутренней и наружной поверхности нижней челюсти имеется большое количество бугорков и отверстий. К бугоркам прикрепляются различные мышцы, в отверстия выходят кровеносные сосуды и нервные окончания. На альвеолярной части нижней челюсти располагаются зубные альвеолы. Ветви нижней челюсти направляются наверх и несут на себе два отростка: передний – венечный и задний – мыщелковый, разделенные вырезкой, охватывающей выступ височной кости. К венечному отростку прикрепляется височная мышца, обеспечивающая жевательную функцию. Мыщелковый отросток участвует в образовании височно-нижнечелюстного сустава. К этому отростку прикрепляется латеральная крыловидная мышца. Через тело нижней челюсти с каждой стороны проходит нижнечелюстной канал, который начинается на внутренней поверхности кости. Выходное подбородочное отверстие этого канала находится на наружной поверхности тела нижней челюсти на уровне 2-го малого коренного зуба. Подъязычная кость, имеющая дугообразную форму, расположена между гортанью и нижней челюстью. Кость состоит из тела и двух отростков, к которым прикрепляется подъязычно-язычная мышца.

У новорожденного мозговая часть черепа больше лицевой в 8 раз, растет быстро в течение первого года жизни (рис. 12).

С возраста 13–14 лет наиболее интенсивно растет лицевая часть sepena и превосходит мозговую в 2,5 раза. У новорожденного ребенка костными являются только центральные части кости, крайние части костей представляются хрящевыми и соединяются друг с другом при помощи соединительнотканной перепонки. Такие места соединений называются родничками. Наибольший родничок располагается между лобными и теменными костями (темечко). Имеются еще парные роднички: передние и задние боковые. Благодаря родничкам кости черепа могут заходить одна за другую во время прохождения через родовые пути или обеспечивать увеличение головки при росте мозгового вещества или резко увеличиваться при мозговой водянке (гидроцефалии). Закрываются роднички: боковые – к 2–3 месяцам, большой родничок – к 1 году.

Рис. 12. Череп новорожденного. Вид сбоку (А) и сверху (Б): 1 – передний родничок; 2 – клиновидный родничок; 3 – большое крыло клиновидной кости; 4 – лобный бугор; 5 – носовая кость; 6 – слёзная кость; 7 – скуловая кость; 8 – верхняя челюсть; 9 – нижняя челюсть; 10 – барабанное кольцо височной кости; 11 – чешуйчатая часть височной кости; 12 – латеральная часть затылочной кости; 13 – сосцевидный родничок; 14 – затылочная чешуя; 15 – задний родничок; 16 – темный бугор; 17 – лобный шов.

В патологии строения черепа различают микроцефалию и гидроцефалию. Микроцефалия – уменьшение размеров черепа. Кости черепа соединены, костные швы плотные, прощупываются при осмотре кожи головы. Микроцефалия является следствием перенесенного воспалительного процесса в мозговых оболочках (менингит). Источник заражения ребенка: 1) мать, инфицированная различными возбудителями (передача инфекции происходит во время беременности или при прохождении через родовые пути); 2) после рождения заражение ребенка может происходить через пуповину (пупочный сепсис), гнойничковую сыпь на теле или при поцелуях ближайшими родственниками-носителями инфекции (через носоглотку). Мозг в этих случаях не имеет места для развития, что приводит ребенка к умственному недоразвитию.

Гидроцефалия – это увеличение размеров черепа, возникающее вследствие перенесенных воспалительных процессов в мозговой оболочке (менингит) и родовой черепно-мозговой травмы. В этих случаях увеличивается количество спинномозговой жидкости, которая растягивает мозговые оболочки, а с ней и кости черепа. Степень увеличения размеров черепа зависит от этиологического фактора и времени воздействия на мозг ребенка. Избыточное количество спинно-мозговой жидкости давит не только на кости черепа, но и на вещество мозга, вызывая определенные органические и функциональные изменения в нем, что очень важно знать для педагога-дефектолога. У детей появляются головные боли, отмечается неусидчивость, беспокойство, расстройство внимания, задержка умственного развития на фоне минимальной мозговой дисфункции (ММД).

В патологии поясничного отдела позвоночника могут наблюдаться определенные изменения: расщепление остистых отростков позвонков («спина бифида»). К этой патологии обращаются в случаях недержания мочи у детей и подростков. На рентгенограмме поясничной области позвоночника обычно хорошо просматривается расщепление остистых позвонков.

К хроническим заболеваниям, характеризующимся расстройством минерального (фосфорно-кальциевого) обмена со своеобразными изменениями в костях скелета и нарушением нервно-мышечного аппарата, относится заболевание рахит.

Заболевание возникает при отсутствии или недостатке в пище ребенка витамина D. Образование активного витамина D происходит в самом организме из провитамина, находящегося в коже ребенка. Превращение провитамина в активный витамин происходит под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца. При недостаточном облучении кожи ребенка солнечными лучами, а также малом количестве D в пище у ребенка гиповитаминоз или авитаминоз.

Установлено, что витамин D не единственный витамин, необходимый для правильного развития костной системы. При отсутствии витаминов А и В развивается остеопороз. Витамин С принимает большое участие в окислительных процессах в организме, способствуя лучшему усвоению витамина D, усиливая его действие.

Помимо недостатков витаминов, особенно витамина D, необходимо учитывать также, что развитию рахита способствует дефицит в организме ряда микроэлементов – магния, цинка, железа, меди, кобальта.

К заболеванию рахитом склонны недоношенные дети, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, а также дети, страдающие нарушением функции пищеварительного тракта. Летом заболевание рахитом развивается реже, чем зимой. Начальные симптомы рахита обнаруживаются у детей 2–3 месяца жизни и выражаются в расстройстве нервной системы: дети становятся раздражительными, плохо спят, при малейшем шуме вздрагивают. У них появляется повышенная потливость (особенно затылка). Беспокойные движения головы ребенка по подушке приводят к облысению и размягчению костей затылка, нередко приводящие к его деформации. Если в этот период болезни не будет принято нужного лечения, процесс размягчения распространяется и на другие кости скелета. Грудная клетка начинает сдавливаться с боков, образуя так называемую куриную, или килевидную грудь. Иногда деформация грудной клетки приобретает другой характер: грудина как бы вдавливается внутрь, образуется воронкообразная грудная клетка. Когда ребенок начинает сидеть, появляется деформация позвоночника (сколиоз, кифоз), а при ходьбе искривляются ноги, принимая О– или Х-образную форму (рис. 13).

Для рахита характерно разрастание неполноценной остеоидной (необызвествленной) ткани, вследствие чего на черепе часто появляются утолщения лобных и теменных бугров (квадратная голова), в местах прикрепления ребер к грудине образуются утолщения, называемые «чётками». В местах соединения предплечья с кистью – утолщения, называемые «браслетками».

источник

Отдельные кости в человеческом организме соединяются друг с другом в единый скелет мышцами, связками, хрящами. Они придают ему форму и прочность, а в большинстве случаев и подвижность. Почти все кости в человеческом теле непосредственно сочленены между собой.

Различают 3 типа соединения между костями: неподвижное, полуподвижное и подвижное. А степень подвижности напрямую зависит от типа и строения ткани, находящейся между костями. Она может связывать их совершенно жестко, обеспечивать ограниченную гибкость соединения или широкую амплитуду движений:

  1. Неподвижное соединение костей имеет свойство образовываться путем их срастания, для него свойственна ограниченность движений, полное отсутствие его или небольшая подвижность.
  2. Полуподвижные соединения существуют между неподвижными и подвижными соединениями.
  3. К подвижным соединениям относятся суставы, они отвечают за механику движений в теле.

Неподвижное соединение костей имеет череп и таз человека. В них между сочленениями находится тонкая прослойка соединительного шва или хряща. Учитывая форму соединения, существуют швы зубчатые, чешуйчатые и плоские. Все они являются областью развития костей черепа и выявляют амортизирующее действие при движениях.

Благодаря тому что неподвижное соединение костей имеет череп, его кости защищают от воздействий извне головной мозг и органы чувств, а также формируют черты лица. Исключение составляют только подвижные височно-нижечелюстные суставы, которые соединяют с черепом нижнюю челюсть.

Читайте также:  Снимки перелома лучевой кости со смещением

В черепе наблюдаются 2 важных отдела:

  • Один из них, мозговой, строится из 8 костей, которые защищают мозг и внутреннее ухо. Все его кости связаны между собой прослойками фиброзной ткани – швами.
  • А лицевой состоит из 14 костей, где расположены нос, рот и глаза. Кости лицевого отдела определяют черты лица человека. Носовая полость разделена на две симметричные половины костно-хрящевой перегородкой. Костные выросты, называемые носовыми раковинами, заставляют поток входящего воздуха согреваться и фильтроваться, оставляя на слизистой пыль и микробы. Сюда же открываются околоносовые пазухи.

Неподвижное соединение костей имеет тонкую прослойку фиброзной ткани, которая играет роль клея. Она представляет собой плотное волокнистое образование, которое делает их неподвижными. Такое неподвижное соединение костей называют синартроз. Синартрозы встречаются в черепе, например его швы, имеющие соединительную ткань между собой. Именно так сочетаются между собой кости черепа и зубы с лунками челюстей.

У человека 7 шейных позвонков, из которых выделяются два верхних: атлант и осевой. Атлант – это кольцевой позвонок, который несет весь вес черепа человека. Его наименование, между прочим, посвящено мифическому титану, держащему на своих плечах небесный свод. Именно благодаря сочленению атланта с черепом, человек может кивать. А осевой позвонок, или эпистрофей, образует сверху зуб, вокруг которого вращается атлант вместе с черепом.

Полуподвижное соединение костей представляет хрящевую ткань, но в толще хряща существует мелкая полость. Ограниченная подвижность этих соединений возникает благодаря хрящевым пластинкам и упругим связкам.

Синхондрозы – это полуподвижные соединения между костями с очень малой степенью подвижности. Хрящевые соединения обладают ограниченной подвижностью благодаря упругости хряща, связывающего кости. Например, полуподвижное соединение костей имеет лонное сращение, замыкающее спереди таз, и межпозвоночные диски. В хрящевой ткани клетки разделены межклеточным веществом, которое часто образует прочный каркас, позволяющий ей выполнять связывающие, опорные и защитные функции.

Различают несколько видов хряща:

  1. Гиалиновый (стекловидный) – самый распространенный. Он очень прочный, гладкий, голубоватого оттенка. Образует скелет зародыша, а у взрослых – часть ребер, опору дыхательных путей и суставные поверхности сочлененных костей. Интересно, что скелет плода состоит в основном из такого гибкого хряща, который постепенно перерастает в костную ткань. Остатки хряща между диафизами и эпифизами окостеневают только к 25 годам. К тому же окостеневает не весь скелетный хрящ. Он остается на суставных поверхностях костей, в носу и ушных раковинах.
  2. Волокнистый (фиброзный) – белесый по цвету. Содержит больше коллагеновых волокон и образует соединения с ограниченной подвижностью, например соединяет межпозвоночные диски. Такие хрящевые межпозвоночные диски могут слегка сжиматься и скручиваться, но благодаря своей многочисленности обеспечивают гибкость позвоночника.
  3. Эластический (сетчатый) – желтоватый по цвету. Отличается большим количеством волокон эластина, что придает ему гибкость. Образует скелет ушной раковины и часть гортани.

Коллаген – очень прочный и гибкий материал, служащий основой большинства соединительных тканей, которые связывают, разделяют и защищают жизненно важные органы. К ним относятся костная, хрящевая, волокнистая ткань.

Говоря о неподвижном соединении костей, нужно остановиться на синостозах, которые формируются из синдесмозов и синхондрозов с возрастом. При этом соединительная ткань или хрящ между некоторыми костями превращается в костную.

Так, кости тазового пояса — это пример того, какие соединения костей являются неподвижными. Они образуют что-то в виде чаши, защищающей и поддерживающей органы нижней части брюшной полости. Этот пояс выдерживает огромные нагрузки, впадина тазобедренного сустава гораздо глубже, чем плечевого, поэтому он намного стабильнее.

Например, копчик состоит из 3-5 рудиментарных позвонков, которые с возрастом срастаются в единую треугольную косточку. Другим примером синостозов выступают заросшие швы или родничок у младенца. Это физиологические синостозы.

Но при некоторых заболеваниях костного аппарата может происходить окостенение не только хрящевой ткани, но и некоторых суставов. Это патологические синостозы. Движения при таком окостенении, естественно, отсутствуют.

источник

Автор статьи — профессиональный репетитор М. А. Филатов

Различают костей в организме:

Неподвижный тип соединения костей характерен для костей (за исключением нижней челюсти) и . При таком типе соединения словно , в результате в месте их соединения образуется . Неподвижный тип соединения – .


Рис. Неподвижное соединение костей черепа с помощью швов(швы обозначены красным).

При полуподвижном типе соединения друг с другом . Полуподвижно друг с другом соединены , а также .


Рис. Соединение позвонков в позвоночнике с помощью хрящевых межпозвоночных дисков (обозначены голубым) – пример полуподвижного соединения.

Подвижные соединения костей называют . Сустав образуют две или , друг с другом – прочным тяжами из соединительной ткани. Если в суставе только две кости, то из них , а – . Головка и впадина снаружи покрыты (суставным) хрящом. Он позволяет во время работы сустава. Кроме того, сустав окружает . Её клетки выделяют в полость сустава (суставную) , которая также необходима для при работе сустава. Помимо этого доставляет к клеткам , так как в нём .


Рис. Схема строения сустава:

1 – суставная связка,
2 – суставная сумка,
3 – гиалиновый хрящ,
4 – суставная впадина,
5 – суставная головка,
6 – синовиальная жидкость.

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

Обучающее видео
БЕСПЛАТНО

Техническая поддержка:
help@ege-study.ru (круглосуточно)

Пробные репетиционные ЕГЭ: пройдите бесплатное тестирование! Все, как на настоящем ЕГЭ.
Звоните, чтобы записаться:

8 (495) 984-09-27 или 8 (800) 775-06-82

Для нормального функционирования и Вашего удобства, сайт использует файлы cookies. Это совершенно обычная практика.Продолжая использовать портал, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Все поля обязательны для заполнения

Вся часть 2 на ЕГЭ по математике, от задачи 13 до задачи 19. То, о чем не рассказывают даже ваши репетиторы. Все приемы решения задач части 2. Оформление задач на экзамене. Десятки реальных задач ЕГЭ, от простых до самых сложных.

Видеокурс «Премиум» состоит из 7 курсов для освоения части 2 ЕГЭ по математике (задачи 13-19). Длительность каждого курса — от 3,5 до 4,5 часов.

  1. Уравнения (задача 13)
  2. Стереометрия (задача 14)
  3. Неравенства (задача 15)
  4. Геометрия (задача 16)
  5. Финансовая математика (задача 17)
  6. Параметры (задача 18)
  7. Нестандартная задача на числа и их свойства (задача 19).

Здесь то, чего нет в учебниках. Чего вам не расскажут в школе. Приемы, методы и секреты решения задач части 2.

Каждая тема разобрана с нуля. Десятки специально подобранных задач, каждая из которых помогает понять «подводные камни» и хитрости решения. Автор видеокурса Премиум — репетитор-профессионал Анна Малкова.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля — до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Сразу после оплаты вы получите ссылки на скачивание видеокурсов и уникальные ключи к ним.

Задачи комплекта «Математические тренинги — 2019» непростые. В каждой – интересные хитрости, «подводные камни», полезные секреты.

Варианты составлены так, чтобы охватить все возможные сложные задачи, как первой, так и второй части ЕГЭ по математике.

  1. Не надо сразу просматривать задачи (и решения) всех вариантов. Такое читерство вам только помешает. Берите по одному! Задачи решайте по однойи старайтесь довести до ответа.
  2. Если почти ничего не получилось – начинать надо не с решения вариантов, а с изучения математики. Вам помогут книга для подготовки к ЕГЭи Годовой Онлайн-курс.
  3. Если вы правильно решили из первого варианта Маттренингов 5-7 задач – значит, знаний не хватает. Смотри пункт 1: Книгаи Годовой Онлайн-курс!
  4. Обязательно разберите правильные решения. Посмотрите видеоразбор – в нем тоже много полезного.
  5. Можно решать самостоятельно или вместе с друзьями. Или всем классом. А потом смотреть видеоразбор варианта.

Стоимость комплекта «Математические тренинги – 2019» — всего 1100 рублей. За 5 вариантов с решениями и видеоразбором каждого.

Это пробная версия онлайн курса по профильной математике.

Вы получите доступ к 3 темам, которые помогут понять принцип обучения, работу платформы и оценить ведущую курса Анну Малкову.

— 3 темы курса (из 50).
— Текстовый учебник с видеопримерами.
— Мастер-класс Анны Малковой.
— Тренажер для отработки задач.

Регистрируйтесь, это бесплатно!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

источник

Неподвижное соединение характерно для костей черепа. Неподвижные выступы одной кости входят в углубления второй кости, образуя прочный костный шов. Это очень важно для защиты головного мозга. Единственная подвижная кость черепа это нижняя челюсть.

2. Аксоны каких нейронов иннервируют мышечные волокна?
3. Зависит ли прочность костей скелета от силы мышц человека?
4. Как изменится характер движений, если одна из мышц-антагонистов перестанет функционировать?
5.Перечислите основные группы скелетных мышц человека.
6. Являются ли произвольным сокращения мимических мышц?
7. С чем связано развитие мышечного утомления?
8. Почему смена видов деятельности предупреждает быстрое развитие утомления?
9. Зависит ли эффективность мышечной деятельности от работы органов дыхания и кровообращения?
10. Чем отличаются понятия «гипокинезия» и «гиподинамия»?Что первично?

этой клетки после первого деления мейоза?
а) 4; 6)8; в) 16; г) 32

2) какие кости образуют мозговой отдел черепа?
3) какую роль играют изгибы позвоночника?
4) из каких отделов состоит скелет конечности?
5) каково строение кости?
6) чем сходно строение голени и предплечья?
7) что такое костный таз?
8) из каких отделов состоит скелет свободной нижней кости?

3)Чем череп человека отличается от черепа шимпанзе

4)Перечислите кости, относящиеся к мозговому и лицевому отделам черепа

5)Почему шейные позвонки менее массивны чем поясничные

6)Какое строение позвонка и какую роль играют хрящевые межпозвоночные диски

7)Какие кости относятся к грудной клетке? Почему ребра с грудиной соединены полуподвижно

неподвижно? 4 скелет новорожденного состоит из хрящей, которые по мере роста заменяются костями. ПОЧЕМУ? 5 Что такое родничок? Какую диету вы бы порекоммендовали детям у которых его заратание идет медленно?

2. Скелет служит. телу. внутренние органы, с помощью него осуществляются. тела в пространстве, он также участвует в. веществ.
3. Плечевая, бедренная кости относятся к. костям и состоят из. внутри которого находится. и двух.
4. Стенки полостей, содержащих внутренние органы, образованы. костями, например. отдел черепа, кости. ребра; а позвонки и кости. черепа состоят из нескольких разных частей и относятся к. костям.
5. Кость имеет сложный. состав и состоит из 65–70 %. веществ, придающих. и 30–35 %. веществ, придающих. и. кости.
6. Кость в основном состоит из. ткани, являющейся разновидностью. ткани, и представлена. и. веществом.
7. Компактное вещество развито в костях, выполняющих функцию. и. и обеспечивает им большую. в особых каналах этого вещества расположены. сосуды, питающие кость.
8. Губчатое вещество образовано костными. между которыми находится. костный мозг, образующий клетки. ; полость трубчатых костей заполнена. костным мозгом.
9. Снаружи кость покрыта. через которую проходят кровеносные. и. ; за счет нее происходит рост костей в. 10. Между костями черепа и таза имеются. соединения, в этом случае кости соединены прослойкой. ткани или. в мозговом отделе и крыше черепа такие образования называются.
11. Прерывные соединения костей называются. они позволяют человеку совершать различные.
12. Сустав образуется между поверхностями костей, покрытых. снаружи они заключены в суставную. укрепленную. внутри которой находится суставная. уменьшающая трение.
13. Скелет головы – . – состоит из. и. отделов и представлен. костями, защищающими головной. и органы чувств.
14. Скелет туловища состоит из грудной клетки и. представленного несколькими отделами. грудным. крестцовым и.
15. имеет изгибы, выполняющие роль амортизаторов, и образован позвонками, состоящими из. и отростков, отверстия дуг позвонков формируют канал, защищающий. мозг.
16. Грудная. состоит из. пар ребер и. защищает сердце. служит для прикрепления. мышц.
17. Пояс верхних конечностей образован парными. и. а свободная конечность состоит из. кости, предплечья и.
18. Нижние конечности состоят из. кости, голени и. а пояс нижних конечностей представлен. костями, служащими поддержкой. столбу и внутренним органам.

1 К соединительной ткани относится:
а Мышечная в Нервная
б Кровь г Железистая
2 Трубчатой костью является:
а Плечевая в Лопатка
б Ключица г Коленная чашечка
3 Губчатой костью является:
а Локтевая в Позвонок
б Лучевая г Фаланга пальца
4 Неподвижно соединены:
а Голень и предплюсна в Бедренная кость и кости таза
б Верхние челюсти г Фаланги пальцев
5 Подвижно соединены:
а Ребра и грудина в Бедро и голень
б Лицевые кости г Кости основания черепа
6 Какой отдел позвоночника не может состоять из пяти позвонков:
а Шейный в Крестцовый
б Поясничный г Копчиковый
7 У человека число колеблющихся ребер равно:
а 14 б 7 в 4 г 2
8 Непарной костью является:
а Верхнечелюстная в Теменная
б Затылочная г Височная
9 К мозговому отделу черепа принадлежат следующие кости:
а Скуловые в Верхнечелюстные
б Теменные г Небные
10 Непроизвольно сокращаются следующие мышцы:
а Поперечно-полосатые в Мимические
б Скелетные г Гладкие
11 Эритроциты участвуют в:
а Переносе кровью питательных веществ и продуктов обмена
б Переносе кровью О2 и СО2
в Свертывании крови
г Фагоцитозе
12 Вакцина – это:
а Препарат из ослабленных микробов в Плазма крови
б Препарат содержащий антитела в готовом виде г Препарат из тканевой жидкости
13 Средний слой стенки сердца состоит из:
а Эпителиальной ткани в Мышечной ткани
б Соединительной ткани г Нервной
14 Сокращение предсердий сердца продолжается:
а 0,1 с б 0,2 с в 0,3 с г 0,4 с
15 Створчатые клапаны закрыты в течение:
а Сокращения предсердий в Паузы
б Сокращения желудочков г Всего сердечного цикла
16 Мышечный слой лучше всего развит в стенках:
а Артерий в Вен
б Капилляров г Лимфатических сосудов
17 К большому кругу кровообращения принадлежат:
а Полые вены в Легочные артерии
б Легочные вены г Все перечисленные сосуды

Задание 2: если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, отвечаете «ДА», если же не согласны – «НЕТ»
1 В соединительной ткани клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.
2 Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
3 С возрастом доля органических веществ в костях увеличивается.
4 Лобная кость – это кость лицевой части черепа.
5 Позвоночник человека имеет три изгиба: шейный, грудной и поясничный.
6 Лимфа – это просочившаяся в лимфатические капилляры тканевая жидкость.
7 Люди с IV группой крови – универсальные реципиенты.
8 Сокращение сердечной мышцы возникают под влиянием импульсов из центральной нервной системы.
9 Венами называют сосуды, по которым всегда течет только венозная кровь.
10 В капилляры кровь приносят вены.
11 Между левым желудочком и аортой находится полулунный клапан.
12 Артерии ветвятся на более мелкие сосуды – артериолы.

Читайте также:  Твои милые кости ломались о трубы значение

Задание3:в каждой из приведенных ниже фраз не дописаны одно или несколько слов. Заполните пробелы
1 Кровь и лимфа являются разновидностями ………………………….. ткани.
2 Суставом называется …………………………… соединение костей.
3 Самые крупные тела у позвонков ……………………………. отдела.
4 Грудная клетка образована следующими костями: ………………. ……………….. и ………………… .
5 В состав позвоночника входит ……………………….. позвонка.
6 В состав пояса верхних конечностей человека входят ……………………….. .
7 Самая длинная кость человеческого организма — ……………………………… .
8 Костный шов – это пример …………………………. соединения костей
9 Подвижной костью черепа является …………………………….. .
10 Мышцы действующие в одном направлении называются …………………….. .
11 Кровь состоит из ………………….. и …………………………….. .
12 Гемоглобин содержится в ……………………., …………….. форма которых способствует более свободному их перемещению по капиллярам.
13 Для превращения фибриногена в фибрин необходимы ………………………….. .
14 Масса сердца человека составляет в среднем …………………. г.
15 Большой круг кровообращения начинается в ………………………………. .
16 Малый круг кровообращения заканчивается в ……………………………… .
17 Скорость движения крови по капиллярам достигает ……………………… мм/с.
18 По легочным …………………… в левое предсердие течет ………………… кровь.
19 Иммунитет, приобретенный после прививки или введения лечебной сыворотки, называется …………………….
20 Лимфатическая система относится к …………………… типу.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8

Конспект урока по биологии в 8-ом классе

«Проверка знаний по теме «Скелет человека»

Проверка знаний по теме «Скелет человека»

обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися

обеспечить применение знаний на практике в нестандартной ситуации

обобщить и систематизировать знания о скелете человека

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выявлять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с различными источниками информации.)

формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки учащихся через совместную работу.

закрепить знания об основных частях скелета и выполняемых ими функциях

выработать умения находить кости скелета на таблицах и рассказывать об их строении и функциях

находить различия в строении скелета млекопитающих и человека.

Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», раздаточный материал к уроку: скелет человека , задания группам и индивидуальные (тесты)..

I . Организационный момент .

Класс делится на команды ( можно по рядам), выбирается капитан, название команды.

Вопросы задаются каждой команде по очереди. Если команда не отвечает, могут отвечать другие команды.

Сколько костей в организме человека? (220)

Назовите плоские кости скелета (ребра, лучевая, лопатка, височные, тазовые)

Сколько свободных ребер у человека (4)

Сколько пар ребер прикрепляются к грудине (10)

Сколько позвонков входит в состав шейного отдела позвоночника ( 7)

Какие кости входят в состав плечевого пояса (ключицы и лопатки)

Какие кости входят в пояс нижних конечностей? ( тазовые кости)

Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника? ( 12)

Чем обеспечивается гибкость позвоночника ( полуподвижным соединением позвонков)

2.Логическая цепочка . Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

Ответ: 1) фаланги пальцев (скелет туловища);

2) тазовая (кости конечностей);

3. Разбейте на группы, найдите соответствие .

Ответ: 1 – б, в; 2 – а, д; 3 – г, е.

4. Конкурс капитанов. Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов : скуловые, неподвижно (сращены ), 23, лонная, 220, лобная , височные , неподвижно (швы ).

Найти биологические ошибки в тексте .

Указать номер неправильного предложения и исправить ошибку.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

3. Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов.

4. Лобная кость относится к мозговому отделу черепа.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

2 – в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы.

3 – лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества.

6 – плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.

1. – грудина – плоская кость

3 – передние концы 10 пар верхних ребер соединены с грудиной при помощи гибких хрящей

6 – тонкий кишечник не защищен грудной клеткой.

6. Конкурс знатоков биологии. ( по два человека от команды )

Подписать части и кости скелета человека

Вопросы для всех команд. Кто первый поднимает руку.

1. Назовите самую длинную кость в теле человека . (Бедреная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров)

2. Где у человека находится самый маленький сустав? (В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»)

3. Назовите самый прочный сустав . (Тазобедренный)

4. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела . (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить)

5.Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? ( лопатка, молоточек, наковальня, стремячко, чашечка, тазовые)

6. Почему первый шейный позвонок получил название «атлант»? (он поддерживает череп, как Атлант поддерживает земной шар)

7. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (хребет)

8. Сколько процентов воды содержит кость? ( До 22 )

8. Выполнение тестовых заданий всеми участниками индивидуально.

1. К какому типу костей относят плечевую кость?

1) губчатым длинным 2) плоским

3) трубчатым длинным 4) трубчатым коротким

2.Подвижно соединены между собой кости:

1) большая и малая берцовые 2) бедренная и тазовые

3) локтевая и лучевая 4) теменные и височные

3.Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа?

1) клиновидная 2) лобная 3) носовая 4) теменная

4. Какие кости не участвуют в формировании грудной клетки:

1) грудина 2) грудные позвонки 3) ключицы 4) ребра

5. Какая кость входит в состав мозгового отдела черепа?

1)лобная 2) небная 3) скуловая 4) слезная

6. С грудиной непосредственно сочленяются :

1) 12 пар ребер 2) 10 пар ребер 3) 7 пар ребер 4) 5 пар ребер

7. К костям пояса верхних конечностей относится

1) плечевая кость 2) локтевая кость 3) лучевая кость 4) ключица

8. Какие кости соединены в скелете человека неподвижно:

1) позвонки грудного отдела позвоночника 2) кости черепа

3) кости бедра и голени 4) позвонки копчикового отдела позвоночника

8. Подведение итогов игры. Выставление оценок

Список использованной литературы:

1. А.В.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф.

2. В.С.Рохлов, С.Б. Трофимов. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина.2013 г.

3 .Батуев Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.Дрофа

4.Руденко. « Знаешь ли ты себя?»

5. А.А.Кириленко. Человек и его здоровье . Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9, тематические тесты. Легион. Ростов- на –дону,2013

2.Логическая цепочка . Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

2.Логическая цепочка . Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

2.Логическая цепочка . Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

3. Разбейте на группы, найдите соответствие .

3. Разбейте на группы, найдите соответствие .

3. Разбейте на группы, найдите соответствие .

4. Конкурс капитанов. Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов : скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

4. Конкурс капитанов. Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов : скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

4. Конкурс капитанов. Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов : скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.

источник